Игорь Серебрянников: «Я надеюсь, что в России зародятся традиции доверия к местным товаропроизводителям»
Игорь Серебрянников: «Я надеюсь, что в России зародятся традиции доверия к местным товаропроизводителям»

«АВТОМАГАЗИН И АВТОСЕРВИС — ЭТО КАК ГРИБ И БЕРЕЗА»

— Игорь Львович, каков сейчас расклад сил на рынке авторетейла Казани? Кто самые крупные игроки?

Мы и компания «Автомир». Но вдвоем мы занимаем не больше 20 процентов рынка, потому что очень много мелких игроков.

— С учетом ежегодного роста количества автомобилей всем игрокам рынка находится место?

— Конечно. До кризиса произошел бурный рост автомобильного парка. Сейчас автомобили, которые были куплены новыми, нуждаются в обслуживании. Поэтому рынок автотоваров переживает объективный рост спроса.

— Многие автовладельцы говорят, что не разбираются в автохимии, доверяя это дело автосервису...

— Это правильно. Если вы хотите лечиться, нужно идти к доктору. Хуже если вы самостоятельно покупаете какие-то лекарства. Неслучайно большая часть наших магазинов находится через стенку с автосервисами. Это симбиоз — как гриб и береза. Они взаимно дополняют друг друга. Автосервису нужно чем лечить — деталями. Кроме того, пока вам ремонтируют автомобиль, можно посмотреть аксессуары для внутреннего или наружного интерьера автомобиля. Возможно, вы любите мыть свою машину — нужны полироль с губкой, снег стряхнуть — щетка-сметка. Многие женщины покупают небольшие лопатки и держат их в багажнике, чтобы зимой можно было выехать со двора. Таких полезных, необходимых аксессуаров, без которых автомобиль трудно эксплуатировать, можно перечислить очень много.

— Может, что-то наиболее популярно?

— Что наиболее популярно в продуктовом магазине? Хлеб и молоко. Но вы видели покупателя, который бы купил только их? То же самое и у нас. Например, вы пришли купить сломанную запчасть, а в итоге купили еще и щетки. Потому что вам объяснили, что их уже пора менять — они плохо очищают стекла. А это безопасность. А если вы покупаете лампочку, то вам лучше заменить и вторую, потому что она перегорит на днях. И моментов, когда человек нуждается в информации, очень много.

— Ваши продавцы еще и консультанты?

— Мы позиционируемся как консультанты. Практически все представленные у нас производители проводят регулярные семинары для продавцов.

— Чтобы они потом могли ответить на элементарные вопросы о продукте?

— И даже не на элементарные. Если продавцы сами затрудняются с ответом, есть возможность написать электронное письмо производителю или позвонить ему. Например, к нам приезжал из Питера директор ПОАР, который поставляет радиаторы на конвейеры ВАЗа и Volkswagen. Мы с ним объездили все наши магазины. И он всем нашим продавцам оставил свою личную визитку с телефоном.

— Зачем такие хлопоты?

— У современных руководителей нет никакого чванства. Он ведь начинал не с АвтоВАЗа. Как раз наоборот, производил запчасти для вторичного рынка. С точки зрения стабильности важно, чтобы у тебя было много мелких, но надежных клиентов. Поэтому человек едет лично и раздает визитки. Я поступаю точно так же.

— Вы директор по развитию по должности и совладелец?

— Да. Вообще говоря, учредителей у нас четверо. У меня доля больше, но это не является препятствием ни к чему. Мы очень давно работаем вместе и хорошо друг друга понимаем.

«НЕТ ТАКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, КОТОРЫЙ БЫ СКАЗАЛ: «ХВАТИТ»

— В чем ваше отличие от других сетей по торговле автотоварами?

— Если вы хотите кардинально отличаться, делая велосипед, вы должны либо сделать очень хороший велосипед, либо объяснить, почему ваш велосипед лучше другого. Это про нас. Если мы предлагаем антифриз под нашим товарным знаком, мы аргументируем, почему он лучше других.

— И почему же?

