Музыкальный фестиваль, вызвавший колоссальный резонанс на родине, в минувшее воскресенье был представлен столичной публике. Однако для Москвы «Yзгәреш җиле» не стал событием, оставшись нишевым концертом для представителей татарской диаспоры. Да и 6-тысячный Государственный кремлевский дворец оказался не по зубам организаторам. О поклоннике татарской музыки из Камеруна, закрытых балконах и мнении об увиденном легендарного певца Рената Ибрагимова — в материале «БИЗНЕС Online».
На сцене Государственного Кремлевского дворца прошла московская премьера фестиваля татарской песни «Yзгәреш җиле»
БАЛКОНЫ ЗАКРЫТЫ, ВСЕ — В ПАРТЕР
В воскресенье ветер перемен татарской эстрады дул со сцены Государственного Кремлевского дворца. На этой суперпрестижной площадке прошла московская премьера фестиваля татарской песни «Yзгәреш җиле». Вот только особого ажиотажа вокруг мероприятия, в отличие от того, что мы наблюдали в Казани, на этот раз «БИЗНЕС Online» не обнаружил. Загодя было известно, что татарстанские VIP'ы в столицу России не приедут, поэтому ждать кого-то из больших федеральных чиновников тоже не приходилось.
Кроме того, заполнить одними представителями диаспоры 6 тыс. посадочных мест в Кремлевском дворце организаторам оказалось совершенно не под силу. Об этом красноречиво свидетельствовали зияющие пустоты в партере и закрытые балконы. Перед началом наш корреспондент заскочила в кассы поинтересоваться, есть ли еще билеты. «Билеты есть от 2,5 тысяч», — отрапортовала кассир. А на вопрос, много ли их осталось, с загадочной улыбкой ответила: «Пока еще есть...» К слову, за пару дней до концерта в интернете их можно было купить по цене от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.
Заполнить одними представителями диаспоры 6 тыс. посадочных мест в Кремлевском дворце организаторам оказалось не под силу. Об этом красноречиво свидетельствовали пустоты в партере и закрытые балконы
Кстати, те, кто решил сэкономить, вовсе не прогадали, а даже выиграли. Для того, чтобы обеспечить более-менее приличный антураж действа, зрителям с балконов предложили занимать любое свободное место в партере, что публика радостно и сделала. Правда, во время концерта периодически из ниоткуда возникали опоздавшие и настойчиво требовали освободить их законное оплаченное место. Так что «балконникам» в темноте приходилось перебираться на новое свободное кресло.
В любом случае очевидно, что с билетной программой организаторы откровенно не справились. Да, площадка на 6 тыс. зрителей — это очень много. Но зачем было браться за Кремлевский дворец, если не можешь заполнить его публикой? Как тут не вспомнить, что главный продюсер фестиваля Рауфаль Мухаметзянов выложил 2,6 млн. рублей агентских столичной компании «Глобэкс» за реализацию билетов на московский концерт «Yзгәреш җиле». Ладно еще выручил полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин, его ведомство раздавало множество пригласительных. Он же помог попасть в зал корреспонденту и фотокору «БИЗНЕС Online», которых не хотели аккредитовывать на фест: директор «Глобэкс» Айдар Шайдуллин просил обращаться в Казанскую оперу, там пресс-секретарь Елена Остроумова отправляла за информацией в Кремлевский дворец, где нам объясняли, что просто предоставляют зал и не занимаются вопросами размещения прессы.
Ведущие концерта — Марина Ясельская и народный артист России и Татарстана Равиль Шарафеев
То, что зал наверняка окажется полупустым, стало очевидно еще до начала. За час до концерта никто не спешил в Кремлевский дворец, а за полчаса мало кто прогуливался по просторным светлым холлам. В чем же причина? Первая версия, которая пришла нашему корреспонденту в голову, — отсутствие рекламы. В переходе около Кремлевского дворца, где традиционно висят афиши, об «Yзгәреш җиле» не было ни одной, также не замечено ни одного плаката в каких-то иных местах. Мы, конечно, не утверждаем, что во всей Москве не было ни одной афиши, допуская, что наш корреспондент ходит другими дорогами, как и некоторые москвичи, которым может быть интересен данный формат.
