Сегодня ночью стартовал регулярный рейс Казань — Прага авиакомпании Czech Airlines

НОЧЬ, ХЛЕБ-СОЛЬ, ЧАК-ЧАК И ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА ПОД ВОДНОЙ АРКОЙ

Сегодня ночью стартовал регулярный рейс Казань — Прага авиакомпании Czech Airlines. К событию в аэропорту подготовились основательно. Белый аэробус Airbus-319 с пражской символикой на корпусе медленно проехал через традиционную водяную арку в 2:30 ночи. Первыми из него вышли высокие стюардессы в синей униформе с красными шарфами. Они держали ленточку с названием Czech Airlines — ее-то и перерезали замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров, зампред госкомитета РТ по туризму Екатерина Барабанова и региональный директор Czech Airlines в РФ и СНГ Йиржи Свобода. Пассажиров встретили хлебом-солью и чак-чаком девушки в национальных костюмах. Впрочем, 26 человек, прилетевшие в Казань этим рейсом, по-деловому быстро прошли мимо. Отметим, что пассажиров, прошедших регистрацию на обратный рейс из Казани в Прагу, угощали более основательно.

В своей поздравительной речи Егоров заметил, что Татарстан уделяет большое внимание развитию внешних экономических и торговых связей. Яркий тому пример — открытие долгожданного рейса Казань — Прага. «Между двумя городами сложились давние дружеские отношения», — заверил он. Чиновник напомнил, что три года назад это направление было очень популярным и теперь остается только радоваться, что маршрут вернулся в Казань. По его словам, доказательство популярности рейса — загрузка борта в сторону Чехии.

Барабанова также не усомнилась в том, что рейс будет востребован. «Наши жители смогут напрямую полететь в Европу, а у жителей Чехии и других европейских городов появится возможность прилететь к нам», — оптимистично высказалась она. По словам зампреда госкомитета РТ по туризму, в этом году количество гостей из Чехии в России значительно возросло, задача Татарстана — привлекать их к себе.

Белый Airbus-319 с пражской символикой на корпусе медленно проехал через традиционную водяную арку в 2:30 ночи

Свобода рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что самолеты из Казани будут летать два раза в неделю — по понедельникам и четвергам. В летний сезон компания планирует перевести порядка 8,7 тыс. пассажиров. А вот частотность рейсов зимой, по словам Свободы, будет зависеть от спроса. «Авиакомпания очень гибко подходит к рынку, рассматривает развитие спроса и корректирует расписание в сторону увеличения или уменьшения частотности», — сказал он. Чтобы рейсы были экономически выгодными, средняя загрузка борта должна быть выше 70%, рассказал Свобода. Отметим, что билеты на рейс стоят порядка 255 евро, или 19 тыс. рублей, в обе стороны.

Напомним, продажи на данное направление начались еще в феврале. В марте на презентации рейса Свобода рассказал, что его планировали запустить еще весной 2015 года. Так что не зря вчера представитель Czech Airlines заявил, что они к этому рейсу долго шли и путь не был легким. В самом деле — год назад МАК потерял «Пражскую весну»: на фоне кризиса чехи свернули свои планы полетов.

Пассажиров встретили хлебом-солью и чак-чаком девушки в национальных костюмах

МИНУС 7,6% ПАССАЖИРОВ, ЧЕТВЕРТЬ ГРУЗОВ И 20% ПОСЫЛОК

Открытие нового рейса всегда приятно, а в сложное время — приятно вдвойне. То, что происходило в прошлом году с казанской воздушной гаванью, иначе как стагнацией не назовешь. Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК) выросла на символические 50 млн. рублей: с 1,37 млрд. рублей до 1,42 млрд. рублей. Казалось бы, чистая прибыль МАКа выросла сразу на три четверти, но этот относительный прирост был достигнут лишь благодаря эффекту низкой базы. На деле же аэропорт со всеми его службами заработал 33,3 млн. рублей — лишь на 14 млн. больше, чем в 2014 году.

