Сергей Соловьев, Ирина Барметова и Евгений Попов На вопросы отвечали Сергей Соловьев, Ирина Барметова и Евгений Попов

СОЛОВЬЕВ: «Я, ЕСЛИ ЧЕСТНО, БОЮСЬ САМОГО СЛОВА «ФЕСТИВАЛЬ»

Казань в начале сентября буквально переполнена культурными событиями. Сегодня стартовал «Аксенов-фест», не успеет он закончиться, как в столице Татарстана начнется фестиваль мусульманского кино. Причем, несмотря на то что «Аксенов-фест» — событие прежде всего музыкально-литературное, в этом году на него пригласили известного режиссера Сергея Соловьева, который впервые приезжает в столицу Татарстана в рамках этого события. Зато гостем казанского кинофеста несколько лет назад он уже был. Так что грань между этими двумя событиями очень тонкая.

„Я, если честно, боюсь самого слова „фестиваль“, — признался автор „Ассы“ и „Анны Карениной“ журналистам на пресс-конференции, посвященной началу „Аксенов-феста“. — Ибо есть исключительно что-то отвратительное в этом слове, потому что давно все это превратилось во всероссийскую бюрократическую затею. Время от времени где-то выделяются какие-то средства, и „мы будем делать фестиваль“. Количество выдуманных на пустом месте фестивалей, которые я видел в последнее время, вы не представляете. А тут чувствуется что-то настоящее. Уже входя в дом я вспомнил Василия Павловича [Аксенова] очень отчетливо. А револьвер, который хранился долгие годы под домом, и его обнаружили только при его реставрации, — все это так по-аксеновски».

Соловьев в свое время привлекал Василия Аксенова в качестве сценариста и, по его утверждению, постоянно хотел засунуть в кадр в качестве главного героя. «Он [Аксенов] обладал невероятной органической силой артистизма. На него можно было просто смотреть, хотя он ничего не делал. Откуда берутся русские Марлоны Брандо? Конечно, из Казани», — заключил Соловьев. Сам режиссер представит в рамках феста свой новый фильм «Ке-ды».

... «Тут чувствуется что-то настоящее. Уже входя в дом вспомнил Василия Павловича [Аксенова] очень отчетливо. А револьвер, который хранился долгие годы под домом, и его обнаружили только при его реставрации, — все это так по-аксеновски»

БЕЗРУКОВ В РОЛИ ВЫСОЦКОГО, НО БЕЗ ГРИМА, А ЧУЛПАН ХАМАТОВА В ОБРАЗЕ БЕЛЛЫ АХМАДУЛЛИНОЙ

Между тем киноискусство, например, посредством сериалов все глубже проникает в нашу жизнь. Не обошли они и «Аксенов-фест», сегодня вечером на традиционной церемонии вручения литературной премии «Звездный билет» в Качаловском театре покажут одну из серий «Таинственной страсти». Дело в том, что компания «Русский проект» по заказу Первого канала сняла сагу по последнему из завершенных романов Аксенова. События телесериала разворачиваются во времена хрущевской оттепели, главные герои — шестидесятники: известные поэты, писатели и художники того времени, выступающие под измененными именами. Однако в них легко угадываются Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Андрей Тарковский, Александр Солженицын, сам Аксенов и члены его семьи.

«Это художественное произведение, но с биографическими элементами о шестидесятниках, — говорит координатор фестиваля, литературный критик, главный редактор журнала „Октябрь“ Ирина Барметова. — Герои, те, кто дружил с Аксеновым. Высоцкого в фильме играет Безруков, причем без грима, Аксенова — Алексей Морозов, а Беллу Ахмадуллину — Чулпан Хаматова. Продюсером фильма стал сын Галины Волчек и Евгения Евстигнеева Денис, который сделал фильм о поколении своих родителей. И он знал Аксенова с самого своего детства».