— Во-первых, потому что это наш антифриз (улыбается). Я надеюсь, что в России зародятся традиции доверия к местным товаропроизводителям. По одной простой причине: они рядом, и чтобы предъявить претензию или узнать какую-то информацию, не нужно далеко ехать или писать письма. Можно прийти и увидеть все своими глазами.

У нас на складе стоит профессиональный холодильник, который замораживает при температуре минус 42°C. Он стоил нам приличных денег. Но его нельзя обмануть: еще ни один контрафактчик не придумал антифриз, замерзающий при положенной температуре. Мы готовы привезти наш холодильник к обычному покупателю, чтобы он своими руками положил в него антифриз или моторное масло. Мы запечатаем холодильник, и он через сутки сам убедится, что мерзнет, а что — нет. Это традиция. У нас проверяется не только антифриз, но и многие другие товары, которые критичны к замораживанию, начиная от автомобильных дворников и заканчивая моторными маслами.

Второе — мы закупаем диагностическое оборудование для проверки запчастей. В основном электроники. Например, у нас есть стенд для проверки автомобильных генераторов, систем зажигания. По многим товарам, особенно по которым мы заключили договор с заводами недавно, у нас 100-процентный контроль. Плюс очень тесная связь с производителем, к которому поступают все рекламации.

— Эти вещи есть не у всех?

— Они есть у нас. И это срабатывает: люди обращаются.

«Никогда не соглашусь с тем, что спрос определяет предложение»
«Никогда не соглашусь с тем, что спрос определяет предложение»

— То есть недостатка в клиентуре у вас нет?

— Недостаток в клиентах есть всегда. Нет такого предпринимателя, который бы сказал: «Все, хватит». Это как в сказке про лань, которая высекала копытами золотые монеты. Как только ты скажешь, что достаточно, все превратится в черепки. Это конвейер.

— Вы увеличивали число «АвтоМагов», чувствуя повышение покупательского интереса? Или просто хотели быть представлены во всех частях города?

— Это нормальный путь развития. Если у тебя есть один магазин, ты хочешь построить второй — объезжаешь весь город и смотришь, где бы его поставить. Потом появляется третий, четвертый и т. д. Но количество средств всегда ограничено. Я бы, может, хотел, как Чичваркин, иметь пять тысяч магазинов, но они у него тоже не сразу появились.

— Сколько у вас сейчас магазинов в Казани?

— Больше десятка.

— Согласно сайту ваша компания поставляет автотовары еще и в соседние Чувашию, Удмуртию, Башкортостан, Марий Эл.

— Это оптовые поставки. Это направление у нас развито гораздо больше, чем розничное.

— Оптовой торговлей заниматься выгоднее?

— Да, она приносит больше денег. И это получается быстрее — клиентуру набрать легче, чем построить собственные магазины. Но начинали мы с розницы.

— Оптовую компанию трудно представить без большого склада. Арендуете?

— Мы построили свой склад. У нас было два гаража в кооперативе. Удалось получить заболоченный пустырь рядом сначала в аренду, потом — в собственность. Болото мы засыпали, забили сваи, построили модуль. Сначала он был неотапливаемый — люди мерзли. Построили котельную. Затем сделали мезонины — теперь это двухэтажное здание. Подвели все коммуникации. У нас там есть даже своя подстанция.

«Буду счастлив, если начнется процесс велосипедизации Казани»

«МЫ ДАЖЕ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ БИЗНЕСОМ»

— Кто создал компанию «АвтоЛидер»?

— Я и моя на тот момент будущая жена. Мы даже не знали, что это называется бизнесом. Мы все помним: невыплаты зарплат и массовые увольнения с предприятий в 90-е годы. То же самое случилось и у нас.

— А где вы работали?

— Инженером-электронщиком на предприятии агропрома, которое обслуживало сельскохозяйственную технику в районах. Устроился туда после армии по единственной причине — возможности получить жилье. Я на тот момент уже был женат первым браком... Стал работать на станции техобслуживания. И, надо сказать, неплохо зарабатывал.

— Что конкретно вы делали?

