Сегодня Дни уличных искусств в Казани, которые пройдут 13 - 14 августа, презентовали в Лядском саду. Центр современной культуры «Смена» и фонд «Живой город», объединив усилия, решили устроить городское мероприятие, которое со временем готово затмить некогда знаменитый фестиваль искусств «Белые ночи» в Перми. «БИЗНЕС Online» публикует расписание действа.
На протяжении двух дней «тихий центр» Казани — Лядской сад, сквер Баки Урманче, сад «Эрмитаж», Фуксовский сад — превратится в театральные подмостки, концертную площадку, галерею современного искусства, кинотеатр и прочее
«НАДЕЮСЬ, КОКТЕЙЛЬ ИЗ УЛИЧНОГО БЕЗУМСТВА И НОВОГО КРАЕВЕДЕНИЯ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЫМ»
Сегодня в Лядском саду проходит презентация Дней уличных искусств, которые ожидают столицу Татарстана 13 - 14 августа. Полтора десятка стульев для журналистов расставили сегодня в саду у фонтана, чтобы анонсировать детали масштабного действа.
Публику ждет большое мероприятие формата, который в Казани еще не был опробован. Для его организации объединились ЦСК «Смена» и фонд «Живой город» — две самые успешные организации в части продвижения современного искусства и изменения культурного облика города. На протяжении двух дней «тихий центр» Казани — Лядской сад, сквер Баки Урманче, сад «Эрмитаж», Фуксовский сад — превратится в театральные подмостки, концертную площадку, галерею современного искусства, кинотеатр и прочее.
«Нельзя сказать, что это какой-то суперновый формат, но он как-то не практиковался в Казани», — рассказал «БИЗНЕС Online» Кирилл Маевский, арт-директор «Смены», которая впервые в таком масштабе из своего уже по-своему культового кирпичного здания на улице Бурхана Шахиди выбирается на уличные пространства. Для самой «Смены» Дни уличных искусств — это финальный аккорд фестиваля искусства и краеведения «Искра», который проходит с мая 2016 года в формате художественных резиденций, выставок и различных акций, результаты которых будут в том числе презентованы в середине августа.
«Одна из задач — соединение академического или любительского, публицистического краеведения с современным искусством. Краеведение — это одна из живых линий фестиваля», — говорит Маевский. К примеру, на фестивале публику ждут две инсталляции главного идеолога «Смены», известного казанского художника Ильгизара Хасанова. Одна из них — «Горькая лавка» в Фуксовском саду — посвящена трагическому событию, попытке самоубийства, которую совершил в Казани будущий выдающийся писатель Максим Горький. «Ильгизар исходит из того, что до попытки самоубийства Горький был читателем, а в Казани он стал писателем», — рассказывает арт-директор «Смены». Второй проект Хасанова, который можно будет увидеть в саду «Эрмитаж», не менее оригинален — он рассказывает об увлечении некогда студента Казанского университета, а впоследствии одного из основоположников русского футуризма Велимира Хлебникова, орнитологией.
Кирилл Маевский: «Одна из задач — соединение академического или любительского, публицистического краеведения с современным искусством. Краеведение — это одна из живых линий фестиваля»
«Смена» отвечает за такую интеллектуальную составляющую всего мероприятия. Мы как «Живой город», тут у нас немного другая задача», — продолжает разговор один из соучредителей фонда поддержки современного искусства Артем Силкин. — Обычно на наши мероприятия ходит, скажем так, подготовленная публика. Здесь же мы хотели создать классическое уличное действо. Когда уличные коллективы, как раз и ориентированные на такие пространства, собираются в одном месте и день-два веселятся, шумят и радуют публику».
По словам Силкина, когда состоялась встреча со «Сменой», то были сомнения, можно ли «поженить» эти два проекта. «Надеюсь, коктейль из уличного безумства и нового краеведения будет интересным и даст ту искорку, которая привлечет народ к искусству вообще и культурной жизни», — выразил надежду в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из руководителей «Живого города» и по совместительству директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
«ТАКАЯ МУЗЫКА ПОДВЛАСТНА ЛЮБОМУ ЗРИТЕЛЮ, ТОЛЬКО НАДО ЕГО ПРИВЕСТИ И ДАТЬ ЕМУ ЭТО»
Между тем за еще одну фишку будущих Дней уличных искусств отвечает фонд развития исполнительского искусства Sforzando, который презентует в Лядском саду сразу три постановки камерных опер. Об этом «БИЗНЕС Online» поговорил с директором фонда Данияром Соколовым.
