Совмещать работу и личную жизнь крайне сложно – уверено большинство представителей бизнес-сообщества. Однако есть и исключения. Владельцы магазина "Хария" на протяжении десяти лет живут практически там же, где работают. Первый этаж – магазин, второй – место проживания всей семьи, для которой бизнес не только работа, но и хобби. Именно благодаря постоянной включенности в процесс работы, это семейство предпринимателей как никто знает, чего хочет покупатель.
Секретами общения с покупателями и торговой политики с корреспондентом "Бизнес онлайн" поделились Хария Фаязова и ее дочь Эльмира Шакирова. Став участниками конкурса "Семейный бизнес", объявленного Банком Казани при поддержке мэрии Казани в Год Семьи, предприниматели уже знают, на что будет потрачен кредит, выданный в случае победы в конкурсе.
Визитная карточка магазина "Хария"
Сфера деятельности: торговля продуктами питания
Год основания: 2001
Среднемесячный товарооборот: 6,5 млн. рублей
Штат: около 50 человек
Бизнес поколений
- Почему выбрали именно этот вид бизнеса?
Э.Ш.: Мама проработала директором в ленинском райпищеторге порядка 20 лет. Поэтому когда решили открыть свое дело, у родителей был хороший опыт работы именно в этой сфере. И когда начались новые веяния, в 1997 году мы выкупили у райпищеторга продуктовый магазин "Уралочка" и начали свое дело. Я к тому времени закончила институт и присоединилась к родителям. Мы начали расширяться и потихоньку дела пошли.
- Ваш бизнес особо интересен тем, что магазин и место проживания всей семьи находятся в одном здании. Как появилась идея столь плотно совместить личную жизнь и работу?
Э.Ш.: Совмещение жилого дома с магазином мы видели еще в Польше в давние 80-е годы, когда ездили туда по турпутевке. Там это достаточно частое явление: практически в каждом жилом доме на первом этаже аптеки, магазинчики, кафе. Нам это так понравилось! Идея запала в голову и когда выпал такой шанс, мы его использовали - 15 ноября 2001 года мы открыли свой магазин.
- Магазин назвали в честь мамы?
Э.Ш.: Да, "Хария". Мы долго и не думали как его назвать. Маму в районе знают много лет, поэтому назвать магазин ее именем означало получить доверие покупателей.
- В вашем деле задействованы сразу два поколения семьи. Как распределяете рабочие обязанности?
Э.Ш.: Мы все вносим свои знания в развитие дела. Мне кажется, в нашем бизнесе есть хорошее соотношение опыта с новыми веяниями. Мама имеет большой опыт, к тому же она - генератор идей, а мы с мужем вносим свежий взгляд, на нас оперативное руководство. Папа занимается строительством.
Х.Ф.: Эльмира рвется все сама делать, но я за то, чтобы один человек не тянул все на себе. Нужно делегировать свои полномочия другим, заставлять людей работать. Штат у нас все-таки больше сорока человек. Во всем ведь успеть невозможно, надо научно свой труд организовывать.
- Наверняка порой подменяете друг друга?
Э.Ш. Мы все взаимозаменяемы, это увеличивает скорость принятия решений. К тому же мы тут живем, поэтому доступны с утра и до вечера. Конечно, многим бы не понравилось полностью соединить свою жизнь с работой. Например, наши партнеры по бизнесу смотрят на нас и удивляются - они не хотят с утра до вечера быть завязаны на всех рабочих проблемах. А для нас это и хобби, и работа.
Благодаря тому, что вместе работает два поколения, мы можем полноценно отдыхать. Когда родители уезжают отдыхать, работаем мы и наоборот. Дело не затухает. В тоже время я знаю, что многие предприниматели не могут себе позволить отдых, так как им не на кого оставить бизнес.
- Не трудно находиться вместе практически все время?
Э.Ш.: Наши друзья тоже интересуются - не надоедает ли вместе и работать, и отдыхать. Но у нас же одни интересы, общие разговоры. Только так можно слаженно работать, что бы все плоды были в одну корзинку. Поэтому у нас и отдача гораздо больше, чем у других.
Х.Ф.: Когда занимаешься одним делом и союз крепче, так как семья живет одними интересами. И в деле полное доверие и честность. Семейный бизнес хорош еще и тем, что мы работаем очень согласовано, решаем вместе, что нужно поменять. Львиная доля накоплений идет в магазин, на развитие бизнеса.
- Но работать одной семьей, тем более, когда нет явно выраженного руководителя, наверное сложно?
Х.Ф.: Именно потому что нет внешнего руководства, важна внутренняя самодисциплина. Если ее нет, то происходит расхолаживание коллектива, а контроль в розничной сети должен быть обязательно. Подчиненные сразу чувствуют, если руководство несерьезно относится к делу. Мы же слишком дорожим своим авторитетом, привлекательностью магазина для рядового покупателя, чтобы позволить себе это.
Очереди как признак востребованности
- Своего среднестатистического покупателя представляете?
Э.Ш.: Район заводской, поэтому наши покупатели – работники завода. Зная это, мы даже можем предугадать, в какие дни будет наибольший спрос – в дни выдачи зарплаты.