— Мы первыми в Казани начали устанавливать автомобильные сигнализации. Кстати, нашего приборостроительного завода. Мы ему тогда, наверно, сделали большую выручку. Завод производил автосигнализации, но не создавал мастерских по их установке. Сейчас таких шансов у предпринимателей просто миллион. Продукцию выпускают, но никто ее не устанавливает. И наоборот: есть масса установщиков, но нет производителей. Уже не говоря о том, что в связи с западными санкциями и ростом курса доллара есть большой смысл налаживать производство в России. В частности, в Казани.

Наш город я считаю сердцем электроники. Особенно военной. Моя мама работала на радиозаводе, отец — приборостроитель. Я пошел по их стопам: еще во время учебы в школе ходил в радиокружок, поэтому не было сомнений куда поступать — в КАИ на радиофак. Почему же мы не делаем того или другого? Здесь есть все условия. И специалисты, и дети специалистов, которые отучились в тех же вузах. Традиции, в конце концов...

— Сигнализации пошли сразу?

— Да. А самую первую сигнализацию я поставил на свой «Москвич-412». Я заработал на него, служа в армии. Военная кафедра КАИ выпускает офицеров. По окончании учебы я добровольно вызвался служить, и меня отправили в ракетные войска в Казахстан. Там платили 240 рублей в месяц, плюс 13-я зарплата — еще 250 рублей. Для сравнения: моя мама, проработав всю жизнь инженером, получала 120 рублей. Тратить зарплату было абсолютно не на что. Поэтому удалось накопить на полмашины. А так как никакой мечты, кроме покупки автомобиля, у меня не было, я ее осуществил — недостающую сумму добавили родители.

Хотелось ездить... Может быть, это какой-то вторичный половой признак у мужчины: казалось, лучше рубашку не куплю и пусть в трусах, но буду ездить на машине. Наверно, это свойственно молодости.

Сейчас другие ценности в жизни. Приятно сознавать, что твоя компания достигает успехов на ниве бизнеса. Это более интересно, чем просто купить автомобиль и ездить на нем по городу. И, наверное, я накатался. Когда у меня уже была компания «АвтоЛидер», мы купили «КАМАЗ», и я сам ездил за рулем. Мне это было интересно.

— А что за необходимость была ездить на «КАМАЗе»?

— Мы возили достаточно тяжелые товары. Например, моторное масло с «Нижегородоргсинтеза». Там тогда Кириенко работал. Я его, кстати, даже видел. На эти деньги можно было купить пять грузовиков поменьше. Но «КАМАЗ» — это круто, к тому же в нем было спальное место. Мы думали, что сэкономим на этом. Про то, что было небезопасно оставлять автомобиль с грузом в те лихие годы, я уже не говорю. Мы сами же и охраняли свой товар...

— Установка автосигнализаций стала вашей первой ступенью в бизнесе?

«Автомагазин и автосервис — это как гриб и береза»
«Автомагазин и автосервис — это как гриб и береза»

— Да. Случались и курьезные моменты. Мы имели неосторожность предложить свои услуги одному криминальному авторитету. Он нам жестко ответил: «Кто украдет мою машину? Меня тут все знают!» Но буквально через две недели приехал: «Ставьте две!»

— Почему две?!

— Вдруг одна не сработает (смеется). Мы ему: «Вас же все знают». Он: «Здесь-то — да, а вот в Набережных Челнах разбили стекло». Я никогда не соглашусь с тем, что спрос определяет предложение. Человеку вообще по большей части мало что нужно: не замерзнуть от холода, не погибнуть от голода и, наверное, еще продолжить свой род. Все остальное придумано им самим. Как Генри Форд придумал автомобиль? Он решил облегчить труд фермеров, попытался провести среди них вроде опроса. И был сильно разочарован, потому что фермеры сказали: «Нам нужна большая лошадь». В конце концов, Форд сделал маленький, очень экономичный и надежный автомобиль. Приблизительно то же и здесь. Для того чтобы люди поняли, что это действительно нужно, им необходимо обязательно попробовать или увидеть своими глазами, как оно работает.

«НА ПРОДАЖЕ ЗАПЧАСТЕЙ ЗАРАБОТАЛ СЕБЕ НА НОВЫЕ «ЖИГУЛИ»

— Что было дальше? Как начали торговать запчастями?

