День Республики, к счастью, не обошелся без традиционного музыкального фестиваля «Казанская осень» у стен колоритного Дворца земледельцев День республики, к счастью, не обошелся без традиционного музыкального фестиваля «Казанская осень» у стен колоритного Дворца земледельцев

КАЛИМУЛЛИНА: «Я СЕГОДНЯ БУДУ ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ МУЗЫКУ»

Казани в последние годы не слишком везет с погодой на День республики, и в том, что это обстоятельство глубоко сидит в памяти местных поклонников классической музыки, виноват Александр Сладковский. Каждое 30 августа потенциальный зритель фестиваля «Казанская осень» вынужден решать дилемму: то ли отправляться на встречу с прекрасным к Дворцу земледельцев, то ли предпочесть домашний уют перспективам замерзнуть или попасть под дождь. Говорят, что в этом году худрук ГСО РТ в силу вечных проблем, создаваемых небесной канцелярией, помноженных на занятость оркестра, записывающего для «Мелодии» произведения Шостаковича, хотел отказаться от традиционного open air в предпоследний день лета. Но передумал, или, возможно, его уговорили большие начальники. В любом случае вечер показал, что маэстро поступил совершенно верно.

«Вот у нас Катя [Воронцова] — она меццо, Венера [Протасова] — сопрано, Артур [Исламов] — баритон. А я сегодня буду представлять прежде всего национальную музыку, национальный колорит, мы за него отвечаем с Филюсом Кагировым. Так что покажемся в разных жанрах», — Эльмира Калимуллина в качестве главной звезды вечера среди солистов знакомит корреспондента «БИЗНЕС Online» с участниками концерта в импровизированной гримерной, расположившейся в одном из кабинетов минсельхоза.

Отвечая на вопрос о том, не напугал ли ее разразившийся днем ливень, Калимуллина смеется и предается приятным воспоминаниям: «Я сегодня вспоминала, что два года назад в этот же день во время подготовки оперы „Алтын казан“ лил дождь. Мы не могли нормально репетировать. И я сегодня подумала: ну, значит, все идет по плану! И во время самого представления дождя не будет. И я даже не сомневаюсь, что зрители смогут в полной мере насладиться хорошей музыкой». Молодой солист театра им. Джалиля Артур Исламов, чей поставленный голос даже в устной беседе не оставляет сомнений, что перед тобой оперный певец, и вовсе лаконичен: «Концерт состоится при любой погоде».

Эльмира Калимуллина Эльмира Калимуллина

И действительно, осадки в центре Казани к вечеру прекратились, да и какой-то жуткой «холодрыги» не случилось, так что выступать артистам пришлось во вполне комфортных условиях, хотя певицы в открытых платьях непосредственно перед выходом на сцену согревались в куртках и жилетах. Народу собралось немало, а вот большие республиканские и городские начальники, судя по всему, в основной своей массе предпочли Чайковскому и Сайдашеву персонажей вроде Олега Газманова и Стаса Костюшкина, которые развлекали публику на другой стороне Казанки, у «Чаши». На «Казанской осени» корреспондентом «БИЗНЕС Online» были замечены только те, кто непосредственно связан с культурой, например, глава профильного комитета Госсовета РТ Разиль Валеев или экс-первый замминистра культуры РТ, а ныне руководитель госкомитета по архивному делу республики Ирада Аюпова. В общем, все было демократично, как и подобает таким мероприятиям, включая так называемый VIP-партер, зрители в котором сидели на пластиковых стульях.

Ирада Аюпова (слева) Ирада Аюпова (слева)

ВЕНЕРА ПРОТАСОВА — ОТКРЫТИЕ ВЕЧЕРА

Сладковский, перекрестившись, отправляется на сцену, где его ждут музыканты и публика. Для первых оркестровых номеров в ГСО РТ выбрали довольно длительные по времени произведения — «Итальянское каприччио» Чайковского и знаменитые «Половецкие пляски» Бородина идут на двоих добрых полчаса. Во время «Плясок» дирижер своим драйвом старается заменить отсутствующих балетных артистов, а в финале большой экран ловит довольное лицо Сладковского, который в этот момент становится немного похож на половецкого хана Кончака, развлекающего в своем стане плененного князя Игоря.

