Авиакомпания Czech Airlines открывает рейс Казань — Прага с 28 апреля
Авиакомпания «Чешские авиалинии» открывает рейс Казань — Прага с 28 апреля

«ЧЕШСКИЕ АВИАЛИНИИ» ОТКРЫВАЮТ ВОРОТА В ПРАГУ: ДЛЯ ПАССАЖИРОВ — БЛЮДА ЧЕШСКОЙ КУХНИ И ПЛЬЗЕНЬСКОЕ ПИВО

Авиакомпания «Чешские авиалинии» открывает рейс Казань — Прага с 28 апреля. Об этом сообщила накануне вечером пресс-служба международного аэропорта «Казань», начавшего продажу билетов на это направление. Полеты будут выполняться по понедельникам и четвергам на 130-местном Airbus A320. Первый рейс запланирован на 28 апреля: вылет из Казани по местному времени в 22:05 (прилет в столицу Чехии в 2:40), из Праги — в 3:35 (прилет в столицу РТ в 6:15). Авиакомпания намерена летать всю летнюю навигацию-2016, то есть до конца октября.

Судя по стоимости на официальном сайте МАК, сегодня купить билет в Прагу можно примерно за 14,7 тыс. рублей (в один конец). Рейс туда-обратно обойдется приблизительно в 26 тыс. рублей. Это несколько дороже, чем, допустим, рейсы из Казани в Прагу через Москву. Тот же «Аэрофлот» предлагает полет с пересадкой в Москве за 25 тыс. рублей, сообщили в кассе МАК «Казань». При этом в популярных поисковиках дешевых авиабилетов можно найти варианты, к примеру, на май и июнь от «Аэрофлота» и Air France о перелете из Казани до столицы Чехии и обратно за 21 - 22 тысячи. Правда, французы предлагают вариант аж с двумя пересадками в Москве и Париже.

Купить билет в Прагу можно примерно за 14,7 тыс. рублей (http://kazan.aero/)
Купить билет в Прагу можно примерно за 14,7 тыс. рублей (фото kazan.aero)

Получить оперативный комментарий в московском представительстве авиакомпании «БИЗНЕС Online» не удалось. Однако на русской версии сайта «Чешских авиалиний» есть, в частности, и спецпредложения по перелетам в другие города. Например, из Уфы и Самары в Прагу можно улететь за 10 тыс. рублей «с хвостиком». Так что нельзя исключать, что с раскаткой рейса в Казани также будут появляться «горящие предложения» от чехов. Завлекают и «вкусняшкой»: на всех рейсах «Чешских авиалиний» действует новая концепция питания. «Все пассажиры, путешествующие в эконом-классе, могут побаловать себя вкусными и сытными блюдами чешской кухни, которые подаются на их рейсе в бизнес-классе», — говорится в сообщении. Можно также заказать моравское вино или пльзеньское пиво.

Открытие рейсов в Прагу анонсировали на коллегии минтранса РТ 30 января. Причем кроме «Чешских авиалиний» Казанью интересуется также венгерско-польская Wizz Air, прорубая окно в Будапешт. С 29 апреля — практически день в день с чехами — возобновляет ранее приостановленные из-за низкого спроса зимой перевозки «Финнэйр». Таким образом, к весне из МАК можно будет регулярно летать в Стамбул, Хельсинки, Прагу и, возможно, Будапешт.

«Чешские авиалинии», впрочем, отметились не только открытием Казани: с весны чехи возвращают свои борта, к примеру, на рейсы в Одессу. Снова открывается воздушный мост в столицу Республики Башкортостан: полеты из Праги в Уфу начинаются также 28 апреля (рейс впервые открылся с 2012 года, однако в январе-2015 полеты остановили).

