Onur Air не новичок в казанском небе

В АНТАЛЬЮ — ЕЖЕДНЕВНО

Мини-сенсацию преподнесло новое летнее расписание международного аэропорта «Казань» (МАК): первой строкой в нем значится рейс между столицей РТ и турецкой Антальей, причем ежедневный, что явно указывает на желание обслуживать не деловые поездки, а туристов, которые решатся отправиться на знаменитый курорт самостоятельно, несмотря на запрет продажи туров. Выполнять рейс, судя по сайту МАКа, должен турецкий лоукостер Onur Air (onur в переводе с турецкого — «честь»). Информация выглядит, мягко говоря, странной на фоне введенного Росавиацией запрета чартеров в Турцию. Открывать же регулярный рейс в Анталью с учетом того, что продавать туры в Турцию не рекомендовано, вряд ли кто решится. Напомним, 28 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Документом, в частности, введен визовый режим с 1 января 2016 года, запрещаются чартерные рейсы между РФ и Турцией. Кроме того, российские туроператоры должны воздерживаться от работы на турецком направлении.

Впрочем, как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МАКа, вопрос с рейсом пока не решен — если бы были какие-то договоренности, авиакомпания начала бы продажу билетов, а ставить в расписание предполагаемый рейс — обычная практика. Напомним, сегодня Татарстан и Турцию по воздуху связывают две турецкие авиакомпании: из Казани в Стамбул 6 раз в неделю летает авиакомпания Turkish Airlines, а из Бегишево — Atlasglobal (два раза в неделю).

Onur Air не новичок в казанском небе. Впервые эта авиакомпания появилась в расписании МАКа в летний сезон 2013 года и выполняла рейсы (так называемые чартеры на регулярной основе) вплоть до осложнений в российско-турецких отношениях. В частности, в Казани турки сотрудничали с печально известным туроператором «Лабиринт», потерпевшим крах в августе 2014 года.

В целом авиакомпания Onur Air зарекомендовала себя надежным перевозчиком. Она действует с 1992 года. Onur Air выполняет регулярные внутренние и международные рейсы из стамбульского аэропорта им. Ататюрка, а также из Антальи, развито и чартерное направление — рейсы из Европы на турецкие курорты. Флот перевозчика состоит из самолетов Airbus: это 22 A320 (на 180 пассажиров), 9 А321 (220 мест), 4 А330 (356 - 360 кресел). Что касается безопасности, то «Википедия» пишет лишь о трех происшествиях: один раз самолет выкатился за пределы ВПП; во втором случае во время разбега у MD-88, следовавшего из Стамбула в Измир, открылась дверь багажного отделения; в третьем — отказал двигатель, но самолет успешно вернулся в аэропорт вылета.

Азамат Сабиров: «Появление такой информации несколько
удивляет, поскольку всем известно, что турецкое направление закрыто»

«РЕЙСА ОДНОЗНАЧНО НЕ БУДЕТ»

Будет ли спрос на рейсы в Анталью в случае, если они все-таки появятся? «Люди, конечно, будут летать в Анталью, — заверила корреспондента «БИЗНЕС Online» директор турагентства «Диля-тур» Гульнара Фахриева. — Во-первых, будут летать те, у кого есть недвижимость — у татарстанцев в Турции ее много. Во-вторых, есть татаро-турецкие семьи. Какой будет заполняемость самолета, покажет время. Нельзя делать эти рейсы частыми. Первые рейсы, которые поставит авиакомпания, должны быть хотя бы раз в 10 дней, этого достаточно. Спрос будет, но, насколько велик, никто сейчас не скажет». Фахриева напомнила, что цены на регулярные рейсы (например, у летающих из Казани Turkish Airlines) выше, чем на чартерные: «Если на чартер можно было купить билет на человека в обе стороны за 15 - 20 тысяч рублей, то на регулярный рейс — от 14 до 20 тысяч в одну. «Рейсы в Стамбул популярны потому, что это не только поездки в столицу Турции, но и транзит, например, до европейских стран, — пояснила она. — В Стамбуле очень удобные стыковки. Те, у кого есть недвижимость на Анталийском побережье, так и летали — через Стамбул».

Но, как полагают эксперты, запрос турецкой авиакомпании — это лишь благие намерения или попытка застолбить за собой место на случай нормализации российско-турецких отношений. «Появление такой информации несколько удивляет, поскольку всем известно, что турецкое направление закрыто, — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании AVT (продажа авиабилетов) Азамат Сабиров. — Да, есть подвижки на египетском направлении, но на турецком их пока не видно. Сама заявка может означать то, что работа ведется и перевозчики на всякий случай делают заделы. Но как турки могут получить слоты, если Росавиация своим «Уральским авиалиниям» отказала? Не думаю, что, если отказали уральцам, преференции дадут турецким авиакомпаниям. Возможны ли регулярные рейсы в Анталью? Если авикомпания приходит на регулярные рейсы, она дает точную информацию — по датам, билетам и так далее. В случае с Onur Air мы такого не видим».

