. Гостей вновь открывшегося музея Горького встретили караваем и фольклорными русскими песнями
Фото: Игорь Дубских

40 ТЫС. ЭКСПОНАТОВ И 1 МЕМОРИАЛЬНАЯ ТЮБЕТЕЙКА

Более 40 тыс. экспонатов, свыше 2 тыс. мемориальных материалов, среди которых тюбетейка Максима Горького, которую он носил, будучи в Казани... В минувшие выходные после реконструкции открылся литературно-мемориальный музей выдающегося писателя — филиал Национального музея Татарстана. В экспозиции, созданной по дизайн-проекту известного казанского художника, идеолога центра современной культуры «Смена» Ильгизара Хасанова, рассказывается о судьбе Горького, а также уроженце Казани, друге писателя, великом русском басе Федоре Шаляпине. Часть экспонатов ранее никогда не выставлялась.

Реконструкция музея длилась четыре года. В здании, относящемся ко второй половине ХIХ века, был усилен фундамент, укреплены и заменены перекрытия, появилась система видеонаблюдения и проведены другие работы. Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ Олеся Балтусова, на все эти работы ушло 100 млн. рублей.

Президента РТ Рустама Минниханова на открытии так и не дождались. Зато пришли министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, вновь избранный председатель союза писателей РТ Данил Салихов, депутат Госсовета РТ Разиль Валеев и др. Как рассказала помощник президента РТ Лейла Фазлеева, на открытие музея она пришла по зову сердца: «Это же наш музей! Потрясающий человек. Мой любимый писатель».

Гостей музея встретили караваем и фольклорными русскими песнями. «А бешбармак где?» — послышалось из толпы.

. Лейла Фазлеева на открытие музея пришла по зову сердца: «Это же наш музей! Потрясающий человек. Мой любимый писатель»
Фото: Игорь Дубских

«ПЕКАРНЯ ПЕШКОВА»: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Несмотря на все нововведения, в музее сохранили мемориальную зону пекарни в том виде, какой она была, когда в ней в 1886–1887 годах трудился помощником пекаря юноша по имени Алексей Пешков. Сами музейщики называют ее сердцем экспозиции. Специально к приходу гостей здесь был создан соответствующий антураж, повсюду стоял аромат свежеиспеченного хлеба и лежали сдобные булки. Директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова рассказала «БИЗНЕС Оnline», что в планах сделать постоянно действующую пекарню (и магазин). Возможно, она будет называться «Пекарня Пешкова», возможно, еще как-то — пока не решили. Не определились также и с инвестором — идет процесс их поиска.

Марианна Гаврилова, директор музея Горького, в свою очередь, отметила: «Мы расширили экспозицию, представляем теперь более объемно и Шаляпина, выставили максимальное количество фондового материала — подлинных вещей, которые принадлежали и Горькому, и Шаляпину. Что касается здания, мы вынуждены были приспосабливаться под современный интерьер, но пекарня — сердце нашего музея — осталась аутентичной». Гаврилова же провела и первую экскурсию для первых гостей. В целом на протяжении всей экскурсии стоял гул — все поздравляли драматурга Салихова с назначением на новую должность. «Надо слушать экскурсию, товарищи! Слушайте экскурсию! Для кого она? Не для нас же. Мы тут и так все знаем», — сокрушалась Балтусова.

Сердце музея — пекарня
Фото: Гульназ Бадретдин

НИКТО ИЗ РУССКИХ ДРАМАТУРГОВ, ВКЛЮЧАЯ ОСТРОВСКОГО, ТАК НА ТАТАРСКУЮ ДРАМАТУРГИЮ НЕ ПОВЛИЯЛ

А тем временем экскурсия плавно перешла в следующий зал, посвященный истории взаимоотношений Горького с татарской литературой и татарскими писателями. К слову сказать, этому в музее посвящено сразу несколько залов. И не случайно. Так, по словам завлита театра им. Камала Нияза Игламова, писатель оказал огромное влияние на татарскую драматургию. «Никто из русских драматургов, включая Островского, так на татарскую драматургию не повлиял. Я имею в виду пьесы Амирхана, Тинчурина, Бурнаша — они все испытывали огромное влияние Горького, именно драматурга. Изменилось почти все, кроме объемов самого музея, — делится своими впечатлениями от увиденного Игламов. — Горький — один из моих любимых писателей, я любил бывать здесь еще в советское время. Поэтому мне очень радостно, что здесь все это появилось, действительно современный музей, в котором интересно будет еще не раз побывать. Главное, чтобы это все не превратилось в рутину, потому что сегодня музей не может быть просто музеем. Сегодня он должен быть развивающейся структурой с обновляющими экспозициями, привлечением смежных искусств».