— Данияр, что именно фонд Sforzando собирается презентовать на Днях уличного искусства в Казани?
— Это будет показ трех камерных опер на открытом воздухе с молодежным симфоническим оркестром Sforzando. Это будут новые постановки. Более того, оперу «Телефон» Менотти никогда в Казани не ставили с оркестром. Очень интересная у нас будет постановка с современной хореографией «Бастьен и Бастьенна» Моцарта. И вообще, камерные оперы на свежем воздухе — такое не каждый день встретишь. Мы делаем подобный эксперимент.
— Еще одну оперу — «Беренику» — молодого казанского композитора Ляйсан Абдуллиной по произведениям Эдгара По казанская публика уже могла видеть.
— Да, «Беренику» зрители уже могли видеть и в «Углу», и в выставочном центре «Манеж». Но на фестивале будет представлена совершенно новая постановка.
Это будут настоящие спектакли: с декорациями, со светом. Все как положено, как это должно быть в оперном театре. Не в таком масштабе, конечно, но на то они и камерные. Поэтому в каждой опере два-три действующих лица, небольшой состав оркестра, но он симфонический, хоть и маленький.
— Насколько трудоемок и сложен сам процесс работы над таким проектом?
— Да, как оказалось, делать это очень непросто. Мы знали, что будем заниматься этим проектом еще в декабре, но многие наши ребята — певцы и музыканты — учатся в консерватории, и было элементарно трудно их всех собрать для репетиций, начать этот процесс. А он очень длительный и серьезный: разучивание партий с концертмейстером, работа с режиссером, параллельно учит оркестр, потом идут спевки, работа над хореографией...
И у нас сейчас настолько концентрированно идет репетиционный период, что я хочу сказать большое спасибо всем ребятам, которые фактически ради этого пожертвовали собственным летом. Но они, конечно, здесь получают колоссальный опыт. Здесь мы ставим три камерные оперы за два месяца. В принципе, так работает и любой оперный театр.
Для меня это тоже колоссальный опыт как для организатора, когда ты не просто собираешь музыкантов и делаешь какой-то продукт, а здесь и певцы, и режиссеры, и декораторы. Получается такой камерный, маленький, но театр. Я думаю, что это должно жить и быть интересным публике. Камерные оперы — это огромный пласт музыки, который редко где увидишь. А у нас есть в Казани для этого площадки. По сути, для этого подойдет любое достаточно вместительное помещение, где есть крыша. И даже там, где ее нет, поскольку 13 - 14 августа мы будем выступать в Лядском саду без крыши.
Вернее, крыша будет, но мы ее используем как сцену. Там декорации, там какой-то выставится свет, там происходит действие. Оркестр сидит как в яме внизу, как и положено. Поэтому, если будет небольшой дождь, то это, конечно, будет беда. Но мы надеемся, что все будет хорошо.
— Насколько обычный зритель, далекий от мира классической музыки, будет готов к восприятию этих произведений?
— Такая музыка подвластна любому зрителю, только надо его привести и дать ему это послушать. Музыка Моцарта — это очень красиво. И то, что мы делаем это на открытом воздухе и это сможет увидеть большое количество людей — это очень здорово. У некоторых людей слово «классика» ассоциируется с чем-то странным и непонятным. А почему? Да потому что молодежь этого не слышала. Конечно, не каждый влюбится в такую музыку при первом же соприкосновении, но ты хотя бы будешь уже знать, о чем идет речь.
— А условные фанаты Ахмеда Агади из числа завсегдатаев казанского оперного театра не будут разочарованы, к примеру, вокалистами?
— Не будут разочарованы. Мы зовем только самых лучших молодых ребят, у нас есть отбор. Но вы на самом деле все сами услышите.
