АРАБСКИЙ ВАРИАНТ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ

В силу профессиональных причин, а также туристического интереса мне неоднократно приходилось посещать различные страны. Естественно, знакомство с зарубежным опытом, пусть и поверхностное, оставляет определенные впечатления. И эти впечатления особенно памятны, если проявляются на контрасте с привычной нам жизнью. В этом смысле для меня всегда были интересны сравнения в контексте такой темы, как среда обитания. Это то, что нас окружает: особенности быта, архитектурное пространство, транспортные коммуникации, культурно-историческая среда, парковые ландшафты и многое другое.

В своем материале, посвященном Каиру, я упоминал о чистоте и блеске городов арабского берега Персидского залива. Конечно, контраст между ними разительный, хотя это не означает, что в тех же Эмиратах нет проблем, просто там они другого качества. Если проблемы Египта порождены бедностью, то проблемы таких стран, как Эмираты, во многом есть следствие их богатства, которые также отражаются и на среде обитания. Тем и интересен их опыт. А продолжить этот обзор я решил с Шарджи — столицы одноименного эмирата, третьего по значимости в ОАЭ.

Шарджа имеет статус культурной столицы Эмиратов

Шарджа имеет статус культурной столицы Эмиратов. Самый известный эмират ОАЭ — Дубай, являющийся главным коммерческим и производственным центром страны. Столичный эмират Абу-Даби — главный источник нефтяного богатства ОАЭ. Что касается Шарджи, то она не столь богата нефтью, как Абу-Даби, хотя и обладает определенным промышленным потенциалом.

Впрочем, еще 50 - 60 лет назад Шарджа была самым большим и экономически развитым городом (точнее городком) восточной части арабского побережья Персидского залива. А потому не удивительно, что именно она стала культурной столицей Эмиратов. Этот статус поддерживается крупной по меркам страны сетью музеев и других объектов, призванных отразить историю и культуру местного края.

Надо сказать, что продвижение Шарджи как главного культурного центра ОАЭ стало целенаправленной политикой местных властей. Соперничать с Дубаем и Абу-Даби на ниве коммерции и в сфере недвижимости этому эмирату довольно сложно. Даже в сфере туризма Шарджа уступает им, в основном довольствуясь турпотоком в более дешевом ценовом сегменте. А вот попытаться капитализировать историческое наследие — эта идея местным шейхам показалась перспективной. Хотя, честно говоря, по сравнению с нашим культурно-историческим богатством Шарджа, конечно же, глухая периферия.

Соперничать с Дубаями и Абу-Даби на ниве коммерции и в сфере недвижимости Шардже довольно сложно

Первые впечатления от Эмиратов возникают в аэропорту. Причем независимо от того, в какой аэропорт вы прибыли, и дело не только в их размерах. Я прежде всего обратил внимание на заметное количество женщин среди персонала службы пограничного контроля. Это никак не вязалось с образом консервативной мусульманской страны, где уделом женщин является воспитание детей, ведение домашнего хозяйства и посещение торговых моллов. Ваши паспорта проверяют довольно молодые особы, очень ухоженные, в гордом взгляде которых отражается достоинство жительницы богатой арабской страны. Такой вот местный вариант женской эмансипации. На этом фоне вспоминаются египетские женщины с заискивающим взглядом из каирских сувенирных магазинов для иностранцев.

ОДНООБРАЗНАЯ ДРЕВНОСТЬ ЭМИРАТОВ

Эмираты — страна с небогатым наследием прошлого. Собственно, все самые важные события в ее истории произошли на глазах последних двух поколений. То, что было в более ранний период, — это, как правило, малозначительные факты, из которых трудно составить героико-патриотическую мифологию: пиратство, добыча жемчуга, торговля, британское колониальное владычество. В их истории не было ни крупных победоносных войн, ни великих катастроф, ни значимых научных и культурных достижений. Древность Эмиратов такая же однообразная, как их пустыня, а потому музейные исторические экспозиции отражают не столько хронологию событий прошлого, сколько традиционный народный быт, присущий прежним поколениям. Собственно, это не исторические экспозиции, а этнографические.