Конечно, тому есть и объективные причины. Прошлый год с его терактами, запретами и войнами серьезно ударил по туристической и авиационной индустрии. Сильнее всего пострадали международные перевозки, которые в целом по стране снизились на 15,8% до 39,5 млн. человек. Однако свято место пусто не бывает, и возникший вакуум авиакомпании поспешили заполнить за счет внутренних резервов — перевозки по России в 2015 году выросли на 13,6% до 52,6 млн. пассажиров. Итоговый результат оказался не так уж страшен. В целом российские авиакомпании недосчитались только 1,2% пассажиров, всего же за год они подняли в небо чуть более 92 млн. человек. Как видим, падение не столь драматичное, как можно было ожидать на фоне снижения деловой активности и реальных доходов населения.

Однако статистика казанцев оказалась гораздо печальнее. Из опубликованных Росавиацией данных следует, что пассажиропоток главного аэропорта республики упал на 7,6%: если в 2014 году МАК пропустил через себя 1,942 млн. пассажиров, то год спустя — только 1,795 млн. человек. Еще хуже шли дела с грузоперевозками. Масса перевезенных грузов за год уменьшилась на 25,9% до 2 538 т, почтовых отправлений — на 19,6% до 183 тонн.

Казанский аэропорт со всеми его службами заработал в 2015 году 33,3 млн. рублей — лишь на 14 млн. больше, чем в 2014-м

На чем же зарабатывал МАК? Самую значительную прибавку к выросшим доходам обеспечили поступления от прочей деятельности: плюс 45 млн. рублей (или 8,7%) до 561 млн. рублей, что составило 39,5% от общей выручки аэропорта. Помимо этого, выросли на 6,3% до 297 млн. рублей поступления по направлению «взлет-посадка», авиационная безопасность прибавила 12,5% до 151,5 млн. рублей. А вот, например, поступления от кейтеринга упали на четверть (29,6 млн. рублей) до 91,2 млн. рублей. Пассажиры стали меньше есть? Впрочем, если учесть, что выросли внутристрановые перелеты (то есть менее длительные), предположение выглядит логично. Да и постоянные клиенты авиакомпаний отмечают сокращение бортового меню. Наконец, отрицательная динамика (минус 14,1%) наблюдалась и по направлению метеообеспечения.

В САМАРЕ И НИЖНЕМ ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТОВ ВДВОЕ ВЫГОДНЕЕ

С чем можно сравнить успехи МАК? Например, есть финансовые показатели пермского аэропорта, выручка которого снизилась на 4,5% до 890 млн. рублей, а чистая прибыль уменьшилась на 15% до 156 млн. рублей. При этом валовая прибыль последние 2 года занимала не менее 28% в выручке пермяков.

Другой пример: международный аэропорт «Краснодар» увеличил выручку на 0,7% до 2,87 млрд. рублей и получил чистую прибыль 1,16 млрд. рублей против чистого убытка в размере 300 млн. рублей в 2014 году. Заметим, что валовая прибыль краснодарского аэропорта в указанных периодах превышала 40% от выручки. То есть основная деятельность обеспечивала компании приличную отдачу — как за счет хорошего контроля основных издержек, так и за счет хорошей наценки.

Скептики скажут, что Краснодар вовсе не показатель — все-таки курортный регион со всеми вытекающими. Хорошо, возьмем пару примеров из Поволжья. Международный аэропорт «Курумоч» (Самарская область) увеличил выручку на 12% до 1,967 млрд. рублей. Валовая прибыль упала на 118 млн. рублей до 856 млн. рублей, но ее доля в выручке в 2014 и 2015 годах не уходила ниже 45%. Вот только заработки самарского аэропорта «съели» проценты к уплате, которые подросли на 495 млн. рублей, в итоге компания получила 6 млн. рублей чистого убытка на фоне 599 млн. рублей чистой прибыли годом ранее. Однако подвел соседей все же не плохо поставленный бизнес, а закредитованность предприятия.