Инна Яркова рассказала, что бюджет всего мероприятия небольшой — порядка 4 млн. рублей
«У КАЗАНИ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — ЗАХВАТИТЬ РЕГИОНАЛЬНУЮ НИШУ УЛИЧНОГО ФЕСТИВАЛЬНОГО ДЕЙСТВА»
Бюджет всего мероприятия небольшой — порядка 4 млн. рублей, сообщила нашей газете директор «Живого города» Инна Яркова. «Это, конечно, очень небольшие деньги. Потому что только от „Живого города“ приезжают 50 артистов и музыкантов из Питера, Москвы. А проезд до Казани и обратно — это уже полмилллиона. Так что для уличного фестиваля это очень маленький бюджет», — рассказала она «БИЗНЕС Online», но добавила, что организаторы чувствуют всестороннюю поддержку своего начинания от властей. «Исполком Казани нам очень помогает. Мы быстро получили разрешение на проведение всех мероприятий. Нам помогают с размещением рекламы в туристических местах, в общественном транспорте. То же самое о поддержке я могу сказать и о министерстве культуры Татарстана. По-моему, в этом плане у нас в городе совершенно нем проблем во взаимодействии с местными или республиканскими властями. Все работают на одно дело», — говорит Яркова.
Главным проектом «Живого города» в рамках Дней уличных искусств станет лаборатория уличного театра, которая начинает свою работу в эти дни под руководством режиссера и педагога из Латвии Виктора Янсона. Но руководители фонда поддержки современного искусства уверяют, что результаты работы лаборатории в виде перформансов, подготовленных его участниками, не будут похожими на живые статуи — излюбленное увлечение туристов в курортных городах по всему миру. «Это совершенно другие вещи. Мы рассматривали и этот вариант, но тема с живыми статуями настолько замыленная, хотя она, конечно, народ тоже веселит и радует, — рассказывает «БИЗНЕС Online» Силкин. — С другой стороны, когда ты отсматриваешь картинку с подобных фестивалей в других городах, например в Петербурге или Перми, то фотографы, которые несильно проанализировали программу и содержание мероприятий, снимают исключительно эти живые статуи. Как-будто это какой-то один человек, который перемещается из города в город, вымазав себя золотой краской. Итоговая картинка нам не дает представления о том, что же там происходило».
Главным проектом «Живого города» станет лаборатория уличного театра, которая начинает свою работу в эти дни под руководством режиссера и педагога из Латвии Виктора Янсона
«Это будет скорее что-то на стыке уличного искусства и contemporary art — это скорее перформансы, которые рождают какие-то мысли, какие-то смыслы», — добавляет соучредитель «Живого города».
Кстати, Силкин сетует на то, что в Казани есть объективные проблемы с выбором места проведения подобных мероприятий: «У нас элементарно в городе нет большого парка. К примеру, в Москве таких проблем с этим нет, там есть парковые пространства. В Лядском саду мы даже испугались поначалу, где разместить сцену, артистов — настолько немного пространства. Казани нужно развивать зеленые зоны и прекратить их точечные застройки, потому что потомки нас за это осудят».
Тем не менее, несмотря на трудности, организаторы полны решимости и даже вспоминают опыт «культурной революции» в Перми, затеянной там Маратом Гельманом, но так и не доведенной до конца. «Был такой фестиваль в Перми „Белые ночи“. Настолько он хорошо звучал. Почти все мои друзья были на этом фестивале, приезжали оттуда в полном восторге. Сейчас этот фестиваль почил в бозе по разным причинам. И у Казани есть интересная перспектива — захватить региональную нишу уличного фестивального действа. Это интересно и с точки зрения городской экономики, и туризма. Если мы поднимем этот проект и будем его проводить ежегодно, то он может стать не просто городским мероприятием, а еще одной точкой интереса к нашему городу», — уверен Силкин.
Единственное, что вызывает на данный момент опасения, — это погода. «Все зависит от погоды. Придется все радикально менять, если будет дождь», — считает Маевский. При этом арт-директор «Смены» категорически не согласен в этом случае «забираться под крышу», поскольку в таком случае рушится сама концепция Дней уличных искусств.
Впрочем, несмотря на любые каверзы небесной канцелярии, организаторы уверены, что мероприятие состоится и будет масштабным. «Мы хотим показать некие практики, которых в городе пока просто не существует, но которые легко здесь осуществить, которыми интересно и прикольно заниматься», — резюмирует Силкин.
