Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан Владыка Феофан: «Сейчас пишется новая страница в жизни не только русской православной церкви, не только Татарстана и Казани, но в целом России и, не побоюсь сказать, в геополитическом плане»

«КОГДА ЯВИЛАСЬ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА? КОГДА РОССИИ ГРОЗИЛА ОПАСНОСТЬ РАСПАДА»

«Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира — прошлое, настоящее, будущее» — такой была тема круглого стола (КС), который состоялся вчера в Казанском Богородицком мужском монастыре. КС проходил в рамках грандиозной (200 докладчиков — духовенство, ученые, писатели, искусствоведы, архитекторы, музыканты, видные общественные и политические деятели России, ближнего и дальнего зарубежья!) международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Конференция состоялась в рамках подготовки к завтрашней торжественной закладке памятного камня на месте воссоздания Казанского собора. Напомним, специально для этого в Казань сегодня прибывает Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На круглый стол пришел митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он произнес большую речь, подчеркнув, насколько важно воссоздание собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери: «Сейчас пишется новая страница в жизни не только русской православной церкви, не только Татарстана и Казани, но в целом России и, не побоюсь сказать, в геополитическом плане».

Владыка Феофан также вспомнил те давние события конца XVI века, вольно или невольно (он опытнейший оратор, так что наверняка намеренно) вызвав ассоциации с днем сегодняшним: «Когда явилась чудотворная икона, которая будет названа Казанской по месту нахождения, в какой период? Россия уже начинала ощущать некие смутные времена. Россия уже, как некий гул из-под земли, чувствовала, что что-то не то. Пройдет совсем немного времени, и это «не то» превратится в опасность распада России и потери государственности. Потому что в связи со смертью и прекращением рода Рюриковичей в России наступил период, который мы исторически называем Смутным временем… Кто был из духовных лиц, который явился первым, принявшим на свои руки вновь обретенный образ Казанской Богоматери? Это был приходской священник, который станет затем архиепископом Казанским и впоследствии патриархом всероссийским. Это будет тот духовный лидер, который практически всколыхнет уже потерявшее надежду общество русского люда на мир и спокойствие, на процветание и укрепление России».

Таким будет Казанский собор Таким будет возрожденный Казанский собор

Напомнил митрополит в своей речи о том, какую огромную роль сыграла Казанская икона Божией Матери в судьбе России. Возвращаясь в день сегодняшний, сказал об особом значении этой иконы для русского народа: «Войди в любой православный дом и обязательно увидишь образ Пресвятой Богородицы Казанской». Владыка Феофан даже не без веских оснований предположил: «Каких же храмов больше всего построено в России? В честь какой иконы?.. У меня ощущение, что если не первое, то второе место — это в честь образа Казанской иконы Божией Матери...»

«ВСЕ МЫ УБЕДИЛИСЬ В ОДНОМ — НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ»

Митрополит сделал понятный акцент на трепетно ожидаемом дне — 21 июля: «Сегодня мы с вами практически стоим накануне памяти Казанской иконы Божией Матери и ее обретения и накануне визита Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, чтобы после божественной литургии крестным ходом прийти в это святое место — Богородицкий монастырь, прийти на место разрушенного и оскверненного храма. И на том месте, где была обретена икона, вновь совершить молитву, заложить капсулу для дальнейшего воссоздания в полной своей идентичности и красоте Казанского собора».

«Случайностей не может быть, — заметил владыка. — Так сложилось, что неоднократно шла речь о визите Святейшего патриарха в Казань и Татарстан, но здесь он не был пока. Потому что такова жизнь, патриарх имеет слишком большую гамму ответственности. Но Бог судил, все-таки надеемся, Святейшему прибыть сюда, чтобы в это время помолиться и заложить капсулу, освятить вновь это место для возрождения Казанского собора… Святейший патриарх Кирилл делает все возможное, чтобы вот это деяние — возрождение Казанского собора — стало бы не только неким духовным толчком для того, чтобы мы проснулись, но намного больше. Чтобы через эти совместные молитвы, чтобы именно через возрождение собора над тем местом, где некогда явилась Казанская икона Божией Матери и стала величайшей святыней для нашего народа, вновь и вновь через молитвы первосвятительские и народа божия… все мы убедились в одном, что не в силе Бог, а в правде… что Россия имеет опять над собой покров Богоматери».

