ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

В этой жизни вам нужны только невежество и уверенность в себе — и успех вам обеспечен.

Марк Твен

Сколько я себя помню в должности советника президента и директора института, меня сопровождали булгаристы с требованием переименовать татар в булгар, а Татарстан — в Булгаристан. Судя по их активности и агрессивности, их кто-то финансировал. Диалог с ними был бесполезен, поскольку им такой задачи не ставили.

Среди булгаристов были те, кто добился изменения своей национальности в паспорте. Один из них прибежал, размахивая паспортом, где в графе «Национальность» было записано «булгар». Я его поздравил с такой победой, ведь он затратил на это немало сил в течение многих лет. Но не прошло и года, как паспорта поменяли и отменили эту самую графу. Тогда я подумал: и на что же ты отдал столько сил?..

Татары — сложносоставная нация, как, впрочем, большинство наций мира. Роли Волжско-Камской Булгарии никто никогда не отрицал. В это средневековое государство входило множество племен, а не только булгары. Например, белый барс, который сейчас изображен на нынешнем гербе Татарстана, был символом племени барсил. Странно, что наряду с булгаристами не возникли барсилисты с требованием переименовать Татарстан в Барсилистан. А еще там было племя сувар, баранджаров и т. д. В то время не было понятия гражданства в нашем смысле, даже о народе Булгарии можно говорить с огромной натяжкой. Собственно, это был не народ, а население Булгарии. Нельзя переносить современные понятия на те далекие времена. Но кто-то умело запутал людей. Кто-то отрабатывал свой гнилой хлеб, а ведь были и те, кто искренно поверил в булгарский народ, их энергию можно было пустить в стоящее дело.

Разговоры о том, татары мы или булгары, пусты и вредны. Нельзя вопрос ставить в плане исключения того или другого. В татарскую нацию влились многие компоненты. В такой же степени можно говорить, что татары одновременно и кыпчаки, и кимаки. Ногайцы, балкары, кумыки, карачаевцы когда-то были частью татар, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими татарами. Историю кочевых узбеков (шейбанидов), как и казахов, не отделить от истории Золотой Орды. Сами булгаристы не замечают, что в Волжско-Камской Булгарии жило множество тюркских и финно-угорских племен.

Волжско-Камская Булгария всего лишь один из важных этапов сложной и масштабной истории татар. Дихотомное мышление, когда предлагают выбрать одно из двух — татары мы или булгары, характерно для травматического сознания. Булгаристы хотели очиститься от наследия оболганного татаро-монгольского ига, отказавшись от своего исконного имени. Они заблудились на дорогах истории, поверив в сталинские идеологические ориентиры

Черный камень и после мытья не побелеет.

Татарская пословица

«КТО БРАЛ КАЗАНЬ?»

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Василий Ключевский

Вокруг темы взятия Казани написаны многочисленные труды, сложены стихи, песни, оратории, сняты фильмы. Мы эту тему знаем в деталях, будто все произошло совсем недавно.

Приехала американская журналистка взять интервью и, получив ответы на свои вопросы, поинтересовалась историей Казани. Я ей вкратце рассказал о том, сколько лет городу, о ханах и взятии Казани. Пояснил, что Иван Грозный пытался несколько раз покорить край. В 1551 году даже договорились поделить его на две части. Тогда же царицу Сююмбике отдали замуж за Шах-Али и увезли в Касимов. В 1552 году, основательно подготовившись, войска Ивана Грозного взорвали стены и ворвались в город и т. д. Это была пятая осада Казани.

Американское сознание имеет двухсотлетний период. Все, что древнее, оно плохо воспринимает. Журналистка переспросила: «Подождите, о каком времени, собственно, идет речь?»

Я подвел ее к окну и, показывая в сторону Благовещенского собора, и пояснил: «2 октября 1552 года в 3 часа дня Иван Грозный стоял вот там».

Американка была обескуражена столь подробным знанием событий ХVI века. И в самом деле, зачем нам знать все эти детали?

Битва за Казань. Летописная миниатюра Битва за Казань. Летописная миниатюра

История покорения Казани — это еще одна историческая травма. Если для русских важно победить в Куликовской битве 1380 года и тем самым «отыграться» за столетия татарского ига, то у татар история делится на периоды до и после взятия Казани. Сам сюжет покорения Казанского царства выстраивался (и с московской, и с казанской стороны) в виде борьбы русских с татарами, православия с исламом. Общественное мнение не знало, что в авангарде войск Ивана Грозного шел Шах-Али с татарской конницей. Картина обороны Казани дополнялась жертвенной фигурой царицы Сююмбике, якобы бросившейся с башни вниз, чтобы не стать женой Ивана Грозного. Народу с травматическим историческим сознанием нужны жертвенные фигуры, которые погибают ради нации. Кстати, эта легенда нравится всем туристам и гостям. Видимо, многие нуждаются в героических образцах.

На самом деле никогда в истории не было антагонистического противостояния русских и татар. Более того, татары, которые шли с Иваном Грозным на покорение Казани, получили земли, должности, звания, а вот тех, кто сопротивлялся, перевели в ясачных крестьян.

«И царь приехал в Москву, и государь царя Шигалея пожаловал великим жалованием, и Шигалей просил у государя многие села в Мещере, и все ему дал государь» «И царь приехал в Москву, и государь царя Шигалея пожаловал великим жалованием, и Шигалей просил у государя многие села в Мещере, и все ему дал государь»

Исцеление от посттравматического синдрома и исторической амнезии возможно только через преодоление стереотипов о средневековой истории, через замену травматической памяти объективным изложением событий, где были не просто победы и поражения, но и повседневность, движение к новой ступени цивилизационного развития. Такая история будет содействовать формированию гибкой идентичности татар, готовой к вызовам времени.

Правдивое слово всегда горько.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции