За новой продуктовой сетью неявно стоят известные бизнесмены, совладельцы «Эссена» Леонид Барышев и Вадим Махеев (фото: iniciativa-el.ru)
За новой продуктовой сетью неявно стоят известные бизнесмены — совладельцы «Эссена» Леонид Барышев и Вадим Махеев (фото: iniciativa-el.ru)

«ТАБЫШ» ИЩЕТ ДИРЕКТОРА ЗА 40 ТЫСЯЧ

Холдинг «Эссен» создал новую продуктовую сеть в формате супердискаунтера под названием «Табыш» (с татарского — «барыш, прибыль, нажива»). На сайте рекрутера HeadHunter опубликовано несколько вакансий от имени «Эссена» (а точнее, от ООО «Оптовик», принадлежащего в равных долях Леониду Барышеву и Вадиму Махееву). Компания ищет в Казани директора магазина под новым брендом, которому готова платить от 40 тыс. рублей. Среди прочего кандидат должен «обеспечивать внедрение прогрессивных форм торговли» и «организовывать торгово-хозяйственную деятельность магазина путем использования научно обоснованных методов управления». Новый проект пока держится в секрете. Через пресс-службу владельцы «Эссена» передали, что пока воздерживаются от комментариев.

Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», магазины под брендом «Табыш» уже работают в Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске и Лениногорске. Они занимают площади от 300 до 1000 кв. м в небольших торговых комплексах. Челнинский магазин торгует от имени ООО «Табыш», зарегистрированного в Елабуге на некоего Дмитрия Сысоева (именно его компания с соответствующим ИНН обозначена на магазинном чеке). Гендиректором ООО значится Дмитрий Шигаев, и оба предпринимателя с елабужскими магнатами через юрлица, по данным «Контур-Фокус», никак не пересекаются. Однако, по сведениям наших информированных источников на рынке ретейла, за ними стоит именно «Эссен». Нам удалось связаться с Шигаевым — он подтвердил информацию о готовящемся запуске магазина в Казани, но озвучить подробности наотрез отказался. То, что в новый формат инвестируют именно Барышев и Махеев, «БИЗНЕС Online» подтвердил также ряд источников на рынке.

Сеть в формате супердискаунтера названа «Табыш», что в переводе означает «барыш, пожива»
Сеть в формате супердискаунтера названа «Табыш», что в переводе означает «барыш, пожива»

ПАЛЛЕТЫ, СОВОЧЕК ДЛЯ КРУП И СТРОГИЕ СЕКЬЮРИТИ

Судя по формату челнинского магазина «Табыш», в котором побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», он предназначен для очень экономных покупателей. Расположен магазин в здании переживающего не лучшие времена торгового комплекса «Шелковый путь», который принадлежит челнинскому «королю недвижимости» Алексею Миронову.

Судя по расположению точки — на Мензелинском тракте, ставка сделана не столько на жителей автограда, сколько на приезжающих по выходным в город гостей из соседних сельских районов — Сармановского, Тукаевского и Мензелинского.

Сам магазин представляет собой прямоугольный зал общей площадью примерно 1 тыс. кв. метров. Обслуживающего персонала в зале минимум, а в полдень из трех касс работала только одна. По периметру зала расположены невысокие стеллажи с выложенным на них товаром, а в середине прямо на транспортировочных деревянных паллетах выставлен и остальной ассортимент. Он, кстати, мало чем отличается от ассортимента больших «Эссенов»: здесь в принципе есть все, что нужно домохозяйке, начиная от тазиков, средств гигиены и алкоголя и заканчивая хлебом, крупами и соками. С одной лишь разницей — весь представленный на полках товар из самой низшей ценовой категории. Цены, на первый взгляд, процентов на 10 - 15 ниже, чем в среднем по городу. О том, что это супердискаунтер, недвусмысленно намекают и тары с крупами: покупатель должен насыпать выбранный продукт в свой пакет самостоятельно специальным совочком.

Единственное, на чем не стали экономить собственники, — так это на охране заведения: в самом зале и над контрольно-кассовой зоной установлено множество видеокамер, а на выходе из магазина строгого вида секьюрити придирчиво осматривает всех покупателей.

Судя по формату челнинского магазина «Табыш», сеть предназначена для очень экономных покупателей
Судя по формату челнинского магазина «Табыш», сеть предназначена для очень экономных покупателей

ЗАТРАТЫ НА МАГАЗИН — ОТ 500 ТЫС. РУБЛЕЙ

С чем связана таинственность открытия, непонятно. На фоне падения доходов населения «Эссен» идет в общем тренде ретейла. За последние два года республика ощутила целый бум новых магазинов для малообеспеченных покупателей.

