Партия "Правое дело" на муниципальных выборах в Казани выставила свой партийный список. Но после проверки собранных подписей избирателей (надо было собрать 9 тыс.) избирком города в регистрации правым отказал. Газета "БИЗНЕС Online" обратилась к представителям бизнес-сообщества республики с вопросом: "А нужна ли бизнесу своя партия?".

 

 

Венера Иванова – председатель правления ЗАО "ГКБ "Автоградбанк":

 

– Мне с детства запомнилась сказка об отце и 12 его сыновьях, которые никак не могли понять наставления родителя о том, что нужно жить дружно. Тогда отец велел каждому из сыновей принести по веточке, собрал их в вязанку и попросил самого сильного сына сломать ее. Тот, как ни старался, не смог. Затем отец вытащил ветки и раздал их обратно каждому по одной, и даже самый слабый из сыновей с легкостью сломал ветку. Тогда отец сказал: "Вместе вы также неприступны для врагов, как эта вязанка, но если разделитесь, каждый, кто захочет, сломает вас по одиночке".

 

Об этой сказке я упомянула и во время встречи в июле этого года челнинских предпринимателей с председателем комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Тимуром Шагивалеевым. Тогда я обратилась к челнинским бизнесменам с призывом объединяться. Для чего это нужно? Сообща легче решать свои проблемы, касающиеся налогообложения, взаимоотношений с контролирующими органами и так далее. Можно выйти с инициативой изменения существующих законодательных и нормативных актов, если они в чем-то несовершенны. Мнение или обращение одного бизнесмена – это одно дело, если же обращение принимает ассоциация, насчитывающая десятки и сотни членов, – совсем другое. Также и у нас в Автоградбанке: когда к нам обращается один грузоперевозчик, мы выдаем ему кредит под одни условия, а если обращается член Ассоциации грузоперевозчиков, – под другие, более выгодные для него.

 

В какое сообщество должны объединиться предприниматели, решать им самим. Может, это будет ассоциация, может, партия, может быть, общественная организация. Если же появится такая партия, которая действительно будет решать злободневные для предпринимателей вопросы, то пусть это будет партия.

 

Нурия Исхакова – директор ООО "Центрметалл":

 

- В нашем обществе, наверное, партия предпринимателей не нужна, потому что бизнес может решать свои проблемы сам, напрямую. По крайней мере, у нашей организации это получается. Сама я стараюсь держаться вне политики. И вообще, не думаю, что в нашей республике сплошь и рядом будут звучать протесты предпринимателей, они будут проводить демонстрации и объявлять голодовки, – такие, какая сейчас проходит в Казани. Думаю, все зависит от руководителя предприятия, от того, насколько правильно он поставил работу, насколько его бизнес чистый и прозрачный. Вот я возглавляю компанию уже пять лет, мы участвуем во многих тендерах и, не могу пожаловаться, выигрываем, хотя однозначно никогда ни с какими откатами дел не имели.

 

Эдуард Коваленко – директор представительства компании Softline в Казани:

 

- На мой взгляд, бизнес должен поддерживаться непартийной организацией. Например, Опора России – организация общественная, внепартийная. По своему опыту (я вхожу в Опору) могу предположить, что партия бизнесменов должна предлагать идеи по улучшению взаимоотношений между государством и предпринимателями, и доводить эти идеи до высшего руководства страны или региона, а также предлагать различные нововведения в законы – по налогам, по льготам для предпринимателей и так далее… И, кроме того, помогать развиваться бизнесу, организовывать различные конференции, на которых бизнес высказывает свою точку зрения, где выступают представители и фирм, и банков, и госвласти… А главное, партия предпринимателей должна быть посредником между госорганами и бизнесом. Самому бизнесу нелегко прорваться к высшим органам власти, донести до них свои проблемы. Для меня пример того, как надо работать в поддержку предпринимателей, – Опора России. Опора поддерживает малый и средний бизнес – ИП, ЧП, не очень крупные организации… Им поддержка нужна – в отличие от крупного бизнеса, который и так свои интересы отстаивает хорошо.

 

Фарид Мухамедьяров – директор агентства "Сабантуй":

 

- Наверное, не нужна нам партия предпринимателей. Зачем она? Я даже никогда об этом не задумывался. Тем более, считаю, что нужно заниматься или бизнесом, или уж партией. Я в принципе далек от этих вопросов и от политики, но полагаю, что партия предпринимателей мало что может изменить.