Поскольку трансформация Эмиратов происходила по историческим меркам стремительно, то возникла проблема утраты нынешним поколением связи с прошлым. Построив на пустом месте современную инфраструктуру, шейхи вскоре озаботились тем, что их молодежь, привыкшая к автобанам и небоскребам, не знает, в каких условиях жили их деды. В конце концов, сохранение памяти о прошлом позволяет сохранять уважение к традициям, а без этого сложно рассчитывать на политическую стабильность.

По этой причине в столицах всех 7 эмиратов, образующих ОАЭ, стали возникать зоны исторического наследия (Heritage area). Это, как правило, небольшие кварталы, в которых сохранилась традиционная историческая застройка. Впрочем, наиболее аутентичной она является в наименее развитых эмиратах, где строительный бум проявил себя позже. В то время как Абу-Даби, Дубай и Шарджа в процессе развития безжалостно расправлялись со следами прошлого, так что сейчас их историческое наследие — это во многом результат поздней реконструкции.

Историческое наследие Шарджи — это во многом результат поздней реконструкции

В Шардже подобная реконструкция иногда порождает довольно комичные результаты. Если посетить местный так называемый исторический центр, окруженный восстановленной оборонительной стеной, то можно увидеть традиционные одно-, двух- и даже трехэтажные дома, выстроенные из ракушечника. Есть даже тростниковые хижины рыбаков. «Именно в этих домах жили наши предки», — скажет местный старожил. «Примерно в таких домах жили их предки», — скажет русскоязычный гид родом из Эстонии. И ты понимаешь, что прав именно наш бывший соотечественник, поскольку большая часть «исторического» наследия Шарджи — результат строительных работ последнего десятилетия. Особенно комично выглядят эти «исторические» дома на фоне современной тротуарной плитки, выложенной на всех площадях и улицах «старого города».

Особенно комично выглядят «исторические» дома на фоне современной тротуарной плитки, выложенной на всех площадях и улицах «старого города»

Надо сказать, что в Шардже есть еще один район, которому придан статус зоны исторического наследия. Это бывшая рыбацкая деревня Аль-Хан около городского аквариума, где сохранились аутентичная древняя башня из ракушечника и пара-тройка полуразвалившихся домов. Сейчас идет реконструкция, по окончании которой можно будет увидеть, какой была традиционная арабская рыбацкая деревня в представлении современных строителей-реконструкторов.

Один из сохранившихся домов бывшей рыбацкой деревни Аль-Хан

ГОРОД НЕБОСКРЕБОВ И ДИКИХ ПАРКОВОК

Конечно, очень сложно сохранить историческое наследие, которое, будучи и так небогатым, подверглось бездумному разрушению. С другой стороны, современные Эмираты, и Шарджа в том числе, это все-таки страна, стремящаяся к самым передовым стандартам развития и во многом достигшая этих высот. Строительная отрасль самым наглядным образом демонстрирует эти достижения.

Современная Шарджа — это в основном город небоскребов. Их построено здесь столько, что сомневаюсь, чтобы когда-нибудь эти квадратные метры были полностью раскуплены или арендованы. Это особенно понимаешь в темное время суток, когда видишь, что на огромных небоскребах большинство окон погружено в темноту. Впрочем, это не создает негативного впечатления, так как ночная Шарджа все равно ярко светится огнями благодаря уличному освещению и подсветке ключевых объектов.

Современная Шарджа — это город небоскребов. Их здесь столько, что сомнительно, чтобы когда-нибудь эти квадратные метры были полностью раскуплены или арендованы

Одно из отличий Шарджи и других эмиратских городов от наших — это минимальное количество специализированных автомобильных паркингов и официальных наземных парковочных площадок. Впрочем, последние встречаются, но чаще всего носят временный характер, являясь, по сути, резервной территорией под будущее строительство. Почти все паркинги в современных кварталах встроены в жилые дома, занимая в них нижние пять-шесть этажей. Правда, к моему удивлению, уличных диких парковок от этого меньше не становится. Автомобили стоят около домов сплошь и рядом, в то время как большинство паркингов стоят либо полупустые, либо почти пустые. Одна из причин этого, по словам гида, — сравнительно высокие цены за парковку и практически полное отсутствие в стране уличной преступности. На этом примере прекрасно видишь, как тотальная ликвидация некоторых социальных язв, решая одни проблемы, способна порождать другие.

Несмотря на наличие многоэтажных паркингов, встроенных в жилые дома, уличных диких парковок от этого меньше не становится

Застройка в Шардже плотная, поскольку земля очень дорогая. При этом не всегда встретишь примеры, когда девелоперская компания осуществляет комплексное развитие жилого комплекса (квартала) с прилегающей территорией. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ведется строительство малоэтажных жилых районов для богатых клиентов, либо осуществляется функциональная проектная застройка территории, имеющая значительные общественные пространства. Пример последнего случая — район Аль-Касба, построенный вдоль широкого искусственного канала как место развлечения и отдыха.

Вместе с тем в Шардже встречается немало кварталов, застроенных жилыми небоскребами с неосвоенным пространством между ними. Ни газонов, ни пешеходных дорожек, ни велосипедных. Огромные пыльные пустыри, заставленные по краям машинами.

В Шардже встречается немало кварталов, застроенных жилыми небоскребами с неосвоенным пространством между ними

Вообще-то в Шардже общественных пространств немало. Есть красивые парки, набережные, места для отдыха и развлечений. Однако бросается в глаза то, что эти пространства чаще всего малолюдны. Особенно удручает в этом плане красивейшая городская набережная, огибающая лагуну Халид, которая глубоко вторгается в территорию города. Вдоль этой набережной обширные парковые пространства и почти полное отсутствие людей.

Похожая ситуация и в упомянутом районе Аль-Касба. Вдоль искусственного канала с обеих сторон обустроены широкие набережные, по краям которых стоят многочисленные жилые дома, отели, торговые центры, рестораны, фонтаны, есть зона аттракционов для детей и колесо обозрения. Однако даже в вечернее время людей здесь немного. Меня особенно удивило то, что когда мы с друзьями решили осмотреть город с огромного колеса обозрения, нам не отказали, несмотря на то, что кроме нас никого не было. В полном одиночестве мы четверо прокрутились пять-шесть кругов, после чего нас сменила русскоязычная пара. Я поинтересовался у обслуживающего колесо обозрения работника, насколько рентабельный их аттракцион. В ответ улыбчивый индус поднял большой палец вверх, дав понять, что все хорошо.

В красивейшем районе Аль-Касба даже в вечернее время людей немного

Очевидно, что общественные пространства Шарджи требуют заполнения. Рассчитанные в первую очередь на иностранных туристов, они эту категорию как раз и не добирают. Конечно, свою негативную роль играет Дубай, который своими моллами и иными достопримечательностями оттягивает на себя значительную часть вечернего турпотока из Шарджи (ведь оба города вплотную прилегают друг к другу). Другая часть туристов предпочитает проводить вечернее время в местных моллах, где в большей степени можно прочувствовать атмосферу уюта (шопинг + общепит). Определенная проблема и в том, что большинство общественных пространств города плохо связаны между собой. Но самое главное — они лишены неформальной жизни, которая заполняет собой европейские и российские города, как на улице Баумана в Казани. Здесь нет уличных музыкантов, «живых скульптур» или каких-либо иных форм активности. Здесь слишком все упорядоченно, красиво и скучно. Лишь площадки с детскими аттракционами наполнены жизнью, а в остальном, как обычно: скучающие продавцы и официанты, немногочисленные гуляющие из числа туристов, посещающие это место в первый и последний раз, чтобы поставить галочку в путеводителе: «Я здесь был».