Наконец, международный аэропорт «Нижний Новгород» (МАНН) сократил выручку в прошлом году на 10% до 829 млн. рублей, чистую прибыль — в 1,9 раза до 162 млн. рублей. Валовая прибыль МАНН уменьшилась на 117 млн. рублей до 342 млн. рублей, но ее доля в выручке последние два года опять-таки держалась выше 41%. Другими словами, руководителям МАКа однозначно есть куда стремиться.

Из опубликованных Росавиацией данных следует, что пассажиропоток главного аэропорта республики упал на 7,6%: если в 2014 году МАК пропустил через себя 1,942 млн. пассажиров, то год спустя — только 1,795 млн. человек

НА АВИАБЕЗОПАСНОСТИ СЭКОНОМИЛИ 13 МИЛЛИОНОВ

Операционная прибыль МАКа увеличилась в 15 раз до 92,1 млн. рублей. Пожалуй, в сравнении с провальным 2014 годом это успех, но в сравнении с выручкой объем операционной прибыли — а значит, и рентабельность продаж — оставляет желать лучшего.

Тем не менее заметный прорыв произошел в снижении убытка от деятельности по авиационной безопасности — на 46,6 млн. рублей до 33,2 млн. рублей. Знакомые с ситуацией источники утверждают, что аэропорт оптимизировал персонал, занятый в этой сфере. В общем-то, составители отчета не скрывают, что расходы на оплату труда удалось сократить, а год назад компания заявляла: под сокращение попадают 225 человек. О том, что без увольнений не обошлось, говорит и вторая по сэкономленной сумме статья расходов — на оплату труда, сократившаяся на 12,1 млн. рублей. Будем надеяться, что как таковая безопасность полетов все же от этого не пострадала.

Кроме того, менеджмент смог снизить на 28,3 млн. рублей до 24,5 млн. рублей убыток от предоставления аэровокзального комплекса. Тем временем потери от направления «взлет-посадка» выросли на 3,2 млн. рублей до 11,9 млн. рублей, а обслуживание поредевшего потока пассажиров принесло 12,3 млн. рублей убытка против 1 млн. рублей прибыли годом ранее.

В итоге выйти на положительную территорию МАК смог за счет прибыли от прочей деятельности, которая выросла на 29,5 млн. рублей до 158,9 млн. рублей. Несложно подсчитать (если не принимать в расчет прибыль от кейтеринга и прочей деятельности), что остальные направления обеспечили компании лишь потерю еще 79 млн. рублей, пусть это и на 58,4 млн. рублей меньше, чем годом ранее. Можно отметить старания руководства снизить издержки по основным направлениям, но ему предстоит еще немало потрудиться, чтобы выйти по ним хотя бы на безубыточность.

Прошлый год с его терактами, запретами и войнами серьезно ударил по туристической и авиационной индустрии

РЕЗЕРВЫ НАШЛИСЬ В РЕКЛАМЕ, АМОРТИЗАЦИИ И ЗАРПЛАТАХ

На чем еще кроме зарплатного фонда сэкономил аэропорт? Во-первых, коммерческие расходы МАКа (хранение, транспортировка, реклама, сбыт) урезали сразу на 17,7 млн. рублей до 42 млн. рублей. Скромнее «похудели» управленческие затраты — на 11 млн. рублей до 184 млн. рублей. Наконец, привлекает внимание факт снижения основных расходов. Больше всего, 31,7 млн. рублей, удалось сэкономить на амортизации, что могло быть обусловлено реализацией части имущества или его переоценкой. К сожалению, состав реализованного имущества не раскрывается, но от его продажи МАК выручил 51,1 млн. рублей и получил на этом прибыли 34,4 млн. рублей.

Между тем процентные поступления предприятия выросли на 18,9 млн. рублей до 23,3 млн. рублей. Довольно серьезное подспорье — четверть от операционного результата. Мы не раз отмечали рост процентных доходов у многих татарстанских компаний. Пожалуй, плох тот руководитель, который не поспешил разместить в банках свободные средства в конце 2014 - начале 2015 года. В МАКе такую возможность, похоже, не упустили.

