Сольный концерт в Казани ведущей солистки Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко представил Хиблу Герзмаву во всеоружии вокального и драматического дарований. Под стать героине вечера на сцене Государственного большого концертного зала им. Сайдашева выступил и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Музыкальный критик Елена Черемных убеждена, что событие такого уровня украсило бы самую взыскательную сцену мира.
ОРКЕСТРОВАЯ ИГРА
Отказ от запланированного дуэтного вечера Ильдара Абдразакова (бас) и Анны Барановской (сопрано) — звездный Абдразаков по режимным обстоятельствам не добрался до Казани — не поставил Государственный симфонический оркестр Татарстана в тупик. Перекомпоновав программу вечера с другой звездной гостьей Хиблой Герзмавой (сопрано): первое отделение — оперное, второе — более игривое, ГСО РТ не обнаружил и намека на форс-мажорное замешательство. Более того, оркестранты с Александром Сладковским не только целиком и полностью разделили успех главной героини, но и рекомендовались максимально достойными — вплоть до аналогий с драматическим театром — ее партнерами.
Оркестровые номера — от «Венгерского марша» из «Осуждения Фауста» Берлиоза и увертюры к «Набукко» Верди (в первом отделении) до Испанского каприччио Римского-Корсакова и увертюры к оперетте «Легкая кавалерия» Зуппе (во втором отделении) — ГСО РТ выкладывал абсолютными витринными шедеврами. Горизонт оркестровых красок был бесконечным и безграничным. Россыпи тонких деталей и акварельных soli пластично сочетались с объемными эффектами неправдоподобного звукового 3D.
Когда-то привитый родоначальником оркестра — дирижером Натаном Рахлиным — дар «зримого звука» сейчас в Госоркестре Татарстана поднят на небывалую высоту. И если лучшие европейские оркестры уровня амстердамского «Консертгебау» или Венского филармонического у критиков напрашиваются на сравнение с новейшими автомоделями, то ГСО РТ — единственный в своем роде из российских оркестров, кто переводит это сравнение в более продвинутый и высокий авиалайнерный регистр.
Месяц назад в Большом концертном зале московской консерватории «Шехеразадой» Римского-Корсакова ГСО РТ взорвал столичную публику: москвичи выражали восторг стоячей овацией, топотом ног и каким-то истошным ревом. В Казани публика сдержаннее (сказать, что она воспитаннее невозможно из-за треньканья мобильных телефонов и явного непонимания того, как эти звуки варварски истязают акустику тихих эпизодов и пауз). Но и ей, похоже, льстит, что представляемый коллективом Сладковского концертный результат гарантированнее в сравнении, скажем, с уровнем камерного оркестра La primavera или концертными программами Шаляпинского фестиваля. Переигрывать в республиканском контексте ГСО РТ некому, кроме его же собственных гостей. Собственно, приглашая таких, как Герзмава, ГСО РТ делает азартный вызов самому себе.
ОПЕРНАЯ ИГРА
О нынешнем искусстве Герзмавы, думаю, и неспециалиста заставят догадаться две очевидные вещи: совершенно безупречная кондиция ее медово-тягучего и одновременно полетного сопрано, постоянно играющего на контрасте плотностей с какой-то редкостной самоотдачей, и беспредельный драматический дар, позволяющий певице, словно волшебной кнопкой, переключать сценические образы. Все три оперные роли первого отделения — Норма, Адриенна Лекуврер и Дездемона — большие и трагические по размаху. Поверить в огромное количество нюансов, отличающих друидскую жрицу Норму от французской актрисы Адриенны, и их обеих — от Дездемоны, юной жены венецианского мавра, было бы сложно, если не знать, каким драматическим естеством наделена Герзмава и с какой органикой она регулирует актерское вокальным и наоборот.
Если в зале и слышалось ее дыхание (например в сцене и молитве Дездемоны из оперы Верди «Отелло»), то лишь потому, что это дыхание было частью внедренной в вокал актерской палитры. Точно так же, как частью актерского задания предстало статуарное величие беллиниевской Нормы, чью знаменитую арию Casta diva певица исполнила как бы в образе легендарной Марии Каллас. Вслушиваться в двойное дно оперных выходов Герзмавы не менее любопытно, чем вглядываться в то, как на небольшом пятачке авансцены она простраивает изумительную амплитуду жестов. Кажется, сам минимум пространства провоцирует в ней поиск максимума выразительности, зависимой не от размеров сцены, а от актерского мастерства, равного гениальности.
После антракта Герзмава ослепила красным платьем того же силуэта, который запомнился по черному платью предыдущего оперного отделения. И одной только сменой цвета оказалась осуществлена модуляция из большого стиля в опереточный. От Вальса Мюзетты из «Богемы» Пуччини и Арии Лауретты из его же одноактовки «Джанни Скикки» оказалось рукой подать до популярной песенки Будея «Букет цветов из Ниццы». Ну а пара бисов (Ария из оперетты Легара «Джудитта» и песня Куртиса «Люблю тебя») не оставили публике иной возможности, кроме восторженных аплодисментов, самой же виновнице вечера — иного выхода, кроме искреннего признания в адрес слушателей: «Я люблю вас».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.