Несмотря на то, что всевозможные ателье и фабрики по пошиву одежды, так популярные еще несколько лет назад, сегодня массово закрываются, Гульнара Самигуллина верит в возрождение легкой промышленности. Имея собственное ателье по пошиву одежды, она уверена в востребованности своего бизнеса и знает, что уже в ближайшее время стремление носить индивидуальные вещи победит и бездумный шопинг, и рыночный ширпотреб.

Визитная карточка ателье

Сфера деятельности: пошив одежды
Год основания: 2005
Штат: 6 человек

Основные требования: качество, скорость, практичность

- Швейный бизнес – явление достаточно редкое. Почему вы выбрали именно эту сферу деятельности?

- Мой прадед был портным, ездил по деревням и обшивал людей. Возможно, его гены проявились во мне. Потому что мое увлечение шитьем началось еще в детстве: мне нравились красивые вещи, я засматривалась на красиво одетых людей. Когда училась в школе, пыталась что-то шить самостоятельно - сначала себе, затем соседям и подружкам. Им нравились вещи, а мне нравилось то, что им нравится. После школы поступила в училище, чтобы научиться не просто шить, а шить качественно и аккуратно. Закончила училище с пятым разрядом.

Набираться опыта пошла в ателье, где проработала несколько лет. Затем поняла, то хочется шить еще лучше. Да и клиенты ко мне приходили именно за качеством, они были уверены, что я сошью хорошо. Поэтому решила повысить квалификацию - пошла учиться на закройщика верхней женской одежды. Если получить эту специальность, то потом сумеешь шить и верхнюю одежду, и любую другую. Мне на тот момент как раз и нужен был широкий профиль. По окончании обучения мне был присвоен самый высокий (шестой) разряд и подруга позвала меня работать в салон-магазин "Эбиволь", где я задержалась на пять лет. Именно там я и приобрела хороший опыт работы с клиентами.

- Какие-то общие правила общения с ними за все эти годы уже выработали?

- Конечно. Главное - индивидуальный подход. С каждым нужно поговорить и обязательно правильно понять, чего именно хочет клиент. Ведь большинство отказывается от услуг ателье только потому, что их однажды неправильно поняли и сделали не то, что они хотели. Очень часто бывает, что заказчик представляет себе одну вещь, а в ателье шьют другую. Как правило, в таких ситуациях люди разочаровываются и больше никогда не приходят.

Еще одно правило: желание клиента – закон. Бывают ситуации, когда мы, исходя из профессионального личного опыта, можем что-то посоветовать клиенту, но навязывать никогда не будем.

- А как решили начать свой бизнес?

- Когда я уходила из салона "Эбиволь", то директор посоветовала мне заняться собственным делом. Я решила попробовать,  хотя бы для того, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Плюс ко всему меня поддержали родители, я поверила в себя. Сейчас сама удивляюсь, как у меня все получилось? Я тут же нашла помещение, купила оборудование и как-то все очень быстро завертелось. Сложным было лишь оформление документации.

Начинала я работать с одной сотрудницей, постепенно штат расширился. К этому времени у меня уже была своя клиентура, которая во мне нуждалась. Они меня нашли, плюс пришли новые клиенты.

- Среди клиентов много тех, кого обшиваете уже не первый год?

 - Есть клиенты, которым я шью одежду уже больше 10 лет.

- Кто чаще обращается к услугам ателье?

- Женщины. Мужчины больше покупают в магазинах стандартную одежду. А возрастной контингент такой, что чаще приходит молодежь и люди среднего возраста, хотя есть среди заказчиков и пенсионерки.

- Можете вспомнить своих самых необычных заказчиков и самые необычные заказы?

- Сейчас много интересных заказов. Очень часто молодежь заказывает модные и стильные вещи, сами придумывают необычные фасоны.

Одна из постоянных клиенток присматривает своей годовалой дочке одежду в очень дорогих магазинах, где одно детское платье может стоить 10-13 тысяч. Она смотрит, затем рассказывает мне, и мы шьем то же самое, но в десять раз дешевле.

Бывает, что человек приходит с журналом и показывает, какая именно модель ему нужна. Таких клиентов я люблю, поскольку  человек четко знает, чего он хочет. В основном просят повторить модели фирменных вещей из специализированных изданий, которые пошиты из натуральных тканей. Но, во-первых, их трудно найти, а во-вторых, с ними трудно работать, поскольку они капризные: то мнутся, то садятся. Но если этого хочет заказчик, то мы работаем и с ними. Принимаем заказы на выпускные, свадебные платья.

- Каковы основные требования заказчика к одежде?

- Качество и скорость. Наше ателье старается шить в предельно сжатые сроки.
Когда мы только начали работать, к нам поступил "экстренный заказ": одному из наших постоянных клиентов нужно было срочно ехать в Италию на деловую встречу. Требовалось модное зимнее пальто.. Мы сшили за один день. Он нам был очень благодарен, заплатил пять тысяч рублей, а тогда это были очень хорошие деньги.

Кроме качества и сроков исполнения, сейчас для клиента важна практичность. Сходить в платье один раз на праздник не хочет никто. Все заказывают одежду с тем, чтобы носить ее и потом.

