Любой бизнес нуждается в первоначальном капитале – уверены теоретики рыночной экономики. "Бизнес без стартового капитала был возможен еще 13 лет назад", - уточняет семейство практиков-предпринимателей, работающее на казанском продуктовом рынке более 13 лет.

От общей массы частных предпринимателей Шагбановы отличаются тем, что занимаются социально-направленным бизнесом: они принципиально не торгуют алкоголем, удерживают мелкооптовые цены в основном для пенсионеров и малообеспеченных слоев населения, а также занимаются доставкой продуктов питания на дом для жителей Казани.

О том, как вырастить бизнес с нуля и до 13 торговых точек корреспонденту интернет-газеты "Бизнес Онлайн" рассказали участники конкурса "Семейный бизнес" - семейство Шагбановых: директор Резеда, ее супруг Рустэм (технический директор), дочь Роксана (помощник), двоюродная сестра Любовь (бухгалтер) и племянница Альбина (заместитель директора).

Визитная карточка ИП "Шагбанова"

Сфера деятельности: торговля продуктами питания
Год основания: 1995
Средняя зарплата: 10-15 тысяч
Клиентура: в основном пенсионеры и малоимущие слои населения
Штат: 40 человек, из них 10 - члены одной семьи

Конкурентный отбор

- Заняться бизнесом в сфере торговли вы решили сразу? Или изначально планы были другими?

Рустэм: До торговли я работал в совершенно иной сфере, но так получилось, что мы с женой и решили вместе заняться торговлей. У нее уже был небольшой опыт работы в этой сфере. Начинался бизнес еще в 1995 году на Колхозном рынке. Мы начали торговать прямо на улице, брали у друзей товар в долг, потом постепенно рассчитывались.

Резеда: Потихоньку, без какого-либо стартового капитала мы начали развиваться. Я позвала в дело сестру помогать мне в торговле, затем присоединились племянницы Альбина и Наташа. Так мы развили сеть до трех точек. А уже потом открыли на Колхозном рынке оптовый склад.

Рустэм: Параллельно решили заняться пассажирскими перевозками. Взяли в кредит две "Газели". Полгода они стояли, поскольку мы не могли выбить ходовой маршрут. Затем начали его раскручивать. Но пустили ПАЗики, которые забрали всех наших пассажиров. Это был очень трудный бизнес. Цены на бензин повышались, автомобили ломались. Благо, расходы погашали торговые точки. В итоге мы продали машины и сосредоточились на продуктах, а в 2003 году открыли магазин "Ассоль" возле авторынка.

- Дефолт десятилетней давности сильно сказался на вашем, тогда еще неокрепшем бизнесе?

Рустэм: У нас тогда было только две точки. А дефолт мы пережили чисто интуитивно: много не брали, с поставщиками рассчитывались быстро. И волна прошла мимо нас. Хотя были вокруг и трагические случаи, когда люди брали в долг деньги, закупали большие партии товара, привозили его на реализацию, а цены рухнули. Тогда многие остались без денег.

- Что было самым сложным на этапе становления бизнеса?

Рустэм: Бюрократические подножки, всевозможные согласования и получение лицензий. Я до сих пор не понимаю, зачем нужно столько документации. В нашем бизнесе конкуренция сама производит естественный отбор. Тот, кто не может работать, останется позади. На плаву остаются лишь те, кто работает с утра до ночи. С другими - поставщики просто не работают. Сейчас мы вышли на тот уровень, когда поставщики не опасаясь дают нам крупные объемы товара на реализацию. Они доверяют нам, мы их не подводим.

- Как вам удалось, несмотря на трудности, сформировать сеть торговых точек?

Рустэм: Сейчас у нас 13 торговых точек: пять в Советском районе, четыре в Ново-Савиновском, две в Московском и две летние за городом. Постепенно все получалось само по себе. Администрация рынка выдавала место. После долгих очередей в исполкоме, удавалось взять лицензию на месяц, который пролетал как один день. Потом опять шли в очередь. Поначалу павильоны брали в аренду, привлекали клиентов, затем открывали свои.

К сожалению, для нас, сейчас началась тотальная борьба с палаточным бизнесом. И это несмотря на то, что люди работают с продуктами по мелкооптовым ценам, а не с сигаретами и пивом.

- То есть алкоголем и табачными изделиями совсем не торгуете?