«ИНТЕРЕСНО СТАЛО, ЧТО ЖЕ ИЗМЕНИЛИ ПО УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА»
При этом некоторые зрители оказались более внимательными. «Мы просто увидели афишу и пришли», — сказала домохозяйка Лилия Закирова. «В метро слышали рекламу», — добавила ее подруга, экономист Эльвира Латыпова. Женщины приехали из Подмосковья. Впрочем, обе признались, что в Москву на концерт татарской песни выбрались впервые. Обычно приезжают только на Сабантуй в Коломенское. «Хотим приобщиться к своей национальной культуре, побыть среди своих, услышать хорошую музыку и посмотреть, как эстрада развивается», — объяснила Закирова.
Румия Ниязова
Встреченная тут же почтенная семейная пара Камиля и Гелсирэ Ильясовых о мероприятии узнала по телевизору. «Живем сами здесь, я родом из Татарии. Узнали по одному из татарских телеканалов, что будет концерт, тем более такой — „Ветер перемен“. Чего-то нового ждем», — рассказал преподаватель Камиль Ильясов. «Президент собрал всех деятелей искусств Татарии, вдруг поставил задачу, что все не так, надо изменить, — продемонстрировал мужчина знание темы. — Интересно стало, что же изменили по указу президента. Мы в курсе всего. Часто смотрим TV из Казани по „тарелочке“, в курсе того, что происходит на сцене тут или там, в Татарии. Интересно, хотим посмотреть... Новинки отслеживаем в интернете, смотрим, слушаем по возможности. Ждем чего-то более интересного, потому что молодежи много, насколько мы знаем, много интересных ребят, а вот увидеть их где-то сложно, мне кажется. Больше поют те, кто нашего возраста, молодежи не дают ходу».
Совершенно случайно узнала о концерте пенсионерка Фарида Троицкая, когда пришла в кассы Кремлевского дворца за билетами на елку. Ради «Yзгәреш җиле» она даже отказалась от концерта Вики Цыгановой, билеты на который купила заранее. «Раньше концерты были чаще, можно было попасть на татарские концерты даже в небольших клубах. Мы с мамой ходили. А в последнее время, после перестройки, концерты очень редко бывают, даже совсем не бывает. Может, певцы и приезжают с концертами, но нет рекламы. Может, люди общаются в каких-то клубах татарских, поэтому знают, а мы — нет. Мы ходим только на Сабантуй каждый год в Коломенское. Но на татарский концерт мы не ходили уже лет 10», — рассказала она нашему корреспонденту.
Вадим Эйленкриг
Собеседники нашего издания отмечали, что все имена на афише они видят впервые, однако не отрицали, что может получиться что-то любопытное и свежее. Кстати, еще одна причина, по которой «Yзгәреш җиле» лишился части зрителей, — это концерт Филюса Кагирова, который проходил параллельно в московском «Мюзик-холле». Некоторые из наших собеседников уверенно заявляли, что кто-то из их знакомых предпочел сольник «татарского соловья».
Мы не будем пересказывать все номера концерта, тем более зрители в Татарстане уже все видели своими глазами. В Москве было то же самое, вплоть до декораций — все тот же то ли тюльпан, то ли лотос в центре сцены помахивал своими лепестками и вращался. Все те же артисты в тех же нарядах. Кстати, как показалось, теплее всех приняли Алину Шарипжанову с песней «Гульджамал» и виртуозное исполнение «Адриатического моря» Вадимом Эйленкригом. Остальным аплодировали ровно, лишь изредка кто-то выкрикивал «Браво!».
