О вызовах, которые стоят перед российским рынком банковских услуг, рассказал вице-президент ассоциации региональных банков России и главный редактор Finversia.ru Ян Арт

«ИДЕТ ДЕГРАДАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАК ПО КОЛИЧЕСТВЕННЫМ, ТАК И ПО КАЧЕСТВЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ»

Конференция, которая была организована деловым журналом «Эксперт Татарстан», собрала около 50 российских и татарстанских экспертов, а также представителей банковского сообщества республики. О вызовах, которые стоят перед российским рынком банковских услуг, рассказал вице-президент ассоциации региональных банков России и главный редактор Finversia.ru Ян Арт. Он довольно критически охарактеризовал текущее положение, заявив, что в России идет деградация банковской системы как по количественным, так и по качественным параметрам. По словам эксперта, за последние годы в России была фактически демонтирована региональная банковская система, за исключением Татарстана, Краснодара и Ростова-на-Дону. Банки в массовом порядке закрывают свои допофисы в небольших населенных пунктах, из-за чего снижается доступность банковских услуг. Из-за действий регулятора рынка, которые руководство ЦБ РФ называет «оздоровлением», а критики главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной — «зачистками», руководство банков находится в стрессе, не зная, кто будет следующим. Из-за потери доверия между банками фактически умер один из важных инструментов функционирования денежного рынка — межбанковский финансовый рынок: банки больше не размещают друг у друга свободные средства в виде краткосрочных депозитов. По словам Яна Арта, основными вызовами банковской системы России являются постоянно меняющиеся требования регулятора и неопределенность на рынке, которые не позволяют создавать работоспособные стратегии развития банков хотя бы на несколько лет вперед. То же самое можно говорить о прогнозах курса рубля на ближайшую перспективу.

«ЦБ РФ принял стратегию развития банковской системы РФ до 2020 года. Но уже само название вызывает сомнение. О развитии можно говорить, когда что-то приросло — либо количественно, либо качественно. А у нас идет только деградация как по количеству участников рынка, так и по количественных показателям, в том числе по объему кредитования», — сказал вице-президент ассоциации региональных банков. При этом он отметил странную политику ведущих российских банков, которые «свято соблюдают санкции, наложенные на Россию Западом», и не идут в Крым, жители которого до сих пор лишены нормальных банковских услуг.

==table1107==

Источник: аналитический центр «Эксперт»

«НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ПРИБЫЛЬ ОТ РКО ДЛЯ БАНКОВ ТАК ЖЕ ВАЖНО, КАК ВОЗДУХ»

Еще одним вызовом эксперт назвал киберугрозы, в результате которых в прошлом году российские банки получили огромный ущерб, грозящий устойчивости всей финансовой системы. Также он посоветовал банкам уйти от практики демпинга в сфере расчетно-кассового обслуживания (РКО). «В погоне за кредитными доходами банки стали чуть ли не бесплатно предоставлять РКО. На растущем рынке такая стратегия была понятной, но с точки зрения развития банковского рынка в кризисный период эта картина очень печальная. Сейчас научиться получать прибыль от РКО для банков так же важно, как воздух», — сказал Ян Арт, отметив, правда, что клиенты банков уже «развращены» дешевыми услугами.

ЛЮДМИЛА КИТАЙЦЕВА НЕ ЗАХОТЕЛА ШОКИРОВАТЬ ПУБЛИКУ РАЗМЕРОМ УБЫТКОВ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ ТАТАРСТАНА

Президент банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева выразила солидарность с оценками Яна Арта, правда, по ее словам, Татарстан на общем негативном фоне смотрится неплохо. В 2015 году собственные средства банков, работающих в республике (без учета Сбербанка, который не предоставляет данные по отдельным регионам) увеличились на 19,8 млрд. рублей до 136,1 млрд. рублей, причем основной рост пришелся на татарстанские банки (+16 млрд. рублей). Привлеченные средства увеличились на 74 млрд. рублей, в том числе вклады населения увеличились на 65,7 млрд. рублей (+30%). Причем доля вкладов, размещенных на срок свыше года, увеличилась с 55% до 67%, что, по мнению Китайцевой, говорит о росте доверия к банковской системе Татарстана. По ее словам, общий объем кредитного портфеля в 2015 году увеличился на 42,7 млрд. рублей до 633,1 млрд. рублей. Но пока до уровня 2014 года еще далеко: тогда суммарный объем кредитного портфеля составлял 820 млрд. рублей. Кредитная задолженность населения Татарстана уменьшилась за 2015 год на 26 млрд. рублей, но при этом выросла просрочка с 6,2 до 8,2 млрд. рублей.