А вот баланс прочих статей ухудшился: аэропорт получил 68,5 млн. рублей отрицательного сальдо прочих расходов и доходов за 2015 год против 26,2 млн. рублей положительного сальдо за 2014 год. Основной причиной стали отчисления в резервы в сумме 93,1 млн. рублей, чего не наблюдалось годом ранее. Получается, что вся заработанная операционная прибыль просто была складирована в защитную кубышку на случай потерь.

Наконец, об основных средствах аэропорта, стоимость которых выросла на 111 млн. рублей до 5 млрд. рублей без малого. Напомним, что мощный рост стоимости основных средств на балансе МАКа произошел ранее за счет ввода в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы, которую оценили в 4,5 млрд. рублей. Реконструкция аэропортового комплекса проводилась в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», а также в рамках комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Благодаря этому появились новые полоса, патрульная дорога, ограждение аэродрома с техническими средствами охраны и системой видеонаблюдения, средства посадки, управления воздушным движением и светосигнальное оборудование.

Однако, по мнению экспертов, 4,5 млрд. рублей освоили недостаточно эффективно, построив ВПП без учета розы ветров. И в 2014 году пошли разговоры о необходимости новой полосы. Как отмечают эксперты, она нужна и для соответствия условий взлета-посадки местным погодным условиям, и с точки зрения перспективы роста пассажиропотока.

А ведь за последние 7 лет аэропорт заработал 51,4 млн. рублей чистой прибыли — или в среднем 7,3 млн. в год. Таким темпом только свою новую взлетную полосу МАК будет «отбивать» 616 лет. Если даже игнорировать провальный 2013-й год с его катастрофическим убытком в раземер 415 млн. рублей, то в среднем за 6 лет компания зарабатывала по 77,7 млн. рублей. Но и таким темпом полоса будет окупаться 58 лет — запредельный срок, на который частный бизнес, за редким исключением, не готов инвестировать.

За первые три месяца 2016 года МАК выполнил почти 2,8 тыс. рейсов — на 10,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда страна прибывала в шоке после валютной паники

К МУНДИАЛЮ ГОТОВЫ ДОСРОЧНО

Не исключено, что руководство МАКа рассчитывает на очередную помощь из бюджета, федерального или регионального, тем более что на носу очередные события мирового масштаба, будь то WorldSkills или футбольный мундиаль. Что ж, центр как раз на днях удостоил казанский аэропорт благосклонного внимания: 23 апреля МАК вместе с Бегишево распоряжением Дмитрия Медведева были включены в перечень 91 аэропорта федерального значения. «К аэропортам федерального значения отнесены аэропорты, необходимые для организации воздушного сообщения между городами федерального значения, административными центрами субъектов Федерации, а также международные аэропорты», — пояснило правительство.

Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что к приему гостей и участников чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, полностью готовы два аэропорта — Сочи и Казани. С одной стороны, похвала главы минтранса приятна, с другой — может означать: «Денег не получите, у вас и так все хорошо».

Дополнительным фактором риска на текущий год стал секвестр программы региональных авиаперевозок в ПФО. Несмотря на то что пассажиропоток проекта в 2015 году вырос до рекордных 102 тыс. человек, это не спасло его от сокращения. Вместо 620 млн. рублей федеральный бюджет выделил на программу только 400 млн., из нее выбыли некоторые рейсы, а оставшиеся были сокращены по частоте.

Удивительно, но вопреки всему за первые три месяца 2016 года международный аэропорт «Казань» выполнил почти 2,8 тыс. рейсов — на 10,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда страна пребывала в шоке после валютной паники. По информации пресс-секретаря МАК Аделя Гатауллина, аэропорт обслужил свыше 325 тыс. пассажиров — на 9,1% больше, чем в первом квартале прошлого года. По словам Гатауллина, сегодня отмечается значительный рост пассажиропотока на внутрироссийских направлениях. При этом сам аэропорт ищет любые возможности по расширению маршрутной сетки. И отдельную надежду, по его словам, вселяет как раз сегодняшнее открытие рейса Казань — Прага авиакомпании Czech Airlines.