Международный музыкальный фестиваль «Татар җыры», который величают национальным достоянием татарского народа, в этом году отметит 25-летний юбилей. Гала-концерт пройдет 21 декабря в «Казань Экспо» при участии звезд татаро-башкирской эстрады. А у его истоков четверть века назад стоял писатель и бард Зульфат Хаким, написавший сценарий для первого музыкального праздника и гимн, который звучит до сих пор. В интервью он объяснил, в чем тогда было новаторство фестиваля, почему молодые артисты боялись выходить на сцену, рассказал о своей любимой певице и о том, что беспокоит его в новых татарских песнях и какой хит Альфии Авзаловой слушает, когда хочет погрустить.
Зульфат Хаким: «Фестивалю удалось соединить на одной сцене новую волну татарских молодых артистов и наших мэтров»
«Я тогда не совсем верил, что у братьев Гараевых получатся такие проекты»
— Зульфат Зуфарович, в этом году международный музыкальный фестиваль «Татар җыры» отмечает красивый юбилей — 25 лет. Вы были в числе тех, кто видел, как он зарождается, формируется. Как трансформировался «Татар җыры» за эти годы?
— Еще до создания группы компаний «Барс-Медиа» и «Татар җыры» братья Камиль и Марат Гараевы пришли ко мне поделиться идеями, может быть, узнать больше о татарской культуре. Я тогда не совсем верил, что бизнесменов получится такой проект, как «Татар җыры». Но им это удалось.
«Татар җыры» трансформировался за эти годы, став большим праздником для татарской публики. Понимаете, жизнь сама вносит изменения, мы подчиняемся законам этого универсума. Считаю, что люди всего лишь приспосабливаются к действительности. За последние годы появилось много технических средств, подросло новое поколение творческих людей, мировоззрение которых отличается от нашего, сам образ жизни стал заметно другим. А культурные мероприятия, особенно песенный жанр, — это всего лишь тоненькая прослойка на поверхности повседневного бытия.
— А когда фестиваль только возник, в чем был его прорыв?
— Фестивалю тогда удалось соединить на одной сцене новую волну татарских молодых артистов и наших мэтров — носителей моң — Ильгама Шакирова и Альфию Авзалову. Это был серьезный ход, новаторский. Почему? Многие молодые певцы немного стеснялись и комплексовали, так как выступать с легендами татарского народа не только престижно, но и ответственно, даже страшно. Ведь всем им важно было знать мнение у Ильгам-абыя и Альфии-апы к ним как певцам, хотя они никогда не критиковали молодых, сохраняя профессиональную этику.
— А что, к примеру, пока не получилось у фестиваля? Недочеты ведь есть у всех.
— Трудно сказать, что не получилось. Но базовые вещи «Татар җыры» удалось — аккумулировать татар и популярных певцов, такой симбиоз публики и артистов. Это для меня самое главное. Что «Татар җыры» существует уже 25 лет — это большой успех и серьезный показатель. Но в последнее время меня огорчает то, что из татарских песен ушла добротная поэзия. Но у фестиваля нет задачи влиять на то, к ним артисты попадают уже с готовым продуктом.
«Если мне хочется моң, погрустить, я, например, слушаю «Син кайтмадың» Альфии Авзаловой, романсы в исполнении Хайдара Бигичева, которого считаю певцом №1 в нашей культуре»
— Фестиваль порой ругают и за то, что при них появилось поколение татарских исполнителей, к которым есть вопросы, касающиеся их внешнего вида и того, что они выступают под фонограмму. Что вы думаете об этом?
— Знаете, не бывает плохого поколения. В мире все имеет свою причину. Новое поколение — это следствие наших действий и поступков. Ругать их — ругать себя. Мне вообще молодежь нравится — красивые люди! И много талантливых артистов появилось именно благодаря фестивалю.
У татар есть фраза: у каждого времени своя песня. Человеку часто хочется чего-то нового, он ищет ответы на вопросы, ищет смыслы, и когда появляется новый кумир, то ему кажется, что от него что-то получит. Бывает, что творчество артиста оказывается созвучным человеку, ведь молодой певец знает, что нужно его сверстникам, он это чувствует и дает публике желаемое. А моң никуда не исчез. Если мне хочется моң, погрустить, я, например, слушаю «Син кайтмадың» Альфии Авзаловой, романсы в исполнении Хайдара Бигичева, которого считаю певцом №1 в нашей культуре.
«Концерт посетил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев вместе с супругой Сакиной-апой. Был очень хороший музыкальный вечер, звучали добротные песни. Тогда я почувствовал, что у фестиваля будет большое будущее»
«Татар җыры» мог бы стать нитью, которая удержит связь поколений»
— Помните, как сами впервые выступили на «Татар җыры»?
