.
.

ПОЛОВИНА ДТП ПРОИСХОДИТ ИЗ-ЗА ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ

Компания «Автодория» — разработчик IT-системы, с помощью которой работают камеры ГИБДД, фиксирующие нарушения скоростного режима, — поделилась с «БИЗНЕС Online» результатами исследования того, как ее работа влияет на движение транспортных потоков и поведение автомобилистов. Данные, собранные системами объективного контроля, охватывают период с 2013 по 2015 годы. При этом в компании подчеркивают, что не использовали персональные данные водителей.

В первую очередь в исследовании приводится статистика нарушений. Так, в 2014 году в Татарстане произошло 5 391 ДТП, в котором погибли 614 человек и получили травмы различной степени тяжести 6 973 человека. Самая распространенная причина ДТП — нарушение скорости. Из-за этого, говорится в исследовании, произошло 48% всех аварий. Доля погибших вне населенных пунктов, то есть на трассах, где чаще всего и принято разгоняться на полную мощь, составляет ни много ни мало 72%.

И тут на сцену выходит «Автодория», которая угрозой штрафа побуждает водителей соблюдать скоростной режим. В документе сообщается, что в 2013 году доля нарушителей в общем транспортном потоке составляла в среднем 1,48%, а в 2015 — только 0,52%. Таким образом, доля лихачей за два года упала почти в три раза. Как следствие, согласно исследованию, в зонах действия «Автодории» сокращается количество ДТП.

.
.

ТРЕТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ СКОРОСТИ — «РЕЦИДИВИСТЫ»

Наибольший интерес для исследования представляют данные с двух участков автодорог, где «Автодория» начала внедряться раньше всего. Первый — на подъезде к мосту «Миллениум» протяженностью 680 метров. Разрешенная скорость там — 60 км/ч. Приборы «Автодории» собирают данные, а ГИБДД выставляет штрафы с данной зоны с марта 2013 года. А с мая 2015 года была введена в эксплуатацию зона контроля скорости на всем протяжении моста длиной 1865 м (разрешенная скорость — 60 км/ч, но водители едут со скоростью 80 км/ч, так как за превышение на 20 км/ч их не штрафуют, если превышение зафиксировано только камерой). Второй участок — отрезок дороги в населенном пункте Сокуры (800 м) с разрешенной скоростью 40 км/ч. Приборы «Автодории» собирают данные, а ГИБДД выставляет штрафы по этой зоне также с марта 2013 года.

Так вот, по данным ГИБДД, на дороге рядом с Сокурами количество ДТП сократилось на 13%, а число аварий со смертельным исходом — на 51%. И на «Миллениуме», как видно из диаграмм распределения скоростей, водители довольно быстро подстроились под ограничение — эффект особенно сильно выражен при движении в центр города.

Сколько раз татарстанские водители должны быть оштрафованы перед тем, как начать соблюдать скоростной режим? Согласно отчету «Автодории», 27,4% автолюбителей достаточно получить штраф два раза, чтобы в третий раз уже не попадаться на этом участке. До 5% нарушителей «доходит» после того, как штраф им придет 5 раз. А 1% вообще плевать хотели на правила — они получают целых 10 и более штрафов в месяц за превышение скорости на одном и том же участке дороги.

Тем не менее доля «рецидивистов» — тех, кто превышает скорость на одном и том же участке дороги два и более раз, — по-прежнему высока — 33%. «То есть каждый третий нарушитель, скорее всего, намеренно едет с превышением», — с горечью констатируют авторы исследования.

Впрочем, 98,8% нарушителей не беспредельничают — они едут со скоростью 81 - 109 км/ч и получают штраф в 500 рублей. И лишь 1,2% гоняют со скоростью более 109 км/ч, благо штраф — от 1 тыс. рублей.

Антон Куховаренко
Антон Куховаренко

ПОД КОНТРОЛЕМ — 155 КИЛОМЕТРОВ

В выводах исследования сообщается, что контроль средней скорости на протяженных участках помогает снизить количество ДТП на 13%, в 2 раза снижая при этом число ДТП со смертельным исходом. Кроме того, контроль средней скорости на протяженных участках автодорог снижает количество нарушителей скоростного режима на 64% (более чем в 1,5 раза), приучая автомобилистов соблюдать скорость на участках дорог, а не в конкретной точке. Благодаря внедрению системы «Автодория» транспортный поток имеет тенденцию к более равномерному движению. Это снижает риски ДТП и делает движение более предсказуемым для всех.

