РУКОВОДСТВО АВИАКОМПАНИИ «ТАТАРСТАН» УДИВЛЕНО ТЕМ, ЧТО УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ НАЧАЛИ ЛЕТАТЬ С НИМИ В ДУБАЙ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ

Вчера открылся регулярный рейс Уральских авиалиний (УА) из Казани в Дубай. В самой компании прогнозируют высокую заполняемость нового казанского рейса – отдых в Дубае находится на пике популярности. Тем более что в столице Татарстана УА станут первым регулярным перевозчиком на данном направлении. Топ-менеджмент авиакомпании «Татарстан» высказывает мнение, что дело и вовсе может закончиться вытеснением российских перевозчиков с данного направления в аэропорту Казани.

В ДЕСЯТКЕ

Вчера Уральские авиалинии открыли регулярное воздушное сообщение между Казанью и Дубаем. Рейсы будут выполняться еженедельно по вторникам. Вылет из Казани – в 12:30, прибытие в Дубай – 17:15 (со 2 ноября – 12:30 и 18:10, соответственно). Вылет из Дубая – в 18:45, прибытие в Казань – 23:30 (со 2 ноября – 19:40 и 23:30). Билет туда и обратно в эконом-классе, в среднем, стоит 409 евро, в бизнес-классе – 1719 евро. Полеты выполняются на самолете А320.

Отметим, что ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» входят в десятку ведущих российских авиаперевозчиков. В парке воздушных судов - четырнадцать А320 и А321, а также четыре Ту-154М. В 2011 году в лизинг будут взяты еще три A321 и один A320. География полетов насчитывает более 120 направлений. В 2009 году, на основе данных европейского агентства по авиационной безопасности, УА признаны самой безопасной авиакомпанией России. Вместе с тем, Росавиация внесла компанию в список авиаперевозчиков, которые в августе совершили самое большое количество рейсов с задержками. Лидером «черного списка» оказалась компания SkyExpress, задержавшая 25% вылетов, УА - 17%.

ОДНОЗНАЧНО ПРИВЕТСТВУЕТСЯ

Мы попросили оценить перспективность дубайского направления представителей татарстанского туристического бизнеса.

Руководитель турагентства «Евразия-Трэвел» Диляра Насыбуллина была лаконична: «На оба рейса уже мест нет до середины ноября. Очень актуальный, нужный рейс».

Директор туристического агентства «Спутник-Транс-Сервис-Казань» Евгений Никулин напомнил, что туристические фирмы Татарстана «раскатывают» этот маршрут с 1993 года: «Семнадцать лет туда летают самолеты, но статус их чартерный, то есть несколько рисковый. Сейчас сделали регулярный рейс, билеты на который можно купить в системе бронирования, и, конечно, это перспективно. К чартерам справедливо больше нареканий, потому что это – эконом-класс. Нашими клиентами однозначно приветствуется наличие на борту полноценного бизнес-обслуживания. Но сегодня уже можно сказать, что хорошо продаются и чартеры «Татарстана», и регулярный рейс «Уральских авиалиний», что связано с сезонным увеличением продаж. Но, как показывает опыт, не все так гладко. Конкуренция – это хорошо, но она должна быть добросовестной. И если все же произойдет так, что в Казани останется только один перевозчик, хотелось бы, чтобы эти конкурентные войны не легли на плечи пассажиров».

Отметим, что количество российских туристов в Дубае в первой половине 2010 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%.

КАК «ТАТАРСТАН» ЛИШИЛИ РЕГУЛЯРКИ

Гораздо меньше оптимизма в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Валерий Портнов. По его мнению, загрузка чартера АКТ должна быть хорошая, но есть ряд вопросов. Хотя бы такой: почему рейс УА выполняется в тот же день, что и чартер АКТ? Но не это самое интересное. По словам гендиректора, раньше назначенным (то есть регулярным) перевозчиком на направлении Казань – Дубай была АКТ. Но, благодаря целенаправленной работе УА в Росавиации, назначение было аннулировано – из-за отсутствия рейсов АКТ. Почему же их не было?

«Мы давно имели разрешение на регулярный рейс в Дубай, но не летали потому, что тогда встречный рейс открыла бы лоукостовая авиакомпания из Эмиратов «Флайдубай», а конкурировать с ней очень сложно – техника новая и билеты почти в два раза дешевле, - рассказывает Портнов. – Мы должны были начать летать регулярку, подписав с этой авиакомпанией договоры в рамках МИТА (MITA - многостороннее интерлайн-соглашение, целенаправленно занимается поиском наиболее подходящих партнеров для авиакомпаний. – ред.) и ИАТА (IATA Clearing House - клиринговая палата ИАТА, позволяет авиакомпании использовать мировую систему взаиморасчетов. – ред.). То есть Флайдубай ждала, пока мы станем членами этих организаций. И вот мы сейчас получили членство в МИТА, надеемся, в течение двух недель получить членство в ИАТА. А Уральским авиалиниям чужие интересы без разницы. И свои, похоже, тоже. Сейчас Уральские авиалинии, начав летать из Казани, приведут к нам Флайдубай, и она просто выдавит и нас, и их».