Ближайшим конкурентом, а возможно, и источником вдохновения для создателей «Табыша» игроки на рынке продуктового ретейла уверенно называют красноярскую сеть «Светофор». Она также позиционирует себя как «жесткий дискаунтер» — цены в нем устанавливаются на 20% ниже среднерыночных. В республике уральская сеть работает лишь с прошлого года, но успела разрастись до 20 магазинов. Среди других подоспевших конкурентов с недорогим «меню» — французская сеть «Атак», не говоря уже о привычных магазинах «Магнит», «Пятерочка», «Верный» и «Эдельвейс» классом повыше.

Таким образом, елабужский ретейлер поспешил оседлать волну спроса на дешевые продукты на фоне экономического кризиса. И это трезвый расчет: по данным Татарстанстата, реальные денежные доходы татарстанцев в январе-ноябре 2015 года упали на 6,8%, реальная зарплата — на 6%. При этом розничный товарооборот за год сократился на 12,8%, составив 776 млрд. рублей, что наглядно демонстрирует желание населения экономить. По данным статистики за январь-сентябрь (более свежей информации пока нет), в республике практически не осталось ни одного пищевого продукта, на котором бы не сэкономили жители. Так, потребление мяса упало на 3%, рыбы — на 11%, хлеба — на 3%, молочных продуктов — также на 3%, сахара — на 14%, кондитерских изделий — на 10%, даже макарон — на 3%. И лишь объем проданных татарстанцам сухих молочных консервов внезапно вырос на 10%, а безалкогольных напитков — на 9%.

По оценке Алсу Хайруллиной, генерального директора ТД «Челны-Хлеб», на открытие подобных магазину «Табыш» дискаунтеров требуется порядка 2 - 3 млн. рублей инвестиций. Заместитель генерального директора ОАО «Татспиртпром» по развитию фирменных магазинов «Арыш мае» Ильшат Камалов проводит нижнюю планку инвестиций по границе 500 тыс. рублей при условии, если помещение в аренде. Если же речь идет о строительстве, то объем затрат начинается от 11 млн. рублей без учета торгового оборудования, подсчитал владелец ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар» Наиль Сулейманов.

На открытие дискаунтеров подобных магазину «Табыш», по оценкам экспертов, требуется порядка 2-3 млн. рублей инвестиций
На открытие подобных магазину «Табыш» дискаунтеров, по оценкам экспертов, требуется порядка 2 - 3 млн. рублей инвестиций

КАЗАНЬ НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ

«Табыш» — это второй бренд продуктовых магазинов, который развивают елабужские бизнесмены, если не считать сети магазинов «у дома» «Камилла», поглощенных «Эссеном» в 2013 году. За 13 лет существования «Оптовик» нарастил широкую сеть гипермаркетов «Эссен» (торговой площадью 2 - 7 тыс. кв. м) и магазинов «у дома» «Эссен Экспресс» (в районе 500 кв. м) в Татарстане, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Башкортостане, Кировской области. Сегодня у «Эссена» 23 гипермаркета, 8 дискаунтеров и 14 магазинов «у дома». Сеть плотно охватывает Закамье, например, в Челнах и Елабуге у «Эссена» — по четыре гипермаркета.

Интересно, что при этом в Казани есть лишь один скромный «Эссен Экспресс» — на проспекте Амирхана. Не исключено, что именно его и перепрофилируют в новый «Табыш». Похоже, что стратегия завоевания Казани у елабужского ретейлера теперь определена четче. Еще 5 лет назад о планах по приходу в Казань Барышев и Махеев говорили неохотно, мотивируя игнорирование крупнейшего рынка Татарстана нежеланием конкурировать с федеральными сетевыми «монстрами». Однако в сентябре 2013 года елабужские бизнесмены анонсировали строительство первого казанского гипермаркета (площадью 3,3 тыс. кв. м). Построить его собирались быстро — от полугода, в зависимости от сроков получения документов для ввода в эксплуатацию. По словам Барышева, для гипермаркета были выбраны три площадки, и бизнесмены ждали, какая из них быстрее получит разрешение на строительство. «Два года бились за место площадки и, наконец, получили», — подчеркнул он трудности поставленной задачи. Рассказать о том, где находится земля, Барышев наотрез отказался, заявив: «Вдруг завистники будут нам козни строить?»

«Эссен» планировал потратить на строительство 300 млн. рублей собственных средств, обойдясь без кредитов. Однако на сегодня о строительстве ничего не слышно, судьбу проекта бизнесмены комментировать также отказались.

Интересно, что тогда Махеев называл рынок крупного продуктового ретейла Казани весьма привлекательным, а формат «у дома» — как раз-таки вполне насыщенным. «От трех до пяти гипермаркетов, на мой взгляд, построить вполне можно, рынок их переварит», — говорил он. «Мы имеем в виду не такие крупные магазины, как «Ашан» или Metro, а магазины площадью 3 - 4 тысячи квадратных метров, — добавлял Барышев. — На Мамадышском тракте стоит «Эдельвейс», вот если чуть-чуть его увеличить — это будет формат, который в Казани не развит до конца». Теперь, похоже, стратегия развернулась на 180 градусов.

