МИЛЛИАРДЫ, СЭКОНОМЛЕННЫЕ НА ОЧЕРЕДЯХ

Экономический эффект от оказанных электронных услуг за 2015 год составил 2,5 млрд. рублей. Эта цифра, названная начальником управления информатизации и связи казанского исполкома Рифатом Ханнановым, особо заинтересовала главу исполкома города Дениса Калинкина, который сегодня вел деловой понедельник вместо мэра Ильсура Метшина, находящегося в командировке.

Он попросил пояснить то, как велись расчеты. Ханнанов объяснил: перемножением количества оказанных сервисов и услуг населению на количество сэкономленных часов, которые считаются опытным путем (к примеру, полчаса житель Казани экономит на запросах, час на заявлениях и оплатах, два часа за счет электронной очереди). Полученный результат затем умножается на стоимость часа работы, который оценивается по уровню средней городской зарплаты, поделенной на 168 часов средней работы в месяц. Отметим, что речь об услугах всех учреждений на территории Казани — и муниципальных, и республиканских, и федеральных.

Убедившись, что цифра не с потолка, Калинкин отметил, что «электронные услуги вводятся не для того, чтобы дистанцироваться от граждан, а чтобы сократить время между запросом и ответом на него».

Можно порадоваться и за обычных граждан: за счет использования системы межведомственного электронного взаимодействия в 2015 году они сэкономили на госпошлинах 65 млн. рублей. Теперь они освобождены от беготни по учреждениям за выписками из налоговой службы, росреестра и других органов. Впрочем, потенциал для роста востребованности электронных услуг есть: если в 2015 году доля использующих электронные сервисы составляла 49%, то к 2018 году она должна быть увеличена до 70%.

ДОКУМЕНТЫ О РЕГИСТРАЦИИ РОЖДЕНИЯ, БРАКА, АРХИВНЫЕ СПРАВКИ СКОРО МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

В 2015 году жителям Казани и бизнесу было оказано 20,4 млн. электронных услуг и сервисов. За первый квартал 2016 года оказано уже 7,4 млн., что на 62,2% больше аналогичного периода 2015 года. Сейчас исполком Казани оказывает в электронном виде 17 муниципальных услуг — от постановки на соципотеку и выдачи разрешений на перепланировку до назначения опеки над детьми-сиротами. На очереди в 2016 году за счет федерального бюджета перевод в электронный вид еще 12 востребованных госуслуг — прием и выдача документов о регистрации рождения, брака, оказание юрлицам помощи в работе архивов и делопроизводстве.

Еще одна новация скоро появится в районных администрациях. В администрации Кировского и Московского района уже внедрен пилот электронной записи на прием в четыре отдела.

«Это систематизирует работу учреждений, экономит время и оберегает людей от ненужных эмоциональных стрессов. Мы все знаем, как можно наэлектризоваться, сидя в очереди», — поддержал тему Калинкин и поручил проработать вопрос о записи к чиновникам не только при посещении администраций, а прямо из дома, не отходя от монитора.

Продолжится в этом году и установка бесплатных точек доступа по проекту «Бесплатный Wi-Fi» — в весенне-летний период 2015 года в парках города проходили по 12 тыс. сессий пользователей ежедневно. Сеть в этом году появится в управлении жилищной политики, архитектуры и градостроительства, комитете земельных и имущественных отношений на улице Баумана. Средства городского бюджета на точки доступа выделяться не будут — расходы только за счет операторов.

Похвастался Ханнанов и тем, что в 2015 году не было ни одного случая с утечкой персональных данных в системе электронных услуг. Впрочем, уточнить, сколько таких утечек, хакерских атак было в предыдущие годы, глава управления сообщить отказался.

(фото: © Сергей Пивоваров, РИА «Новости»)
За 2015 год в центры занятости обратились 22 тыс. человек, из них 11 тыс. человек признаны безработными (фото: © Сергей Пивоваров, РИА «Новости»)


«НА ЭТО НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА»

«Торможение экономики и применение санкционных мер негативно отразилось на рынке труда», — сменил тональность совещания глава городского центра занятости Марат Хайруллин. На 1 апреля 2016 года в Казани зарегистрированы в поисках работы 6,3 тыс. человек, из них безработных 5,4 тыс. человек, но вакансий, правда, в два раза больше — 12,4 тысячи.

Уровень безработицы по итогам 2015 года составил 0,79% от экономически активного населения (на 0,21% больше, чем в предыдущем году). Это меньше, чем по Татарстану в целом (0,8%), в России (1,3%) и почти в три раза меньше, чем в тревожном 2010 году, когда был зафиксирован максимальный уровень безработицы (2,35%).

За 2015 год в центры занятости обратились 22 тыс. человек, из них 11 тыс. человек признаны безработными. Образовавшийся разрыв Хайруллин связал с обращениями уже трудоустроенных граждан, желающих сменить место работы.

«Состояние экономики города позволяет нам удерживать показатели безработицы ниже, чем в среднем по России, повышение безработицы небольшое, но и на это нельзя закрывать глаза», — комментировал глава исполкома города Калинкин.