На молодую поросль татарских певцов пришли посмотреть народный артист Татарстана Ренат Ибрагимов и полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин
«ТАТАРСКИЙ «МОҢ» ПОКА ДО НАС НЕ ДОШЕЛ ПОД СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЖАЗОВОГО ОРКЕСТРА»
Так или иначе, во время первого отделения концерта некоторые зрители покидали зал, так и не найдя в этом ярком действе таинственного татарского «моң». Вероятно, этот ветер перемен не закрутил зрителей в вихре эйфории. А поскольку сейчас модно критиковать татарскую эстраду, то это осторожно позволил себе даже полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин, для которого «Yзгәреш җиле» пока не стал откровением.
«Ветер перемен, наверное, нужен, побольше молодежи 80-х годов, 90-х годов. Действительно, нужно внести новые веяния, новые направления. Мы, поколение 60-х, привыкли татарскую музыку слушать под баян. А здесь вот мне самому интересно те песни, которые мы услышали в детстве, еще в сопровождении джазового оркестра услышать, тоже очень оригинально. Привыкаем сейчас, надо все осознать, еще раз, может быть, сходить. Но, конечно, в тех песнях, где мы слышали татарский моң, который мы понимали с детства, пока до нас не дошел под сопровождение джазового оркестра», — честно признался он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Тем не менее Равиль Калимуллович считает, что такие начинания надо поддерживать, а критика — это лишь во благо для организаторов. «Конечно, будем критиковать. Это же польза следующим организаторам, у каждого жанра есть свой зритель», — добавил полпред.
На молодую поросль татарских певцов пришел посмотреть народный артист Татарстана Ренат Ибрагимов. Настроение у корифея было отличным. Предположим, что, послушав первое отделение, он понял, что сравнимых с ним исполнителей нет. Хотя об этом Ренат Исламович, естественно, не говорил.
— Нужен ли татарской эстраде ветер перемен?
— Да, давно нужен был. Там уже все застоялось. Хорошо, что это движение пошло. Конечно, много еще работать надо. Но мне приятно, что такая программа. Я думаю, что это только начало, есть куда развиваться, во что развиваться. Исполнители приличные, у нас певцов много в Татарстане. При определенных условиях и подходе можно много интересного сделать.
— Какая проблема в татарской эстраде, раз понадобился ветер перемен?
— Застой в национальном искусстве в Казани, там же развития никакого не было, очень однобоко шло. Можно сказать, что самодеятельностью было «Татар җыры», а здесь пошли интересные номера, движение пошло. Я думаю, это очень хорошо.
— Как думаете, такой фестиваль даст новых звезд, сравнимых с вами?
— Вполне может быть. А почему нет? Все думают, что фестиваль сделали — и тут же появились звезды. Этот процесс не быстрый. Он требует базовой работы, подход должен быть солидный, грамотный. Процесс продуманный должен быть, с хорошим финансированием. Надеюсь, в Казани займутся этим на таком уровне.
Кристиан Девалкьер был одним из тех, кому действо на сцене искренне понравилось
«ЛЮБОЙ ТАТАРИН СКАЖЕТ, ЧТО ЕСЛИ НЕТ «МОҢ», ОН ВСТАНЕТ И УЙДЕТ»
Удивительно было наткнуться в зале на чернокожего зрителя. Это Кристиан Девалкьер родом из Камеруна, который преподает английский, французский и русский по своей собственной методике. А еще, как рассказал он нашей газете, изучает татарский язык, поскольку хочет постичь культуру и традиции своих друзей-татар. Кристиан был одним из тех, кому действо на сцене искренне понравилось. «Конечно, я не Сергей Зверев, но он сказал бы: „Звезда в шоке!“ Уровень мирового класса. Мы не будем называть имена, но татарской эстраде нечего завидовать даже русской, потому что то, что я вижу сегодня, потрясающе, это напоминает даже Вегас. Просто нет слов. Я просто наслаждаюсь этим зрелищем, жду не дождусь продолжения. Якшы все!» — уверенно заявил он.
