Ряды безработных Казани с начала года пополнили 453 человека, попавшие под сокращение. В частности, своих клерков проредили «АК БАРС» Банк и Сбербанк. Сегодня на деловом понедельнике в казанской мэрии подсчитывали безработных, обсуждали «пряники» для врачей, водителей и сантехников, радовались 65 млн. рублей, сэкономленным гражданами и бизнесом на госпошлинах благодаря электронным услугам, и удивлялись экономическому эффекту от их внедрения. А он по итогам 2015 год составил аж 2,5 млрд. рублей.
МИЛЛИАРДЫ, СЭКОНОМЛЕННЫЕ НА ОЧЕРЕДЯХ
Экономический эффект от оказанных электронных услуг за 2015 год составил 2,5 млрд. рублей. Эта цифра, названная начальником управления информатизации и связи казанского исполкома Рифатом Ханнановым, особо заинтересовала главу исполкома города Дениса Калинкина, который сегодня вел деловой понедельник вместо мэра Ильсура Метшина, находящегося в командировке.
Он попросил пояснить то, как велись расчеты. Ханнанов объяснил: перемножением количества оказанных сервисов и услуг населению на количество сэкономленных часов, которые считаются опытным путем (к примеру, полчаса житель Казани экономит на запросах, час на заявлениях и оплатах, два часа за счет электронной очереди). Полученный результат затем умножается на стоимость часа работы, который оценивается по уровню средней городской зарплаты, поделенной на 168 часов средней работы в месяц. Отметим, что речь об услугах всех учреждений на территории Казани — и муниципальных, и республиканских, и федеральных.
Убедившись, что цифра не с потолка, Калинкин отметил, что «электронные услуги вводятся не для того, чтобы дистанцироваться от граждан, а чтобы сократить время между запросом и ответом на него».
Можно порадоваться и за обычных граждан: за счет использования системы межведомственного электронного взаимодействия в 2015 году они сэкономили на госпошлинах 65 млн. рублей. Теперь они освобождены от беготни по учреждениям за выписками из налоговой службы, росреестра и других органов. Впрочем, потенциал для роста востребованности электронных услуг есть: если в 2015 году доля использующих электронные сервисы составляла 49%, то к 2018 году она должна быть увеличена до 70%.
ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ РОЖДЕНИЯ, БРАКА, АРХИВНЫЕ СПРАВКИ СКОРО МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
В 2015 году жителям Казани и бизнесу было оказано 20,4 млн. электронных услуг и сервисов. За первый квартал 2016 года оказано уже 7,4 млн., что на 62,2% больше аналогичного периода 2015 года. Сейчас исполком Казани оказывает в электронном виде 17 муниципальных услуг — от постановки на соципотеку и выдачи разрешений на перепланировку до назначения опеки над детьми-сиротами. На очереди в 2016 году за счет федерального бюджета перевод в электронный вид еще 12 востребованных госуслуг — прием и выдача документов о регистрации рождения, брака, оказание юрлицам помощи в работе архивов и делопроизводстве.
Еще одна новация скоро появится в районных администрациях. В администрации Кировского и Московского района уже внедрен пилот электронной записи на прием в четыре отдела.
«Это систематизирует работу учреждений, экономит время и оберегает людей от ненужных эмоциональных стрессов. Мы все знаем, как можно наэлектризоваться, сидя в очереди», — поддержал тему Калинкин и поручил проработать вопрос о записи к чиновникам не только при посещении администраций, а прямо из дома, не отходя от монитора.
Продолжится в этом году и установка бесплатных точек доступа по проекту «Бесплатный Wi-Fi» — в весенне-летний период 2015 года в парках города проходили по 12 тыс. сессий пользователей ежедневно. Сеть в этом году появится в управлении жилищной политики, архитектуры и градостроительства, комитете земельных и имущественных отношений на улице Баумана. Средства городского бюджета на точки доступа выделяться не будут — расходы только за счет операторов.
Похвастался Ханнанов и тем, что в 2015 году не было ни одного случая с утечкой персональных данных в системе электронных услуг. Впрочем, уточнить, сколько таких утечек, хакерских атак было в предыдущие годы, глава управления сообщить отказался.
За 2015 год в центры занятости обратились 22 тыс. человек, из них 11 тыс. человек признаны безработными (фото: © Сергей Пивоваров, РИА «Новости») |
«НА ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА»
«Торможение экономики и применение санкционных мер негативно отразилось на рынке труда», — сменил тональность совещания глава городского центра занятости Марат Хайруллин. На 1 апреля 2016 года в Казани зарегистрированы в поисках работы 6,3 тыс. человек, из них безработных 5,4 тыс. человек, но вакансий, правда, в два раза больше — 12,4 тысячи.
Уровень безработицы по итогам 2015 года составил 0,79% от экономически активного населения (на 0,21% больше, чем в предыдущем году). Это меньше, чем по Татарстану в целом (0,8%), в России (1,3%) и почти в три раза меньше, чем в тревожном 2010 году, когда был зафиксирован максимальный уровень безработицы (2,35%).
За 2015 год в центры занятости обратились 22 тыс. человек, из них 11 тыс. человек признаны безработными. Образовавшийся разрыв Хайруллин связал с обращениями уже трудоустроенных граждан, желающих сменить место работы.