"Сарафанное радио" работает на нас

- Ателье в Казани осталось не так уж и много. Можно предположить, что от конкурентной борьбы вы не страдаете?

- Конкуренция есть, даже несмотря на это. Бывает обидно, когда из-за повышения арендной платы мы вынуждены переезжать, а на нашем месте появляются конкуренты и клиенты идут к ним, а мы на новом месте вынуждены вновь нарабатывать клиентскую базу. Поэтому сегодня моя мечта – собственное помещение. Это даст стабильность бизнесу, позволит развернуться на широкую ногу. Если мы победим в конкурсе "Семейный  бизнес" и получим возможность взять кредит по сниженной ставке, то приобретем свое помещение, в котором я сделаю все так, как мне нужно.

- А каким, на ваш взгляд, должно быть ателье, пользующееся успехом у клиентов?

- Я бы сделала в своем ателье комнату для клиентов. Чтобы они во время ожидания могли и телевизор посмотреть, и чай попить, и отдохнуть. Чтобы людям было приятно, они радовались и уходили довольными. Еще одна вечная проблема - оборудование. Я начала обновлять швейные машины самостоятельно, но это очень трудно, мне нужна помощь. Хочется, чтобы сотрудницы ателье сидели за хорошими машинами, чтобы им нравилась их работа, чтобы они не напрягались. Ну и со временем хочется, конечно, расшириться.

- Не пугает, что добиться хорошей прибыли в вашем деле будет крайне сложно?

- Конечно, очень хочется поднять легкую промышленность в Татарстане. Сейчас даже крупные фабрики, такие как "Ильдан" закрываются. Вместо своего производства к нам завозят дешевое китайское безобразие, которое после стирки превращается в тряпку. Очень обидно. Хочется, чтобы люди имели красивую и разную одежду. Чтобы у каждого был свой стиль, образ. Тогда легкая промышленность и производство поднялись бы.

Не так давно я обратилась в швейное училище, чтобы подобрать себе портных. Оказалось, что их обучение почти прекращено. Никто не идет шить. Рынок с его огромным количеством одинаковых, дешевых вещей убивает в людях интерес к индивидуальности.

-  Может быть дело в том, что на рынке или в магазине можно приобрести одежду быстрее и подешевле?

- Да, на рынке вещи дешевле. Но сколько вы их проносите после стирки? Я свои вещи ношу по пять-шесть лет. Это качественные вещи, которые не развалятся и вид не потеряют. В итоге я трачу меньше. Еще один аспект – индивидуальность. Вы часто видите на праздниках или просто на улице одежду как на вас? Уверена, что часто. Сегодня индивидуальность теряется. А вещей, сшитых на заказ, не встретите не только в Казани, даже в мире! Только у вас. К тому же она сшита из вашей любимой ткани, это ваш любимый фасон и ваш размер.

Очень часто вижу свои вещи на людях на улице и мне это приятно. Заказчиков часто спрашивают, в каком бутике они одеваются, они в ответ рассказывают про ателье и "сарафанное радио" работает на нас.

- Сегодня удивить заказчика чем-либо крайне сложно. Как удается вообще держаться на плаву?

- Нужно удовлетворять все запросы заказчиков. Наш бизнес - сезонный, поэтому выигрывает тот, кто работает в широком профиле. Мы работаем и с легкой одеждой, и с верхней. Летом часто заказывали сарафаны и платья. А совсем скоро начнут поступать заказы на плащи. Мы знаем все запросы нашего клиента. Не шьем только из меха, поскольку для этого нужно специальное образование.

- Насколько ваши цены отличаются от цен в магазинах?

- Цены у нас средние. Например, юбки от 500 рублей, костюмы - 1200-1500 рублей.
На детскую одежду 50 процентов скидка от стоимости взрослой одежды.

Вообще, выставляя цену, я смотрю на уровень состоятельности заказчика, его финансовые возможности. Если понимаю, что человек не слишком обеспеченный, но хочет достойно выглядеть, то я могу сделать скидку. В целом наш основной покупатель среднего достатка, а вообще в Казани много обеспеченных людей, которые могут себе позволить шить вещи на заказ.

Семейный бизнес - залог экономичности

- Ваш бизнес - семейный. Как распределяете между собой обязанности?

- Вести бизнес помогают отец, сестра и сын. Это помогает держаться на ногах. Семейный бизнес гораздо экономичнее. Сколько нужно вложить денег, чтобы начать бизнес самостоятельно? Трудно даже представить! Когда безвозмездно помогают самые близкие люди все гораздо проще.

Главное для любого ребенка - родительская поддержка. Если родители благословят, то путь будет легким. В свое время отец мне финансово помог. Сейчас в ателье он занимается решением технических вопросов. Ему доставляет удовольствие мне помогать.

Сестра помогает в бухгалтерии, а сын, несмотря на то, что ему всего 14 лет, занимается доставкой заказов клиентам.

- Отношения руководителя и подчиненных не портят семейные отношения в нерабочее время?

- Говорят, что деньги портят отношения, а я считаю, что с родственниками работать легче. Сейчас, кстати, многие так начинают бизнес. Работа получается дружнее, сплоченнее.
А дома мы практически не говорим о работе. Всему свое место и время. Я разделяю дом и ателье и считаю, что дома все дела нужно забывать.

Елена Шапиро