Артур Исламов Артур Исламов

Между этими номерами Исламов исполнил арию Онегина. Кстати, певец рассказал «БИЗНЕС Online», что сейчас разучивает в казанской опере эту партию, а также Фигаро. А пока рассчитывает дебютировать в «Мадам Баттерфляй» в партии Шарплеса и ждет новых ролей. Кстати, первая из них случится уже совсем скоро — Айзенштайн в премьере классической оперетты «Летучая мышь». «Оперетта — это не легкий жанр, я бы даже сказал, что это сложный жанр, где нужно проявлять свои не только вокальные таланты, но и качества драматического актера, — признается Исламов. — И текст, который там существует, может быть неудобен некоторым артистам, потому что переход с разговорного жанра на пение — это на самом деле очень сложно, и голос может быстро устать».

Затем публике явилась еще одна солистка казанской оперы — Венера Протасова. И певица стала, пожалуй, главным открытием этого вечера для публики. До этого Протасову могли слышать только завсегдатаи театра им. Джалиля, где принято играть два-три спектакля в месяц, но и эти счастливчики могли оценить ее Джильду в «Риголетто». Накануне Протасова очень женственно и элегантно исполнила арию Марфы из «Царской невесты» и вальс Джульетты из оперы Гуно. К ее нежному сопрано очень подходило голубое платье, которое дополняло те романтические образы, которые певица очень органично создавала на сцене. Ее третий выход на сцену — вальс «Поцелуй» Ардити — публика уже встречала овацией.

Еще одна представительница казанской оперы — меццо-сопрано Екатерина Воронцова, решилась исполнить «Цыганскую песню» самой Кармен.

Венера Протасова Венера Протасова

«МАЭСТРО, МУЗЫКУ!»

Безусловно, важной составляющей концерта стала татарская музыка. Первым таким номером стал романс Яхина «Китмэ сандугач» («Не улетай, соловей»), и, когда на сцену поднялся «татарский соловей» Филюс Кагиров, в импровизированном зрительном зале повисла такая благоговейная тишина, что стало понятно — многие пришли сюда к Дворцу земледельцев услышать именно эту музыку. Кстати, сам тенор Кагиров, выпускник Казанской консерватории, рассказывал, что на данный момент предпочел эстрадный жанр оперному. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у его соседа по гримерке Исламова, не просится ли Филюс обратно на оперную сцену под впечатлением от участия в подобных концертах. «Ну это, конечно, надо у Филюса спросить. Но думаю, что просится, потому что он очень любит оперу, классическую музыку. И когда-то, наверное, мы его еще услышим на оперной сцене», — ответил наш собеседник.

Калимуллина в своем первом выходе исполнила народную песню «Кыр казлары», а до этого вспоминала в разговоре с «БИЗНЕС Online» историю своих отношений с ГСО РТ: «Недавно наткнулась на видеозапись 2013 года, где меня спросили: а с кем бы вы хотели выступить? А я отвечаю, что для меня большой честью было бы выступление с Государственным симфоническим оркестром Татарстана под руководством Сладковского. Вот вам и доказательство того, как наши мысли материализуются». Это не первый подобный опыт для заслуженной артистки РТ. «Мы готовили оперу „Ак Буре“ (главную партию там исполнял Исламовприм. ред.), были какие-то концертные выступления. Но для меня большая честь сегодня на Дне республики выступать с одним из лучших оркестров России», — рассказала Калимуллина.

Александр Сладковский Александр Сладковский

Прозвучала на «Казанской осени» и музыка Эльмира Низамова, который весь прошлый сезон был резиденц-композитором ГСО РТ. «Я рада, что пою здесь песню Эльмира и что Александр Витальевич [Сладковский] ее презентует», — сказала Калимуллина. Это была композиция из оперы «Алтын казан». Сам Низамов снимал этот номер от начала до конца на планшетник. «Сезон закончился, но мое резидентство не закончилось, — сообщил композитор корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Например, в данный момент я работаю над крупным произведением, это будет чисто оркестровая музыка, хотя оно, конечно, не так быстро создается. В этом сезоне моя музыка прозвучит в исполнении Московского филармонического оркестра, дирижировать также будет маэстро Сладковский. В прошлом сезоне покоряли Монако, теперь будем покорять Москву». На вопрос о том, как теперь строятся его отношения с ГСО РТ, Низамов ответил так: «Самая главная цель резидентства — это сотрудничество с оркестром, и оно продлится, я надеюсь, как можно дольше».

В завершение вечера свою минуту славы заработала и композитор Зульфия Раупова, финальный гимн из ее оперы «Ак буре» исполнили все солисты. После чего ГСО РТ грянул знаменитый «Марш Красной Армии» Сайдашева и с аптекарской точностью финишировал секунд за 30 до начала салюта. «Маэстро, музыку!» — кричал кто-то из зрительской толпы. Но Сладковский не собирался конкурировать с залпами, раздававшимися над Казанкой, а только крикнул «Ура!», которое подхватили его оркестранты.