Острой остается ситуация в банковской сфере, где с конца прошлого года под сокращением оказались клерки «АК БАРС» Банка и Сбербанка. Впрочем, управляющий «Банка Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев заметил, что оптимизация-2016 не больше, чем в предыдущие годы. В целом же сокращение персонала объясняется ростом эффективности работы банка, считает топ-менеджер. При этом он пояснил: сокращения в первую очередь касаются управленческой вертикали. «В свое время были созданы структуры, из которых мы теперь убираем дублирующие функции между руководителями и конкретными исполнителями, иначе возникает проблема коммуникации», — сказал он. В целом же при оптимизации все происходит очень четко: сотрудникам предлагают другую работу, «так как в Сбербанке всегда есть соответствующие профилю и квалификации сотрудника вакансии».

Но вернемся на казанские просторы. Временной занятостью в 2015 году были охвачены 722 работника предприятия, находящихся под угрозой увольнения. В городе с начала года сокращены уже 453 человека, на очереди еще около 700 человек. В прошлом году были заявки на сокращение 4 тыс. человек, но сократили 2,9 тыс. работников. На профессиональное переобучение работников, находящихся под риском увольнения, безработных в прошлом году затратили более 25 млн. рублей. Обучение прошли 607 человек.

Сохраняется дисбаланс между спросом и вакансиями. 60% безработных — белые воротнички, только 35% имеют рабочие специальности. При этом вакансии для рабочих составляют 74%, а потребность в специалистах и служащих — всего 26%. Так, на 8 соискателей по специальности «штукатур» приходится 828 вакансий, один соискатель на 673 вакансии арматурщика. Зато 328 безработных менеджеров претендуют на 130 вакансий, 148 инженеров — на 51 вакансию, 188 бухгалтеров — на 14 вакантных мест.

«Такой дисбаланс спроса приводит к тому, что при достаточном количестве вакансий сохраняется безработица», — сетовал Хайруллин. К слову, заработная плата по рабочим специальностям варьируется от 6,5 тыс. до 50 тыс., по служащим картина иная — 6,2 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

«Когда человеку реально нечем кормить семью, он не станет отвергать рабочую профессию и поджидать походящих вакансий. Многие экономисты называют кризис временем новых возможностей и оздоровлением. Переизбыток белых воротничков заставит людей пересмотреть приоритеты, кризис развернет и уже развернул людей к реальности, и покажет, где глубже и лучше. А в плане оплаты у квалифицированных рабочих сейчас гораздо глубже», — комментировал показатели Калинкин.

Сохраняется дисбаланс между спросом и вакансиями. 60% безработных — белые воротнички, только 35% имеют рабочие специальности (фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»)


ДЕФИЦИТ КАДРОВ: ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ

Да и в самом городском хозяйстве на протяжении многих лет держится дефицит кадров — в транспортной, жилищно-коммунальной, медицинской сферах наиболее остро.

Начальник управления здравоохранения Казани Ильнур Халфиев подтвердил, что кадровый дефицит был, но в течение последних лет укомплектованность выросла и достигла 75,5% — максимума за 5 лет. В прошлом году в медучреждения пришли 275 молодых специалистов, из них 118 врачей и 157 представителей среднего медперсонала. Калинкин не скрыл, свою роль в этом сыграли президентские гранты, но проблема «еще не решена» — в исполкоме все же рассчитывают на приток новых сил — целевиков.

Острой остается ситуация на скорой помощи — там недостает 60 врачей. На вызовы выезжают фельдшерские бригады.

Глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сразу очертил проблему — дефицит 350 водителей, 19% работающих уже предпенсионного возраста. «Основные причины низкой закрепляемости водителей на городском транспорте — сложный режим работы и низкие зарплаты», — объяснил он. Рост зарплаты на автотранспортных предприятиях в прошлом году составил 3%, на электротранспорте зарплата и вовсе снизилась на 8%. Только 26% прошедших обучение остались работать на автотранспортных предприятиях. Один из путей решения проблемы — привлечение иностранной рабочей силы. Из 13 перевозчиков 8 уже привлекают водителей из стран ближнего зарубежья. Сейчас от числа всех водителей на автобусах работают 27% иностранных граждан.

«Горожане требуют от нас регулярности движения транспорта, а как ее обеспечить при таком дефиците кадров? — задавал риторический вопрос Калинкин. — Чудес не бывает. Это и так чудо, что перевозчики в таких условиях выполняют свои контрактные обязательства».

Многолетняя нехватка кадров ощущается и в сфере ЖКХ — укомплектованность менее 90%. Сфере не хватает слесарей, сантехников, а средний возраст работников — 52 года. Глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин объяснил: профессии не пользуются престижем, усугубляет ситуацию низкая зарплата — мастер ЖЭУ зарабатывает ежемесячно лишь по 15 - 20 тыс. рублей.

Но надежда заполнить вакансии забрезжила. С 2013 года подготовку специалистов для сферы ЖКХ начал Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства. Сейчас в колледже учатся уже 25 стипендиатов управляющих компаний, которые имеют контракты по трудоустройству после завершения учебы.