Поводом для митингов стало принятое вчера решение государственного комитета РТ по тарифам о повышении в Казани стоимости проезда общественным транспортом

«ДОБРЫЙ КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ»

Поводом для митингов стало принятое, наконец, вчера решение государственного комитета РТ по тарифам, который поставил точку в бурной общественной дискуссии и повысил в Казани стоимость проезда общественным транспортом. В соответствии с законодательством новые тарифы начинают действовать по истечении 10 дней с даты опубликования на сайте минюста РТ. При этом подчеркивается, что среднее увеличение цены проезда, которая не индексировалась два года, составит 16,9%. Единые тарифы установлены в следующих размерах: 25 рублей при приобретении билета в салоне транспортного средства (жетона в кассах метрополитена), 23 рубля на одну поездку при оплате транспортными картами, 23 рубля на 10 поездок при оплате проездными на месяц и, наконец, 15 рублей при оплате проездного на 50 поездок.

Подобраться сегодня к месту проведения митинга КПРФ, который стартовал в 11:00 у вечного огня в парке им. Горького, было непросто — подтаявший снег на гранитных плитах жутко скользил, а желающим выразить свою гражданскую позицию приходилось буквально выкатываться на импровизированную сцену. Внимание горожан левые привлекали громкой музыкой — сначала включили «Союз нерушимый», но потом, видимо, посчитав гимн СССР слишком винтажным, врубили «Калинку-малинку» в — о ужас! — клубной версии. Симптоматично, что ни главный коммунист Татарстана Хафиз Миргалимов, ни его правая рука в Госсовете РТ Артем Прокофьев акцию протеста своим присутствием не почтили. Возможно, Миргалимова сумели убедить в своей правоте перевозчики, с которыми он дискутировал на заседании согласительной комиссии в госкомитете по тарифам, получив ответы на свои вопросы.

В итоге митинг открывал депутат Казгордумы Алексей Серов, который в начале передал привет от вождей и сообщил, что они находятся «на партийном мероприятии в Москве». Вообще, выступал он в несвойственной подобным мероприятиям манере. В микрофон не кричал, громкими лозунгами не сыпал, говорил спокойно и по существу: «Повышение платы достаточно весомое: с 20 до 25 рублей. Обсуждалось 26 рублей, потом добрый комитет по тарифам решил, что повышение слишком высокое, и скостил рубль. Мы провели мониторинг платы за проезд во всех основных городах Поволжья: это Киров, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ульяновск, Чебоксары — везде плата за проезд в районе 16 - 17 рублей. Верхняя граница — 20 рублей, ровно такая же плата, как у нас в Казани». Впрочем, эти вопросы уже обсуждались на согласительной комиссии, где выяснилось, что чудес не бывает: там, где цены ниже казанских, либо есть субсидии, либо нет обязательства возить льготников.

Митинг открывал депутат Казгордумы Алексей Серов, который в начале передал привет от вождей и сообщил, что они находятся «на партийном мероприятии в Москве»

При этом претензии коммунистов к перевозчикам касались и качества обслуживания на общественном транспорте, которое понижается, заметим, явно не от хорошей жизни. Выступающие говорили о неофициальном трудоустройстве кондукторов, недостаточном числе машин на маршрутах, в результате чего «люди едут на работу как сельди в бочке». «Кондукторов нанимают неофициально, что поразительно, работают граждане и из ближнего зарубежья — нарушается не только трудовое, но и миграционное законодательство! — возмущался секретарь Ново-Савиновского местного отделения партии Евгений Андреев. — Сейчас не буду называть, в каком ПАТП, кондукторы с утра стоят, как на улице красных фонарей, ждут, что их выберут водители».

Около трети участников митинга, а всего их было, по оценке корреспондента «БИЗНЕС Online», примерно полторы сотни, составляли дольщики ЖК «МЧС», которые используют любой повод обратить на себя внимание. Они держали в руках плакаты «Не могу жить в своей квартире, потому что ее не строит ЖК «МЧС», «Казань — столица обманутых дольщиков». Многие пришли на акцию протеста с детьми, которые с подачи родителей тоже отстаивали свою гражданскую позицию. Двое школьников держали в руках плакат «Не хочу, чтобы мама плакала, достройте ЖК «МЧС». На коляске с годовалым малышом красовалась надпись «У зайки избушка лубяная, у меня — никакая». Мама периодически поправляла листок, сдуваемый ветром. Сам «активист» морщился от громких звуков из колонок и капризничал. Несколько совсем юных участников акции под пламенные речи коммунистов принялись лепить снеговика. Так что скоро к митингующим добавился еще один слушатель — снежный.

