Ситуация с самолетом вице-премьера Игоря Шувалова оказалась не столь однозначной — даже часть либеральной общественности выступила на его стороне по принципу «закон не нарушал» Ситуация с самолетом вице-премьера Игоря Шувалова оказалась не столь однозначной — даже часть либеральной общественности выступила на его стороне по принципу «закон не нарушал» Фото: kremlin.ru

ДЕКЛАРАЦИИ СТАЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ФУНКЦИЮ ПРИУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА К БОГАТСТВУ ЧИНОВНИКОВ

Случай с Андреем Бельяниновым интересен многим, но в том числе и тем, что найденные наличные деньги в коробках были легко объяснены: это примерный годовой доход семьи бывшего главного таможенника размером в 60 млн руб. Задекларированный. А что такого? Не доверяет человек банкам, хранит дома в коробках из-под обуви. А валюту можно покупать в определенных лимитах вообще без паспорта.

Ситуация с декларациями давно уже поменялась — если раньше чиновники нарочито показывали свою бедность, то в последние годы собственность и доходы особо не прячут. Наоборот, высокие стандарты жизни становятся нормой. И если и вызывают скандалы, то скорее это можно считать эффектом привыкания.

Вот и ситуация с самолетом вице-премьера Игоря Шувалова оказалась не столь однозначной — даже часть либеральной общественности выступила на его стороне по принципу «закон не нарушал»: про саму покупку самолета писали СМИ уже давно, потом самолет вроде как был передан в собственность компании уже совершеннолетнего сына. А факт пользования самолетом особо и не скрывается. Это видно, скажем, по размещенному в интернете разговору с женой Шувалова. Она, правда, утверждала, что самолет задекларирован, но формально поданную декларацию она могла и не видеть, в тонкости владения самолетом не вдаваться. А вот то, что личным самолетом пользуется, — это нескрываемая норма.

Декларации стали выполнять функцию приучения общества к тому, что чиновник вполне может быть богатым. Кого-то еще раздражают личные самолеты и скупаемые этажи в элитных домах — но на этом фоне на другие декларации никто особого внимания уже не обращает. Скажем, доходы семьи Бельянинова никого особо не смутили после публикации самой декларации.

«ФОРМИРУЮТСЯ НОВЫЕ АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ»

Помнится, Игорю Сечину приписывали фразу о том, что он вкалывает на госслужбе за копейки. В отличие от управляющих госкомпаниями и работающих с государством бизнесменов. Но вот сейчас времена изменились. Правда, Сечин не дождался и сам стал главой госкомпании. И вот пресса вроде как нашла у него дорогую яхту. Ну так и тут все же может оказаться законно. Не исключено, кстати, что Игори Ивановичи обменялись компроматом — яхта за самолет (перед приватизацией «Башнефти» чего только в стране не происходит). Только вот думали, что это компромат, а сегодня уже выходит, что и нет.

Правда, Сечин свою декларацию пока не опубликовал — в его компании раскрыли только общие правила начисления зарплат топ-менеджерам. Ну и зря. Глядишь, и по яхте вопросов бы не было. Вот Якунин тоже не хотел — кипятился, даже грозил подать в отставку. В итоге все равно в отставку ушел. А новый глава РЖД Белозеров — человек современный, сразу свою декларацию опубликовал. Годовой доход семьи за прошлый год — более 100 млн руб., и никакого скандала.

Кстати, передача самолета сыну тоже в тренде. Формируются новые аристократические династии. В этом плане меня из всех расследований про Шувалова больше всего заинтересовал герб на особняке. Очень современно. Интересно, у Сечина уже герб есть?

Константин Симонов, генеральный директор фонда национальной энергетической безопасности
«Ведомости», 08.08.2016