Из пяти претендентов допущены до аукциона были двое - ГК Профит и СК Домкор Из пяти претендентов допущены до аукциона были двое: ГК «Профит» и СК «Домкор» Фото: Влас Мысько

«МЫ МОГЛИ БЫ БИТЬСЯ И ПОДНЯТЬ ЦЕНУ...»

Группа компаний «Профит» Марселя Мингалимова в понедельник выиграла на аукционе право аренды участка площадью 0,9 га под две 18-этажные жилые «свечки» в 14-м комплексе. Стартовая цена аренды составила 1,6 млн. рублей, шаг торгов — 48,6 тыс. рублей. Единственным конкурентом выступал холдинг «Домкор», который, впрочем, особо не торговался. Коммерческий директор компании Юрий Мочалин отказался от борьбы за участок уже на 4-м шаге. В итоге участок ушел практически без борьбы за скромную сумму в 1,8 млн. рублей.

Между тем уже есть желающие оспорить итоги аукциона. Всего на торги заявились пять желающих. Один из них отказался от участия сам — это компания «Челны Яр Инвест». Еще две заявки — от некого ООО «КапиталИнвестГрупп» и от ООО «Российский национальный проект «Доступное жилье» — были отклонены. Последняя компания интересна тем, что принадлежит Аксане Муллагалиевой — гражданской супруге известного в Челнах предпринимателя Алексея Миронова, который при прежнем руководстве города был весьма успешен в деле получения земельных участков.

Напомним, команда Наиля Магдеева объявила бывшему «королю недвижимости» настоящую вендетту, обнародовав список из 36 участков фирм, входящих в его сферу влияния, стоимостью в 2,9 млрд. рублей — их исполком через суды намерен вернуть городу.

Основания, по которым заявления двух компаний, включая предприятие Муллагалиевой, не прошли на торги, так и остались непроясненными — корреспондент «БИЗНЕС Online» после аукциона поинтересовался на этот счет у конкурсной комиссии, однако ответ был формальным, как и в протоколе о допуске к торгам: «Заявка подана ненадлежащим образом».

Как выяснилось, ровно такой же ответ получили на свою заявку и в компании Муллагалиевой. «Объяснения не было — только эти четыре слова, — заявил «БИЗНЕС Online» менеджер по развитию ООО «РНП „Доступное жилье“ Ильдар Хазеев. — Честно говоря, в уведомлении о недопуске к аукциону должна быть указана конкретная причина. Я считаю, что наша заявка была оформлена так, как полагается».

В конкурсную комиссию вошли директор МУП «Служба градостроительного развития» Ленар Сальманов, начальник правового управления исполкома Ленар Ахметзянов и начальник управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ильмир Исхаков В конкурсную комиссию вошли Ленар Сальманов, Ленар Ахметзянов и Ильмир Исхаков Фото: Влас Мысько

Как указывают незарегистрированные участники, цена участка, проданного на аукционе, к которому их не допустили, значительно уступает стоимости аналогичных по востребованности участков в других местах города. Так, в апреле земля площадью 0,97 га в 21-м комплексе по тому же проспекту Сююмбике была отдана в аренду ООО «Камаинвестрой» под многоэтажную жилую застройку по цене 16 млн. рублей, или 1,6 тыс. рублей за 1 кв. метр. В случае же с 14-м комплексом цена квадратного метра составила 199 рублей, то есть более чем в 8 раз ниже.

На просьбу прицениться к земле Хазеев ответил, что оценка земель — не их конек, но 199 рублей за метр они бы перебили. «Исполнительный комитет нанимает независимого оценщика, и, если оценщик и исполком считают, что по такой рыночной цене можно продавать участок, мы, конечно, не будем возражать, это полностью на их совести. Но мы могли бы биться и поднять цену, но до скольки — не готов ответить. Думаю, что уж точно выше 200 рублей за метр. А в том, что стартовая цена низкая, я ничего особенного не вижу». Тем не менее Хазеев дал понять, что дело может дойти и до судебного оспаривания результатов аукциона.

К сожалению, в мэрии получить оперативный комментарий относительно подозрительного аукциона и недопуска к нему ряда участников «БИЗНЕС Online» не удалось. Как пояснили корреспонденту в конкурсной комиссии, в которую вошли директор МУП «Служба градостроительного развития» Ленар Сальманов, начальник правового управления исполкома Ленар Ахметзянов и начальник управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Ильмир Исхаков, стартовую оценку делают независимые эксперты. Попытка получить комментарий у начальника земельного управления Эльдара Тимергалиева тоже оказалась безуспешной. Земельное управление Челнов в память о былых антикоррупционных проверках единственное среди всех сегодня размещается в мэрии за стеклянными стенами — работают прозрачно. Тем не менее прозрачные стены остаются звуконепроницаемыми и позволяют лишь наблюдать за работой специалистов, но не контактировать с ними. Вопросы Тимергалиеву были переданы в радиусе 5 м от него, включающем две стеклянные стены, вместе с визиткой корреспондента «БИЗНЕС Online», однако ответов не последовало.

Накануне, в День республики мэр города Наиль Магдеев торжественно принял ключи от сданного 58/02 Накануне, в День республики, мэр города Наиль Магдеев торжественно принял ключи от сданного дома 58/02 Фото: nabchelny.ru

ДОМ СДАЛИ — ВРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ?

Между тем многое проясняется, если изучить историю участка. В свое время он принадлежал печально известной строительной компании «Химстрой» из Нижнекамска, которая почти 10 лет назад затеяла строительство жилого дома 58/02. В итоге 307 покупателей квартир попали в реестр обманутых дольщиков. В январе 2015 года достраивать дом по просьбе городских властей взялось ООО «ЖСК «Доступное жилье» (ГК «Профит»), которое вложило в это дело свыше 200 млн. рублей. Как раз накануне, в День республики, мэр города Наиль Магдеев торжественно принял ключи от сданного дома 58/02, пора платить по долгам.