В итоге коммунисты разошлись спустя полтора часа, приняв резолюцию, которую пообещали отправить «во все ответственные ведомства».

Около трети участников митинга составляли дольщики ЖК «МЧС», которые используют любой повод обратить на себя внимание


ЧТО ДЕЛАЕТ ГРАФА «ОПЛАТА ЗА СТОЛОВУЮ» В ЦЕНЕ ЗА БИЛЕТ?

Отдельно, не смешиваясь с красными, выступило против повышения тарифов и татарстанское отделение партии «Яблоко», которое сегодня на площади перед памятником Муллануру Вахитову совместно с отделением партии «Парнас» в Татарстане провело митинг, собравший ту же сотню с небольшим человек. Если на федеральном уровне либеральная оппозиция не может договориться и объединиться, то на местном это получается гораздо лучше.

Как рассказал до начала встречи корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный «яблочник» Татарстана Руслан Зинатуллин, позиция перевозчиков понятна, но они должны изыскивать свои резервы для решения проблемы расходов: «В том числе они почему-то не закладывают доходы от рекламы, ссылаясь на то, что рекламы у них нет. Хотя мы видим, что по маршрутам курсируют автобусы с рекламными баннерами». Зинатуллин также добавил, что транспортная ситуация в городе позволяет автобусам «проходить» свой полный маршрут чаще.

«Ситуация с транспортом в Казани улучшилась, пробок стало меньше, чем еще пару лет назад. Соответственно, автобусы ездят быстрее и проходят за день свой общий маршрут чаще», — подчеркнул наш собеседник.

Еще одним вопросом, который выделили организаторы митинга, стали расходы транспортных компаний, в которых нашлось много непонятного. «Говоря о расходах, транспортники почему-то конкретно их не озвучивают. Например, в списке расходов есть графа «Оплата за столовую», что она делает в цене билета? — возмущен Зинатуллин. — Другая транспортная компания обещает санаторное лечение. Конечно, хорошо, что бизнес имеет социальную ответственность, но почему другие граждане должны за это платить? Вопросов по этой теме очень много».

Руслан Зинатуллин считает, что позиция перевозчиков понятна, но они должны изыскивать свои резервы для решения проблемы расходов

За отмену повышения платы за проезд выступил и председатель татарстанского отделения партии «Парнас» Марсель Шамсутдинов, который, в свойственной ему эмоциональной манере выступил на митинге. «Мы собрались, чтобы еще раз подтвердить тезис, который, наверное, уже лет 100 назад сказал один человек : «Если ты не занимаешься политикой, то придет время, когда политика займется тобой». И мы все это почувствуем в апреле, когда поднимут тарифы сразу на 25 процентов — до 25 рублей за проезд». Но «парнасовец» свой гнев обрушил уже не на перевозчиков, вынужденных считаться с инфляцией, а на власти. «И мы требуем не с перевозчиков, а с наших федеральной, региональной, городской властей. Почему вы проводите такую политику, которая приводит к повышению тарифов за проезд, цен в магазинах, повышению платежек за жилье? — обобщил проблему Шамсутдинов. — Мы любим свою страну, не хотим отсюда никуда уезжать и поэтому говорим, что будем бороться за то, чтобы в нашей стране было хорошо жить».

«ЕСЛИ БЫ ЭТО РЕШЕНИЕ НЕ БЫЛО ПРИНЯТО, К ЛЕТУ БЫ НАС ПРОСТО НЕ СТАЛО»

Сами перевозчики рассказали «БИЗНЕС Online», что нынешнее повышение тарифов позволит им более-менее удержаться на плаву.

Альберт Мухаметшин — директор МУП города Казани «ПАТП№ 2»:

— Повышение до 25 рублей хотя бы выровняет ту непростую ситуацию, которая сегодня у нас сложилась. У нас большая задолженность по запчастям и много других обязательств, которые не исполняются. Сейчас необходимы вложения в текущий ремонт и в капитальный ремонт, потому что наши автобусы постепенно отрабатывают свой ресурс в 8 лет, некоторым из них уже порядка 10 лет. Нужны капитальные вложения, а практически все запчасти импортные, рубль скакнул, и цена просто взлетела в разы. Если резина раньше стоила 7,5 тысяч, то сейчас она 12,5 тысяч рублей. А в среднем за год мы меняем около тысяч резин.