В Казани есть лишь один скромный «Эссен Экспресс» — на ул. Амирхана. Не исключено, что именно его и перепрофилируют в новый «Табыш» (фото: oknakok.ru)
В Казани есть лишь один скромный «Эссен Экспресс» — на проспекте Амирхана. Не исключено, что именно его и перепрофилируют в новый «Табыш» (фото: oknakok.ru)

«МИНИМУМ ИЗДЕРЖЕК, МИНИМУМ СЕРВИСА, МИНИМУМ КАЧЕСТВА»

Новую бизнес-идею «Эссена» прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Алсу Хайруллина — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Если говорить о портрете покупателя подобных магазинов, то такие магазины рассчитаны только на низкий сегмент — на людей с низким доходом. Как правило, эти дискаунтеры лучше работают в периоды кризисов. Поэтому сейчас и идет основной взрыв интереса со стороны инвесторов к открытию магазинов именно этого сегмента. Так как население сейчас, в период кризиса, беднеет, такие магазины становятся востребованными. Их концепция — это минимум издержек, минимум сервиса и минимальный уровень качества товара, но при этом самая лучшая цена. Это основной принцип, который привлекает тех, кто считает копейки.

В России есть такая красноярская сеть дискаунтеров под названием «Светофор», которая уже зашла в Татарстан, например, в Набережных Челнах есть два их магазина. И она очень успешно реализует этот проект в масштабах всей России. У них уже количество таких магазинов по стране превышает 200. Они инвестируют в новый магазин каждый месяц по всей Российской Федерации. Эссеновский «Табыш» идет в абсолютно таком же направлении и может составить конкуренцию тому же «Светофору» на тех местах, где «Светофор» еще активно не развился.

Вадим Попов — директор сети «Светофор» в Татарстане:

— Наша сеть нашла своего покупателя — это люди, которые не хотят переплачивать за тот же самый товар того же качества. Сложно сказать, с каким уровнем доходов наши покупатели. На первый взгляд может показаться, что это население с доходами ниже среднего и, наверное, таких большинство, но при этом, так как наши магазины расположены не в самой легкой доступности, основная масса приезжает на автомобилях, причем нормальных автомобилях. Желающие экономить есть во всех слоях общества — даже среди тех, кто с большим достатком.

За прошедший год поток покупателей в наши магазины постоянно рос. Рос он, конечно, и в масштабах объектов. Сейчас у нас по Татарстану работает уже не меньше 20 магазинов. Способствует этому и ситуация в стране, когда люди экономят. Поэтому, наверное, и «Эссен» заходит в такую нишу. Многие сейчас пытаются диверсифицировать бизнес и заходить в новые направления.

Конечно, есть смысл развивать такие магазины в Казани. А в Закамье есть сеть «Тамле», которая в прошлом году открыла подразделение экономсегмента. Можно назвать тенденцией, что игроки средних форматов начинают открывать дешевые объекты.

Наиль Сулейманов — владелец ЗАО «Холдинговая компания «Тулпар»:

— У дискаунтеров цены ниже, чем у других магазинов, значит, у них, однозначно, будет свой покупатель. В нашей стране еще очень много людей живут на прожиточный минимум, поэтому такие магазины, безусловно, будут востребованы. Людям, у которых мало денег, не до дорогих и красивых оберток, не до оформления магазинов — это им не надо. Им главное, чтобы был товар — хороший, свежий и недорогой. Они его, если нужно, сами упакуют и сами помоют. Этот формат магазинов очень востребован на сегодняшний день. Я выступаю за то, чтобы у людей был выбор.

Я думаю, что и в Казани магазины подобного формата будут пользоваться спросом. Разве в Казани много богатых людей? Доход там может быть и выше, чем в целом по республике. Но там ведь очень много и пенсионеров, и безработных — тех, которым приходится считать каждую копейку, которые мясо раз в месяц могут себе позволить. Таких людей очень много. Такие магазины нужны. Если они востребованы, то пусть они будут.

Ильшат Камалов — заместитель генерального директора ОАО «Татспиртпром» по развитию фирменных магазинов «Арыш мае»:

— Конкуренция на казанском рынке ретейла довольно острая. Однако выверенные ценовая и ассортиментная политики, удачное местоположение и фишки позиционирования могут позволить новым игрокам достигнуть поставленных целей. Сегодня многие ретейлеры делают выбор в пользу создания небольших сетей отличающихся форматов под разными брендами, которые позволяли бы охватить аудиторию различных возрастов и достатка. Два бренда занимают большую часть рынка, а потому способны завоевать больше клиентов. Основная проблема любого магазина — попадание в целевую аудиторию. Просчеты при составлении бизнес-плана магазина и некачественное изучение конкурентной среды могут привести к отсутствию покупателей.