К весне из МАК можно будет регулярно летать в Стамбул, Хельсинки, Прагу и — возможно — Будапешт
К весне из МАК можно будет регулярно летать в Стамбул, Хельсинки, Прагу и, возможно, в Будапешт

ПОПЫТКА № 2. ГОД СПУСТЯ

Чешская авиакомпания заходит в Казань, что называется, со второй попытки. Почти ровно год назад чехи отказались от намерения открыть маршрут Казань — Прага в числе прочих направлений в России. Причиной стал кризис: компания в целом решила на 20% сократить число рейсов в РФ из-за падения спроса на билеты. Вдобавок авиакомпания испытывала проблемы из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений в России и на Украине.

Однако ситуация, по всей видимости, изменилась осенью 2015 года. «Мы наблюдаем определенную стабилизацию и консолидацию рынка в России, а также постепенные изменения в тренде спроса на полеты в Чешскую Республику, значительно упавшего в прошлом году. Мы хотим воспользоваться этим и поэтому добавили по одному еженедельному рейсу на маршрутах из Праги в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и в Самару начиная с зимнего сезона 2015 - 2016», — цитирует «Интерфакс» сообщение коммерческого директора «Чешских авиалиний» Яна Тота. Кроме того, осенью появился анонс открытия рейса на Казань весной 2016 года.

На этот сдержанный оптимизм отреагировали и российские туроператоры. Несмотря на биометрические проблемы шенгенских виз и девальвацию, число россиян, мечтающих о чешском пиве, красотах и курортах, растет. Среди преимуществ Чехии как туристического направления участники рынка называют демократичность цен на размещение и отдых, разнообразие экскурсионных программ, качественный сервис, а также большое количество чешских визовых центров, отмечается в сообщении на сайте ассоциации туроператоров России.

Такие крупные авиакомпании, как Турецкие авиалинии, Люфтганза, Финнэйр могут позволить себе приходить в регионы с уверенностью 50/50 по загрузке рейсов
Такие крупные авиакомпании, как «Турецкие авиалинии», «Люфтганза», «Финнэйр» могут позволить себе приходить в регионы с уверенностью 50/50 по загрузке рейсов

«Чешские авиалинии» являются одной из самых старых авиакомпаний в Европе: она работает с 1923 года. В эксплуатации находится 23 самолета, в основном Airbus и турбовинтовые самолеты ATR.

Между тем в появлении чехов в казанском небе можно обнаружить и некий политический подтекст. Хотя ежедневные полеты «Турецких авиалиний» из столицы Татарстана в Стамбул никто не отменял (в 2015 году, как и в 2014-м, этим рейсом воспользовалось 70 тыс. человек), тем не менее именно Прага может составить конкуренцию аэропорту турецкого мегаполиса в качестве хаба. Об этом нашей газете рассказал председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким: «Последнее время многие пользовались Стамбулом в качестве хаба для перелетов в Европу. Я и сам несколько раз летал таким маршрутом. Если хорошее предложение сделают «Чешские авиалинии», то начнут летать и через Прагу. Кризис — кризисом, но все равно летают люди и отдыхать, и по делам, и в санатории летают! Жизнь же не останавливается. Понятно, что не вал, как раньше, — гораздо меньше».

Опережает Прага в этом вопросе и столицу Финляндии. «Хельсинки не очень удобны, так как там сначала летишь на север, а потом на юг. И Хельсинки не являются таким хабом, как Прага. Прага — центр Европы. Удобно взять машину и добираться на машине — в Германию, Венгрию, Австрию, Польшу, Италию, да и, по сути, по всей Европе. Поэтому направление должно пойти», — считает Хаким.

НАПРАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО ПОЙТИ — ЛИШЬ БЫ ЦЕНЫ НЕ ЗАДРАЛИ ВЫШЕ «ШЕРЕМЕТЬЕВО»

Оценить событие «БИЗНЕС Online» попросил участников туристического рынка.

Сергей Пасечник — гендиректор «Компаньон СП»:

— Конечно, спрос на Чехию будет: в Татарстане он всегда был достаточный, чтобы загрузить борта. Тем более в Египет и Турцию сейчас не поедешь, а в Европу из Казани больше нет прямых рейсов, за исключением Хельсинки.