Информация о программе и участниках
Easy Winners Ragtime Band
Музыка
13 августа, 13:30, 17:15, 19:30
14 августа, 13:00, 17:00, 20:30
Лядской сад, сцена
Возвращение к истокам джаза. Петербургский оркестр исполнит композиции 1920 - 30-х годов на аутентичных инструментах: вместо барабанов — стиральная доска, вместо контрабаса — самодельный инструмент басбидон, а еще банджо, альт-сакс и казу.
Сергей Заславский
Музыка
13 августа 14:00, 16:45
14 августа 13:30, 16:00
Лядской сад, сцена
Джазовые композиции и классические произведения в современной обработке на терменвоксе — электромузыкальном инструменте, который создал советский изобретатель Лев Термен еще в 1920-х. Играют на нем движениями рук в воздухе, без прикосновений.
Сергей Садов
Музыка
13 августа 14:30, 17:45, 20:00
14 августа 14:00, 16:30, 18:00
Лядской сад, сцена
14 августа 11:00
Лядской сад, аллеи
Музыкант играет на инструменте собственного изобретения — садоре: двухгрифовой гитаре, являющейся синтезом лютни, индийского ситара и гитары. Садов называет свое направление в музыке славянской полистилистикой.
Владислав Песин
Музыка
13 - 14 августа 13:00, 15:30, 18:00
Лядской сад, аллеи
Дипломированный скрипач Владислав Песин впервые исполнит сольную программу на пиле. В качестве исполнителя на этом инструменте он уже выступал с Павлом Кашиным, Сергеем Шнуровым и группой «Ленинград».
Андрей Светлов
Музыка
13 - 14 августа 13:30, 18:30
Лядской сад, аллеи
Экс-бас-гитарист группы «Аквариум» Андрей Светлов сотрудничал с Джоном Скофилдом, Ренди Брейкером, Стивом Коулмэном. Сейчас выступает с собственным проектом, а свой музыкальный стиль называет этно-джаз-фанком с рок-н-ролльным драйвом.
Алексей Чижик и Павел Чижик
Музыка
13 августа 12:30, 16:15
14 августа 12:00, 15:30, 17:30
Лядской сад, сцена
Алексей Чижик — единственный вибрафонист в мире, играющий сразу пятью палочками, — выступит в дуэте с сыном Павлом Чижиком, исполнителем классической и джазовой музыки на ксилофоне и вибрафоне.
Leo's marionette show
Театр
13-14 августа 11:30, 16:00, 19:30
Лядской сад, детская площадка
Оригинальный авторский театр из Санкт-Петербурга — это кукольные персонажи, которые помещаются в один чемодан, и Леонид Кондаков. Театр покажет легендарный номер «Лицедеев» Blue Сanary и другие миниатюры, а также детскую программу.
Владимир Нахимов
Театр
13 - 14 августа 12:00, 16:30, 19:00
Лядской сад, детская площадка
Основатель и руководитель Театра кукол быстрого реагирования («ТеКуБыР»), человек-оркестр Владимир Нахимов играет одновременно на 7 музыкальных инструментах и при этом управляет марионеткой с 24 рабочими нитками.
Танцующие куклы
Театр
13 - 14 августа 12:30
Лядской сад, детская площадка
13 августа 15:15, 19:30
14 августа 15:30, 17:30
Лядской сад, аллеи
За 26 лет московский уличный театр «Бродячий вертеп» объездил полмира. Их трюковые номера программы «Танцующие куклы», собранные по всему свету, исполняются под живую музыку на редких инструментах.
Лаборатория уличного театра
Театр
13 - 14 августа
Улицы, перекрестки, площади и другие места в центре города
Виктор Янсон и участники его лаборатории покажут, что городской перформанс, привязанный к элементам архитектуры, по-настоящему оживляет пространство и дает жителям города возможность по-новому осмысливать привычные места.
Экипаж Молодость
Музыка
14 августа 19:30
Лядской сад, сцена
Девиз музыкантов ансамбля: «Мы хотим петь только про хорошее». Их фирменное звучание — комфортный и деликатный easy listening, лихо замешанный на диджейских семплах, с ностальгической ноткой, отсылающей к наследию советского ретро.
Радиф Кашапов и Оскар Юнусов
Музыка
13 августа, 19:00
Лядской сад, сцена
Представители так называемой татарской альтернативы найдут точки соприкосновения народной и современной музыки, исполнив татарские народные песни и неординарный диджей-сет из раритетных татарских треков от эстрады до фанка.
