... Значимость мероприятия подчеркивалась фигурами «хедлайнеров»: гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, ректор КФУ Ильшат Гафуров и лично президент РТ Рустам Минниханов
Фото: prav.tatarstan.ru

«БЫЛИ АПРОБИРОВАНЫ ДЕСЯТКИ ТЕХНОЛОГИЙ»

Сегодня в стенах Казанского федерального университета (КФУ) прошел круглый стол в рамках открывшейся вчера конференции «Термические методы увеличения нефтеотдачи» (Thermal EOR 2016). Значимость мероприятия подчеркивалась фигурами «хедлайнеров»: во главе стола оказались не только главный нефтяник республики, гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов и ректор КФУ Ильшат Гафуров, но и лично президент Татарстана Рустам Минниханов. Начиная встречу, глава «классического» университета напомнил, что вузу было дано поручение сконцентрировать на его площадке компетенции по разработкам в соответствующей области. «Наша цель — разработка экологичных, экономичных, энергоэффективных методов добычи тяжелой нефти», — подчеркнул ректор.

К этой цели КФУ и движется, тем более что буквально вчера стало известно о покупке федеральным вузом малой нефтяной компании, в том числе для исследовательских нужд университета. «Новая модель развития университета, которая начала реализовываться с 2016 года, предполагает три составные части: образование, наука и технологии. Для того чтобы иметь площадки для трансфера технологий, совместно с „Татнефтью“ и другими нефтяными компаниями созданы полигоны. Для этой цели также ведется работа по приобретению небольшой нефтяной компании для КФУ», — заявил на открытии конференции Гафуров.

Минниханов также назвал выбор темы семинара и места его проведения «неслучайными». «Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ — признанный научный центр по внедрению новых технологий, поиска разведки, разработки нефтяных месторождений, — похвалил ученых президент РТ, но дальнейшие дифирамбы достались сидящему слева Маганову. — Компания „Татнефть“ первой в отечественной нефтяной промышленности приступила к промышленной добыче высоковязких нефтей. Были апробированы десятки технологий теплового воздействия на пласт, накоплен ценный опыт освоения трудноизвлекаемых запасов».

Буквально вчера Ильшат Гафуров заявил о покупке малой нефтяной компании для нужд вуза

Минниханов напомнил, что 10 лет назад на Ашальчинском месторождении компания впервые в России использовала собственные технологии на основе принципов парогравитационного дренирования — методом SAGD (в классическом описании технология SAGD требует бурения двух горизонтальных скважин, параллельно одна над другой. Они бурятся через нефтенасыщенные толщины вблизи подошвы пласта, а расстояние между двумя скважинами, как правило, составляет 5 метров. Верхняя скважина используется для нагнетания пара в пласт и создания высокотемпературной паровой камеры). Сегодня, благодаря внедрению подобных инноваций, суточная добыча сверхвязких нефтей достигла 2,2 тыс. тонн. В феврале текущего года была добыта миллионная тонна сверхвязкой нефти.

По мнению главы республики, трудноизвлекаемые запасы — основа долгосрочного наращивания, добычи и расширения сырьевой базы всей нефтяной промышленности России. На сегодняшний день в нашей стране выработанность освоенных нефтяных месторождений достигла 60%. И, по словам Минниханова, «ухудшается качество остаточных запасов — это ожидаемый и неизбежный процесс». В общем, упор будет сделан именно на тяжелую нефть, которая в России занимает также порядка 60% всех месторождений, четверть из которых уже разработана. «По разведанным запасам высоковязкой нефти мы занимаем третье место в мире. Более 70 процентов данных запасов сосредоточены в Волжско-Уральском регионе. Только в РТ ресурсы битумной нефти оцениваются более чем 7 миллиардов тонн...» — заметил президент и тут же добавил ложку дегтя — мол, традиционные технологии заводнения уже не оправдывают себя на месторождениях высоковязкого сырья. Собственно, поэтому Минниханов обратился к собравшимся с просьбой поделиться опытом в разработке новых технологий.

