Начало учебного года для владельцев книжных магазинов – пожалуй, самое сложное время. А для Бориса Мусташкина - директора книготорговой сети "Дом книги" - особенно. Это связано с профилем его компании, которая специализируется на учебной школьной литературе.

Сейчас под вывеской "Дом книги" в республике работают 35 магазинов, из них 19 - в Казани. О том, какую тактику выберут книжные магазины на фоне всё усиливающегося падения спроса на книги и многом другом,  Борис Мусташкин рассказал в интервью интернет-газете "Бизнес Онлайн".

Ненасытный рынок

- Борис Фаридович, какие еще книжные магазины есть сейчас в Казани?

- Наверное, если спросить у людей на улице, какой книжный магазин в Казани самый известный, многие скажут - Книжный двор. Этот игрок появился не так давно, но сразу заявил о себе достаточно громко. В первую очередь благодаря тому, что он начал работать в формате, которого не было ни у кого, да и сейчас нет. Есть книжные магазины площадью 500 – 600 квадратных метров, но 2700 нет больше ни у кого: очень крупный формат требует соответствующих вложений. Они выбрали путь создания магазина, где есть всё - книжный гипермаркет.

Также здесь работают книжные сети "Аист-Пресс", "Библиосфера", "Книгомир" "Буква", небольшая сеть книжных отделов "Книжный ряд" и отдельные частные магазинчики. Да, и совсем недавно открылся Новый книжный в ТЦ "Кольцо".

Наша сеть "Дом книги" работает в разных форматах: от магазина площадью 650 квадратных метров до магазинов небольшого формата – это магазины "у дома", которые раскиданы по всем районам города и в центре на улицах Баумана, Кремлевская, Татарстан.

- Как поделен книжный  рынок между игроками?

- Мы можем только догадываться, каковы обороты конкурентов, и я не возьмусь выдавать такие данные. Хотя считаю, что заявления Книжного двора о том, что они занимают 50 процентов рынка Казани, не соответствуют действительности. Да, возможно, у них самая большая доля по рознице в городе, но половины рынка, думаю, у них всё же нет.

- Существующее количество магазинов удовлетворяет спрос?

- Спрос на книги – такое сложное явление, что здесь надо подходить с другой стороны. Даже если магазинов будет в два раза больше, они не смогут удовлетворить весь спрос, в силу того, что у всех примерно один и тот же ассортимент. У нас продается около 45 тысяч наименований, у "Книжного двора", допустим, 60 – 70 тысяч. Но ведь только за этот год выпущено уже более 100 тысяч наименований, а есть еще издания прошлых лет. Ни один книжный магазин не способен держать весь ассортимент.

Это, в первую очередь, связано с затратами - книги все-таки продаются достаточно сложно. Хорошо продаются хиты, новинки художественной литературы, учебники, детская литература, но все равно это некий определенный перечень. Несколько лет назад фирма "Топ-Книга" провела исследование, и выяснилось, что постоянно участвуют в продажах всего 30 тысяч названий. То есть можно иметь хоть 100, но продаваться будет  30-40 тысяч названий.

- С чем связан приход на казанский рынок сразу нескольких новых игроков за последние годы?

- Это нормальное развитие рынка. Дело в том, что местные игроки, естественно, продают то, что лучше всего продается, а не то, что нужно продать издательству. Издательствам приходится искать новые пути сбыта своей литературы, поэтому многие из них стали
создавать свои розничные сети. Лидером по количеству магазинов в России сейчас является "Топ-Книга", потом "Буква" и "Библиосфера".

Практически все крупные федеральные книжные сети в Казани уже есть. Так что, я не думаю, что в ближайшее время появятся новые. Хотя Книжный двор появился три года назад как непрофильный бизнес группы компаний DOMO, поэтому не исключено, что кто-то сочтет книги интересным для себя видом бизнеса и вложит в него деньги.

С другой стороны, на мой взгляд, конкуренция в Казани сейчас достаточно высока. Кроме того, помимо конкуренции среди книжных сетей, есть конкуренция не книжная – торговая. Сейчас столько торговых площадок, столько игроков в области торговли, что у населения просто нет такого количества денег, чтобы купить столько товара, сколько предлагается.

- Какие отношения между игроками книжного рынка в Казани?

