Рушан Тимербаев в интервью «БИЗНЕС Online» предложил конкретные рецепты исправления ситуации на ТНВ Рушан Тимербаев в интервью «БИЗНЕС Online» предложил конкретные рецепты исправления ситуации на ТНВ Фото: личный архив Рушана Тимербаева

«ТНВ — ЛИЦО РЕСПУБЛИКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОЖИВАЕТ ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ»

— Рушан, ожидали ли вы столько широкого резонанса, создав петицию о необходимости реорганизации ТНВ (в настоящее время петиция набрала уже свыше 1,3 тыс. подписей)?

— Широкая география и немалое количество людей, откликнувшихся на статьи в прессе, а также подписавших петицию, укрепляют меня во мнении, что канал «ТНВ» действительно не отвечает ожиданиям многих тысяч зрителей. Татары хотят видеть более качественный национальный телевизионный продукт. Может, сообща что-то и сдвинем с мертвой точки.

— Кто вы, чем занимаетесь?

— Я работаю кинопродюсером, занимаюсь сериалами и полнометражными художественными фильмами. Кино знаю с азов: работал художником по свету, вторым оператором, директором картин. После окончания ВГИКа работаю линейным продюсером, исполнительным продюсером.

— Компания у вас частная?

— Нет, меня нанимают как продюсера, я участвую в организации съемок. Живу в Москве, где и родился. Несколько лет назад женился на настоящей татарочке, которая категорически не хочет уезжать из Казани, сейчас родилась дочка. Пока продолжаю работать преимущественно в Москве, но думаю перебираться сюда. Я очень полюбил Казань. Видимо, родная кровь сюда тянет.

— Работать тоже планируете здесь?

— Кино — это цыганская работа, полгода-год не видишь семью. Это удивительное и прекрасное, но тяжелое ремесло. Хотелось бы быть полезным здесь, использовать опыт, полученный мной в работе с мэтрами кино: Кшиштофом Занусси, Кареном Шахназаровым, Эмиром Кустурицей. В частности, у нас с Тимуром Садыковым есть проект детско-юношеского сценария Дениса Осокина «Сердце Казани», по которому мы мечтаем снять фильм.

— Как вы познакомились с каналом «ТНВ»?

— Хотелось видеть, чем живет и дышит Татарстан. Для того установил в свое время спутниковую антенну. Канал «ТНВ» — фактически лицо республики для тех, кто проживает вдали от исторической родины. Но когда смотришь его, то становится досадно за формат, за уровень вещания. Меня это просто поражает: когда Татарстан делает такие мощные рывки, чтобы «быть впереди планеты всей», канал «ТНВ» находится в плачевном состоянии. Студии нищенские, темы передач надуманные, ведение их нединамичное, декорации середины прошлого века, дикторы, телеведущие одеты бедно, безвкусно... Простите меня, но на это очень неловко смотреть. Это же лицо Татарстана. Мне как татарину стыдно.

У меня есть воспоминание из моего советского детства, когда телепрограмму на будущую неделю прочитывали заранее и подчеркивали интересные передачи, чтобы не пропустить. Так вот изредка в будние дни вдруг ставили 20-минутный концерт из Казани. Помню, родители, родственники, знакомые все стремились в это время к телевизору, чтобы услышать, вытирая слезы, одну-единственную песню на татарском языке, увидеть татарский танец. Кроме них обязательно в концерте были по одной песне на чувашском, удмуртском языках. В конце непременно общая плясовая в национальных костюмах под «Калинку»... Может, те, кто всю жизнь прожили в Татарстане, не чувствуют ценности татарского, того, что так близко?

«Я работаю кинопродюсером, занимаюсь сериалами и полнометражными художественными фильмами» «Я работаю кинопродюсером, занимаюсь сериалами и полнометражными художественными фильмами» Фото: личный архив Рушана Тимербаева

«МНЕ ПРОСТО ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ВСЕ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛОСЬ»

— Вы же занимаетесь кинопродюсированием, понимаете порядок цифр, но возможно ли это — за скромные полмиллиарда рублей, что дает республика в год, создавать качественный продукт?

