По данным судебного департамента при Верховном суде, с 2007 по 2015 г. суды рассмотрели 4 659 325 ходатайств о контроле и записи переговоров, а также об ограничении тайны переписки, из них удовлетворено 4 517 515 ходатайств, т. е. почти 97%. Такие цифры приводятся в докладе «Россия под наблюдением», который опубликовала международная правозащитная группа «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани.

«Количество запросов постоянно росло, особенно тех, что подавались в рамках оперативно-разыскных мероприятий, т. е. без или по крайней мере до возбуждения уголовного дела. Если считать, что у каждого из прослушиваемых было за месяц хотя бы по одному собеседнику, то за последние 9 лет минимум 6 процентов населения страны подвергались прослушиванию», – констатирует один из авторов доклада, руководитель «Агоры» Павел Чиков.

Правозащитники на основе открытых источников проанализировали формы и методы, которые государство использует для слежки за гражданами и кто становится объектом его внимания. Они зафиксировали 352 факта использования государственными или близкими к ним структурами слежки в случаях, когда отсутствовали убедительные доказательства криминальной активности граждан и организаций, ставших объектами слежки. Самым массовым видом стал сбор биометрической информации (отпечатков пальцев, проб ДНК и т. п.) – 242 факта.

На 2-м месте находится контроль передвижений – 35 случаев. Железнодорожные билеты, авиабилеты и билеты на межобластные автобусы продаются только при предоставлении паспорта с регистрацией личных данных пассажиров. Эти данные попадают в базу «Розыск-магистраль», которая позволяет отслеживать перемещения подозреваемых в серьезных правонарушениях. В 2005 году она была дополнена разделом, куда включали сведения о потенциальных экстремистах, сообщают «Ведомости» со ссылкой на доклад. Приказ о создании и порядке функционирования базы «Розыск-магистраль» никогда не публиковался, о ней стало известно в ходе разбирательства в ЕСПЧ по жалобе нижегородского правозащитника Сергея Шимоволоса, который пытался расследовать массовые задержания активистов перед саммитом Россия – ЕС в 2007 году.

На 3-м и 4-м местах (соответственно 28 и 23 случая) – скрытое видео- и аудионаблюдение, а также взлом аккаунтов и перехват электронной переписки: записи телефонных переговоров и содержимое почты оппозиционеров неоднократно попадали в СМИ.

Напомним, 19 мая руководитель международной правозащитной группы «Агора» Чиков ответит на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции.

Павел Чиков (фото: «БИЗНЕС Online»)