— Это был 2001 год, я пел песню «Сине югалтсам» («Если потеряю тебя»). Помню, что атмосфера была очень творческой, процесс кипел вовсю. После концерта были в восторге и публика, и сами организаторы. А технические моменты не помню. Значит, не было накладок и все прошло хорошо. Тогда концерт посетил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев вместе с супругой Сакиной-апой. Был очень хороший музыкальный вечер, звучали добротные песни. Тогда я почувствовал, что у фестиваля будет большое будущее. Тем более популярные артисты с таким удовольствием участвовали в нем. На билеты был ажиотажный спрос, который сохраняется по сей день.
— Вы ведь написали сценарий к первому «Татар җыры» и гимн фестиваля.
— Тогда еще были живы наши легенды Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова, они пели на первом фестивале. И я с удовольствием писал для ведущих красивые подводки про них. Знаете, это действительно вдохновляло! А сцена была оформлена в форме большого корабля, ведущие Эльза Ахметзянова и Инсаф Абдулла надели морскую форму. Потом меня попросили написать гимн для «Татар җыры» и «Татар Радиосы». Музыка у них одна, но тексты разные. Думаю, удачно получилось (улыбается), раз они звучат до сих пор.
— В этом году на гала-концерте вы будете выступать?
— Да, выступлю. Подробности пока пусть останутся в секрете. Кстати, я предложил Камилю Мавлютовичу идею: половину программы составить из татарских ретропесен, самых популярных в 1960-х – начале 1980-х годов. Понимаете, когда цивилизация подмяла под себя культуру, мне кажется, оборвалась связь поколений. Если она окончательно оборвется, то ничего хорошего для культуры не случится. И «Татар җыры» как раз мог бы стать нитью, которая эту связь удержит и не даст погаснуть огню настоящего песенного творчества.
«Саида Мухаметзянова записала татарские народные песни и великолепно их исполняет! Может быть, с этими песнями стадион она и не соберет, но очень высока себестоимость ее деятельности»
Моя любимая певица Саида Мухаметзянова, к примеру, проделала огромную работу в этом направлении — записала татарские народные песни и великолепно их исполняет! Может быть, с этими песнями стадион она и не соберет, но очень высока себестоимость ее деятельности. Это очень важно. Выступив на телешоу Ovoz (узбекский аналог «Голоса») с песней «Гөлҗамал», она покорила Узбекистан. Очень рад, что Саида в этом году участвует в «Татар җыры».
«Председатель совета директоров ГК «Барс-Медиа» Камиль Гараев собрал прекрасную команду, которая потратила столько сил на то, чтобы больше двух десятилетий фестиваль жил и созидал. Таких людей, с любовью делающих свое дело, не так много»
«Люди ругают «Татар җыры», но никто не осмелился создать что-то свое»
— «Татар җыры» больше чем за два десятилетия вышел за рамки исключительно музыкального проекта. Сейчас это не только татарская эстрадная музыка, но и другие аспекты национального творчества — театр, танцы, модные показы, проза и прочее. Согласны с этим?
— Пожалуй, да. Конечно, остаются вопросы к репертуарной части «Татар җыры», но не надо заострять на этом внимание. Эстрадная музыка — соцзаказ, этим невозможно управлять извне и командовать сверху. Туда нельзя залезать и говорить, что есть хорошо и что плохо. Давайте уважать труд творческих людей, какие бы песни они ни сочиняли и ни пели.
И, кстати, зрителей иногда тоже ругают, дескать, приехали из аулов примитивные люди, недалекие. Давайте и публику уважать! Считаю, что первый показатель цивилизованности общества — правильные взаимоотношения между людьми. Если кто-то любит картошку с килькой, ты же не будешь его ругать за то, что он не ест красную рыбу. Без взаимного уважения у нас будущего не будет. Трехминутная песня нужна и профессору, и сантехнику. Без нее можно обойтись, но с ней иногда становится легче на душе.
— Что бы вы пожелали организаторам фестиваля по случаю 25-летия проекта?
— Прежде всего — долголетия. Дай бог еще 25 лет просуществовать. Фестиваль, конечно, будет трансформироваться, это важное условие. Возможно, нынешнее поколение начнет критиковать песни, которые мы поем (смеется). Но это нормально, это жизнь.
Председатель совета директоров ГК «Барс-Медиа» Камиль Гараев собрал прекрасную команду, которая потратила столько сил на то, чтобы больше двух десятилетий фестиваль жил и созидал. Таких людей, с любовью делающих свое дело, не так много. Камиль Мавлютович ведь не ради своей выгоды этим занимается. Те, кто ругает «Татар җыры», обычно сами неспособны создать такого масштаба проекты, только и умеют критиковать чужой труд. Не надо усердно искать недостатки в том, что существует и радует людей на протяжении 25 лет. Люди вкладывают свою душу. Как у них получается — это другой вопрос, но они посвятили четверть века этому проекту, не получая от государства денег, созидая только на свои средства. Почему об этом никто не говорит? Пока ты критикуешь, Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца, а тут какие-то недалекие люди сидят и что-то ругают… Смешно все это. Недовольство чьим-то трудом, окружающим миром — это сублимированное недовольство собой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.