Татарстан вошел в Топ-10 проблемных регионов по ОСАГО, из-за чего с сегодняшнего дня в республике начнет работать единый агент по страхованию автогражданки. В Нацбанке РТ ситуацию не драматизируют — есть регионы похуже, но просят повысить культуру вождения. Эксперты «БИЗНЕС Online» увидели в этом «временную меру» и сравнили свободную генерацию полисов с лотереей.
Марат Шарифуллин сообщил, что с сегодняшнего дня как минимум половина крупных страховщиков Татарстана начнет работать в системе единого агента ОСАГО от российского союза автостраховщиков
ЛИМИТ УБЫТОЧНОСТИ ПРЕВЫШЕН
С сегодняшнего дня как минимум половина крупных страховщиков Татарстана начнет работать в системе единого агента ОСАГО от российского союза автостраховщиков (РСА). Об этом накануне на пресс-конференции в АО «Татмедиа» сообщил заместитель управляющего Национального банка РТ Марат Шарифуллин. Так что, вопреки июньским заявлениям исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, Татарстан все же попал в черный список неблагополучных субъектов федерации.
Результаты мониторинга регулятора показали снижение доступности в РТ полисов ОСАГО, а жалобы в сфере страхования автогражданки составляют 70% от общего числа. За 7 месяцев этого года было подано более 800 заявлений, связанных с навязыванием дополнительных услуг и отказами заключать договор автострахования. Добавим, что проблемными регионы считаются в том числе из-за обилия мошеннических схем по ОСАГО. При этом хуже всего в республике ситуация в Набережных Челнах и Нижнекамске.
«В Татарстане превышен лимит убыточности по полисам ОСАГО, и страховые компании не горят желанием наращивать продажи полисов, — объяснял причины попадания в агентскую сеть Шарифуллин. — Такая ситуация не только в нашем регионе, и с позиции РСА решено искусственно перераспределять убыточность между достаточно успешными и теми, у кого есть проблемы. Это поспособствует сокращению очередности, решению проблемы с отсутствием бланков полисов, навязыванием дополнительных услуг».
Поясним: система предполагает, что ведущие страховщики в Татарстане по всем районам будут продавать полисы компаний, являющихся членами РСА, — это 69 фирм, в том числе 24 татарстанские. Конкретизировать продавцов Шарифуллин отказался, но известно, что крупнейшими игроками по сборам ОСАГО в РТ являются «Росгосстрах», «Итиль Армеец» и «Наско-Татарстан».
Присоединялись участники к системе на добровольных условиях. Сколько конкретно полисов каждая компания положит в общий котел для проблемных субъектов РФ, будет рассчитываться исходя из ее доли на рынке. Выбор страховщика через единого агента происходит методом случайной выборки (по номеру ПТС). При этом для автовладельцев единый агент — это альтернативный вариант, который не исключает заключения договора с любым другим страховщиком. Шарифуллин также отметил, что если водителя не устроит выпавшая ему страховая фирма, то можно прийти еще раз и проделать процедуру заново.
«Если разобраться, то вещь необходимая, обещают доступность полисов, но мне не нравится лотерейный принцип, — сообщив в беседе с «БИЗНЕС Online» представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — У меня двоякое отношение. Зачем придумывать какие-то схемы? Нормальная автогражданка была пять лет назад, трудностей с оформлением не было».
Адреса агентских точек продаж появятся на сайте РСА в самое ближайшее время. Представитель Нацбанка обнадеживает: стоимость оформления ОСАГО от введения системы не увеличится,. Уточним, что оформлять чужие полисы страховщики будут не «за так», а с комиссией, о размере которой Шарифуллин умолчал.
Республика попала в первую десятку по количеству жалоб на автостраховщиков
«У ОДНОЙ КОМПАНИИ ОГРОМНЫЕ ОЧЕРЕДИ, У ДРУГОЙ — НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»
Помимо Татарстана, РСА также добавил в запущенную 2 августа систему Башкортостан и Архангельскую область. При этом единый агент уже работает в 6 регионах РФ: Волгоградской, Мурманской, Ивановской, Ростовской, Челябинской областях и Краснодарском крае.