Мы понимаем, что повышение на 5 рублей — это много для жителей города. Но проезд по единому социальному проездному билету остался на том же уровне — 15 рублей, а из числа всех перевозимых пассажиров только по нашему предприятию таких порядка 40 процентов. Средний тариф у нас с учетом повышения до 25 рублей составит 20,65 рубля, а мы сегодня уже подтвердили, что средняя себестоимость поездки — 23,5 рубля. Вот вам простая математика. Конечно, нас сравнивают с Тольятти или с другими городами, но у них 23 рубля проезд, а соцпроездной 20 рублей. В своем бизнес-плане на 2016 год мы, конечно, исходили из повышения стоимости проезда. Нужно жить по реальной ситуации. Если бы этого не произошло, увеличилось бы количество сходов с маршрутов, машина требует обслуживания, а если его нет — мы не можем дать гарантию безопасности.

Марсель Шамсутдинов свой гнев обрушил уже не на перевозчиков, вынужденных считаться с инфляцией, а на власти

Наиль Садриев — директор ПАТП-4:

— Мы просили 28 рублей, но, как видите, 25 — дальше не стали бодаться, иначе мы совсем в тяжелом состоянии. С 1 апреля будет повышение стоимости ГСМ, и оно тоже скажется на состоянии перевозчиков, поэтому мы хотим успеть хотя бы немного расквитаться с прежними долгами — по горюче-смазочным 10 миллионов, запасным частям —5 миллионов.

Быстрее лизинговые платежи погасить не получится, потому что есть определенный график. По обновлению состава будем думать, но пока большого обновления не предвидится. Если бы не было повышения, то встали бы просто и все. Если мы не расплатимся с долгами по топливу — нам перестанут его давать, если экономить на запчастях — значит, не выпускать достаточное количество автобусов, а это увеличение интервала в два раза, да и в вечернее время мы бы не смогли возить пустые машины.

Фердинант Гарипов — перевозчик (ИП Гарипов):

— Если бы цена на запчасти осталась на прежнем уровне, мы бы зубы сжали и работали. Но в 2014-м все подорожало на 200 - 300 проценов — евро вырос, доллар. Мы покупали тормозные накладки по 2500 рублей за штуку, а сейчас их продают по 5500. А сейчас говорят нам: мы не можем их покупать, потому что цены в Китае еще выросли. Так что 5500 — это уже старая цена... Повышение цены за проезд до 25 рублей наши проблемы не решит. Но это даст нам возможность удержаться на плаву, даст возможность работать. Это нас немножко спасет... А то, что мы будем шиковать, нет. Ребята, мы просто сравняемся с теми возможностями, которые у нас были год назад. Практически ничего не изменится.


Почему о подъеме платы обсуждают только в Казани? Вы посмотрите, на чем ездят в Ульяновске и Ижевске — старые пазики, «газельки». Мы же хотели показать, что Казань — третья столица, закупили новую технику, теперь это все против нас обернулось. Нужно выплачивать за автобусы кредиты. Пожалуйста, вчера сломалась на одной машине полуось заднего моста — в ноябре она стоила 7 - 8 тысяч, вчера позвонил в эту фирму — 40 тысяч! До сих пор в шоке. Большая проблема сейчас — найти хорошего водителя. Даже не в зарплате дело, просто кому охота вставать в 4 утра, работать до 8 до 9. И какое сейчас движение стало — все грубые, никого не пропускают. У водителей автобусов адская работа!

Ильдар Мухаметов — учредитель ПАТП-7:

— Если бы это решение не было принято, к лету бы нас [перевозчиков] просто не стало. Меня бы точно. У нас работа по доходности делится сезонно. И в году у нас 5 суперубыточных месяцев. Это январь, народ у нас ведь любит отдыхать — 11 суток мы гуляем всей страной. Февраль — потому что у нас 25 января Татьянин день, студенты сдают последний экзамен и уезжают отдыхать. До 10 февраля они у нас в транспорте фактически отсутствуют. Да еще февраль месяц у нас короткий, 28 дней обычно. В июне, июле и августе у всех отпуска, студенты разъезжаются по домам...

Если билет будет стоить 25 рублей, я погашу все свои долги. Я смогу закрыть ту брешь, которая у меня сейчас образовалась. Я договорился с лизинговой компанией, и они тоже сидят, ждут — повысится ли цена за проезд или нет. А потом, дальше, мы сможем стоять на ногах. Попрочнее все-таки... А свой автопарк я обновил полностью, на все 100 процентов. У меня машины 2013 - 2014 годов. И именно меня это в большей степени и подкосило. Потому что другие гаражи обновились только на 50 процентов... Как долго будет держаться цена за билет в 25 рублей, я не могу вам сказать. Все зависит от того, как наша страна будет идти дальше. У нас в ноябре-декабре 2014 года видели, что произошло. Все просто обвалилось. Если будет продолжаться падение страны в эту экономическую яму, мы так же за ней и последуем.