— Возможно, поверьте.

— Какой образ Татарстана формируется у тех, кто смотрит ТНВ?

— Это образ какой-то отсталой республики, как не прискорбно. Татары в массе будто ограниченные люди, извините. Как-то не верится, что живут они в третьей столице России. Пока не побываешь в республике и не увидишь все своими глазами, так и не поверишь во все эти рассказы про успешный регион. Смотришь на эти декорации, во что одеты люди в студиях, и кажется — бедная республика, нужно ей помочь.

— Может, на это и расчет?

— Есть такая передача «Мунча ташы» — это позор. Выходит, что татары сами показывают, что татарин — это тупой бесшабашный алкоголик какой-то. Это же неправильно! Чаще я смотрю в Москве «ТНВ-Планету». Многие татары, которых я знаю, покупают антенну с единственной целью, чтобы смотреть именно этот канал, чтобы была связь с родиной. Я думаю, что нужно менять формат. Возможно, сделать его полностью татарским. Уровень надо поднимать, ведь передачи смотрят за пределами республики. Среди зрителей есть же и те, кто никогда в Татарстане не был, для кого этот канал гораздо более значим, чем любой другой, кто его не глазами, а душой смотрит, понимаете?

— Почему это происходит? Кто в этом виноват?

— Я не знаком с руководителями канала, но думаю, что если руководство не может сделать качественный продукт, то, наверное, дело в них.

— Может, они делают продукт, который сейчас и нужен народу?

— Создается такое впечатление, что они либо не знают своего потребителя, либо не уважают его. И то и другое одинаково плохо.

— Кроме ТНВ, что связывает татар другом с другом?

— Если говорить о Москве, то это Измайловский парк в Москве, где собираются все татары, где знакомится друг с другом татарская молодежь. Потом мечеть на проспекте Мира — место духовного единения. Потом концерты татарской эстрады, гастрольные спектакли театра имени Камала.

— Логичный вопрос, который возникает при чтении текста петиции: «Не хочет ли Рушан Тимербаев сам залезть на ТНВ и распиливать этот пирог?»

— Ни в коем случае. Мне просто хочется, чтобы все кардинально изменилось. Это всего лишь мнение обывателя, который находится за пределами Татарстана и устал видеть это безобразие. Неравнодушного зрителя. Вынужден признаться, что я почти не знаю татарского языка и стыжусь этого. Но это еще один аргумент, подтверждающий, что я не претендую на какую-то должность.

«Создается такое впечатление, что руководство либо не знает своего потребителя, либо не уважает его. И то, и другое одинаково плохо» «Создается такое впечатление, что руководство либо не знает своего потребителя, либо не уважает его. И то и другое одинаково плохо» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МНОГИЕ КОНЦЕРТЫ КАК БУДТО НА ТЕЛЕФОН СНИМАЛИ»

— Может, на пальцах расскажете, что делать?

— Создавая петицию, я понимал, что на больную мозоль пытаюсь надавить. Это смена концепции канала, которой я сейчас не вижу. Делать канал познавательно-историческим, как вариант. Может быть, повторю, и вовсе полностью сделать его татарским, может быть, дублировать новости и какие-то фильмы субтитрами на русском языке. Это бы помогло и нам, татарам, не знающим языка, татарский язык узнавать и изучать.

Нужно снимать сериалы. Историй множество, литература татарская — это неизведанный для телевидения мир. Да и бытовых современных историй, на съемки которых не нужно тратить какие-то невероятные деньги и средства, великое множество.

— Сколько стоит снять нормальный качественный сериал?

— Одна серия стоит в районе 3,5 — 4 миллионов рублей. Соответственно, среднестатистический сериал из 14 серий будет стоить порядка 50 миллионов рублей.

— Это не так дорого. Получается, что в Москве можно снять за 50 миллионов и здесь показывать?

— Да, можно. Если это интересный сериал и рекламодателей заинтересует, он может быть «паровозом» канала. Он может отбить себя. Возможно, потом другим каналам продать, но если только продукт будет качественным. Он может потащить весь телеканал, а остальные передачи уже можно прицеплять к этому локомотиву. А если сериал будет интересным, то его будут смотреть и на татарском языке с русскими субтитрами.

За последние несколько дней петиция Тимербаева собрала несколько тысяч подписей За последние несколько дней петиция Тимербаева собрала несколько тысяч подписей

— Есть еще один важный, как мне кажется, для татарской аудитории продукт — это концерты татарских исполнителей. Они тоже оставляют желать лучшего, но ТНВ вынужден работать с таким третьесортным продуктом, как быть с этим?

— Да, я видел эти концерты, многие как будто на телефон снимали. Слышал и высказывание президента республики о качестве татарской эстрады, но думаю, что люди на ТНВ и те, кто делает эту «блестящую» эстраду, — люди одного уровня, и потому у сотрудников канала нет внутреннего диссонанса, когда они ставят в эфир эти концерты.

— Если на эстраде не дают качественных концертов, какие тогда показывать?

— Делать качественные концерты. Уверен, что в Татарстане есть хорошие исполнители, которым не изменяет вкус. Их и нужно продвигать, в части татарской эстрады я не силен, но уверен, что примеры есть, не могли же они просто исчезнуть, ведь были же громкие имена.

— Главный татарский певец Салават ежегодно вот уже больше 20 лет проводит по 10 - 20 концертов подряд, и все они неизменно проходят при аншлагах, и даже порой продлевать приходится чес — настолько высокий спрос. Качество продукта мало чем отличается от среднего уровня татарской эстрады, если не учитывать имя артиста. Так, может быть, публика этого и хочет?

— Салавата Фатхутдинова, несомненно, любят многие татары. Что может быть красноречивее полных залов на всех его концертах? Но считать его лицом нации было бы неверным. Ведь есть Филюс Кагиров, Ильгам Шакиров. Был Хайдар Бигичев. Были Рустем Яхин, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин. Их музыка, их песни тоже собирали и собирают полные залы. И будут собирать. И ни одного из них тоже лицом нации не назовешь. Татары как нация многолики, многогранны, и ТНВ нужно выбирать их в качестве ориентиров, а не опускаться на уровень плоских шуток и пошлых анекдотов «Мунча ташы».

«Салавата Фатхутдинова, несомненно, любят многие татары. Но считать его «лицом нации» было бы неверным» «Салавата Фатхутдинова, несомненно, любят многие татары. Но считать его лицом нации было бы неверным» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Так, может быть, вот эти рюшечки, пошлые концерты, тупой юмор и некачественный сериал — это и есть наш уровень? Тут речь про уровень республики, может быть, даже всего татарского народа, а мы просто себя обманываем?

— Ни в коем случае. Будь у нас такой уровень, Татарстан не был бы передовым регионом страны.

— По-вашему, кто бы мог стать во главе канала и вытянуть его? Вот вы не сможете, потому что языком не владеете.

— Не верю, что в такой сильной республике нет хороших медиаменеджеров. Подход, что нет других достойных кандидатов, — категорически неправильный. В конце концов, «Рубин» же покупает иностранцев, чтобы стать лучше. «Ак Барс» приглашает легионеров. Что мешает ТНВ брать лучших? Может быть, как раз нужно кликнуть клич за пределы республики. Когда ты живешь вдали от родины, чувство родины обострено необычайно. Уверен, что среди татар найдутся грамотные телевизионщики.

Тут, конечно, многое зависит от целей. Если мы хотим, чтобы нас принимали как современных и продвинутых людей, нас — это я про татар, то мы должны быть современными, а если мы и дальше хотим создавать образ деревенщин, то можно и ничего не менять и делать все, как и делали, — вбухивая полмиллиарда, как вы сказали, в черную дыру, и тешить себя мыслями, что в деревнях этот телеканал востребован.