 

Светлана Пименова – директор туристической компании "Итиль Тур":

 

- Даже не знаю… Может быть, нужна партия, которая поддерживает малый бизнес, он плохо защищен. И, с моей точки зрения, мало общественных организаций, лоббирующих его интересы. А политика – это такая сфера, которую мало интересуют насущные проблемы кого бы то ни было, там людьми двигают совсем другие интересы. Вообще, это очень серьезная тема, над ней надо очень серьезно подумать. Я опасаюсь, например, что партия предпринимателей вполне может превратиться в нечто вроде чиновничьей структуры – от этого никто не застрахован. И уж тогда точно партия вряд ли будет защищать интересы тех же предпринимателей…

 

Светлана Саблина – управляющий директор "Амакс Сафар отеля":

 

- Я, если честно, вне политики. Сейчас, например, у власти "Единая Россия", и меня устраивает ее политика. Если же говорить о партии предпринимателей, то мое личное мнение такое: у нас и так много политических партий, и говорить о создании какой-то новой… Бюрократия расплодится! Создание любых новых структур, как правило, не оправдывает ожиданий. Хотелось бы, чтобы лучше работали те, которые сейчас существуют. Вообще, чем больше различных структур, тем меньше результата.

 

Адель Сагиев – директор коллекторской компании Corpus Juris Civilis:

 

- Определимся изначально, что такое партия? Партия – это представительство группы граждан, которые имеют общую цель, интерес. У нас были одно время партия пива, партия пенсионеров, партия демократов. Функция партии – лоббирование интересов, законопроектов. Нужно ли бизнесу лоббировать свои интересы на законодательном уровне? Я считаю, что на данный момент интересы бизнеса уже лоббируются в законодательных органах. Мы видим, что принимаются определенные законы, изменяется законодательная база. Поэтому нет необходимости срочного создания партии предпринимателей. Но бизнесу, как таковому, представлять свои интересы все-таки необходимо, и партия предпринимателей, в общем, должна быть. Но к ее созданию мы должны прийти закономерно, привести нас к такой необходимости должна сама жизнь…

 

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля Джузеппе:

 

- Думаю, что идея создания партии бизнеса достаточно актуальна. В какой-то степени интересы бизнеса представлены РСПП – Российским союзом промышленников и предпринимателей. Он представляет интересы бизнеса в отношениях с властью, но в основном, конечно же, крупного бизнеса. Интересы среднего и малого бизнеса на татарстанском региональном уровне представлены Ассоциацией малого и среднего предпринимательства РТ. Там поднимаются актуальные вопросы, которые выносятся на обсуждение общественности. Ассоциация оказывает также юридическую помощь предпринимателям. Но любая ассоциация или союз работают лишь с последствиями государственного воздействия, когда уже вышел какой-то закон или принято постановление. У бизнеса нет прямой возможности влиять на принятие законов, нет прямой возможности вынести на обсуждение, например, Госсовета РТ или Госдумы РФ, законопроекты, которые бы помогли бизнесу развиваться лучше. Нет возможности и выступать против принятия какого-либо закона, сильно изменяющего законодательство не в пользу бизнеса. А создание реальной партии бизнеса заставило бы власть прислушиваться к его мнению, решать его конкретные проблемы. В результате гражданское законодательство, регулирующее бизнес, стало бы более предсказуемым, а бизнес смог бы жить долгосрочными планами, а не от года к году.

 

Тимур Тимуршин – директор "Татнефтепродукт-медиа":

 

- Считаю, что создавать специальную партию, представляющую интересы субъектов предпринимательства, не имеет смысла. Каждый представитель бизнес-сообщества – это не отдельно взятый сферический конь в вакууме, а гражданин страны, который живет в одном обществе с остальными гражданами и сталкивается с теми же проблемами. Поэтому тяжело сегрегировать предпринимателей от остального населения страны. На мой взгляд, бизнес должен отстаивать не свои интересы, а интересы общества в целом, на которое, собственно, он в первую очередь и ориентирован. В России на сегодняшний день и так существует достаточное количество различных политических партий и движений, которые, по идее, должны представлять интересы всех слоев населения, в том числе и людей, имеющих собственное дело.

 

Айрат Хабибуллин – директор АН Домус:

 

- В принципе, есть общественные движения, которые лоббируют интересы различных предприятий – малых, средних, крупных. Так что создание партии для бизнеса вызывает сомнение, хотя… Партия, может быть, и нужна, но интересы бизнеса ведь разные. Крупные предприятия, вроде Газпрома, и небольшие предприятия – у них совершенно разные интересы. Да и, мне кажется, не назрела еще необходимость создания такой партии, это пока преждевременно.

 

Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы компаний "Контр":

 

- Мне кажется, что партия для бизнеса, конечно, нужна. Она должна лоббировать интересы предпринимателей, а также защищать идеалы рынка и свободной личности…

Надежда Замалиева

Наталия Токранова