По словам директора компании «Автодория» Антона Куховаренко, исследование помогло понять, как именно контроль скорости на протяженных участках дорог влияет на поведение водителей. «Сейчас мы знаем, что зональный контроль скорости действительно помогает делать дорожное движение безопаснее наряду с другими мероприятиями ГИБДД в этой сфере. В зонах действия системы автомобили в транспортном потоке начинают двигаться с примерно одинаковой допустимой скоростью, снижается общее количество ДТП и тяжесть их последствий», — говорит он.

Напомним, компания «Автодория» основана в 2011 году и контролируется инвестфондом «Стартобаза», который принадлежит Светлане Никифоровой — супруге главы минкомсвязи РФ Николая Никифорова. В 2013 году компанию поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов, который предложил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы «Автодория» с правом субъектов Федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».

В августе этого года компания объявила о том, что сертифицировала контроль скорости на криволинейных участках («Автодория 2.0»), а осенью оптимизировала автоматическое распознавания госномеров и работу приборов системы, представив разработку технологии «меч лучезарный». Она позволяет распознавать госномера даже при очень плохих погодных условиях и освещении.

В 2013 году в Татарстане за счет фондов ГИБДД было установлено 230 приборов «Автодория» для фиксации средней скорости транспортного средства, в 2014-ом и в сентябре 2015-го — еще 242 прибора. В 2013 году протяженность зон фиксации в республике составляла 127,2 км, в 2014-ом — 151,1 км, в сентябре 2015-го — 155 километров. Сейчас система внедрена в 17 городах России.

Светланна Никифорова
Светлана Никифорова

«ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ НЕ РЕШАЮТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» зависимость снижения количества ДТП от количества установленных систем «Автодория».

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— Соблюдение скоростного режима напрямую влияет на безопасность. В городе довольно много видеокамер ГИБДД. По нашим наблюдениям, они значительно дисциплинировали водителей на сложных участках. А на длинных прямых участках дороги, которые контролируются приборами «Автодории», некоторые водители даже стали ездить со скоростью ниже разрешенной, что тоже не очень хорошо для движения. Однако технические меры не решают всех проблем. Безусловно, нужны пропаганда, контроль, штрафы. Но главное — надо воспитывать культуру вождения. Люди должны учиться ценить свою и чужую жизнь.

Максим Антоненко — руководитель развития магистерских программ Университета Иннополис, руководитель проекта развития сети зарядных станций электромобилей, совладелец mycars.rentals:

— «Автодория» — дело, безусловно, правильное. Замечено, что в зоне действия этой системы автомобили, как правило, практически не совершают перестроений (невозможно совершить обгон транспорта, идущего с предельно допустимой скоростью). Машины буквально едут друг за другом «гуськом». Снижение количества перестроений логичным образом приводит к уменьшению количества ДТП. Тиражирование позитивного опыта «Автодории» в Татарстане на территорию всей России, бесспорно, снизит аварийность. Но самой действенной мерой, которая может привести к снижению аварийности на дорогах, является улучшение качества самих автодорог. Например, до уровня европейских: хорошая видимость разметки, чистые катафоты на ограждениях у обочины, подсвеченные ночью пешеходные переходы и многое другое.

Дмитрий Золотов — представитель федерации автомобилистов России по Казани:

— Треть повторных превышений скорости на одном участке дороги может быть связана, например, с тем, что на одной машине ездят разные водители. Или кто-то в потоке случайно на обгоне превысил скорость на 1 - 2 километра, а камера зафиксировала. Многие, кто может себе это позволить, принципиально нарушают — для них время дороже. Приборы «Автодории» намного эффективнее действуют, чем те камеры, которые висят на столбах, поскольку они действуют на длинном участке. Водитель увидел одну камеру, но он не знает, первая она или вторая, и до следующей камеры соблюдает скорость.