«Состояние экономики города позволяет нам удерживать показатели безработицы ниже, чем в среднем по России, повышение безработицы небольшое, но и на это нельзя закрывать глаза», — комментировал глава исполкома города Калинкин.
Острой остается ситуация в банковской сфере, где с конца прошлого года под сокращением оказались клерки «АК БАРС» Банка и Сбербанка. Впрочем, управляющий «Банка Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев заметил, что оптимизация-2016 не больше, чем в предыдущие годы. В целом же сокращение персонала объясняется ростом эффективности работы банка, считает топ-менеджер. При этом он пояснил: сокращения в первую очередь касаются управленческой вертикали. «В свое время были созданы структуры, из которых мы теперь убираем дублирующие функции между руководителями и конкретными исполнителями, иначе возникает проблема коммуникации», — сказал он. В целом же при оптимизации все происходит очень четко: сотрудникам предлагают другую работу, «так как в Сбербанке всегда есть соответствующие профилю и квалификации сотрудника вакансии».
Но вернемся на казанские просторы. Временной занятостью в 2015 году были охвачены 722 работника предприятия, находящихся под угрозой увольнения. В городе с начала года сокращены уже 453 человека, на очереди еще около 700 человек. В прошлом году были заявки на сокращение 4 тыс. человек, но сократили 2,9 тыс. работников. На профессиональное переобучение работников, находящихся под риском увольнения, безработных в прошлом году затратили более 25 млн. рублей. Обучение прошли 607 человек.
Сохраняется дисбаланс между спросом и вакансиями. 60% безработных — белые воротнички, только 35% имеют рабочие специальности. При этом вакансии для рабочих составляют 74%, а потребность в специалистах и служащих — всего 26%. Так, на 8 соискателей по специальности «штукатур» приходится 828 вакансий, один соискатель на 673 вакансии арматурщика. Зато 328 безработных менеджеров претендуют на 130 вакансий, 148 инженеров — на 51 вакансию, 188 бухгалтеров — на 14 вакантных мест.
«Такой дисбаланс спроса приводит к тому, что при достаточном количестве вакансий сохраняется безработица», — сетовал Хайруллин. К слову, заработная плата по рабочим специальностям варьируется от 6,5 тыс. до 50 тыс., по служащим картина иная — 6,2 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.
«Когда человеку реально нечем кормить семью, он не станет отвергать рабочую профессию и поджидать походящих вакансий. Многие экономисты называют кризис временем новых возможностей и оздоровлением. Переизбыток белых воротничков заставит людей пересмотреть приоритеты, кризис развернет и уже развернул людей к реальности, и покажет, где глубже и лучше. А в плане оплаты у квалифицированных рабочих сейчас гораздо глубже», — комментировал показатели Калинкин.
Сохраняется дисбаланс между спросом и вакансиями. 60% безработных — белые воротнички, только 35% имеют рабочие специальности (фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»)
ДЕФИЦИТ КАДРОВ: ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
Да и в самом городском хозяйстве на протяжении многих лет держится дефицит кадров — в транспортной, жилищно-коммунальной, медицинской сферах наиболее остро.
Начальник управления здравоохранения Казани Ильнур Халфиев подтвердил, что кадровый дефицит был, но в течение последних лет укомплектованность выросла и достигла 75,5% — максимума за 5 лет. В прошлом году в медучреждения пришли 275 молодых специалистов, из них 118 врачей и 157 представителей среднего медперсонала. Калинкин не скрыл, свою роль в этом сыграли президентские гранты, но проблема «еще не решена» — в исполкоме все же рассчитывают на приток новых сил — целевиков.
Острой остается ситуация на скорой помощи — там недостает 60 врачей. На вызовы выезжают фельдшерские бригады.
Глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сразу очертил проблему — дефицит 350 водителей, 19% работающих уже предпенсионного возраста. «Основные причины низкой закрепляемости водителей на городском транспорте — сложный режим работы и низкие зарплаты», — объяснил он. Рост зарплаты на автотранспортных предприятиях в прошлом году составил 3%, на электротранспорте зарплата и вовсе снизилась на 8%. Только 26% прошедших обучение остались работать на автотранспортных предприятиях. Один из путей решения проблемы — привлечение иностранной рабочей силы. Из 13 перевозчиков 8 уже привлекают водителей из стран ближнего зарубежья. Сейчас от числа всех водителей на автобусах работают 27% иностранных граждан.
«Горожане требуют от нас регулярности движения транспорта, а как ее обеспечить при таком дефиците кадров? — задавал риторический вопрос Калинкин. — Чудес не бывает. Это и так чудо, что перевозчики в таких условиях выполняют свои контрактные обязательства».
Многолетняя нехватка кадров ощущается и в сфере ЖКХ — укомплектованность менее 90%. Сфере не хватает слесарей, сантехников, а средний возраст работников — 52 года. Глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин объяснил: профессии не пользуются престижем, усугубляет ситуацию низкая зарплата — мастер ЖЭУ зарабатывает ежемесячно лишь по 15 - 20 тыс. рублей.
Но надежда заполнить вакансии забрезжила. С 2013 года подготовку специалистов для сферы ЖКХ начал Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства. Сейчас в колледже учатся уже 25 стипендиатов управляющих компаний, которые имеют контракты по трудоустройству после завершения учебы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.