Наша категория – магазин у дома. Из центра к нам, конечно, не ездят, но местное население нас любит. Еще семь лет назад на улице Максимова было 8-9 магазинов. Сейчас их гораздо больше, но народ ценит именно наш магазин, покупатели ходят к нам из года в год. Им нравятся цены, ассортимент, свежесть и качество продукции.
Х.Ф.: Также мы стараемся, чтобы обслуживание покупателей было на должном уровне. Наши продавцы вежливы, умеют выстраивать диалог с покупателем. К тому же за все эти годы они познакомились с покупателями, многих знают по именам. Мы очень дорожим клиентами, хотим, чтобы покупатель к нам вернулся, поэтому если продавцы продают просроченный товар, то мы обязательно их наказываем. Так же стараемся, чтобы в магазине была чистота. Покупателю ведь приятнее получать продукцию из чистых холодильников, прилавков.
Э.Ш.: Хария Хайдаровна каждый понедельник лично ходит по магазину с ватной палочкой и проверяет чистоту, разморожены ли холодильник, вытерта ли пыль.
- Предъявляя к продавцам серьезные требования, нужно и об их условиях труда заботиться.
Э.Ш.: У нас хороший коллектив, некоторые продавцы работают с нами по десять лет, особой текучести кадров нет, зарплаты хорошие. В каждом отделе у нас работает по два продавца. Для чего это делается? Чтобы люди не работали на износ. У них появляется возможность немного отдохнуть, попить чай, вовремя поесть. У нас и питание для продавцов бесплатное. Покупателям это новшество тоже понравилось – в очередях теперь приходится стоять меньше.
- А систему самообслуживания в магазине не планируете ввести?
Э.Ш.: У соседних магазинов есть опыт самообслуживания. Но он говорит о том, что очень часто покупатели просто "забывают" расплатиться за товар. Поэтому пока мы на это пойти не можем. Да и площадь не позволяет правильно распределять потоки покупателей.
- Удивительно, но в вашем магазине довольно часто можно увидеть очереди за товаром. Покупатели не жалуются?
Э.Ш.: Народ сегодня действительно не любит стоять в очередях, поскольку высоко ценит свое время. Все хотят быстро сделать покупки. Даже бабушки, которым в принципе некуда торопиться, не желают стоять в очередях. Поэтому когда начинается основной поток покупателей (с 16 до 19 часов), мы стараемся работать более активно.
Но площади магазина, конечно, не хватает, поэтому мы решили, что пора расширяться.
Когда мы только открывались, площадь магазина была сто квадратных метров, потом пришлось отдать 50 метров склада, затем мы на цокольном этаже открыли винную галерею. Но площади по-прежнему мало. Сейчас мы ведем строительство и до Нового года увеличим площадь еще на 260 квадратных метров.
- Увеличение площади наверняка повлечет за собой расширение ассортимента, появление новых отделов?
Э.Ш.: Конечно. Мы и так постоянно работаем с новыми поставщиками, чтобы товар покупателям не приедался. Возможно, что с введением новых площадей мы даже наладим собственное производство выпечки.
- Не думали открыть сеть торговых точек по всему городу?
Х.Ф.: Лучше хорошо работать в одной точке, чем плохо в нескольких. Мы не хотим распыляться, к тому же это не оправдывает себя. Нужно будет брать в аренду новые помещения, аренда будет съедать половину прибыли, придется нести транспортные расходы. Значит, придется повышать цены. А здесь мы сами построили помещение под магазин, оно в нашей собственности. За счет этого удается удерживать низкие цены, наценка всего 15-20%.
- Покупатели не относятся с подозрением к низким ценам?
Х.Ф.: Когда цены очень низкие, покупатель, конечно, настораживается. Думает, что ему хотят продать некачественный товар. Но к нам все-таки идут за свежестью, у нас ежедневные поставки. Не во всех супермаркетах есть такой свежий товар, такое изобилие.
- Спрос покупателя за последние годы как-то изменился?
Э.Ш.: Запросы стали очень высокими. Бывают очень придирчивые покупатели. Но мы всегда идем навстречу, обмениваем товар, если нужно. Главное чтобы у покупателя не сложилось негативное впечатление о магазине. Уж лучше потерять товар, чем покупателя. Поэтому мы стараемся выполнять все их капризы.
Во-вторых, сейчас для покупателя очень важно его субъективное мнение по поводу вкуса продукции. Например, много уксуса в пресервах - покупатель приносит товар обратно. Говорит: "Я не могу так кушать". Хотя нашей вины тут нет.
В-третьих, увеличился спрос к ассортименту. Мы постоянно советуемся с продавцами, о том, какой товар закупать, чего хотят покупатели. Сейчас увеличился спрос деликатесной продукции, видимо люди стали больше себя любить. Хорошо идут фрукты, причем экзотические. Часто покупатели пробуют новые и новые продукты. Хорошо идет кондитерская продукция. Мы даже стали работать на заказ, например, принимаем заказы на свадебные торты.
- Почему решили принять участие в конкурсе "Семейный бизнес"?
Х.Ф.: Участие в конкурсе предложил исполком нашего района. Мы подумали и согласились. Если выиграем и получим кредит, то это будет значительная помощь в строительстве магазина и его дальнейшем оборудовании. В любом случае все пойдет на развитие.
Елена Шапиро
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.