КАК УВОЛЕННЫЙ ДИРЕКТОР «СТАРОГО АМБАРА» ПРИЕХАЛ НА РАЗБОРКИ С ЕЛЕНОЙ ЛЕТУЧЕЙ

Гроза российских ресторанов и гостиниц телеведущая Елена Летучая, ставшая недавно лицом бренда AOS компании «Нэфис», запустила новое ток-шоу на телеканале «Пятница». В московскую студию приглашают администраторов, не прошедших проверку, — в рамках новой телепрограммы они могут обжаловать решение и напрямую пообщаться с Летучей, предъявив ей свои претензии после внутреннего расследования.

«Страсти вокруг шоу разгорятся нешуточные и во многом не уступят оригинальному проекту: громкие скандалы, подставные свидетели, неожиданные разоблачения, точка зрения профессионалов на происходящее — все это в новом ток-шоу», — обещают создатели программы.

Летучая несколько раз приезжала в Казань и успела проверить гостиницу «Татарстан», отель и аквапарк «Ривьера», ресторан «Танго», гостиницу «Волга», лапшичную Woki Toki и, наконец, трактир «Старый Амбар» на Право-Булачной. В одном из первых выпусков нового шоу защищать сферу услуг Татарстана приехали сотрудники сети «Старый Амбар» — в студии появился, как выяснилось, уже бывший директор трактира Ирек Талибуллин. Перед его появлением голос за кадром сообщил о том, что он волнуется перед очередной встречей с Летучей и до сих пор считает, что ничего криминального в его заведении во время проверки не обнаружено. При этом сообщается, что его сняли с должности именно после выхода программы в апреле 2015 года.

«Казанский ресторан «Старый Амбар» возмутил Елену Летучую с первого взгляда, — рассказал ведущий. — На кухне бардак, на столе заветренные продукты, во фритюре старое масло, а в зале пыльный интерьер. Но больше всего ведущую возмутили тараканы в месте, где кормят людей».

Зрительный зал встретил Талибуллина свистом и улюлюканьем, но директор постарался не терять самообладания, хотя волнение скрывал с трудом.

«Да, такая реакция зала не предвещает ничего хорошего», — заметил ведущий шоу Кирилл Нагиев, сын шоумена Дмитрия Нагиева.

«Нам нечего было скрывать! — с ходу заявил Талибуллин. — Это был будний день, понедельник, в 8 часов вечера. Захожу на кухню и вижу Елену и телеоператоров, спрашиваю: «Вы кто такие?» Я попросил Елену предъявить документы, она отослала меня к своему продюсеру, сама ничего мне так и не предъявила».

«Документы у нас всегда на руках, — возразила продюсер программы Елена Щипунова. — Есть медицинские книжки, пресс-карты, редакционное задание. Как это не показывали вам документы! Даже в сюжете было это зафиксировано!»

Талибуллин решил продолжить рассказ и сообщил, что после тщетных просьб к телеведущей покинуть кухню он вызвал сотрудников вневедомственной охраны, нажав тревожную кнопку. По словам директора, только когда в трактир подъехали сотрудники ЧОП, московские гости показали все необходимые документы. Летучая в ответ заявила, что все бумаги предоставляет по первому требованию.

Затем в студии появился Александр Вахонин — повар трактира. В день инспекции Летучей он продолжил жарить гренки в масле уже после того, как телеведущая обнаружила, что оно непригодно для этого. Поведение молодого человека вызвало недоумение у теледивы.

«Вы необъективно осудили наше масло. Установили во фритюр прибор для измерения и даже не протерли его! — бросил он обвинение Летучей. — А если вы им до этого пользовались в другом заведении? Значит, он показал искаженные результаты! Масло мы меняли утром, у нас есть соответствующая запись в журнале учета».

Ирек Талибулли
Ирека Талибуллина сняли с должности директора трактира после выхода программы в апреле 2015 года

«Я НИКОГДА НЕ ПОРЕКОМЕНДУЮ РЕСТОРАН, В КОТОРОМ ЕСТЬ ТАРАКАНЫ!»

Неожиданно из-за кулис появляется еще одна гостья — заместитель управляющего сети трактиров «Старый Амбар» Заира Гайфуллина. Не дожидаясь приглашения от ведущего, она сама вышла в студию, чтобы защитить своих коллег.

«Вы обсуждаете масло во фритюре. Я очень подробно изучила инструкцию к прибору, которым вы тестировали наш фритюр. Необъективность этого прибора очень велика!» — сказала она.

«Удивительная закономерность: как только я прихожу в ресторан и вижу прозрачное хорошее масло, то анализатор кухонных жиров горит зеленым, как только изучаю масло, которое обнаружила в вашем ресторане, черное — индикатор прибора горит красным. Вы можете вдаваться в детали сколько угодно, но вашу кухню это все равно не спасет, потому что мы увидели у вас грязь и тараканов!» — парировала Летучая.

