О начале реализации проекта верхнеуслонской канатной дороги, разговоры о которой ходят последние 5 лет, было объявлено год назад О начале реализации проекта верхнеуслонской канатной дороги, разговоры о которой ходят последние 5 лет, было объявлено год назад

«МЫ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАЯВИЛИ: БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕГ НЕ БЕРЕМ»

Проекты канатных дорог «Корстон» — «Казань Арена» и железнодорожный вокзал «Казань-1» — Верхний Услон включили в инвестиционный меморандум РТ на 2016 год. Об этом стало известно из опубликованного вечером 19 мая постановления правительства Татарстана. Как отмечается в документе, меморандум-2016 определяет приоритетные направления инновационного развития экономики РТ. Что это означает для канатки до Верхнего Услона, «БИЗНЕС-Online» разъяснил генеральный директор и соучредитель ООО «Центр точной механики «Казанский перевозЪ» (ЦТМ; именно эта компания реализует идею — выступает заказчиком) Гумар Кадыров. По его словам, таким образом республика выделяет проекты как «приоритетные и жизнеспособные», но никаких бюджетных денег это не означает, подчеркнул в очередной раз Кадыров, заочно отвечая на давно возникающие у общественности вопросы. «Все проекты частные, они реализуются на частные деньги. Мы изначально заявляли, что бюджетных денег мы не берем, поэтому не имеем морального права просить что-то у республики. Просто есть определенная поддержка — нам идут навстречу власти города и республики», — отметил он.

Напомним, о начале реализации проекта верхнеуслонской канатной дороги, разговоры о которой ходят последние 5 лет, было объявлено год назад. Кадыров рассказывал «БИЗНЕС Online», что дорога длиной примерно 8 км будет обязательно востребована прежде всего населением Верхнеуслонского района РТ (около 4,8 тыс. человек, половина из которых, по проведенному ЦТМ опросу, каждый день ездит в Казань), а также жителями 6 татарстанских районов правобережья (около 177 тыс. человек). Объем инвестиций составит 43 млн. евро. Заявленная пропускная способность дороги — около 1,2 тыс. человек в час. Стоимость билета — 100 рублей. При таком раскладе проект должен окупиться примерно за 6 лет. И этот фактор, по всей видимости, стал решающим, в том числе для лояльности иностранных инвесторов. 30% инвестиций должна вложить в проект итальянская компания Leitner, 40% — пул заинтересованных банков, а еще 30%, о которых раньше Кадыров умалчивал, как оказалось, вложит некий инфраструктурный российский фонд. Однако называть его бизнесмен не стал, отметив лишь, что это один из крупнейших российских фондов, и сейчас на уровне руководства республики обсуждаются условия взаимодействия с ним.

На вопрос, смогут ли казанцы и гости прокатиться на канатке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, Гумар Кадыров (справа) ответить затруднился На вопрос, смогут ли казанцы и гости прокатиться на канатке к чемпионату мира по футболу в 2018 году, Гумар Кадыров (справа) ответить затруднился Фото: metshin.ru

«НЕ ТОТ СЛУЧАЙ, ЧТОБЫ ПРИУРОЧИВАТЬ К КАКОМУ-ЛИБО СОБЫТИЮ»

Сегодня проект «длинной» канатки на стадии выделения земли в Верхнем Услоне. По словам Кадырова, сейчас его команда занимается проектом планировки по межеванию. «Две недели назад вышло распоряжение кабмина, подтверждающее проведение работ по плану межевания и по проекту планировки», — уточнил он.

Цена проекта за год не увеличилась, уверяет Кадыров, однако изменились временные рамки. Ранее он говорил о том, что изыскательные работы будут начаты до конца 2015 года, а завершить строительство планируется уже через 11 месяцев. Сегодня эти сроки перенесены. «Скажем честно, мы много чего не знали, — признал гендиректор ЦТМ. — Это очень амбициозно с точки зрения инженерной мысли, и дорога очень непростая. Она действительно длиннейшая в мире. И аналогов, в том числе международных и европейских, нет. Поэтому все расчеты делаем заново, многократно выверяем профиль трассы с учетом российской зимы, с учетом перепадов в нижней и верхней частях Куйбышевского водохранилища. Вопросов очень много».

Когда именно завершатся строительные работы, Кадыров уточнить не смог, заметив лишь, что проект планировки и межевания может быть готов в течение месяца. На вопрос, смогут ли казанцы и гости прокатиться на канатке к чемпионату мира по футболу в 2018 году, гендиректор ответить затруднился: «Я бы очень хотел... Но здесь как раз не тот случай, чтобы приурочить к какому-то событию. Я понимаю, что у нас событийная экономика, но мы говорим о гарантии безопасности. Да, мы хотели бы открыть дорогу к чемпионату, это был бы очень красивый старт с моей фишкой».

Сегодня проект «длинной» канатки на стадии выделения земли в Верхнем Услоне Сегодня проект «длинной» канатки на стадии выделения земли в Верхнем Услоне

Как выяснилось, проект канатной дороги теперь будет учитывать еще одну крупную стройку — верхнеуслонский семейный тематический парк, аналог виртуального французского парка Futuroscope. Эту информацию подтвердил создатель проекта тематического парка, директор ОО «Волга Дискавериз» Азат Мухамадияров: «Канатка и парк будут соседствовать. Для нас важна доступность парка, и одно дело — ехать до него 53 километра по дороге, и другое — через Волгу, по канатной дороге. Конечно, это будет выгодно и канатчикам, и парку».

«С НИМИ НЕ ОБЩАЕМСЯ — ЭТО МОИ КОНКУРЕНТЫ»

А вот информации о второй канатной дороге, от «Корстона» до «Казань Арены», которая тоже включена в меморандум, минимум. Этой канаткой занимается возглавляемое известным казанским проектировщиком и предпринимателем Дамиром Алтынбаевым ООО «НПО «Гулливер». Он же был зачинателем и услонского проекта, но его документация была выкуплена у «Гулливера» «Казанским перевозом».

Дозвониться до Алтынбаева не удалось, но прокомментировать ситуацию взялся Кадыров. Он отметил, что в последний раз общался с Алтынбаевым два месяца назад и знает, что «там очень много вопросов». Гендиректор ЦТМ отметил, что проектом занимается австрийская компания по строительству канатных дорог Doppelmayr. «Мы с ними не общаемся, так как это мои конкуренты, но знаю, что там гораздо больше проблем, чем у нас, — отметил Кадыров. — Проект сам очень красивый и интересный. Было бы очень жаль, если бы эта дорога не смогла пойти».

Второй канатной дорогой от «Корстона» до «Казань Арены» занимается НПО «Гулливер», возглавляемое Дамиром Алтынбаевым Второй канатной дорогой от «Корстона» до «Казань Арены» занимается НПО «Гулливер», возглавляемое Дамиром Алтынбаевым

Впрочем, учитывая изначальный посыл Кадырова о приоритетности и жизнеспособности включенных в инвестмеморандум проектов, можно предположить, что казанцы рано или поздно все-таки смогут прогуляться по воздуху между «Корстоном» и «Казань Ареной». Напомним, о поддержке двух канатных проектов не раз заявлял республиканский минтранс.