- Каждый работает сам по себе, никаких совместных мероприятий мы не проводим. Естественно, мы учитываем присутствие конкурентов, периодически мониторим их. Но даже многие иногородние издатели, приезжая в Казань, отмечают, что здесь нормальная ценовая обстановка и есть все условия для нормальной работы. Такого, чтобы кто-то предпринимал демпинговые усилия для завоевания рынка, нет.

В основе бизнеса - увлечение книгами

- С чего начинался ваш книжный бизнес?

- Надо отметить, что фирма у нас семейная. Начали с того, что в 1992 году вдвоем с отцом  мы организовали подписку на 20–томное собрание сочинений Гарисона. Если помните, в начале 90-х спрос на книги был просто жуткий, а достать хорошие современные произведения в магазинах было очень трудно. Я до сих пор помню магазины, в которых целые залы были заполнены какими-то манифестами, собраниями сочинений классиков марксизма-ленинизма, а самыми популярными были букинистические отделы. Подписки в то время шли на ура, и было логично начать именно с них.

В 90-х годах начал формироваться частный рынок книг, появились издательства, которые уже сами определяли свою издательскую политику. Открылся занавес – постепенно стали печатать все больше и больше переводной литературы. К нам пошел поток произведений классиков.

- Когда вы открыли первый розничный магазин?

- Когда появился достаточно большой выбор книг, интерес к подпискам заметно снизился.  В то время была такая фирма - "Книжный дом", которая была очень популярна именно благодаря тому, что занималась большим количеством подписки, но она, к сожалению, на том и закончила. А мы, я считаю, смогли вовремя почувствовать перемены на рынке и перестроиться. В первые годы мы работали на оптовый рынок, снабжали все  существовавшие тогда книжные сети. Первый розничный магазин открыли в 1999 году на улице Татарстан. Сейчас доля розничных продаж у нас доходит до 70%.

- Что сегодня представляет собой сеть магазинов "Дом книги"?

- Сейчас у нас 35 магазинов, из них 19 в Казани, остальные - практически во всех крупных городах республики и один магазин в Волжске. Мы работаем в основном в Республике Татарстан, и являемся региональной сетевой фирмой, что обусловлено логистикой - выходить на более крупный масштаб затратно. На улице Декабристов в Казани у нас есть магазин порядка 650 квадратных метров., несколько магазинов по 250 – 300 квадратных метров., но в основном магазины небольшие - 100 квадратных метров., чуть больше, чуть меньше. Всего в сети работают более 300 человек.

- Как вы подходите к подбору персонала? Проверяете знания в области литературы при приеме на работу?

- В силу экономического характера нашего бизнеса – он не такой уж прибыльный - у продавцов книжных магазинов далеко не самая высокооплачиваемая работа. Мы вынуждены искать мотивационные факторы, чтобы удержать у себя сотрудников. Например, ежегодно каждый работник должен пройти аттестацию. Они готовятся, знают, что это профессиональный рост, повышение их статуса, заработной платы.

Несколько лет назад вообще не было специалистов в нашей области, поэтому мы брали всех, кто подходил по каким-то определенным критериям и хотя бы чуть-чуть понимал в книгах, либо в торговле. Потому что книга – тоже товар, правда, особенный. Покупатели часто просят посоветовать что-то из новинок, а продавцов, которые бы хорошо разбирались в стилях, авторах, могли бы дать соответствующую рекомендацию, мало, и это беда.

- Вы продаете книги на татарском языке?

- Конечно. Мы работаем со всеми республиканскими издательствами, которые выпускают литературу на татарском языке, и с очень многими местными авторами. В неделю по несколько человек приходят с предложением поставить свои книги в розничную сеть. Мы  никому не отказываем. Я считаю, что наших авторов нужно поддерживать, к тому же, такой литературы все-таки довольно мало.

В основном продаются словари, самоучители, учебная литература. Пользуется спросом детская татарская литература и татарские классики, такие как Габдулла Тукай и другие.

- Как вы думаете, обязательно ли любить читать книги, для того, чтобы работать в этом бизнесе?

- Поскольку мы начинали с очень маленькой фирмы, то прошли все этапы – довелось быть и грузчиками, и закупщиками... Я думаю, что сейчас ситуация изменилась, и для того, чтобы руководить книжным предприятием, нужно в первую очередь быть хорошим администратором, руководителем. Он может и не разбираться в книгах, я вполне это допускаю. Должны быть люди, которые профессионально занимаются закупками, находятся на связи с издательствами, отслеживают новинки, а задача руководителя – организовать процесс.