Резеда: Конечно, продавать этот товар выгоднее. Сравните, сколько потребляют пива и сколько подсолнечного масла. Пиво сейчас с прилавков уходит моментально - молодежь спивается. При желании мы бы на этом хорошо подзаработали, но мы этим не занимаемся. Мы ориентируемся на товары первой необходимости.

- Что чаще всего спрашивает покупатель? Каковы его основные запросы?

Рустэм: Просят все от "А" до "Я". Ассортимент у нас как в магазине, только цены дешевле, в продаже около 1000 наименований. Основной покупатель – пенсионеры и малообеспеченные жители нашего города.

- Почему же стали ориентироваться именно на этого покупателя?

Рустэм: Специально мы на него не ориентировались. Изначально, когда мы только открывали павильоны, решили заинтересовать покупателей ценами. Пошел оборот. Через какое-то время смотрим, а наш основной покупатель - пенсионеры.

- Ваш покупатель относится к категории населения, требующей особого внимания. Это как-то отражается на бизнесе?

- На все праздники: День пожилого человека, 1 Мая, 9 Мая, День блокадника мы делаем пенсионерам подарки. В соцзащите нам дают адреса инвалидов, ветеранов труда, мы собираем пакет продуктов рублей на 500 и адресно развозим пенсионерам. В каждом районе у нас по 20-30 "своих" пенсионеров.

Роксана: В этом году я ездила развозить подарки вместе с отцом и была потрясена тем, в каких условиях живут люди, защищавшие свое Отечество. Голые стены, грязный пол, никто за ними не ухаживает. Они берут пакет, смотрят и не верят. Удивляются, почему мы ничего не просим взамен. Я им долго объясняла, что это им в благодарность за их подвиг. Они просили объяснить, где находится наш павильон, чтобы придти и отблагодарить, звали на чай. Слезы наворачивались от их слов.

- Но вам ведь такая благотворительность наверняка бывает в убыток?

Резеда: Не все измеряется деньгами. Благотворительность - это наше внутреннее желание. И если честно, то на одно "Спасибо" нам возвращается в сто раз больше. В этом я уже убедилась. Если бы каждый предприниматель взял под свою опеку хотя бы 5-10 нуждающихся, стало бы намного легче жить.

Рустэм: Я считаю, что все равно всех денег не заработаешь. Надо иногда и о людях думать.

Роксана: На прошлой неделе в магазин пришла пожилая женщина, сказала, что отоваривается только у нас и очень благодарна за то, что мы делаем.

С доставкой на дом

- Помимо торговли, вы занимаетесь еще и доставкой. Почему решили развить это направление?

Любовь: Очень часто на точках пожилые люди просили нас подвести продукты им домой. Эти просьбы на мысль и навели. Как-то сидели всей семьей, думали, чем еще заняться и решили, облегчить людям жизнь. Часто ведь покупателям вовсе не хочется толкаться по магазинам. Попробовали -  начало получаться.

Рустэм: Большинство наших покупателей – пенсионеры, которые не могут больше 10 кг домой принести. А появление услуги по доставке позволяет им теперь заказывать продукты мешками. Мы доставляем заказы и им от пенсии до пенсии хватает и муки, и макарон, и подсолнечного масла.

- Наверняка доставка подразумевает наценку на продукты?

Рустэм: Конечно, она есть. Но все равно дешевле выходит, чем в  других магазинах. Наши транспортные расходы покрывают стационарные точки.

- В Казани жесткая конкуренция в сфере доставки?

Резеда: Несильная, но есть. Например, доставкой продуктов также занимается Кинг+.

Любовь: По-всякому бывает: где-то заработаешь, где-то потеряешь. Но одно всегда другим компенсируется. Зато пенсионеры довольны, у нас много постоянных клиентов, которые звонят с благодарностью.

- Ваш бизнес социально-направленный, какие-то льготы или помощь от государства получаете?

Рустэм: Главное, чтобы не мешали. Но и от помощи мы бы не отказались.

Семейная взаимовыручка как гарант устойчивости бизнеса

- Идея привлечь в бизнес всю семью появилась сразу?

Рустэм: Работать с родственниками гораздо надежнее, чем с посторонними. За все время работы в наших торговых точках столько наемных людей сменилось, процентов 90 от общего числа. Однако у нас есть основной костяк, состоящий из людей, которые с нами работают по 7-9 лет.

