До начала премьеры муфтий Татарстана Камиль Самигуллин встретился с организаторами представления – Маратом Башаровым, Ренатом Абановым, Шамилем Аляутдиновым

«РАЗГОВОР С ДУШОЙ» УБЫТОЧЕН, И НЕ ВСЕ РЕГИОНЫ МОГУТ ЕГО СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ

Накануне вечером в театре им. Камала было непривычно много мусульманских священнослужителей и женщин в платках. Все они пожаловали на действо под названием, как заявлено в буклете мероприятия, «Театрально-музыкальное представление, посвященное пророку Мухаммеду». Ажиотаж чувствовался уже на входе: вот женщина с ребенком хочет пройти внутрь. «Я звонила в Москву. Мне сказали, что можно прийти без билета, постоять», — заметила она. «А мне, наоборот, сказали, чтобы никого не пускала», — решительно ответила билетер.

Ажиотаж к «мусульманскому спектаклю» с Маратом Башаровым, безусловно, подогрела информация о том, что какие-то госструктуры РТ (чуть ли не сам аппарат президента) выкупил большинство билетов на представление. Впрочем, по тому, что в Камаловском театре не было каких-то особых досмотров, стало понятно, что самого Рустама Минниханова на «Разговоре с душой» не будет. Зато было все руководство ДУМ РТ во главе с Камилем Самигуллиным, замечен был и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, а также очень большое количество чиновников, представителей министерств, особенного минкульта, пресс-службы президента РТ и районных администраций.

Кстати, несмотря на особый вечер, в демократичном буфете театра можно было купить при желании водку или коньяк, правда, желающих не было. И дамы, которые тем не менее отнеслись к мероприятию как к выходу в свет, предпочли элегантные, но строгие длинные платья в пол.

«Маулид-ан-Наби» — проект, созданный по заказу ДУМ РФ и Москвы, существует уже 10 лет и в этом году впервые покинул московские площадки, плюс ко всему претерпел множество изменений. «Все предыдущие 9 лет это был концерт. Люди приходили, слушали нашиды и получали какую-то полезную информацию, — признался корреспонденту «БИЗНЕС Online» Азат Галямшин, главный менеджер проекта «Разговор с душой». — Но в прошлом году мы пригласили Махера Зейна, а это самый известный в мире исполнитель нашидов (мусульманских песнопенийприм. ред.). Мы поняли, что все, это потолок. Просто как духовный концерт мы делать уже не можем, надо идти дальше. И пришла идея, раз в обществе популярны мюзиклы и театральное искусство, сделать некий симбиоз из этого. Мы решили сделать продукт на духовную тематику, который будет популярен в обществе».

Собралось большое количество чиновников, представителей различных конфессий

И это действительно дало свои плоды. Театрализованный концерт в этом году прошел в Москве на площадке Crocus City Hall. Она вмещает около 7 тысяч человек, а интернет-трансляцию смотрели 10 тысяч человек. В следующем году организаторы попробуют договориться с спорткомплексом «Олимпийский», который вмещает уже 16 тысяч зрителей.

Для того, чтобы придать проекту дополнительную популярность, было решено привлечь к участию медийных лиц. В музыкальном плане в разное время рассматривались и Тимати, и Дмитрий Маликов. Но в виду ограниченности ресурсов решили, что в этом году это будет Шарип Умханов, финалист второго сезона «Голоса».

«На будущее мы планируем привлекать именно ярких личностей, — говорит Галямшин. — Потому что духовные представления не всегда модные, и такие медийные лица, как Марат Башаров, богослов Шамиль Аляутдинов или задействованные певцы, дают больший интерес к этому мероприятию и приводят обычных людей. В проекте могут участвовать люди, которые не обязательно связаны с исламом. Это универсальное представление, которое дает понять общечеловеческие ценности, но через призму ислама».

Дамы отнеслись к мероприятию как к выходу в свет, отдав предпочтение элегантным, но строгим длинным платьям в пол

По словам Галямшина, в этом году они предложили сделать проект с региональным туром, потому что прилагается много материальных, духовных и физических сил для того, чтобы подготовить это мероприятие, «и становится немного грустно, когда мы просто один раз его показываем». Заинтересованность была со стороны многих регионов, и сейчас идут переговоры с Дагестаном, Ингушетией и Чечней, однако, пока потянуть его смогли только республики Татарстан и Башкортостан. Он не стал распространяться, сколько же стоит организовать гастроли «Разговора с душой», однако признался, что несколько миллионов рублей: «Аппарат президента РТ и ДУМ РТ нас поддержал. Скажу так. В Москве этот проект был убыточный. В Татарстане, так как это первая наша поездка в регион, мы тоже вышли в минус, но тут есть спонсоры, которые помогают до ума довести этот бюджет». До апреля в таком же составе «Маулид-ан-Наби» побывает в нескольких городах Казахстана и в Баку.