Повар Вахонин в ответ поблагодарил телеведущую за визит и заявил, что трактир изменился в лучшую сторону с тех пор. По его словам, сеть ресторанов после скандала создала свою внутреннюю проверку внутри сети.

«Эти постоянные проверки мы называем «Диляра Летучая». Она проверяет жестче вас. И, кстати, вытяжки мы поменяли. Что касается масла — теперь у нас чистый жир, можете приехать и проверить, мы вас официально приглашаем», — рассказал он.

Нагиев поинтересовался, решена ли в ресторане проблема с тараканами. Гайфуллина объяснила, что в помещении постоянно проходит дезинфекция — несколько раз в неделю. Женщина также продемонстрировала отзывы посетителей, зашедших в ресторан после проверки «Ревизорро».

«Знаете, негативная реклама — это тоже реклама, — объяснила Гайфуллина. — Наши посетители видели вашу программу и говорят, что ходят к нам на протяжении шести лет. Они считают, что вы им ничего нового не можете показать, наши посетители знают нас лучше!»

«Конечно, люди как к вам ходили, так и будут ходить — ресторан в центре города, на набережной, летом особенно, наверное, у вас хорошо, — разразилась гневной тирадой Щипунова. — Но сколько людей к вам теперь никогда не придет? Это вы посчитали? Сколько людей после посещения вашего трактира написали нам в программу? Мы ведь не просто так приезжаем! Или вы работаете только для своих? Для узкого круга людей, которым все равно, что они едят?»

Московские эксперты неожиданно встали на сторону своих коллег из Казани и пошли против телеведущей, заявив, что «попали на публичную казнь». По словам юриста, шеф-повара, врача и ресторатора, которые участвуют в ток-шоу в качестве третейских судей, разница между «Старым Амбаром» и шашлычной в Геленджике (сюжет, который они посмотрели до этого) ощущается. В последнем заведении не было маркировки на продуктах, грязный мангал, а в казанском общепите были и маркировки, не обнаружено просроченных продуктов. Но Летучая была неумолима.

«А тараканы не считаются? Я никогда не порекомендую ресторан, в котором есть тараканы!» — возмутилась она.

«Тараканы ведь мертвые были!» — пожимали плечами эксперты, добавляя, что ничего критичного в сюжете не увидели.

По словам сотрудников, сеть ресторанов «Старый Амбар» после скандала создала свою внутреннюю проверку внутри сети

«РЕВИЗОРРО» — ВООБЩЕ НЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»

Телевизионное шоу «Ревизорро» выходит на телеканале «Пятница» с лета 2014 года. В своей программе Летучая проверяет различные публичные заведения: отели, рестораны, кафе и др.

За время выхода передачи съемочная группа попадала в различные инциденты. Например, в одном из красноярских ресторанов летом 2014 года ведущую встретили дракой. В Анапе сотрудники кафе, куда пришла съемочная группа, избили оператора группы, разорвали ему губу (повреждения зафиксированы бригадой скорой помощи), повалили на пол второго оператора.

Интересно, что некоторые представители отраслевых ассоциаций публично выступают против деятельности Летучей. Например, в интервью газете «БИЗНЕС Online» президент российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин рассказал, что «ее команда буквально ломится в цеха ресторанов, что запрещено всем, кроме сотрудников и санитарных врачей с официальной проверкой».

«Но «Ревизорро» почему-то пускают, боятся. В номер гостиницы вообще никто не может войти без санкции прокурора. А «Ревизорро» — это не контролирующий орган, это шоу. Взять нашу ассоциацию — мы предоставляем такую услугу, как «тайный гость» или инкогнито-аудит. Об аудите знает только директор, он сам приглашает ревизора, чтобы улучшить работу гостиницы. Приходит профессионал, проверяет работу всех служб, снимает номер на день-два. Но в цеха, где пища готовится, ему даже в голову не придет зайти. Директор после такой проверки увольняет или поощряет работников. Это профессиональный подход. А тут какое-то «Ревизорро», вообще не специалисты! Я бы на месте любого директора строго-настрого запретил пускать их. Тот, кто их пускает, создает прецедент во вред остальным гостиницам», — считает Ламшин.


«НЕЧЕСТНАЯ И ГРЯЗНАЯ РАБОТА»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила казанских рестораторов и отельеров прокомментировать деятельность Летучей и программы «Ревизорро» и узнала мнение, помогает ли передача улучшению рынка.