Наиль Маганов (слева)

«ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ»

О работе «Татнефти» в этом направлении, несмотря на присутствие Маганова, докладывал его подчиненный — начальник управления по добыче сверхвязкой нефти Марат Амерханов. По его словам, компанией на сегодняшний день пробурено 509 эксплуатационных скважин, из них по технологии SAGD — более 225, по технологии парогравитационного воздействия — 50 скважин. Прогноз добычи сверхвязкой нефти по итогам 2016 года составляет порядка 740 тыс. тонн, выход на максимум запланирован на 2018 год — порядка 2 млн. тонн. «Залежи сверхвязкой нефти расположены у нас на небольшой глубине, что накладывает определенное ограничение на применение различных тепловых методов. Вместе с тем они отличаются достаточно сложными геолого-техническими условиями», — подчеркнул специалист.

Марат Амирханов Марат Амерханов

Амерханов поделился с собравшимися основными проблемами в работе с трудноизвлекаемой нефтью. Они оказались узкоспециализированными и малопонятными человеку без профильного образования. Но вот некоторые самые понятные из них. Компании тяжело разрабатывать залежи с малыми нефтяными толщинами, то есть менее 10 метров, и таких «малоэффективных» участков достаточно много. Следующая проблема — отложение солей при выпаривании воды при температуре более 60 градусов. Во всех этих направлениях, по заверению Амерханова, компания работает вместе с КФУ и разрабатывает новые решения. «Мы ведем работу, но ваш ценный опыт тоже был бы интересен», — заключил спикер.

Ведущий эксперт в области термических методов разработки из Канады Алекс Турта в свою очередь заявил, что при разработке подобных месторождений необходимо использовать метод THAI (Toe to Heel Air Injection). Он запатентован канадской фирмой Petrobank и сочетает вертикальную подачу воздуха с горизонтальной скважиной. Первые три месяца пар подается по вертикали для обогрева горизонтальных скважин и подготовки резервуара вокруг вертикальной скважины, затем сжатый воздух подается в вертикальные скважины и начинается горение. «В любой момент, когда вы начинаете бурить горизонтальную скважину, и инициировать процесс внутрипластового горения, вам THAI необходим — в противном случае вы можете сделать очень большие ошибки, вы можете повредить скважины», — заявил ученый.

Турта пытался уверить собравшихся, что THAI — это «очень хорошая технология, касающаяся подземного улучшения качества нефти». По его словам, метод испытывался уже более 12 лет. Сегодня он уже более 7 лет проходит опытно-промышленные работы, а ученые из разных стран пытаются его усовершенствовать. Правда, из-за падения цен на черное золото процесс улучшения идет уже не столь быстрыми темпами. «Нравится вам THAI, не нравится вам THAI, но он вам нужен объективно в любое время. И это опыт из Китая и других стран», — лоббировал технологию ученый.

«РАЗ В КВАРТАЛ МЫ ТОЧНО ЭТИ ВОПРОСЫ ОБСУЖДАЕМ»

«Канадский опыт начал разработку подобных месторождений в конце 80-90-х годов, и в области парогравитационного воздействия, конечно, они являются мировыми лидерами. Но вместе с тем наши геологические условия отличаются от канадских, причем значительно. Поэтому напрямик они нам помочь не могут, в любом случае нужно проводить ряд исследований», — отреагировал как отрезал Амерханов. По его словам, разница хотя бы в том, что российская тяжелая нефть более «легкая», а канадская тяжелее воды — в ней она тонет.

Сменяя друг друга, эксперты рассказывали о собственном опыте и разработках. Многие из них выразили надежду, что продолжат работу вместе с казанским университетом. Всех прервал Гафуров, заметив, что Минниханову нужно «срочно бежать» на следующее мероприятие, поэтому дискуссию следует завершить. «На самом деле нам очень важно, что вы сегодня донесли до нас... Все эти технологии очень важны. Я как председатель совета директоров „Татнефти“ могу заверить, что в квартал один раз мы точно эти вопросы обсуждаем», — заключил глава республики.