На этой неделе мировые цены на нефть впервые за пять месяцев ушли ниже отметки в 100 долларов. Как известно, самый крупный сектор экономики Татарстана связан с нефтедобычей и нефтепереработкой. Как скажутся ценовые колебания на экономике республики? Об этом корреспонденты газеты "Бизнес онлайн" побеседовали с экспертами. 

Ренат Муслимов, помощник президента РТ по вопросам недропользования, нефти и газа:

- Я считаю, что дальнейшего снижения не будет. Цены на нефть были заоблачными, а то, что они стали снижаться, даже хорошо. Считаю это нормальным процессом. Сегодня СМИ раздувают из этой ситуации сплошную трагедию, а этого не нужно делать.  Сейчас цена за баррель нефти составляет около $70-100, это нормальный уровень цен. Для нас проблема заключается не в скачках цен на нефть, а в налогообложении, которое не дает развиваться нефтедобывающим компаниям. 80-85% прибыли нефтяников уходит в федеральный бюджет, а регионам остается всего 15%.

Чем быстрее произойдет снижение цены на нефть, тем быстрее правительство РФ пересмотрит уровень налогообложения. Например, будет отбирать не 85%, а только 50, оставляя оставшуюся половину в регионах. Тогда они будут правильно и быстро развиваться.

Владимир Карпов, заместитель начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО "Татнефть":

-  Такого падения цены на нефть мы не ожидали. Цена снижается, а таможенные пошлины остались прежними. В результате прибыль неуклонно снижается. Если такой упадок будет в третьем и четвертом квартале – то мы не помощники республики.

О таких показателях, которые были в первых двух кварталах, мы не можем даже мечтать. Все связано с экономическим кризисом в США. Будем надеяться, что с наступлением холодов цены на нефть поднимутся.   

Раиль Минаев, начальник планово-экономического отдела АБ "Девон-кредит" (ОАО), Казанский филиал:

- Все, что сейчас происходит в Татарстана, также зависит от цены на главный продукт республики – нефть. Снижение идет глобальное. Но, я думаю, скоро ситуация изменится в лучшую сторону.

Игорь Шаргородский, заведующий сектором по битуму Татарского геологоразведочного управления ОАО "Татнефть":

- Снижение цены на нефть (конечно, в разумных пределах) в целом никак не отразится на экономике России и Татарстана. Даже если она будет стоить $20–30, к катастрофическим последствиям это не приведет. Есть даже мнения, что высокая цена на нефть более вредна для экономики.

Раис Абдуллин, заместитель генерального директора по общим вопросам ООО "Таттрансгаз":

- Я далек от данного вопроса. Боюсь ошибиться, потому что не в курсе.

Равиль Ибатуллин, директор института ТатНИПИнефть ОАО "Татнефть":

- Снижение цены на нефть до $100 за баррель никак на нас не повлияет. Безусловно, это надо сопоставлять с принятым бюджетом, какие цифры были взяты на трехлетнюю перспективу. Но цену в $50–60 за баррель бюджет перенесет спокойно. Да, будет меньше поступлений в стабилизационный фонд, но зато не будет желания закинуть деньги во всякие облигации, такие как Fannie Mae и Freddie Mac. Лишние деньги развращают тех, кто не может грамотно спланировать, как их размещать.

Мухаммат Сабиров,  экс-премьер-министр РТ:

- Та цена нефти, которая сейчас держится – это слишком дорого для такой страны, как Россия. Если будет дальнейшее снижение цены, то большинство населения страны выиграет от этого.

Нелли Гайнутдинова, генеральный директор группы компаний "Тимбер":

- Сегодня речь идет о том, что цена на нефть упала до 100 долларов за баррель. Это серьезное падение по сравнению с тем уровнем, когда цена за баррель зашкаливала за рекордные 130-150 долларов.

Но в то же время, если вспомнить события, которые происходили 9-12 месяцев назад, когда цена за баррель приближалась к рекордным... 100 долларам, то тогда понятно, что сегодняшнее цена - это относительно небольшое падение, и экономика России и Татарстана этого не заметит.

Учитывая, что в стране все нефтяные сверхдоходы изымаются через налоги и собираются в различных госфондах, то у российской экономики есть достаточный запас прочности. Наша экономика способна выдержать снижение цен на нефть даже вдвое.

С другой стороны, с практической точки зрения, впервые в истории России падение стоимости нефти сопровождается одновременным снижением цен на бензин, и это не может меня не радовать как потребителя и автомобилиста. Если цены и дальше будут так коррелировать, то можно только желать продолжения дальнейшего ее снижения. До разумных пределов, конечно.

Светлана Крестинина

Жанна Печенко

Арслан Минвалеев