Еще в феврале прошлого года муниципалитет публично обещал Мингалимову рассчитаться землей. Участок в 14-м комплексе как раз идеально подходил для этих целей, что было бы и справедливо — ведь он вернулся муниципалитету от того же «Химстроя», который оказался не в состоянии его освоить. Более того, весной 2015 года «Профит» уже получил данный участок, однако сделку оспорило УФАС, и земля опять вернулась муниципалитету.

Уже в июле текущего года руководитель исполкома Ринат Абдуллин дал понять «БИЗНЕС Online», что больше челнинские власти в такие игры не играют и о компенсациях строителям землей за достройку чужих объектов отныне речи быть не может, поскольку для этого нет законных оснований. «По поручению президента механизм только прорабатывается — этим заняты минземимущество, минюст, советник президента Нурутдинов, — говорил Абдуллин. — Они работают над вопросом изменения законодательства, потому что это не только челнинская проблема».

Получается, законных оснований нет, а обещания и долги за услуги «Профита» остались?

Архитектор Владимир Нестеренко поддержал жителей 14-го комлпекса в их протесте Архитектор Владимир Нестеренко поддержал жителей 14-го комлпекса в их протесте Фото: Влас Мысько

«ГЕНПЛАНОМ НА ЭТОМ МЕСТЕ ПРЕДУСМОТРЕН ДЕТСАД»

Примечательно, что торги вызвали протест не только претендентов, оставшихся вне участия, но и жителей 14-го комплекса. Трое из них — то ли самостоятельно, то ли по чьей-то наводке — пришли на аукцион. С собой они привели известного в республике архитектора Владимира Нестеренко и заслуженного строителя РТ Авзала Мусина. Из выступления жителей стало понятно, что им не так важно, кто именно собрался застраивать комплекс, однако две новые жилые высотки их не устраивают. Делегат от горожан подкрепила выступление цифрами — она сообщила, что на торгуемом участке по генплану должен был разместиться детский сад на 473 места, и этих мест микрорайону не хватает. Прежде в комплексе вместо запланированных генпланом 9-этажек были построены дома по 10, 18 и 24 этажа, из-за чего потребность в детсадах только выросла, как и в парковках. Сейчас в комплексе проживают 5,7 тыс. человек, среди них 556 детей в возрасте от 1 до 3 лет и 390 детей от 3 до 6 лет. Нет ни одного детсада.

Нестеренко рассказал, что жители микрорайона обратились к нему как к профессиональному проектировщику и анализ проекта вызвал у него недоумение. «Генпланом на этом месте был предусмотрен детский сад, и вдруг кому-то захотелось построить здесь жилые дома с нарушением строительных норм и правил. Плотность застройки будет превышена уже в два раза, а если учесть высотные дома, которые появились по проспекту Сююмбике, то и еще больше. В данном случае вопрос рассматривается не в интересах жителей города, а по каким-то другим соображениям. Есть ли расчеты по инсоляции? Вся тень от этих домов будет скользить по существующим жилым домам. Точечные дома, застройка скобой всегда создает завихрения ветра. Ветер будет играть между этими домами. Детский садик там предусмотрен расчетами — санитарными нормами и правилами. Я поддерживаю требования жильцов микрорайона».

Спокойную речь Нестеренко жители подкрепили эмоциональным обещанием публичных протестов. В ответ на претензии Сальманов предложил подать обращение в канцелярию мэрии, однако на часть вопросов ответил вживую.

— По поводу инсоляции: проектная документация еще должна пройти госэкспертизу, поэтому на сегодняшний день мы не можем ответить на этот вопрос, как и на претензии о завихрениях. Что касается детского сада, то земельный участок был сформирован ранее именно под многоквартирный жилой дом. Землепользователь обанкротился, поэтому участок выставлен на аукцион по тому же виду использования. В 13-м комплексе мы построили детский сад, и когда проектировщик его туда сажал, потребности 14-го микрорайона тоже учитывались.

.
Фото: nabchelny.ru

— Там только для детей 13-го комплекса электронная очередь расписана до 2018 года! — возразили из зала.

— Участки под строительство детсадов есть, — добавил Ахметзянов. — Нужно только финансирование.

— Вы хотите там второй детский сад строить?

— Нет, там детсад не планируется. Я имею в виду вообще в городе места под строительство есть. Проблема не в земле, — уточнил Ахметзянов и еще раз подчеркнул, что обсуждаемый участок не меняет своего назначения: когда-то земля была отдана фирме «Подряд» под жилую застройку, потом переуступлена «Химстрою». — Когда назначение земли поменяли, кто поменял? Никто из нас тогда здесь не работал, но сейчас мы изъяли участок, который был предоставлен под жилищное строительство. Мы ничего не меняли.

— Но если говорить об интересах города, то, когда вы изъяли его, надо было вернуться к генплану и его расчетам, — настаивал Нестеренко. — Если кто-то нарушил закон, отдал землю под жилье — это не значит, что вы должны поддерживать чью-то ошибку. Расчеты, строительные нормы и правила требуют того, чтобы мы вернулись к генплану.

Словом, когда Мингалимов возьмется осваивать купленную землю, веселая жизнь с протестами и пикетами жителей ему, по-видимому, обеспечена.

Придя к власти, команда Магдеева объявила своим приоритетом обеспечение прозрачности в распределении земельных участков и недопущение точечной застройки, вызывающей протесты населения. Но как быть, если ради другой благой цели жизнь заставляет поступаться принципами?