«КОГДА Я ИГРАЛ ЭТУ РОЛЬ, РЯДОМ СО МНОЙ БЫЛА МОЯ МАМА, КОТОРАЯ УШЛА ТРИ ГОДА НАЗАД»

Когда чуть ранее у артиста Башарова на пресс-конференции спросили, почему он согласился принять участие в «Разговоре с душой», тот, то ли желая «потроллить» казанских журналистов, то ли абсолютно искренне ответил, что из-за денег. Однако организаторы проекта уверили корреспондента «БИЗНЕС Online», что гонорар у актера не коммерческий, а благотворительный, то есть значительно меньше его обычной ставки, и что Башаров на самом деле сам проявил инициативу, увеличил количество репетиций с 6 до 12: «Он человек, который проявляет интерес к своим корням, религии, и у него это получается».

Задействованный в спектакле популярный богослов Шамиль Аляутдинов отметил, в чем фишка такого симбиоза религии и масскульта: «Мусульманская культура включает в себя сотни народов, которые населяют всю планету, она существует 14 веков. Но, к сожалению, часто мы ориентируемся только на отдельные народы этой культуры. Мы впервые в практике Европы, Америки и арабского мира осмелились сделать театрально-музыкальное представление. Это хороший пример для разных стран и народов, показывающий, что необходимо снимать разделение между религиозным и светским. Необходима золотая середина, когда мусульманским ценностями могут пользоваться самые разные люди разных вероисповеданий, чтобы их жизнь становилась лучше».

На представлении присутствовало все руководство ДУМ РТ во главе с Камилем Самигуллиным, замечен был и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин

Поэт и имам Ренат Абянов писал сценарий представления вместе с известным драматургом и режиссером театра им. Камала Ильгизом Зайниевым. «Нам хотелось, чтобы диалоги, которые звучат в спектакле, не превращались в проповедь. Люди всегда настороженно относятся к наставлениям и нравоучениям, — сказал Абянов. — В этом представлении затрагивается целый ряд тем, которые дают возможность людям задуматься о тех вещах, на которые они не обращают внимания: о кризисе человеческих ценностей, о взаимоотношениях между людьми. Судя по отзывам людей после представления в Москве, мы добились самого главного — не оставили никого равнодушными».

Башаров в свою очередь рассказал, что постановку они делают не только для мусульман. «Бог един, грехи у нас похожие», — заявил артист. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», что дала ему роль в «Маулид-ан-Наби», он ответил: «Действительно, эта роль — подарок для меня. Так как я являюсь мусульманином — подарок вдвойне. Это возможность показать, кто ты есть на этой земле, показать, что ты имеешь, что ты теряешь, как надо общаться с людьми, родителями, детьми, что такое вера. После спектакля в Москве мне стало так благостно на душе. Я почувствовал, что, когда играл эту роль, рядом со мной была моя мама, которая ушла три года назад. Но в тот вечер на той сцене она была со мной. Это был действительно разговор с душой. После этого разговора ей там наверху было очень хорошо...»

«НЕ ГРУБИ ДВОРНИКУ, МАРАТ»

Впрочем, несмотря на столь проработанную идеологическую «подкладку», сама художественная часть действа оставила довольно, мягко говоря,странное впечатление. Едва отзвучали звуки молитвы и открылся занавес, как на экране нам продемонстрировали глазами главного героя его неправедную жизнь. Вот он ссорится с женой, грубит дворнику из азиатской страны, не желает приезжать к родителям, пекущимся о его благополучии. Совершенно картонные диалоги в духе самых плохих сериалов отечественного TV начали смущать с самого начала. Разве что было приятно разглядеть в эпизодических ролях этого «кино» заслуженных ветеранов театральной сцены: «тюзовца» Александра Купцова и «камаловца» Рината Тазетдинова.

Постепенно действо все же сместилось на театральные подмостки, по краям которых стояли две лестницы на всю высоту сцены. Нетрудно было догадаться, что здесь и схлестнутся ангелы и демоны. К этому моменту «бизнесмен Марат» уже поговорил со своим братом, всучив ему обратно так и не прочитанную книгу о пророке Мухаммеде, и отправился на своем внедорожнике к любовнице. Авария...

Далее в спектакле раздражало практически все: и совершенно плоские сценарные и режиссерские ходы, и непрофессиональные актеры, совершенно не поспевавшие за Башаровым, и странные нашиды, напоминавшие рэп. Участники театра танца «Без слов» больше напоминали не слуг демона, а подтанцовку Валерия Леонтьева.

Пожалуй, единственное, что было хорошего во всем этом действе — это то, что оно было недолгим, час с небольшим. Несколько примирили со всем вышеувиденным музыкальные номера Умханова и финалистки детского «Голоса» Саиды Мухаметзяновой. Впрочем, бурные стоячие аплодисменты наличествовали.

Данное действо кажется вполне подходящим для развлекательной части какого-то религиозного форума, но, увы, вряд ли тянет на статус самостоятельного театрального шоу с приглашением журналистов, пишущих о культуре. Многие из них, к слову, разбежались уже по ходу смертельной борьбы за душу Башарова...