По словам писателя Евгения Попова, автора книги «Аксенов» в серии ЖЗЛ, к примеру, Хаматова отнеслась к работе очень серьезно. И ее не интересовали «горячие» подробности жизни ее героини Ахмадуллиной, ее интересовали именно детали в ее поведении, чтобы лучше войти в образ. «Чулпан позвонила и попросила о встрече, чтобы я рассказал ей, какой была Белла, — вспоминает Попов. — Я рассказал, что мог, но при условии, что это только для работы, никаких диктофонов. Хаматовой понравилась история, когда после очередной посиделки в Переделкино в 70-е годы остались только я, Белла и ее муж. И она говорит, у меня, мол, есть давняя мечта — посидеть на холодильнике. Я беру ее и сажаю на него, а муж Боря долго потом возмущался, что, мол, поэт с мировым именем, а занимается такими глупостями».

По словам Барметовой, сериал состоит из 18 серий. Но его можно смотреть и по отдельности, каждая серия — законченный рассказ в большой истории. И организаторам феста доставило немало трудов уговорить создателей сериала, чтобы они дали возможность показать его на церемонии литературной премии «Звездный билет», хотя премьеры на Первом канале еще не было.

Денис Осокин Денис Осокин

«НА „ЗВЕЗДНЫЙ БИЛЕТ“ КУПИЛ ЖЕНЕ-БЛОНДИНКЕ АБОНЕМЕНТ В ФИТНЕС НА ПОЛГОДА»

Одним из основателей фестиваля был, как известно, Андрей Макаревич, однако в последнее время его приезды в Казань стали редкостью. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у организаторов мероприятия, почему его перестали приглашать, не является ли это следствием известных политических высказываний лидера «Машины времени».

«Почему вы считаете, что не приглашаем? — атаковала встречным вопросом Барметова. — Он не приезжает, это не значит, что его не приглашают». Потом, помедлив 10 секунд, она продолжила. «Андрей Макаревич — один из тех, кто создавал этот фест на ряду с Беллой Ахмадуллиной, Женей Поповым, Сашей Кабаковым. Мы этого не забываем. Но случается, что человек не может или не хочет приехать. Это его право. Но конфликта никакого нет. Мы его любим, уважаем и ценим», — сообщила Барметова.

Гузель Яхина

На пресс-конференции присутствовали сразу три обладателя литературной премии «Звездный билет»: Денис Осокин, первым получивший ее в 2008 году, Александр Снегирев — в 2014-м, и Гузель Яхина, заслужившая премию в прошлом году. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у литераторов: сыграла ли эта награда какую-то роль в их жизни? Казанец Осокин и экс-жительница Казани Яхина отметили, что для них это было приятно, в родных стенах, дескать, вкус победы всегда слаще, у Яхиной это оказалась вообще первая литературная премия в ее жизни, правда, уже первая из многих. Но оригинальнее всех ответ оказался у Снегирева: «Я получил премию, вернулся в Москву и купил жене абонемент в хороший фитнес-клуб. После чего она сказала, что из тебя наконец-то получился толк, ты стал зарабатывать литературой. С тех пор два года я чувствую себя настоящим мужиком, который может купить своей блондинке полгода в первоклассном спортивном клубе. Ну а если бы я обладал логическим мышлением, то ответил бы, что «Звездный билет» стал первым шагом на нашем пути к мировой славе. Гузель стала обладателем «Большой книги» первой степени, я получил «Русского букера», Денис стал обладателем приза Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий, так что того же можно пожелать и будущим обладателям «Звездного билета».

По словам Барметовой, несмотря на X юбилейный фестиваль, никаких итогов подводить организаторы не хотят, но планов много. В этом году сборник Аксенова наконец-то перевели на татарский язык. Книга буквально на днях выходит из типографии. По словам координатора фестиваля, если бы не поддержка администрации Казани, издание вряд ли увидело бы свет: «В прошлом году мы делали антологию современных татарских поэтов в переводе лучших поэтов России. В этом году выходит книжка на татарском. Аксенова переводили на 54 языка, татарский стал 55». Книгу готовили совместно с союзом писателей РТ. На татарский язык произведения автора «Острова Крым» и «Ожога» переводил Рустем Галиуллин, который координировал свою работу с Разилем Валеевым. Презентация этого сборника состоится в Казанской ратуше 5 сентября в 16:00. На ней будут читать отрывки из книги в музыкальном сопровождении, сочиненном композитором Эльмиром Низамовым.