Здесь есть костюм Фатимы Ильской, тюбетейка Халиля Абжалилова. Отражена также и дружба Горького с татарскими писателями. Он переписывался с Гаязом Исхаки, прекрасно был знаком с поэзией Габдуллы Тукая. Автор «На дне», к слову сказать, первый человек, благодаря которому опубликованы стихи Тукая на русском языке. Все это отражено в экспозициях музея. Здесь представлены уникальные подлинные материалы, связанные с историей татарской литературы первой трети ХХ века, с именами выдающихся татарских писателей, материалы по истории казанских театров. К слову сказать, Горький мечтал опубликовать сборник татарских произведений на русском языке. По словам Гавриловой, эта инициатива не была поддержана. Стоит отметить, что по мотивам автобиографической повести «Мои университеты» режиссер Празат Исанбет поставил в Татарском академическом театре им. Камала спектакль «Как звезды в небе», в котором играли Шаукат Биктемиров, Ринат Тазетдинов и др. Литературоведы зафиксировали немало случаев, когда Казань и казанцы встречаются в сочинениях Горького, напрямую не связанных с нашим городом. Так, внешний вид Казани они нашли в «Фоме Гордееве», один из героев романа «Жизнь Клима Самгина» Степан Кутузов был студентом Казанского университета. Героями сочинений «буревестника революции» не раз бывали татары, с жизнью которых он познакомился в Казани, в том числе татарин Асана — герой пьесы «На дне».

О любви Горького к татарской культуре вспомнил и депутат Госсовета РТ, народный поэт Валеев. «Он постоянно ходил в тюбетейке. Эту тюбетейку нашли?» — поинтересовался он у экскурсовода. «Нашли. Она здесь! — с гордостью ответила директор музея. — Нам ее передала дочь Пешкова». Валеев также отметил, что в русской литературе было всего два писателя, которые с большой любовью обращались в своем творчестве к татарам, — это Лев Толстой и Горький. Поддержал данную тему и народный поэт Ренат Харис. «Мало кто знает, но Горький был еще и поэтом. Его стихи должны быть переведены на татарский язык», — считает поэт и тут же декламирует их на татарском языке в собственном переводе.

. Тюбетейка Горького, которую он носил, будучи в Казани
Фото: Гульназ Бадретдин

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ РТ: «ЭТО ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ В РОССИИ, КОТОРЫЙ ОТКРЫВАЕТСЯ К 150-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ»

Поднявшись на второй этаж, гости попали фактически еще в один музей — это Шаляпинский зал. Появление экспозиции, посвященной великому певцу, по словам директора музея, тоже не случайно. Шаляпин — уроженец Казани — был другом Горького. Благодаря Горькому создавалась биография артиста. В музее собрано 87 подлинных вещей Шаляпина, переданных музею его дочерью. Всего же здесь около 4 тыс. экспонатов, посвященных жизни и деятельности Федора Ивановича. Среди них подлинный шаляпинский рояль, подаренный ему Саввой Мамонтовым. Здесь же прошли концерт и торжественная церемония открытия музея. Прозвучали песни из репертуара Шаляпина в исполнении камерного хора Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой.

«Четыре года шла реставрация музея — четыре года жил Горький в Казани», — провел интересную параллель министр культуры Татарстана. Действительно, Алеша Пешков, будущий писатель Максим Горький, жил в Казани с 1884 по 1888 год. Горький писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно — в Казани». Он приехал в Казань в августе 1884 года 16-летним подростком. У Пешкова была мечта — учиться в Казанском университете, но ей не суждено было сбыться. Но зато в Казани родились сюжеты 20 его литературных произведений. Он описал город в рассказах «Бывшие люди», «Хозяин», «Двадцать шесть и одна», «Коновалов».

Кстати, в ходе торжественной церемонии гостям музея зачитали поздравительную телеграмму от имени внучек Горького на имя президента РТ. По словам Сибагатуллина, музей Горького в Казани — первый музей в России, который открывается к 150-летию писателя, которое будет отмечаться в 2018 году.

. Олеся Балтусова отметила, что на реконструкцию ушло 100 млн. рублей
Фото: Игорь Дубских

КАК ОЛЕСЯ БАЛТУСОВА СТАЛА «МУЗЕЙНОЙ ИСТОРИЕЙ»

«Музей Горького — это то место, где начиналась и моя литературная деятельность. Все мы здесь собирались на литературные вечера, дружим до сих пор. И Алена Каримова, и Олеся Балтусова, и все-все-все начинали здесь», — отметила внучка известного татарского писателя, главный редактор журнала «Идель», а по совместительству и директор музея Шарифа Камала Альбина Абсалямова. Она подарила музею книгу Горького, изданную в Италии на итальянском языке, найденную в одном из букинистических магазинов Москвы.

А Балтусова, по словам директора музея Горького, выступила локомотивом в деле обновления музея: «Олеся Александровна вообще помогла нам в нынешней реконструкции музея. Благодаря ей и министерству культуры многие моменты в реконструкции сдвигались. Это те люди, которые сыграли огромную роль, и это уже современная история музея!»

Как рассказала сама помощник президента корреспонденту «БИЗНЕС Online», реконструкция прошла за счет бюджета Татарстана и при личной поддержке Минниханова. На очереди, по словам Балтусовой, музеи Шарифа Камала и Габдуллы Тукая.