Михаил Горшенин — совладелец сети ресторанов «Танго-Групп»:

— Вся команда программы «Ревизорро» и нового ток-шоу звонила нам десятки раз, они обзвонили всех, чтобы мы приехали в Москву на новое ток-шоу. Звонили даже с угрозами, привлекали каких-то помощников депутатов... Я свое мнение по поводу ее деятельности им сказал: в первый раз при посещении нашего ресторана «Танго» нас обманули, это очень нечестная и грязная работа. Видимо, у них такие принципы работы и они на этом зарабатывают деньги. Когда дозвонились до меня, а они нашли наши номера, я объяснил, что претензий никаких нет, но нашего исполнительного директора в свой приезд довели до слез. Она весь день плакала, потому что ее просто обманули... Сначала просто снимали зал, потом поели, и до того момента, как им подали счет, все было прекрасно. После подачи счета съемочная группа чуть ли не с рукоприкладством рвалась на кухню. Если бы не подали счет, все было бы хорошо.

Была вторая передача — «Битва ресторанов» на телеканале «Пятница». И мы столкнулись с ними второй раз. Потом я сказал, что третьего раза не будет — я никогда не пойду на такую гадость. Программа делает скандал, и любого участника выставит в очень плохом свете. Скандал — это их способ зарабатывать деньги. Сама Летучая — молодец. Теперь снимается в дешевой рекламе и зарабатывает на этом деньги. А у нас кроме осадка от нечестности, грязи и подлости больше ничего не осталось. За выигрыш в этой передаче, кстати, озвучивают цифру — 500 тысяч рублей. Мы в этом не участвуем. Нас знают, и такая реклама — через скандал — нам не нужна.

Я работаю на рынке 19 лет и остаюсь одним из самых лучших рестораторов, поэтому мнение какой-то Летучей, которая делает деньги, карьеру, — это смешно. Она не специалист, и когда она начинает рассуждать о чем-то, чего совершенно не понимает и не знает, у меня это вызывает только улыбку. Знающие люди только смеются, когда сравнивают «Танго» и «шикарный» Woki Toki.

Летучая — просто наглая девчонка. Где-то ее даже били, вроде в Дагестане. Мы воспитанные люди. Но сейчас мы категорически не хотим никак с ними соприкасаться. Наверное, они могут к нам ворваться каким-то образом, но устраивать разборки не имеет смысла. В одном из российских городов ее, кстати, смогли прогнать из своего заведения по решению суда, тогда Летучая проиграла. Но нам это не надо. Девчонка зарабатывает, ну и пусть.

Александр Ракушев — директор отеля Bilyar Palace:

— Я думаю, программа «Ревизорро» стимулирует к улучшению рынка, но по большому счету гости, посетители голосуют за то или иное заведение рублем. Поэтому нужно стараться, чтобы гости делали выбор в твою пользу.

Я думал о том, помогает ли рынку очищаться программа Летучей, или это только ее развлечение, и я бы, например, как зритель программы хотел больше видеть предприятия, связанные с социальной сферой: школы, детсады, санатории, учебные заведения, больницы. В таких местах должен быть порядок. А в данной программе все же больше коммерческой составляющей.

Насколько я понимаю, ведущая действует в рамках правового поля. При всех плюсах и минусах программы я все-таки считаю, что она полезна, и раз существует до сих пор, значит, пользуется спросом. Наверное, можно было бы работать и помягче, не так жестко, не так грубо, хотя, возможно, как ведущая Летучая уже устала и раздражается при виде недочетов.

Эльвира Нагуманова — арт-директор азиатского кафе OmNomNom:

— Сложно отследить как пользу, так и эффективность передачи. Для этого необходимо знать, снизилось ли количество, скажем, отравлений среди гостей общепита после серий «Ревиззоро». Кажется, такой статистики нет. Насколько программа эффективна? Опять же — в чем? Уверена, что каждый владелец или шеф-повар заведения, по крайней мере, задумался, соблюдаются ли в его ресторане необходимые стандарты. А вот пошло ли дело дальше — это мы вряд ли узнаем.

Летучая однозначно делает хорошую «кассу» для канала — наверняка реклама во время выпусков «Ревизорро» стоит на порядок больше, чем в другое время. А вот очищать и улучшать рынок помогают только гости. Как раз они, посмотрев выпуски Летучей, становятся более внимательными и голосуют, конечно же, рублем. То есть «Ревизорро» — только один из множества факторов построения рынка общепита. Что касается конкретно взятых заведений, где побывала Летучая, в них, конечно, меняется многое.

Законность методов Летучей спорна. Как журналист она действительно имеет право посещать общественные места, получать и распространять информацию и так далее. Однако, например, кухня или раздевалка кафе — это не общественное место, а служебное помещение, куда можно пройти только с пропуском. Пропуск выдается после осмотра, при наличии медицинской книжки (у Летучей есть), в чистой одежде, постиранной в прачечной, заключившей договор с этим кафе. В общем, докопаться до ведущей «Ревизорро» при желании можно. Но стоит ли? Летучая однозначно заставила владельцев общепитов задуматься: а все ли в порядке у них на кухне? А что будет, если... Вместо того, чтобы придумывать способы не пустить «Ревизорро» на кухню своего заведения, стоит поработать над порядком.