— Меня вдохновил пример однокурсника, который торговал на авторынке запчастями для «Жигулей». Собственно, он заработал на них на новые «Жигули». Запчасти для москвича тогда тоже были в дефиците. Я поехал закупить их для себя в Ижевск. На рынке загрузил, наверное, полмашины — цены были дешевые. Подумал: может, заняться их продажей? Заключил договор с казанским ЦУМом, который открыл специальный отдел.

Поначалу ездил за ними один, а потом — с компаньоном. В то время я как раз развелся с первой женой и познакомился со своей нынешней супругой. Но вовсе не так, как знакомятся с женщиной. У нас возник совместный бизнес. Она, как и я, ездила в Ижевск. Только она везла товар — сумки — туда, а я — оттуда.

— Каждый из вас занимался своим бизнесом?

— Со временем я стал компаньоном в бизнесе Ларисы, а она вошла в мой. Я предложил ей покупать сумки не в магазинах, а заключить договор напрямую с производителем — казанской кожгалантерейной фабрикой «Зифа».

— Как раз в 90-е годы они производили очень интересные модели сумок.

— И половина их называлась «Ошибка Игоря». Я всегда уговаривал Ларису взять весь ассортимент. Она спорила: «Это твоя ошибка — он не продастся». Но потом нам поставили такое условие. Мы закупили сумки на все средства, которые у нас были. Точную сумму не назову. Но для нас это были космические деньги, как стоимость моего москвича, помноженная на три. Иначе говоря, на кон было поставлено все, что есть. Мы понимали: не продадим — потеряем деньги, и нам просто не на что будет жить. Поэтому начали ездить по всем магазинам Удмуртии. Выезжали в два-три часа ночи, чтобы успеть к их открытию, а потом еще на рынок. Было довольно тяжело.

— Эта операция завершилась для вас с прибылью?

— Она не завершалась. Как только у нас накапливалась выручка, мы покупали очередную партию. Торговля — это конвейер, который нельзя останавливать ни в коем случае. Иначе сразу несешь убытки...

Когда понадобилась новая машина, мы сложились деньгами, купили грузовик и ездили уже на нем. У меня уже, конечно, чувства появились. Но сначала был бизнес и ничего более. Причем мы очень выгодно дополняли друг друга... Года через два мы уже были способны эту кожгалантерейную фабрику купить, потому что могли организовать весь ее сбыт. Но после пяти лет сотрудничества мы завершили с ней работу. Просто с автомобильными товарами я видел перспективы роста. И мне это было более интересно.

«НАДО МНОЙ СМЕЯЛСЯ ВЕСЬ РЫНОК»

— Конкурентов у вас было много?

— На авторынке на перекрестке проспектов Ямашева и Ибрагимова, где мы продавали запчасти, я был одним из сотни.

— Другие точно так же ездили в Ижевск?

— Нет, в основном в Тольятти, где покупали запчасти для жигулей, но москвичей-то было значительно больше. Первое время я покупал запчасти только для них, потом стал привозить и для жигулей. Но хотелось заниматься чем-то таким, чем не занимаются другие. Я тогда познакомился с ребятами, которые покупали всякие гаечки-болтики, с которыми другие возиться не хотели. Это большой труд: продавать то, что стоит рубль или два. Меня до сих пор привлекают такие вещи. Это математика — нужно голову прикладывать: трудно формировать широкий ассортимент. Сейчас, например, в сети «АвтоМаг» свыше 15 тысяч наименований товаров. И у нас одна из самых современных систем управления оптовым складом...

— И как, удалось вам выделиться?

— Да (улыбается). Я был первым, кто привез на авторынок масло в канистрах. Тогда не было принято продавать его в такой таре. Да и необходимости не было: масло для жигулей было в наличии на заправках. Но масло производства нижегородского завода, которое я у кого-то увидел, отличалось от продаваемого на заправке так же сильно, как дешевое вино от элитного французского. На этикетке было написано, что оно сделано по международному стандарту — в нем есть присадки, которые улучшают свойства и т. д. Так как мы ездили за запчастями в московском направлении, я решил по пути заехать на этот завод. Разговорился с начальником цеха. Он, кстати, оказался родом из Татарстана. Привел меня в испытательную лабораторию. Я решил взять у них на реализацию пробную партию масла, оно называлось «Норси». «Нижегородский оргсинтез» тогда первым в России стал производить высококачественные масла в канистрах. Весь рынок надо мной смеялся.