Аукцион счастья
Театр
13 - 14 августа 15:00, 17:00
Лядской сад, аллеи
«Аукцион счастья» театра-студии «Птица» — это и зрелище, и интерактивное действо, по итогам которого никто не останется в проигрыше. У зрителей будет возможность принять участие в уличном театральном представлении.
В розовом
Театр
13 августа 13:00, 18:30
14 августа 12:30, 18:30
Лядской сад, аллеи
«ПАКЕТ-Театр» — театр-мультитаскер, где каждый может выступать в самых разных качествах, например быть актером, художником по свету и драматургом. «В розовом» — спектакль, во время которого легко перепутать актеров со зрителями, и каждый желающий может включиться в действие.
Мама, папа и я
Квест
13 августа 11:00, 16:45; 14 августа 11:00, 16:30
Лядской сад, аллеи
Театральное путешествие по Лядскому саду, которое устроит режиссер Радион Букаев, обернется путешествием внутрь своей семьи и возможностью узнать что-то новое о самом себе и самых близких людях. Участвовать могут и семьи с детьми, и те, кто только мечтает стать родителями.
Бастьен и Бастьенна
Опера
13 августа 20:30; 14 августа 21:00
Лядской сад, сцена
Оперу в жанре зингшпиля об истории любви молодой пастушки Бастьенны и пастуха Бастьена, которую великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал в 12-летнем возрасте, исполнит молодежный симфонический оркестр Sforzando.
Телефон, или Любовь втроем
Опера
13 - 14 августа 11:00
Лядской сад, сцена
Оркестр Sforzando исполнит комическую оперу американского композитора итальянского происхождения Джанкарло Менотти. В основе сюжета — любовный треугольник, который становится главным механизмом интриги, источником драматических и комических поворотов.
Береника
Опера
13 августа, 15:15; 14 августа, 14:30
Лядской сад, сцена
Молодой композитор Ляйсан Абдуллина обратилась к наследию Эдгара По. Мистический сюжет литературного произведения в сочетании с завораживающей музыкой нашли воплощение в камерной опере-триллере, которую исполнит оркестр Sforzando.
Выставка плакатов
По итогам резиденции плакатного дизайна
13 - 14 августа, 11:00–23:00
Лядской сад, аллеи
Плакаты российских, швейцарских и польских дизайнеров о казанских музеях, предстоящих культурных событиях и уникальных местных феноменах — от арабской графики и татарской музыки до красных автобусов и фестиваля средневекового боя.
КОНТУРЫ. СМЕНА Х RESEARCH_ARTS
По итогам художественной резиденции
13 - 14 августа, 11:00 - 23:00
Сквер Баки Урманче
История, культура и повседневность Казани и Татарстана в выставке молодых художников из школы Родченко (мастерская Владислава Ефимова) и исследователей из проекта Department of Research Arts.
Горькая лавка
Инсталляция
13 - 14 августа, постоянно
Фуксовский сад
«Всего один выстрел сделал Пешкова-читателя писателем-Горьким» — инсталляция Ильгизара Хасанова лаконично рассказывает о казанском периоде Максима Горького, который пытался свести счеты с жизнью как раз неподалеку от Фуксовского сада.
Птицы
Выставка-инсталляция
13 - 14 августа, постоянно
Сад «Эрмитаж»
Птичий диалог из произведения Велимира Хлебникова — поэта-футуриста и орнитолога-любителя — помещен в самую гущу птичьей жизни, в кроны деревьев. Человек не единственный житель города, а парк — это всегда заповедная зона. Об этом нам напоминает автор инсталляции Ильгизар Хасанов.
Профессия экскурсовод
Кинопоказ по итогам резиденции режиссеров-документалистов
13 - 14 августа, 20:30
Сквер Баки Урманче
Три недели молодые режиссеры-документалисты искали и снимали в Казани экскурводов, музейных работников и туристов, чтобы запечатлеть «краеведение в действии». Два вечера подряд они будут показывать и обсуждать со зрителями получившиеся короткометражные фильмы.
Современное искусство как основа нового краеведения
Лекция
13 августа, 18:30
Сквер Баки Урманче
О том, как в современном российском искусстве находят свое отражение проблемы локального знания, истории и культурного контекста, расскажет куратор и руководитель отдела выставок нижегородского «Арсенала» Алиса Савицкая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.