- Как распределяете обязанности семейного дела?

Резеда: Я – директор, муж занят техническими вопросами, автопарком, рабочими. Сестра Альфия помогает продавцом, ее дочка Альбина - мой заместитель, младшая племянница Наташа работает продавцом, ее муж Илья – водитель, двоюродная сестра Люба – бухгалтер. А дочка Роксана - наш младший помощник, ее не видно, но она очень выручает в любой ситуации: уборка дома, приготовление пищи, сбор выручки.

- Семейная взаимовыручка сильно помогает в деле?

Любовь: Когда вместе работают чужие люди, то каждый хочет побольше заработать для себя. А тут все общее, все семейное, делить не с кем. Все работают слаженно, в этом наше преимущество.

Резеда: Мы запросто можем уехать отдыхать, оставив все дела на племянницу Альбину. Мы в ней уверены и знаем, что она не подведет.
Альбина: Наше преимущество - сплоченная и дружная команда, здесь все идут к одной цели и знают, чего хотят.

Рустэм: Помимо всего прочего, семейный бизнес от обычного отличается особой целеустремленностью. И выкладываются члены семейного бизнеса больше, чем наемные. Мы с полуслова понимаем друг друга и всегда входим в положение другого. Бывают экстренные ситуации, когда надо, значит надо. Все безоговорочно выходят на работу, даже если об этом попросим ночью или в три часа утра.

Например, перед Новым годом люди, опасаясь очередного дефолта, делали очень много заказов - по 2-3 мешка. Приходилось работать с трех утра: приезжать, компоновать заявки, распределять товар по машинам, чтобы в восемь они могли выехать. Машины уходили перегруженные и развозили товар до 23 часов вечера. Так продолжалось две предновогодние недели. Кто кроме членов семьи согласился бы работать в таком режиме? Или работать летом на солнцепеке? Бывает, что продавцы кто в отпуске, кто на больничном. Кого просить? Приходится дочке вставать за прилавок.

- С собственного ребенка и спрос больше, чем с наемных работников?

Роксана: Конечно. Получается так, что сама на себя берешь большую ответственность.  Почему? Просто понимаешь, что помогаешь близкому человеку и требование к себе автоматически повышается. Нужно, чтобы другие могли брать с меня пример.

- Дочка продолжать родительский бизнес в будущем планирует?

Роксана: Скорее всего, я буду заниматься чем-то другим. Я уже насмотрелась на эти сложности и пойду по-другому пути. Но свой бизнес у меня тоже обязательно будет.

Рустэм: А вот сынок мечтает стать продолжателем семейного бизнеса, но пока в силу возраста поддерживает только морально.

- Не трудно и жить, и работать бок о бок друг с другом?

Резеда: Конечно, иногда хочется придти домой и не разговаривать о работе. Бывает, что дела даже во сне снятся.

Рустэм: Но мы часто выбираемся на отдых с друзьями и забываемся. Только очень уж часто звонит телефон и напоминает о текущих заботах, приходится опять собираться на семейное совещание.

- Всей семьей отдыхаете? Или предпочитаете праздники проводить раздельно?

Рустэм: Вместе собираемся на дни рождения. Но там о работе ни слова, ее хватает и в рабочее время.

Резеда: Третий год всей семьей увлекаемся экстримом, начали кататься на горных лыжах. Если удается, выбираемся всей семьей.

В погоне за инфляцией

- Следующим бизнес-шагом вашей семьи будет создание дополнительных торговых точек?

Резеда: Наша мечта десятилетней давности – открыть мини-маркет, магазин шаговой доступности. Там будет полный ассортимент продуктов и бытовой химии. И обязательно отдел для малоимущих. Пока на все это не хватает средств. Поэтому, если выиграем в конкурсе "Семейный бизнес", то кредит пойдет на строительство магазина.

Рустэм: Мы бы и сами осуществили свою мечту, но никак не успеваем за инфляцией. Только вроде наберем обороты и появится денежная масса, цены опять растут и уже опять ломаешь голову над тем, где взять средства на новую партию товара.
Недавно мы обратились в Банк Казани и узнали про этот конкурс. Если вдруг выиграем и получим кредит под минимальный процент, это будет большая помощь. Но даже если мы не выиграем, все равно не сдадимся. Мечта есть, цель есть, здоровье есть, понимание есть. Значит все осуществимо.

Елена Шапиро