— Почему?

— Представьте: все продают товары, разложенные на клееночке размером метр на два. А я подъезжаю и выгружаю из грузовика 3 тонны масла. В конце дня тонны две загружаю обратно. И так каждый день. Первое время торговля шла не очень. Люди шарахались, не понимая, зачем им это надо. Приходилось объяснять, что это экономия топлива, долговечность двигателя и легкость в обслуживании, потому что двигатель не загажен сажей. Это срабатывало: всегда найдутся люди, которые хотят купить что-то более качественное.

«Если оптимистов — таких как я - не сдерживать, они развалят бизнес в две секунды»
«Если таких оптимистов, как я, не сдерживать, они развалят бизнес в две секунды»

«МЫ ГОДА ТРИ ХОДИЛИ ЗА ХОЗЯИНОМ ЛАРЬКА — ХОТЕЛИ ЕГО КУПИТЬ»

— А как вы пришли к созданию сети магазинов?

— Очень просто — устали мерзнуть. Но тогда очень сложно было получить землю для строительства или купить магазинчик. Деньги были, но не было цен на аренду и покупку недвижимости. Помню, за рынком был табачный ларек. За его хозяином мы, наверное, ходили года три — хотели купить. Он потом даже в тюрьму попал — оттуда давал указания. В конце концов продал. Это был первый мини-маркет в Казани по автомобильным товарам. Он стоит до сих пор. Более крупные магазины были государственными, или в государственных магазинах предприниматели арендовали отделы.

Этот мини-маркет сразу стал очень быстро развиваться. Мы выгодно отличались по товарному наполнению от магазина, который находился рядом. Наше преимущество было в том, что мы привозили все из Москвы, где тогда уже появились представительства различных зарубежных компаний.

— А соседний магазин не мог оттуда поставлять?

— Не знаю, но часть товаров он покупал у нас.

— По какому принципу вы их отбирали?

— Мы всегда старались идти по пути качественных товаров. Я сам выезжал на тот или иной завод-изготовитель и получал всю информацию о товаре из первых рук. Как, например, в Дзержинске, где выпускали антифризы. Благодаря этому я начал разбираться, какой антифриз более качественный, по каким критериям его вообще оценивать, кроме замерзания. Потому что уже тогда в продукты стали добавлять всякие суррогаты, чтобы снизить их стоимость.

— Эта политика себя оправдала?

— Я не связан с правительством. У нашей компании нет огромных госзаказов. Но мы поставляем товар во все крупные торговые сети. Например, тот же «Мегастрой». Их автомобильные отделы на 70 процентов наши. Это давнее сотрудничество, еще со времен «Агавы». Это мой клиент, поэтому я с него сдуваю пылинки.

— Тем более что очень крупный?

— Дело даже не в этом. Если мне скажут: пни ногой в дверь магазинчика — ты его охраняешь, я отвечу нет. Я слуга своих клиентов — иду им навстречу с цветами. Они платят деньги, заказывают музыку, и я пляшу.

«ВЫ СМОЖЕТЕ ИЗБЕЖАТЬ НАШИХ ОШИБОК»

— Для вас «делают погоду» крупные клиенты или, напротив, мелкие?

— Я больше люблю мелких клиентов. Это, как правило, молодые начинающие компании. С ними интересно работать, заряжаешься оптимизмом и энергией.

Я, кстати, многим своим клиентам говорю: «Мы вам расскажем, как и что делали. И вы сможете не повторять наших ошибок». Умные люди учатся на чужих ошибках. Я вижу в этом свою миссию и готов всех пестовать. Если мы будем передавать друг другу все новое, наша страна будет богатой.

— А как же тезис, что каждый должен сам набить себе шишек?

— Зачем? Мне выгодно, чтобы мой клиент быстрее богател. Чем он состоятельнее, тем у нас теснее связи. Он начинает потреблять больше товара.