Рамиль Мифтахов: «Авиакомпания хотела сыграть на опережение»

«Уральские авиалинии» тоже, видимо, стремились сыграть на опережение. «На мой взгляд, «Уральские авиалинии», которые сначала объявили о получении разрешения на выполнение рейсов в Анталью, а затем отложили полеты, надеялись на урегулирование ситуации, — полагает гендиректор турагентства «Персона Грата», президент ассоциации туроператоров РТ Рамиль Мифтахов. — Авиакомпания хотела сыграть на опережение». Напомним, 24 марта в СМИ появились сообщения о том, что Росавиация разрешила «Уральским авиалиниям» летать в Анталью из Казани, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода. Но в тот же день ведомство опровергло эту информацию, сообщив, что не будет выдавать разрешений на полеты в Анталью из-за внешнеполитической ситуации и реальных угроз совершения террористических актов в Турции. «Вы знаете, какие недружественные действия совершила с Россией Турция, какие повышенные риски безопасности, — прокомментировал ситуацию 25 марта глава ведомства Александр Нерадько. — Росавиация считает нецелесообразным развивать воздушное сообщение с Турцией в настоящее время. Я переговорил с руководителем компании «Уральские авиалинии» Скуратовым Сергеем Николаевичем. Он такого же мнения. Авиакомпания как бы на будущее получила этот допуск». Он отметил, что авиакомпании любят получать документы, подтверждающие возможность в будущем потенциальных полетов по различным направлениям, писала «Газета.ru».

«Турецкого рейса в Анталью однозначно не будет, — уверен коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт «Бегишево» Феликс Козлов, — как и «Уральских авиалиний», которые было заявились на это направление. Причина — политика. Да и как это возможно, когда туроператорам не рекомендовано продавать путевки?»

Как полагает источник в авиатранспортной отрасли,
по поводу европейских рейсов вряд ли стоит питать особые иллюзии

АЗЕРБАЙДЖАН ЗАМЕНИТ ТУРЦИЮ?

Впрочем, в летнем расписании МАКа есть и другие новшества. В первую очередь необходимо упомянуть ранее анонсировавшийся приход авиакомпании Czech Airlines, которая 28 апреля открывает рейсы в Прагу. Возобновляет перелеты авиакомпания Finnair. Увеличится частота полетов в греческий Ираклион, куда будут летать авиакомпании Nordwind, Ellinair и Azur Air. Последняя также планирует начать перевозки в Барселону и несколько рейсов в Камрань. «Уральские авиалинии» заступают на маршрут Казань — Бургас, а «Икар» запланировал рейсы в Юго-Восточную Азию (Бангкок, Пхукет и У-Тапао).

Но все ли так однозначно? Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, по поводу европейских рейсов вряд ли стоит питать особые иллюзии: «Непонятно, почему финны начали летать... Бесперспективный рейс. Думаю, рейс в Прагу закроют месяца через три». С ним солидарен Козлов: «Все, что касается заграницы, абсолютно нереально. На Европу у людей нет денег. Летать смогут единицы, но этого недостаточно, чтобы пару раз в неделю наполнять самолеты на 150 пассажиров. И такой момент. Я еще зимой говорил, что в Европу ездить небезопасно, но меня раскритиковали. Сейчас однозначно видно, что небезопасно — Европу взрывают раз в неделю, как и Турцию. Надо концентрироваться на российском юге, максимально предоставлять возможность людям туда слетать. Хотелось бы, чтобы перевозчики снижали цены. Мы как аэропорт идем навстречу таким авиакомпаниям, и они должны вести себя соответствующе. Бегишево в этом году полностью сориентировался на отдых в России, все силы бросил на российский юг — Симферополь, Сочи, Анапу. В стандарт о скидках ввели положение о том, что авиакомпаниям, чьи рейсы направлены на развитие отдыха в России, предоставляют скидку — 40 процентов на весь комплекс услуг».

А самым перспективным направлением комдиректор Бегишево считает... Баку: «Многое говорит о том, что Азербайджан будет делать вторые «Турецкие авиалинии», то есть из Баку хотят сделать Стамбул, крупный пересадочный узел. И у них для этого все есть. Посмотрите, сегодня все, что идет через Азербайджан, очень дешево. Это направление, где есть всплеск. «А «Азербайджанские авиалинии»? Это фантастика! Обслуживание — «Аэрофлоту» даже и не снилось. Аэропорт в Баку какой!»

Под большим сомнением и рейсы в Будапешт венгерско-польской компании Wizz Air, о которых в январе говорили на коллегии минтранса РТ. «Общались мы с Wizz Air, — рассказал Сабиров. — Он, как и чехи (которые пришли к нам не просто так, а потому, что есть выкупленные туроператорами слоты), заявил, что если блок из 100 мест кто-либо выкупит, то он готов прийти. Но если будет рейс на Прагу, то оттуда в Будапешт можно спокойно добраться».

В целом Сабиров указал на то, что Казань не настолько большой город, чтобы сформировать серьезный поток в Европу, плюс следует учитывать соседство аэропорта Бегишево. «Потому и запуски рейсов у нас идут сложно, — отметил он. — Хотелось бы, чтобы у нас был некий орган, который бы занимался развитием авиаперевозок, типа мостика общения между турсообществом, авиаторами, минтрансом, журналистами, которые могли бы проводить тематические опросы. Странно, что такого органа до сих пор нет. А то ввели летнее расписание, а разъяснений, подробностей никаких нет... Да, развитием туризма сегодня занимаются, но ведь люди должны на чем-то к нам приезжать».