Доволен увиденным остался также генерал-полковник, председатель московского городского совета ветеранов Расим Акчурин. Несмотря на возраст ему оказались по нраву новые аранжировки давно знакомых песен. «Настолько здорово концерт сделан и своевременно. Мы давно на эту тему говорили со многими руководителями художественной самодеятельности. Говорили о том, что нужна современная музыка, современное исполнение. Сегодня мы видим эту аранжировку. Молодцы, поработали и композиторы, и режиссер этого концерта. Я считаю, что концерт удался. В добрый путь! Пусть этот ветер веет без остановки», — сказал он. А вот его дама, с которой Расим Сулейманович пришел под руку, только добавила нотку возмущения: «Потише только должен быть аккомпанемент, слов не слышно никаких».
Теплее всех приняли Алину Шарипжанову с песней «Гульджамал»
Впрочем, доводы всех в пух и прах разнесла музыковед Наиля Гареева, которая после первого отделения концерта уже яростно негодовала. А свои мысли по поводу каждого номера и исполнителя записала в блокнотик. «Этот концерт произвел очень странное и даже пугающее впечатление. Получился плавильный котел народной музыки, композиторской музыки, классики, протяжных татарских песен, танцевальных и эстрадных — и все это под одну гребенку, все под один аккомпанемент эстрадно-джазовый. Никакой индивидуализации песен нет. Каждая песня требует к себе особого, бережного отношения в зависимости от содержания, от характера. Не под всякую песню подойдет эта оркестровка, эти громкие звучания. Песни тонут в море звука, они потеряли свою суть как по содержанию, так и по звучанию», — возмущалась она.
Особенно не понравилось музыковеду, как вольно постановщики обошлись с глубоким содержанием песен, утопив все слова в буре звуков, скрыв смысл за яркой оберткой. «Ашхабад» и другие быстрые песни превращены в шаблонные номера, которые мы часто видим по телевизору, — продолжала Гареева. — На фоне подтанцовки поют одними и теми же одинаковыми голосами. Еще там есть такие движения женщин сексуального характера, которые идут вразрез менталитету татарского народа, татарской женщины. Восточная культура отличается от западной тем, что это тайна, скрыто от людей, от глаз. Европейская культура экстравертна. Поэтому то, что характерно для европейской культуры, совершенно неприемлемо в восточной татарской культуре».
Ильгиз Шайхразиев
В общем, ее татарская душа «Yзгәреш җиле» отказывалась принимать. «Любой татарин скажет, что если нет „моң“, он встанет и уйдет. „Моң“ сохранилось по сей день. Аналогия с языком. Потеря татарского языка — это потеря души, духа народа. Потеря языка — это исчезновение народа. Чтобы сохранить народ, главное условие — сохранить язык и свою национальную культуру, в частности, музыку», — объяснила Гареева.
Что же касается личных ощущений корреспондента «БИЗНЕС Online», выросшей на российском Севере и знакомой с татарской культурой лишь по отдельным народным песням, то для нее этот концерт откровением не стал. Хотя изначально речь и шла о том, чтобы сделать татарскую музыку понятной и близкой любому слушателю независимо от национальности и знания языка. Здесь же мы увидели что-то вроде музыки советских джаз-бандов 60 - 70-х годов, под которую почему-то поют по-татарски. Вряд ли этим можно покорить видавшие виды Москву, не говоря уж о Западе.
Так что остается надеяться, что «Yзгәреш җиле» — это только первый шаг на пути той большой работы, которая будет сделана ради улучшения качества национального музыкального продукта, производимого в Казани и окрестностях. И все не ограничится лишь резким повышением бюджета второго по счету «Yзгәреш җиле», после которого татары уж точно «покорят мир»...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.