Я бы не сказал, что хорошо разбираюсь во всех книжных направлениях. Когда мы начинали, то пытались перенести свои книжные предпочтения на покупателей, и часто ошибались.

- А время для того, чтобы читать книги, остается?

- Очень мало, несмотря на то, что читать я очень люблю. У нас очень хорошая домашняя библиотека, потому что отец тоже всегда много читал. Поэтому мы и стали заниматься этим бизнесом. Сейчас читаю в основном профессиональную литературу по ведению бизнеса и то, что нужно для занятий – преподаю в КГУКИ по специальности "Технология книгораспространения".

- Сколько стоит открыть книжный магазин?

- Если это небольшой магазин, 30 – 40 метров, аренда помещения и оборудование включая кассу, компьютер и мебель обойдется примерно в 100 тысяч рублей, заполнить магазин книгами – еще около 500 тысяч. Но это всегда очень индивидуально получается.

Рынок растет только за счет цены

- Как вы думаете, бумажные книги еще долго будут преобладать над аудио- и видеокнигами? Возможно ли, что традиционная книга когда-нибудь перейдет в разряд сувениров?

-  Я не думаю, что серьезные изменения произойдут в ближайшие 10 – 15 лет. Книги сейчас покупают значительно меньше – это факт. Рынок растет только за счет цены - книга дорожает. Тут много споров – есть мнение, что книги должны стоить дороже, приблизиться к европейской цене. В Европе книги дороже почти в два раза, при том, что полиграфические услуги, и прочие затраты на издание примерно одинаковые. Уровень жизни там в целом выше, чем у нас, поэтому считается нормальным, что книга стоит дорого.
Кроме того, мы ощущаем конкуренцию со стороны других источников информации. Если раньше читать было принято в обществе, то сейчас читает в основном старшее поколение. Сидеть вечерами с книжкой – это редкое явление.

- В каком магазине в Казани последние книжные новинки появляются раньше всех?

- Это только в киноиндустрии фильм появляется одновременно во всех странах на всех языках, в книжном мире такого нет. Книга сначала издается на том языке, на котором пишется, через какое-то время делается ее официальный перевод. Потом по большинству сильных, известных, хороших, раскрученных книг назначается определенный день начала продаж для всех торговых сетей. Другое дело, что он не всегда и не всеми соблюдается. Юридически какие-то санкции в таких случаях предъявить сложно, это просто несоблюдение игроками определенных правил. Можно только прекратить отгрузку.
Есть книжный рынок, а есть те, кто просто заинтересован в продаже мегахитов. Они используют их даже не для зарабатывания денег, а для рекламы, поэтому часто продают по бросовым ценам и тем самым сбивают рынок.

- Что читают казанцы? Какие книги больше всего покупают?

- Читают популярную художественную литературу, детективы, фантастику… Та же Донцова покупается хорошо, правда, сейчас уже меньше. Еще бы – каждый месяц по новой книжке. Покупают Коэльо, Акунина. Тут нет каких-то особенных отличий от других регионов страны. Безусловно, новые имена Москва открывает раньше. Но этот срок сокращается. Если раньше это было полгода – год, то сейчас - два месяца, не больше.

- Как вы видите дальнейшее развитие вашей книжной сети?

- Мы всё время где-то открываем магазины, где-то закрываем, перевозим с одного места на другое, расширяем, сокращаем… Это постоянный процесс. Большой целесообразности в открытии новых магазинов в Казани мы сейчас мы не видим.

Жанна Печенко

Визитная карточка сети "Дом книги"
Год основания: 1992
Количество магазинов в РТ: 35, из них 19 в Казани
Максимальная площадь магазина: 650 кв.м.
Ассортимент книг: 45 тысяч наименований
Соотношение опт/розница: 30/70
Штат: > 300 человек

Борис Мусташкин
Родился 9 декабря 1968 г. в  Казани
Окончил с отличием механический факультет КХТИ по специальности "Вакуумная техника" в 1992 году
1991-1992 гг. работал в НТЦ "Экология"
С 1993 года по настоящее время - директор, затем генеральный директор ООО "Таис" (сеть магазинов "Дом книги")