— А вы не боитесь, что он так дело поставит, что все ваши клиенты переметнутся к нему?

— Нет. Мы стараемся никогда не ставить магазины в одном месте — перенасыщать зону. А магазин вне зоны не составит нам конкуренцию. Мы проверяли это много раз. Бывало даже, что конкуренты намеренно снижали цены чуть ли не вдвое, а мы этого никак не замечали.

— С каким стартовым капиталом можно открыть компанию, подобную вашей?

— С 1 миллионом рублей.

«Когда я решил зарегистрировать товарный знак, половина компании была против: « Мы будем тратить время, деньги, силы. Ради чего?»
«Когда я решил зарегистрировать товарный знак, половина компании была против: « Мы будем тратить время, деньги, силы. Ради чего?»

— А насколько ваши услуги востребованы?

— Во всех видах нашей деятельности мы в постоянном поиске, и люди даже не догадываются, что мы им предложим в очередной раз. «Выстреливает» приблизительно каждая пятая идея.

У нас вся компания креативит. Иной раз ценные предложения исходят от сотрудников, от которых этого и не ждешь. И думаешь: «О, сработало!» (Довольно смеется). Вкус к творчеству есть у любого человека.

— Но он проявляется только на благодатной почве...

— Да. Если ваш ребенок взял в руки карандаш и нарисовал на обоях, а вы на него накричали, он вряд ли станет художником. А если вы погладите его по головке и подложите листочек в том месте, где он рисовал, из него может вырасти Пикассо. Тут точно так же. Если видишь, что человек что-то начал делать, даже во вред, подумай: может, из этого можно извлечь пользу?

«СВОЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК — ЭТО РОДНОЕ ДИТЯ»

— Вы зарегистрировали свой товарный знак «Мегатрикс». Была необходимость?

— У своего товарного знака масса преимуществ. Это как родное дитя. Компании Аdidas, «Макдоналдс» только на бренде зарабатывают огромные деньги. Но это случилось не само по себе — люди вкладывали средства, все свое умение, душу для того, чтобы это был самый лучший товар.

— Где производится для вас эта продукция?

— В Китае.

— Не страшитесь, что скажут: «Известное дело — купил в Китае по дешевке, а здесь продает под брендом»?

— Конечно, можно было бы написать на этикете «Германия» и вообще сказать, что это немецкие товары, просто они производятся в Китае. Но язык не поворачивается обманывать, потому что правда все равно вылезет наружу. Во-вторых, люди рано или поздно поймут, что товар-то качественный и Китай не такая уж плохая страна.

— В Поднебесной есть товары разного диапазона качества.

— Однозначно. В Германии то же самое, поверьте. И во Франции можно найти вино хуже, чем у нас. Мы продаем и лампы Philips, будучи официальным представителем этой компании. Некоторые виды ламп «Мегатрикс» стоят дешевле, а по качеству им не уступают. Но когда я года четыре назад решил зарегистрировать товарный знак, половина компании была против: «Этот товарный знак никто не знает и никто не будет товар покупать. Мы будем тратить время, деньги, силы. Ради чего?»

— Только вы были за?

— Я и сам сомневался. Шла полемика. В коллективе всегда есть оптимисты и пессимисты. Если таких оптимистов, как я, не сдерживать, они развалят бизнес в две секунды. В то же время без придумывания чего-то нового будет болото. А из него не получится чистой проточной воды.

Что именно вы заказываете в Китае?

— Автомобильные лампы. А антифриз для нас изготавливают в Дзержинске, где его производят и под своим товарным знаком. Это общепринятая практика в Европе. Например, находясь на заводе в Сербии, который производит аккумуляторы под товарными знаками Black Horse, White Horse, Extra Start, я на конвейере не увидел ни одного аккумулятора под этими брендами. Они ответили, что для себя уже изготовили аккумуляторы и теперь делают на заказ.

«Сейчас в сети «АвтоМаг» свыше 15 тысяч наименований товаров»
«Сейчас в сети «АвтоМаг» свыше 15 тысяч наименований товаров»

«ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКАЗАЛИСЬ СОИЗМЕРИМЫ С СОЗДАНИЕМ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

— Как вы решились войти в охранный бизнес?