Несмотря на неплохие результаты, по словам Китайцевой, в 2015 году сразу четыре татарстанских банка из 22 оказались убыточны по итогам года. А из 12 инорегиональных банков убыточны 7. Таким образом, впервые татарстанская банковская система по итогам прошлого года оказалась в убытке. Сумму убытка президент банковской ассоциации РТ отказалась раскрывать, «чтобы не шокировать присутствующих». При этом она отметила, что по итогам первого квартала 2016 года величина убытка уже сократилась в четыре раза. Впрочем, по ее словам, бухгалтерский убыток вызван требованиями регулятора к банкам по увеличению резервов, которые можно рассматривать как замороженную прибыль банков будущих периодов. «Таким образом, можно констатировать, что банковская система Татарстана вновь доказала свою жизнеспособность», — подвела итоги Китайцева.

==table1108==

Источник: аналитический центр «Эксперт»

«ЧЕМ АГРЕССИВНЕЕ БАНК РОС В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ, ЧТО ОН РУХНЕТ»

Тезис о Татарстане как оазисе благополучия в банковской сфере России развил сотрудник аналитического центра «Эксперт» (Екатеринбург) Сергей Селянин. Он сравнил динамику активов различных групп банков в 2015 году, отметив опережающий рост активов (12,1%) татарстанских банков по сравнению средним по России уровнем (2,2%).

Также он сравнил данные по приросту кредитных портфелей у Сбербанка и «АК БАРС» Банка в Татарстане и России. Так, кредитный портфель юрлиц у Сбербанка в Татарстане увеличился за 2015 год на 8%, но в целом по РФ кредитный портфель снизился на 2%. У «АК БАРС» Банка результаты оказались лучше — рост составил соответственно 10% и 3%. Правда, по физлицам ситуация противоположная — у Сбербанка в РТ рост кредитного портфеля составил 4%, а в целом по РФ кредитный портфель не изменился. У «АК БАРС» Банка произошло снижение кредитного портфеля физлиц в Татарстане на 7%, а в целом по России аж на 30%.

Селянин также рассказал о некоторых любопытных различиях в динамике роста кредитного портфеля по отраслям экономики. По его словам, бывшие драйверы роста — строительство и торговля — показали наибольший спад как в целом по России (-12% и -17%), так и в Татарстане (-13% и -9% соответственно). Абсолютным лидером по приросту кредитования в Татарстане является энергетика (+129%), тогда как в целом по России рост в этом сегменте составил 7%. На втором месте в республике находится сегмент девелопмента (управления недвижимостью) — +57% (в целом по России +13%). Транспортное машиностроение (КАМАЗ) и пищевая промышленность приросли в Татарстане на 23% (в целом по России +7% и +9%).

Странной аномалией оказались результаты кредитования сельского хозяйства в Татарстане. В то время как в целом по России и в Поволжье кредитный портфель в этом сегменте вырос за год на 5%, в республике произошло его сокращение на 1%.

Также Селянин поднял актуальную тему критериев надежности финансовых учреждений и поделился результатами анализа параметров более 200 российских банков, которые за последнее время ушли с рынка. По словам эксперта, вероятность отзыва лицензии регулятором у банка не зависит от величины нормативов, ликвидности активов, рентабельности и даже полученных банком убытков и уровня просрочки. В то же время вероятность отзыва лицензии зависит от величины капитала банка (у мелких банков отзывают лицензию чаще), его динамики развития (чем агрессивнее рос в последние годы, тем больше шансов, что банк рухнет) и выплаты дивидендов: если банк регулярно дивиденды выплачивает, больше шансов, что он финансово устойчив. Кроме того, по словам Селянина, многое зависит от региона, например, в Татарстане ни у одного банка лицензия не отозвана, а есть субъекты Федерации и города, где уже много банков прекратили существование.