Митрополит Феофан вполне откровенно высказался также о личном — о своем назначении в Казань: «Я прибыл сюда под вечер своей жизни. И в какой-то степени считаю даже за награду, что именно на мою долю выпала возможность водрузиться, чтобы собор над местом явления иконы, которая станет называться Казанской, был бы для меня, еще раз повторяю, ношей посильной. И если бы я увидел, что совершилась первая божественная литургия в этом храме, считал бы, что есть надежда на спасение, что Матерь Божия меня не оставит…»

Дмитрий Хафизов Дмитрий Хафизов считает перспективным китайский след в поиске чудотворной иконы

СКОРЕЕ ВСЕГО, КАЗАНСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НЕ СОЖГЛИ, А ПЕРЕПРОДАЛИ КОМУ-ТО

Основной доклад на круглом столе был посвящен истории обретения Казанской иконы Божией Матери и ее роли в судьбе России. Далее слово предоставили советнику мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрию Хафизову. Ведущий — игумен Евфимий (Моисеев) — сообщил, что Дмитрий Иосифович только что вернулся из США, где искал первоявленную Казанскую икону — ту самую, которую в 1904 году украли и, как считается, порубили топором. Однако Хафизов с этим категорически не согласен. Он уверенно заявил: «Конечно, икона никуда не делась! Она не была, по крайней мере, жуликами этими уничтожена. Об этом говорит самый главный факт, что российская жандармерия, а эта структура была посерьезнее даже сегодняшней ФСБ, вплоть до 1916 года занималась плотно поиском этой иконы, сохранилось много томов этого дела».

Хафизов сообщил что поездка в США — это уже четвертая попытка найти чудотворную икону. До этого проверяли новосибирскую версию, потом была Ватиканская икона. «История началась как поиски именно первоявленного образа», — заметил советник мэра. К слову, он тогда был уверен и настаивал, что Ватиканская икона именно первоявленная, но это оказалось не так. Третья попытка была сделана в Испании. Теперь перспективным Хафизов считает китайский след. Он говорит: «Оставлять надежду нельзя».

Игумен Евфимий (Моисеев) Игумен Евфимий: «Конечно, даже верующим людям с трудом верится, что первоявленная икона может явиться второй раз. Но многие факты свидетельствуют о том, что и не такие чудеса еще случались!»

Конечно, с утверждением о том, что Казанская икона Божией Матери могла уцелеть, согласны не все. Однако Дмитрий Иосифович стоит на своем, на круглом столе он утверждал: «Сжег икону якобы жулик, который ее украл... Но я уверен, что эту икону не сожгли». Он рассказал, что украл икону опытный вор, на счету которого было уже больше трех десятков преступлений: «Воры в основном снимали оклады с икон. Почему? Потому что в то время работал закон о святотатстве. В чем хитрость была? Если снимаешь и воруешь с иконы украшения, ты получаешь 3 года каторги. Если воруешь и уничтожаешь саму икону, ты получаешь 15 лет каторги. Есть разница?.. Воровали икону, ризу снимали, саму икону прятали и писали письмо в полицию, где она лежит». А тут единственный раз вор всем рассказывал, что разрубил икону. «Это непонятно и странно», — считает Хафизов. Он подчеркнул, что было пять версий, и суд принял решение: неизвестно, что случилось с иконой.

«Второй момент — продолжил приводить факты Хафизов, — жуликов было четыре человека. Наказали непосредственно двоих участников. Двое других, которые участвовали в этом преступлении, были более высокого уровня… У двоих нашли все, что украли. Золото, камни, жемчуг — все нашли. Что досталось двум другим, выше статусом? Им достался, естественно, скорее всего, образ, который они перепродали кому-то».

Кроме того, Хафизов рассказал, как вору Стояну, когда он сидел в тюрьме без всякой надежды на освобождение, в 1916 году «серьезные люди» предложили сказать, что икону он не сжег, и указать, где она спрятана — в районе Спасской башни. И тогда его отпустят! Понятно, откуда такое милостивое предложение — страна была на грани краха, нужно было святое знамя. Кто бы стал разбираться, та это икона или не та… Но вор — неожиданно! — отказался: «Нет, я икону сжег!»

Чего или кого боялся этот человек? Хафизов считает: «Что ему стоило сказать? Ничего не стоило». Но если бы он заявил, что икона не потеряна, это бы означало, что его сообщники продали не ту икону…

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен рассказал, что порой воры отбирают какие-то иконы, истинную ценность которых в храме даже не представляли

КОГДА БУДЕТ ГОТОВ СОБОР, ГЛЯДИШЬ, И ИКОНА ПРИДЕТ…

На круглом столе советник мэра также предложил отличную идею — сделать сводный каталог икон. В этом участники КС Хафизова поддержали. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен сказал: «Получается, что современные иконопродавцы — жулики иногда более эрудированные!» И пояснил, что знает по служебной 40-летней практике, как порой воры отбирают какие-то иконы, истинную ценность которых в храме даже не представляли.

Предложение о том, что нужно сделать сводный каталог икон, участники КС посчитали нужным внести в резолюцию конференции.

Завершая круглый стол, игумен Евфимий сказал про сенсационное предположение, что первоявленная Казанская икона Божией Матери могла уцелеть: «Конечно, даже верующим людям с трудом верится, что первоявленная икона может явиться второй раз. Но многие факты свидетельствуют о том, что и не такие чудеса случались! Как сказал владыка Феофан всем нам: нужно начинать с создания собора. Когда будет готов собор, глядишь, и икона придет…»

Фото: tatarstan-mitropolia.ru, архив «БИЗНЕС Online»; фото на анонсе: Ирина Ерохина