НА ДУБАЙСКОМ УРОВНЕ

Перспектива вполне реальная. Взглянем на послужной список авиакомпании из Эмиратов. В марте 2008 года правительство Дубая объявило о планах по созданию бюджетной авиакомпании Flydubai. Поддержка была обеспечена авиаперевозчиком мирового уровня из ОАЭ – Emirates (Flydubai основана председателем совета директоров Emirates шейхом Ахмедом бин Саид аль Мактумом). 1 июня 2009-го авиакомпания начала выполнять коммерческие полеты, и за год ее парк увеличился до девяти Boeing 737-800. Еще четыре должны быть поставлены до конца 2010 года. Всего же Flydubai разместила заказ на пятьдесят Boeing 737 на сумму $4 млрд.

По словам гендиректора авиакомпании Гейта аль Гейта, факт бюджетности авиакомпании не означает низкого качества обслуживания пассажиров. Низким тарифам способствуют продажа авиабилетов через Интернет, большая частота полетов и высокий коэффициент загрузки кресел. В самолетах авиакомпании предусмотрен один класс салона, что упрощает обслуживание пассажиров и оптимизирует расходы. Но, как отмечают эксперты, это упрощение высокого, дубайского уровня.

Во второй половине октября Flydubai начала рейсы в Дубай из Екатеринбурга и Самары.

ВСЕ ПО ЗАКОНУ

Для «БИЗНЕС Online» ситуацию прокомментировал зам. генерального директора Уральских авиалиний Алексей Фомин.

- Алексей Генрихович, осенью в Екатеринбург и Самару, откуда ваша авиакомпания летает в Дубай, пришла авиакомпания «Флайдубай». Вы как-то поделили «сферы влияния», ведь Флайдубай тесно связана с авиакомпанией «Эмирейтс», с которой у вас хорошие партнерские отношения и интерлайн-соглашение?

- Поскольку это регулярные рейсы, то правовое обеспечение их проводится в рамках соглашений между Россией и ОАЭ, которое предусматривает обязательное назначение пар перевозчиков – с российской и эмиратской стороны. Каждая страна сама определяет, когда она назначает того или иного перевозчика. То есть между нами и Флайдубай нет никаких договоренностей. Есть только нормальное партнерское сотрудничество между странами. Хотя мы уже давно обратились к Флайдубай с предложением подумать о создании некоего совместного продукта. Ответа пока нет.

- Флайдубай, можно сказать, идет по вашим следам – Екатеринбург, Самара. Получается, нам ждать прихода этого перевозчика в Казань?

- Насколько мне известно, эта авиакомпания уже подала соответствующую заявку в Росавиацию. Так что, с открытием нашего рейса, у вас, возможно, откроется и рейс Флайдубай.

- Что скажете по поводу точки зрения руководства авиакомпании «Татарстан»?

- Я бы на его месте так вопрос не ставил. Есть законодательная основа для данного процесса – приказ минтранса России, который определяет порядок выдачи назначений на международные трассы. Мы действовали в полном с ним соответствии. Рассмотрение заявки привело к тому, что регулярный рейс был отдан нам.

- Не опасаетесь конкуренции с Флайдубай?

- Пока у Флайдубай дела идут неплохо. И билет у них намного дешевле, чем наш. Но мы предлагаем полноценную услугу, а они – лоукостовую. Такие компании обычно работают на направлениях с продолжительностью полета не выше 2,5 часов – столько можно вытерпеть кресло с достаточно плотным шагом и отсутствие питания. А длительный полет? Обычно пассажиры, раз-два попробовав, возвращаются к полномасштабным авиакомпаниям».

ЧАРТЕРНЫЙ ИЛИ РЕГУЛЯРНЫЙ?

Интересно, что некоторые игроки казанского туристического рынка высказывают сомнение в том, что дубайский рейс Уральских авиалиний можно в полной мере назвать регулярным: получив назначение на регулярный рейс, места все равно продают туроператорам.

И действительно, по словам  Фомина, за турфирмами – партнерами УА (а среди них Coral Travel, Натали Турс, Южный Крест, Капитал Тур) закреплено 50 - 65% кресел (остальные билеты, как заверяют, можно купить в кассах). При этом, по словам Фомина, с казанскими турфирмами договоренности по блокированию пока не достигнуто.

Интересно, но по согласному мнению туроператоров, их клиентов не особо интересует – чартерный рейс или регулярный, главное – стоимость тура и дата вылета. В любом случае, первый рейс УА из Казани в Дубай был заполнен почти полностью: 142 места в эконом-классе (из 156) и 2 места в бизнес-классе (из 12).

Жаль, но как-то остался непроясненным вопрос, будут ли Уральские авиалинии летать регулярно из Казани и в летний сезон, когда происходит традиционный спад интереса к отдыху в Дубае. Фомин считает, что рейсы будут, туроператоры высказывают по этому поводу большие сомнения. Что ж, хороший повод выяснить «чартерность» или «регулярность» уральского авиаперевозчика.

Тимур Латыпов
Фото: пресс-служба ОАО
"Международный аэропорт "Казань"

P.S. Уральские авиалинии настроены на активное завоевание ниш на рынке авиаперевозок не только в Казани. В деталях об этом рассказал генеральный директор компании  Скуратов в своем интервью, которое можно прочитать здесь.