Общественные пространства Шарджи лишены неформальной жизни, которая заполняет собой европейские и наши города

КАК В ШАРДЖЕ ОКАЗАЛИСЬ ДВЕ «КАЗАНИ»

Кстати, малолюдность характерна не только для набережных и парков Шарджи. Некоторые торговые центры, построенные специально для иностранных туристов, также большую часть времени пустуют, например, стоящие параллельно друг другу длинные корпуса Центрального и Золотого рынков. Огромные площади, забитые разнообразным туристическим товаром и… почти полное отсутствие покупателей. Наше появление было встречено с большим трепетом. Как только послышались наши шаги, продавцы стали выходить из лавок, чтобы завлечь нас. Правда, стоит отдать им должное, это было по-эмиратски учтиво и ненавязчиво, за что остаешься им признателен, особенно если вспомнишь навязчивость некоторых египетских торговцев.

После посещения Центрального рынка меня очень интересовал вопрос, как при такой низкой покупательской активности он продолжает работать, ведь по всем рыночным законам он должен закрыться. Мой гид предположил, что этот рынок, построенный специально в качестве приманки для туристов, продолжает работать за счет неких преференций и дотаций. Может, так оно и есть. В конце концов, богатая страна может позволить себе содержать нерентабельные объекты… до тех пор, пока не грянул кризис.

Центральный рынок в Шардже: множество забитых товарами магазинов при отсутствии покупателей

Таким же пустым, как Центральный рынок, оказался и антикварный рынок, расположенный на территории упомянутой выше зоны исторического наследия Шарджи. Из покупателей кроме нас там также никого не оказалось. И такая ситуация, похоже, стала уже хронической, так как больше половины лавок были закрыты. Несмотря на название, антикварного товара там оказалось немного, в основном продавалась разнообразная туристическая продукция.

Среди продавцов, кстати, большинство — выходцы из других стран Ближнего Востока. Я решил приобрести пару приглянувшихся сувениров, так сказать, в память о посещении Эмиратов. Вылезший откуда-то из-за угла молодой парнишка с заспанными глазами, как оказалось потом турок, на ломаном русском языке с гордостью стал их расхваливать, поскольку они, как оказалось, были сделаны в Турции. Когда же я попросил показать что-нибудь местное, сделанное арабами в Эмиратах, он, сложив две ладони вместе и поднеся их к щеке, ответил, что арабы не работают, они все время спят. Я посмеялся над высокомерием этого турецкого гастарбайтера, который сам еще пять минут назад находился в аналогичном состоянии.

Шарджа: пальма на фоне небоскребов

Кстати, Шарджа — это один из крупнейших городов Эмиратов с преобладающей долей мигрантов среди населения. Они повсюду: на стройках, в магазинах, в гостиничной сфере и т. д. Значительная часть проживающих в городе мигрантов ежедневно ездит на работу в Дубай, поскольку стоимость аренды жилья там очень высокая. И районы проживания мигрантов в Шардже очень заметны: там существенно больше людей на улицах, и нет той стерильности, которая присуща прогулочным зонам, предназначенным для туристов. Однако и здесь, к своему удивлению, я обнаружил контейнеры для раздельного сбора мусора.

Контейнер для раздельного сбора мусора на одной из улиц Шарджи

И наконец о родном и приятном. В Шардже целых два татарских ресторана под названием «Казань» с татарской и русской кухней, принадлежащих уроженцу Оренбургской области Исмагилу Шангарееву. Впрочем, туда я так и не зашел, поэтому сказать что-то определенное об их кухне не могу. Однако в любом случае видеть эти заведения было приятно.

Один из ресторанов «Казань» в Шардже


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции