Два гранд-финала по одной из самых популярных в стране онлайн игр — World of Tanks — прошли в эти выходные на «Татнефть Арене». Корреспондент «БИЗНЕС Online», пообщавшись с фанатами исторических виртуальных боев на тяжелой гусеничной технике, а также с организаторами состязаний, узнал, как становятся продвинутыми геймерами и стоит ли Татарстану ждать чьего-либо киберспортивного бума.
Два гранд-финала по одной из самых популярных в стране онлайн игр — World of Tanks — прошли в эти выходные на «Татнефть Арене»
$110 ТЫС. ЗА ДВА ДНЯ
Такого в избалованной спортивными и околоспортивными мероприятими Казани еще не было: в минувшие выходные на «Татнефть Арене» прошел большой спортивный кибертурнир — в виртуальных боях на танках схлестнулись десятки поклонников популярной многопользовательской игры World of Tanks. Сначала любители (победители региональных отборочных этапов), а затем профессиональные команды разделили между собой призовой фонд в $110 тыс. (к слову, первые получили в 10 раз меньше вторых). За сражениями наблюдало не менее 5 тыс. человек — картинка была выведена на огромный монитор.
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, почему именно в Казани, организаторы указали, что «в Татарстане 400 тысяч наших игроков» — целая армия тех, кто балуется «танчиками» дома и на работе. Однако для некоторых это не просто развлечение... Дмитрий Репин родился и живет в Москве. На вид этот 35-летний мужчина — студент технического вуза или младший научный сотрудник: очки не по последней моде, слегка взъерошенные волосы. Он набрасывает на себя темную ветровку, спускается на лифте в фойе отеля «Ривьера» и сквозь моросящий дождь начинает свой недолгий путь до соседней «Татнефть Арены». На проходной охранник просит показать бейдж. Вместо этого Дмитрий снимает ветровку. Под ней — желто-черная толстовка с надписью NAVI. Охранник отступает.
Название NAVI знакомо каждому, кто интересуется киберспортом. Основанная выходцами из СНГ это одна из самых известных и авторитетных в мире киберспортивных организаций, что-то вроде футбольных «Реала», «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед». У NAVI свои тренеры, менеджеры и даже киберспортивные психологи. А самое главное — армия фанатов. Действительно армия. У звезды NAVI по Dote (пожалуй, самой популярной киберспортивной игре планеты) Данила Ишутина 120 тыс. подписчиков на официальной странице «ВКонтакте». О бюджете NAVI можно только догадываться. К слову, в еще одну известную киберспортивную команду — Virtus Pro — вложил деньги один из самых богатых людей России Алишер Усманов.
«СКОЛЬКО ДЕНЕГ ВЛОЖИЛ? НЕ МОГУ ТОЧНО СКАЗАТЬ»
Репин в киберспортивном мире известен под ником «de1uxe» (читается как «делюкс»). «Если вы помните, в Counter Strike было два вида карт, и один из них начинался на de_, вот я оттуда и взял себе ник», — объясняет он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Counter Strike — легендарная командная «стрелялка» — стала проводником в мир компьютерного спорта не только для Дмитрия, но для целого поколения игроков.
Репин родился в семье еще советского айтишника — его отец работал в отделе ЭВМ крупного московского завода. В 90-е у Дмитрия появился смешной сейчас Pentium II, а тогда это был предел мечтаний. После университета Репин пару лет поработал на заводе, а затем сменил немало мест работы, однако от компьютерной тематики не отдалялся. В начале 2010-х он зарегистрировался в недавно появившейся игре World of Tanks, посвященной разборкам на танках. Постепенно затянуло. «Не могу точно сказать, сколько денег вложил в игру, но каждый месяц, вне зависимости от того, как я буду играть, покупал premium-аккаунт (порядка 300 рублей — прим. ред.), не так уж много», — рассказывает он. Вместе со скиллами (так киберспортсмены называют собственные навыки) рос и уровень его аккаунта. Репин начал участвовать в онлайн- и офлайн-турнирах и в итоге получил приглашение в одну из крупнейших российских и мировых киберспортивных команд. Родственники поначалу воспринимали его увлечение снисходительно, но, узнав о десятках тысяч долларов призовых, задумались. В Казани Репин, как менеджер команды, естественно, надеялся победить: NAVI — действующий чемпион мира. И $50 тыс. (столько профессионалы в столице Татарстана получали за 1-е место; все это — на 7 игроков и 1 менеджера) должны были доставаться им. И сразу скажем, киберспортивная «Барселона» менеджера Репина не оставила соперникам шансов.
Но до профессионалов на своеобразный компьютерный ринг «Татнефть Арены» вышли любители. Несколько месяцев в 7 городах России проходили отборочные этапы, а победителей собрали в Казани. В числе гранд-финалистов «Времени танков» (так называется турнир) оказались и казанцы — команда KBY#1. В полуфинале ей предстояло сыграть с «Мадагаскаром» из Перми.
МИНСПОРТА РТ: ИЩЕМ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Народ начал собираться у «Татнефть Арены» в 11:00, за пару часов до старта. Для тех, кто проголодался, — военно-полевая кухня у входа (у создателей игры — партнерское соглашение с минобороны). Большая часть зрителей не старше 25. В полдень, наконец-то, запускают в здание. В фойе — выпечка и рекламные стенды банков и других организаций. А еще — площадка ГТО. Подойти к ней и пару раз подтянуться, впрочем, решаются немногие — все таки компьютерные игры и физические упражнения пока плохо совместимы.
Владимир Леонов
«Честно скажу, пробовал, — признается в том, что и сам играл в „танчики“, министр по делам молодежи и спорта РТ Владимир Леонов. — Но у меня не так много времени». Он только что спустился со сцены, где открыл турнир, а ведущий, представляя Леонова, отметил: «Не побоюсь этого слова — чиновник». Киберспортивная «тусовка» еще не привыкла к людям в строгих костюмах. Это мир ребят с физмата, одетых максимально просто и удобно. И все же серьезные и влиятельные люди в онлайн-играх встречаются все чаще. А «стандартный» игрок в World of Tanks — средних лет мужчина из СНГ, по должности — специалист или даже начальник отдела какой-нибудь обычной (не большой, но и не маленькой) фирмы. Именно так описывает «БИЗНЕС Online» «игрока в вакууме» руководитель киберспортивного отдела Wargaming по СНГ Алексей Корнышев. Он, как и вся его команда, да и сама компания, родом из Минска. Беларусь, отметим, не первый год возглавляет всевозможные рейтинги по экспорту IT.
Алексей Корнышев
«Все благодаря нашему президенту», — с чувством говорит Алексей. По его словам, в Беларуси работает большая промышленная зона, предназначенная для инновационных компаний: пониженные налоговые ставки, цены на аренду и все такое прочее. Своего рода «IT-Алабуга». Условия, созданные для айтишников, дают плоды. В марте этого года Марк Цукерберг, глава Facebook, купил у минских разработчиков мобильное приложение «Маскарад» — программу, добавляющую ряд спецэффектов на селфи. Сумма сделки не разглашается, но, по некоторым данным, она может превышать $100 миллионов. Wargaming же, по данным РБК, только в 2014 году получил $500 млн. выручки.
Но в киберспортивном мире привлекают не только деньги. В России этот, если можно так выразиться, вид компьютерной деятельности не так давно приравняли к официальным видам спорта. Загадывать рано, но вполне можно допустить, что через пару десятков лет киберспортсмены смогут побороться и за олимпийские медали. Если так, то развивать направление следует уже сейчас. «Завтра с нашим министром информатизации и связи Романом Шайхутдиновым, с организаторами этого турнира уже более детально проговорим, как мы можем централизоваться, что нам дальше делать, — заявил о планах Леонов. — Потому что есть „обертка“, „фантик“, но что под ними, как можно использовать нашу IT-инфраструктуру, чтобы, например, создать какие-то рабочие места?.. То есть мы сейчас ищем точки соприкосновения». Возможно, одной из них станет KBY#1: в первом полуфинале казанская команда довольно уверенно одерживает победу, а потом выигрывает и финал любительского турнира, так что, возможно, через несколько лет она будет представлять Татарстан на неких глобальных соревнованиях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.