— Для охраны своего первого магазина я заключил договор с вневедомственной охраной. Претензий у меня к ней не было, кроме того, что всегда было жалко денег. Когда число магазинов у нас выросло до пяти, затраты на охрану стали соизмеримы с тем, чтобы создать свою службу безопасности.

У нас была одна машина, и мы сразу же купили пульт охраны. Компьютерная программа, установленная на сервере, позволяла круглосуточно следить за состоянием охраняемых объектов. Потом возникло желание взять под охрану уже кого-нибудь из клиентов. Дали объявление. И буквально года через полтора охранное предприятие «Дозор», в которое выросла служба безопасности, вышло на самоокупаемость.

— Что вы охраняете?

— Все, начиная от банков и заканчивая мелкими магазинчиками. На охране у нас сейчас больше тысячи объектов. Появляются и другие виды услуг. Сейчас, например, очень интересная для нас тема — охрана людей с помощью так называемой «тревожной кнопки» — трекера.

— А есть необходимость?

— Осенью прошлого года на улице Петербургской в Казани пытались украсть 10-летнюю девочку. Она ждала отца, когда какой-то мужчина попытался затащить ее в машину. Ее отбил случайный прохожий. К сожалению, такие случаи в наши дни не редкость.

— В современных телефонах уже есть функция «Тревога».

— Но телефон у вас могут отобрать. Трекер же размером чуть больше спичечного коробка и, как правило, зашит в одежде. Преступник и не подозревает о его существовании. На нем есть кнопка, которую можно незаметно нажать, и пойдет сигнал SOS. Хотя в этом даже нет необходимости. Если близкие заподозрили, что вы пропали, могут тут же на своем мобильном телефоне посмотреть ваше местонахождение. Или обратиться к нашему диспетчеру, и он начнет вас вести. В случае необходимости выезжает наша дежурная группа с оружием.

— Трекеры — это иностранные или отечественные разработки?

— Их работа основана на спутниковых системах. В России распространены две — наша ГЛОНАСС и американская GPS. На нашем оборудовании стоят оба модуля.

— Трекеры предназначены больше для детей?

— Первые просьбы были от крупных компаний, которые хотят защитить своих сотрудников. Порой возникает такая необходимость. Или просто человек заботится о своей безопасности. Были заказы для членов семей руководителей. Стоимость трекера достаточно демократичная — порядка 10 тысяч рублей. Его может позволить себе любой человек. Но мы можем предоставить его и в аренду.

«Я не связан с правительством. У нашей компании нет огромных госзаказов. Но мы поставляем товар во все крупные торговые сети»
«Я не связан с правительством. У нашей компании нет огромных госзаказов. Но мы поставляем товар во все крупные торговые сети»

— Кто производит трекеры?

— Вся электроника такого плана в основном китайская. Но она хорошая по соотношению цена-качество.

— Охранный бизнес у вас прибылен? Жесткой конкуренции в нем нет?

— Он самостоятелен, прибылен, но конкуренция есть. Я бы не назвал ее жесткой. Рассматривать ее как какую-то помеху я вообще считаю неправильным. Это как наличие воздуха.

«ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ХУДОЖНИКОМ И ВЛЮБИЛИСЬ В КАРТИНЫ»

— А как возникли другие ваши бизнесы?

— Картинная галерея возникла лет 10 назад из соседства с известным художником Ильгизаром Самакаевым. Сейчас он председатель союза художников РТ. Так получилось, что познакомились с человеком и влюбились в картины.

— А затем арендовали помещение под галерею?

— Да, свыше 100 квадратных метров. Сначала это была, можно сказать, галерея одного художника. А сейчас их в нашей базе свыше тысячи.

— Это татарстанские мастера?

— Львиная доля местных. У нас замечательные художники, но есть и из других городов России, и со всего мира.

— Этот бизнес пока не в плюсе?

