Весной этого года крупнейшие банки России обновили свои программы лояльности. Одни из самых существенных изменений ввел ВТБ: банк отказался от системы вознаграждения в виде мультибонусов в пользу рублевого кешбэка Весной этого года крупнейшие банки России обновили свои программы лояльности. Одни из самых существенных изменений ввел ВТБ: банк отказался от системы вознаграждения в виде мультибонусов в пользу рублевого кешбэка Фото предоставлено Банком ВТБ (ПАО)

Банки — в погоне за клиентской лояльностью

Весной этого года крупнейшие банки России обновили свои программы лояльности. Одни из самых существенных изменений ввел ВТБ: банк отказался от системы вознаграждения в виде мультибонусов в пользу рублевого кешбэка.

Теперь клиенты банка могут самостоятельно выбирать категории для начислений. Всем клиентам доступны три категории, зарплатным — четыре. Выбор категорий на следующий месяц открывается 26-го числа текущего месяца, а кешбэк поступит на счет до 20-го числа следующего. Максимально держатели карт ВТБ смогут ежемесячно получать кешбэком до 3 тыс. рублей по обычной карте и до 30 тысяч — по карте «Привилегия».

Рассмотрим подробнее, как изменилась система лояльности ВТБ:

1. Кешбэк начисляется рублями, а не мультибонусами.

2. Клиенты могут сами выбирать категории для начисления кешбэка, их список обновляется ежемесячно. В конце каждого месяца клиентам нужно выбирать категории для кешбэка.

3. Клиентам, получающим в банке пенсию, в рамках программы всегда будет доступна категория «аптеки».

4. Клиентам доступен повышенный кешбэк до 25% вместо фиксированных 2–4%.

5. У зарплатных клиентов — возможность выбрать дополнительную категорию.

6. Особые условия кешбэка получат вкладчики банка.

7. Максимальный кешбэк смогут получить участники «Семейного банка», так как начисления по выбранным категориям распространяются и на транзакции по дополнительным картам.

8. Повышенные лимиты на объем начислений в месяц. По «Карте для жизни» это 3000 рублей, по карте «Привилегия» — 30 000 рублей и по карте Private Banking — 100 000 рублей.

Как пояснили в ВТБ, сегодня при выборе банка клиентам важны не только традиционные факторы — надежность, удобство и стоимость обслуживания, но и во многом — программа лояльности. Поэтому в рамках новой стратегии банк делает ставку на ее развитие и планирует практически удвоить инвестиции в вознаграждение для пользователей.

«Мы отказываемся от практики начисления кешбэка в виртуальной валюте и сложной схемы обмена бонусов на рубли, принятой на рынке. Наконец-то клиентам ВТБ станет доступен понятный кешбэк — реальными деньгами. Теперь пользоваться нашими картами станет еще выгоднее, и на горизонте 2026 года транзакционная активность клиентов ВТБ вырастет почти втрое», — комментирует руководитель департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Ростислав Яныкин.

Как пояснили в ВТБ, сегодня при выборе банка клиентам важны не только традиционные факторы — надежность, удобство и стоимость обслуживания, но и во многом — программа лояльности Как пояснили в ВТБ, сегодня при выборе банка клиентам важны не только традиционные факторы — надежность, удобство и стоимость обслуживания, но и во многом — программа лояльности Фото предоставлено Банком ВТБ (ПАО)

«68% россиян предпочитают минимальный кешбэк рублями, чем повышенный, но бонусами»

Такие условия — максимально лояльные со стороны крупного банка: игроки поменьше уже перестроились на рублевый кешбэк и предлагают 3+ категории, но крупные кредитные организации до недавних пор сохраняли бонусную программу. В ВТБ прокомментировали, что с изменением программы лояльности банк рассчитывает на бо́льшую вовлеченность клиентов. «Мы делаем ставку прежде всего на запрос клиентов. Рост расходов в данном случае окупается за счет увеличения активной базы клиентов, роста их транзакционной активности, а также более активного вовлечения в пользование другими продуктами банка», — пояснили в банке.

По данным опроса* ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян (68%) предпочтут минимальный кешбэк рублями, чем повышенный, но бонусами По данным опроса* ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян (68%) предпочтут минимальный кешбэк рублями, чем повышенный, но бонусами Фото предоставлено Банком ВТБ (ПАО)

Статистика подтверждает заинтересованность держателей банковских карт в реальных деньгах. По данным опроса* ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян (68%) предпочтут минимальный кешбэк рублями, чем повышенный, но бонусами. Еще 54% опрошенных оценивают программу лояльности банка именно по возможности конвертировать вознаграждение в рубли. На бонусы обращает внимание только каждый пятый: их величина приоритетна для 12% опрошенных, еще для 14% важен срок действия бонусов.

Руководитель департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Ростислав Яныкин отмечает, что система начисления кешбэка все чаще становится ключевым критерием выбора банка для ежедневного обслуживания, а потому в вопросе пересмотра системы вознаграждения ВТБ пошел навстречу желаниям клиентов.

ВТБ подбирает список категорий и размер кешбэка для каждого клиента индивидуально, с учетом его потребностей ВТБ подбирает список категорий и размер кешбэка для каждого клиента индивидуально, с учетом его потребностей Фото предоставлено Банком ВТБ (ПАО)

«Средняя сумма кешбэка удвоилась за месяц»

В новой системе лояльности банка реализуется еще один тренд — персонифицированность. ВТБ подбирает список категорий и размер кешбэка для каждого клиента индивидуально, с учетом его потребностей. Раз в месяц держатель карты выбирает из предложенного списка наиболее интересные для него категории.

По данным опроса ВТБ, самые популярные категории для начисления — супермаркеты (59%), ЖКХ (53%) и аптеки (48%). Кешбэк за покупки на маркетплейсах интересует 35% опрошенных, за покупку одежды, обуви и аксессуаров — 32%, АЗС и товары для авто — 28%.

Первые результаты обновленной программы уже подтвердили правильность выбранного направления. По данным пресс-службы ВТБ, по итогам мая — первого месяца после перезапуска программы лояльности — средняя сумма начисленного клиентам ВТБ кешбэка удвоилась по сравнению с апрелем.

Сегодня к программе лояльности ВТБ подключены 15,7 млн клиентов, к концу 2026 года этот показатель составит 100% от всей активной клиентской базы банка, а это 35 млн человек Сегодня к программе лояльности ВТБ подключены 15,7 млн клиентов, к концу 2026 года этот показатель составит 100% от всей активной клиентской базы банка, а это 35 млн человек Фото предоставлено Банком ВТБ (ПАО)

«Это говорит в том числе о росте активности клиентов в связи с переходом на новые условия. Клиенты банка выбирают категории один раз в месяц, в любой из дней. По нашему прогнозу, доля пользователей, которые выберут категории для начисления кешбэка на июнь, заметно увеличится по сравнению с майскими значениями», — прокомментировали в банке.

Все накопленные до перехода на новую систему мультибонусы можно использовать для покупок в каталоге программы до 31 августа или обменять на рубли до 30 декабря включительно.

Сегодня к программе лояльности ВТБ подключены 15,7 млн клиентов, к концу 2026 года этот показатель составит 100% от всей активной клиентской базы банка, а это 35 млн человек.