«Я бы не назвал Татарстан самым проблемным, так называемым токсичным регионом, — пояснил Шарифуллин, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». — Вместе с тем нет дыма без огня. Республика попала в первую десятку по количеству жалоб на автостраховщиков. Единый агент не является панацеей от всех бед, это временная мера, которая способна именно сегодня, сейчас повысить интерес самих страховщиков к развитию этих услуг. Но об этом нельзя говорить без повышения культуры вождения, ограничения работы недобросовестных автоюристов».
Заместитель управляющего Нацбанка также сообщил со ссылкой на данные РСА, что эффект от работы системы в других регионах уже есть — убыточность автострахования падает.
«Если Нацбанк совместно с Центробанком пошли на такой шаг, значит, это поможет республике, — считает директор филиала СПАО «Ингосстрах» в РТ Игорь Волчков. — По закону, если клиент пришел в страховую компанию, то ему должны выписать полис. По факту в некоторых компаниях происходило иначе — шли отказы из-за нерентабельности сегмента, из-за того что он приносит одни убытки. А если компания известная и раскрученная, то народ идет туда».
Регулятор также отмечает: оформление полиса ОСАГО порой затягивается как в связи с разного рода техническими неполадками, так и по субъективным причинам. «Понятно, что страховщики не готовы сейчас увеличивать свой штат для того, чтобы больше людей сидели на продажах, — сказал Шарифуллин. — Ситуация такова, что в одном и том же городе у одной компании огромные очереди, а у другой — ни одного человека».
Автопарк легковушек в стране не убывает: если на 1 января 2015 года он насчитывал 40,85 млн. единиц, то год спустя он подрос до 40,9 млн. машин
«СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СНЯТЬ ПРОБЛЕМУ И ДЕФИЦИТ»
К слову, в День республики в Казани прошла «установочная лекция» для 15 крупнейших страховых компаний, которые занимают порядка 90% рынка страхования автогражданки в РТ. Их представителей собрали в Нацбанке для раздачи ценных указаний, чтобы первые продажи пошли уже 1 сентября. На вопрос о том, не станут ли продавцы предлагать клиентам отмазки о неработающем компьютере, принтерах, из-за чего вся затея пойдет псу под хвост, Шарифуллин пояснил: «Страховщики в первую очередь заинтересованы в том, чтобы система работала». Представитель Нацбанка также развеял опасения о том, что единым агентом может заинтересоваться антимонопольная служба.
О том, сколько договоров страхования планируется заключать в новой системе, Шарифуллин сообщить затруднился, но регулятор ожидает роста выданных полисов. В целом же количество заключенных договоров автогражданки в России (по РТ отдельных данных нет) сократилось на 7,5% с 8,4 млн. в январе-марте прошлого года до 7,77 млн. в первом квартале нынешнего. Тем временем автопарк легковушек в стране вовсе не убывает: если на 1 января 2015 года он насчитывал 40,85 млн. единиц, то год спустя он подрос до 40,9 млн. машин, что косвенно подтверждает и другой популярный тезис страховщиков о взрывном росте поддельных документов (по крайней мере, до введения этим летом полиса нового образца), а также участившихся случаях езды вообще без страховки.
«Я понимаю и потребителей, и страховщиков, которые не хотят работать в убыток, — говорит президент союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров. — Вот такой замкнутый круг. Это лишь временная мера: 1 января вводятся электронные полисы (с 1 января 2017 года все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обязаны будут продавать электронные полисы — прим. ред.), и придумывать агента будет уже не нужно. Татарстан, к сожалению, вошел в число „токсичных“ регионов — частые аварии, безобразная езда, культура вождения низкая. Очень активны у нас автоюристы, полукриминальные структуры. Они деньги зарабатывают, а страдает потребитель».
По оценкам Сабирова, только за последние полгода выплаты по ОСАГО в два раза превысили страховые сборы. «Насколько долго страховые компании будут продавать полисы себе в убыток, никто не знает, — считает глава союза страховщиков РТ. — Только свободное ценообразование может снять проблему и дефицит».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.