— Не скажу, что галерея шибко прибыльная. Фактически она покрывает хорошую зарплату директора. У нас до сих пор предметы искусства почему-то не очень популярны. Хотя на самом деле это еще и выгодное вложение средств. Я сам имею несколько картин и просто поражаюсь, насколько быстро они растут в цене, не говоря уже о минутах наслаждения от их созерцания. Если я увижу, что есть возможность увеличить продажи, я немедленно воспользуюсь этой возможностью. Но пока особых перспектив не вижу. Одна из объективных причин — у галереи стало сложно с парковкой. Вероятно, придется передислоцироваться. Это печально: улица Большая Красная исторически интеллигентский район.

Багетная мастерская родилась сама собой: картины нужно было вставлять в рамки.

Галереей в основном занимается жена. Сейчас для нас это уже просто зов души.

— Откуда у вашей супруги любовь к искусству?

— У нее тоже нет художественного образования. Но ведь для того, чтобы бизнес существовал, нужно быть бизнесменом.

«Я люблю яхту - у меня шкиперские права IYT»
«Я люблю яхту — у меня шкиперские права IYT»

— Вы случайно занялись разными видами бизнеса или, согласно правилу, решили не складывать яйца в одну корзину?

— Я не вижу смысла выступать в роли коллекционера бизнесов. Золотая середина по их количеству уже найдена.

— Сколько сотрудников у вас совокупно во всех бизнесах?

— За сотню. Но это изменяемая величина. Иногда в каких-то бизнесах мы сокращаем количество людей. Но стараемся на улицу никого не выгонять — усилия освобожденных могут быть востребованы в других местах. Где это необходимо, напротив, увеличиваем количество. Например, в охранном предприятии у нас появились торговые агенты.

— Они продают охранные услуги?

— Не просто продают. Это инженеры, которые объясняют с профессиональной точки зрения, от чего защищает та или иная система, сколько нужно поставить датчиков и т. д.

— Как вы мотивируете своих сотрудников? Методом кнута и пряника?

— Я согласен с Карнеги: если ты хочешь, чтобы человек делал то, что тебе нужно, ты должен сделать так, чтобы он этого захотел.

— Но это же, наверное, сложно.

— Зато это правильный путь. Это на автомобиле руль повернул — и он поехал, куда ты хочешь. А с людьми нужно поступать по-человечески. Мое кредо — убеждение. Если это компания единомышленников — это сильная команда. Не дело, когда один рявкает, а другие подчиняются, потому что он им платит зарплату. Я, может быть, шишек набил с этим в самом начале. Даже зарплата решает не все. Порой люди работают за интерес — им приносит удовлетворение сам процесс работы. Хотя, конечно, и про зарплату не нужно забывать.

— У вас есть увлечения?

— Я люблю яхту — у меня шкиперские права IYT, стройку, садоводство. Люблю порыбачить с лодки. И ружье есть — охочусь. Правда, редко. Еще очень люблю кататься на велосипеде — у меня хороший дорогой велосипед.

— На работу на велосипеде не ездите?

— Пару раз ездил. Но на мне был такой слой пыли, что я подумал — буду лучше кататься по лесу. Тем более что живу как раз на окраине города.

Я буду счастлив, если начнется процесс велосипедизации Казани. Мы тогда придумаем трекеры для охраны велосипедов. Я такие видел в Германии. У них велик можно оставить, где угодно. Все понимают, что это прокатный велосипед и воровать его бессмысленно — трекер можно оторвать вместе с рамой. Опять же высокая культура людей. Сотрудники проката потом просто собирают велосипеды в грузовичок и развозят по стоянкам.

— Насколько близкие помогают вам в бизнесе?

— Они работают вместе со мной. Старший сын — руководитель отдела в авторетейле, средний — программист. Младший сын еще школьник, но у него тоже есть задания по работе с оплатой его труда.

— Назовите три секрета успешного бизнеса.

— Первое — это терпение. Придумать что-то новенькое, как говорят, зажечь синее море не самое сложное. Гораздо сложнее воплотить это в жизнь. Второе — креатив. Если ты ничего не придумываешь, ты просто копировальный аппарат. В-третьих, важна команда. Все равно все для людей. Деньги платят люди. И обслуживать нужно не автомобиль — человека.