Теперь я однозначно буду строить свою программу с учетом Праги. Это и здравница, и исторически привлекательный город, и гастрономическое направление здесь развито. И Венгрия недалеко — можно добраться до нее на автомобиле или мотоцикле. Полностью загрузить рейсы, думаю, пока не получится. Но логистика таких программ просчитывается не на один год вперед, а лет на пять. Люди должны к этому привыкнуть, поверить в то, что прямой перелет — это действительно удобно.

(фото balkanski.ru)
Чехия — очень популярное направление среди россиян, в том числе и среди казанцев (фото: balkanski.ru)

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT :

— Такие крупные авиакомпании, как «Турецкие авиалинии», «Люфтганза», «Финнэйр» могут позволить себе приходить в регионы с уверенностью 50/50 по загрузке рейсов. Что касается «Чешских авиалиний», то, я думаю, что у чехов есть выкупленные туристическими компаниями пакеты, которые обеспечивают минимальную загрузку для того, чтобы они сюда пришли. Прага — это достаточно популярное туристическое направление. Цены, которые они объявили, не сказать, что самые дешевые, — тысячи на 2 - 3 дороже, чем у «Турецких авиалиний» и «Аэрофлота» по тому же направлению. Но если смотреть на время прямого полета, то это плюс: ты сел спокойно и вышел уже в Праге. Я думаю, что, может быть, они тарифы подравняют. Я бы ради прямого рейса лишние 2 - 3 тысячи потратил! Потому что пересадка — всегда риск, что ты можешь не попасть на следующий рейс и задержаться в аэропорту еще дольше. Плюс сам факт того, что ты напрямую в европейский город попадаешь, — уже приятно.

Сама Прага по месту расположения интересна. Это «пивная столица» плюс поблизости много интересных городов. Карловы Вары — минеральный курорт, куда татарстанцы летают, как к себе на дачу. Там есть такой санаторий «Ульрика»... То есть это направление раскатано уже почти четверть века. Как только татарстанцы начали куда-то летать, они начали летать в Прагу и в Турцию. Так что мы очень долго ждали этот рейс.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Конечно, любые прямые авиарейсы из Казани будут благоприятно влиять на развитие туризма. К тому же есть категория пассажиров, которые летают независимо от курса доллара и евро. Конечно, сложно делать какие-то прогнозы в экономически нестабильное время, но думаю, что «Чешские авиалинии» исследовали рынок перед тем, как зайти в Казань.

Чехия — это очень популярное направление среди россиян, в том числе и среди казанцев. Хорошо, если и сами жители Чехии будут летать в Казань этими рейсами. В перспективе — почему нет? Надеюсь, и мы сами будем пользоваться открывшимися возможностями. Самое главное — в нас верят, и это очень радует.

Магомед Закаржаев — гендиректор «Казанского авиапредприятия:

— «Чешские авиалинии» — серьезная авиакомпания, наверняка у них выработана долгосрочная программа по этому рейсу. Риски есть и они, наверное, серьезные. И то, что они так долго думали, говорит о том, что они просчитывали, сколько времени потребуется на раскатку рейса. Рейс в центр Европы очень интересный и, наверное, будет востребован. Если вы помните, «Люфтганза» сколько раскатывала свои рейсы? Несколько лет! Сейчас они закрыты, но продолжительное время они летали практически полные. Очень хотелось бы, чтобы он у нас прижился. Через Прагу очень удобные стыковки: можно долететь до Праги, а потом взять автомобиль и уехать в любой конец Европы.

В то время, когда я работал в авиакомпании «Татарстан», мы встречались «Чешскими авиалиниями», вели переговоры с ними по поводу регулярного рейса. Но вероятность загрузки была рискованной. И тогда подрядились турфирмы, которые вели чартерные рейсы, которые летали, но, к сожалению, недолго. Это было примерно в 2005 году. Конечно, какая-то часть наиболее состоятельных туристов переориентируется с популярных ранее Турции и Египта на Европу из числа тех, кто не уйдет на внутренний туризм.