Первый визит нового председателя ВЭБа Сергея Горькова на КАМАЗ увенчался контрактом на $200 миллионов. Кроме того, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», новая команда госкорпорации намерена «позитивно разрешить» сложные проекты, забуксовавшие из-за смены власти в ВЭБе. Одновременно на Ford-Sollers запустили новый Ford Kuga с системой «ЭРА-ГЛОНАСС», в разработку которой вложили 4,5 млрд. бюджетных денег.
До официальной части гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин провел Горькова по заводским цехам / Фото: president.tatarstan.ru
У САМОСВАЛА ЦВЕТА МАРСАЛА
Соглашение о сотрудничестве по реализации экспортной стратегии между КАМАЗом и Внешэкономбанком (ВЭБ) подписали накануне на автогиганте. Процедура состоялась в ходе визита на производственные объекты завода председателя ВЭБа Сергея Горькова и президента Татарстана Рустама Минниханова.
До официальной части гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин провел Горькова по заводским цехам — делегация посетила СП «Камминз Кама», завод двигателей и главный сборочный конвейер автомобильного завода, проехавшись на 8-местном электрокаре. А подписывать документ она приехала в НТЦ. В большом зале была выставлена многочисленная продукция компании — начиная от самого первого грузовика и заканчивая «КАМАЗом», на кабине которого в день своего визита в Челны расписался президент страны Владимир Путин. Вензель первого лица вызвал среди гостей некоторый ажиотаж — все сразу стали его фотографировать на телефоны. Саму же церемонию подписания соглашения решено было устроить очень символично, на фоне продукта нового исполнения — самосвала «КАМАЗ-6520» в люксовой версии нестандартного для камазовской техники и очень модного цвета марсала. У грузовика новая комфортабельная кабина с полным набором опций, включая кондиционер, автономный отопитель и полный электропакет. Правда, несмотря на все свои достоинства, эта модель пока не экспортируется. Но такие намерения есть — с получением сертификатов автомобиль может быть реализован в 28 странах Европы.
После того как стороны обменялись традиционными папочками, главы ВЭБа и автогиганта, наконец, разъяснили журналистам суть нового документа. «Раньше взаимоотношения строились от сделки, — начал Горьков. — Мы помогали с экспортом, к примеру, в одну из стран. Суть соглашения — сделать это на системной основе. Нам нужно увеличивать экспорт страны, в первую очередь экспорт несырьевой. Наша задача — посредством наших инструментов, гарантий, отношений с разными странами, которые у ВЭБа есть, помочь КАМАЗу увеличить эти объемы. Сейчас объемы составляют порядка 6 тысяч грузовиков, которые экспортируются за границу, в том числе с нашим участием. Наша задача — увеличить эту цифру в 2−3 раза. Тем более новый модельный ряд „КАМАЗов“ будет способствовать продвижению на рынки Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки».
Когогин назвал подписанный документ «цивилизованным инструментом работы на экспортном рынке». Как пояснил генерал автогиганта, КАМАЗ всегда нес риски на себе, которые заключались в том, что компания ставила покупателю условие предоплаты. «Сегодня мы имеем нормальный цивилизованный инструмент кредитования через Внешэкономбанк и другие российские банки со страховкой в нашем экспортном агентстве по страхованию, — констатировал он. — Если бы не было этого инструмента, то вот тот переворот, который мы сделали в этом году, — ушли на 70 процентов экспорта в дальнее зарубежье с 25 процентов — был бы вообще невозможен. Только благодаря страхованию и кредитованию экспорта у нас это получилось. В следующем году наша цель — закрепить свои позиции на тех рынках, куда мы в этом году вернулись, завоевывать новые рынки и продолжать увеличивать экспорт. Мы не очень верили в 2014 году, что этот механизм заработает, но было сформировано агентство по поддержке экспорта, мы стали работать в этом направлении. Я могу назвать цифры: в первый год — 14 миллионов долларов, второй — порядка 30, в этом году — 50, но контракт подписан на 200 миллионов».
Фото: president.tatarstan.ru
НОВАЯ КОМАНДА ВЭБА ВОЗЬМЕТСЯ ЗА СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ
В республике в целом насчитывается 8 совместных с ВЭБом проектов на общую сумму порядка 200 млрд. рублей. В их числе «Аммоний» в Менделеевске (Внешэкономбанк одобрил кредит в размере $1,65 млрд. сроком не более 15 лет), Ford-Sollers в «Алабуге», многострадальный «КЗСК-Силикон» в Казани (3,2 млрд. средств от ВЭБа освоено на 1 июля), производство синтетического сапфира на заводе «Кама Кристалл Технолоджи» в Челнах. Минниханов, комментируя значимость соглашения, отметил, что работа с ВЭБом в Татарстане будет продолжена. «Во-первых, у нас большая программа дальше по КАМАЗу, — сказал Минниханов. — У нас еще много планов, поэтому мы нацелены очень плотно работать».
Дальнейшие совместные планы КАМАЗа и ВЭБа, о которых мельком упомянул президент РТ, распространяются на выкуп камазовских облигаций и доведение экспортной стратегии. Об этом сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. «Мы с ВЭБом сотрудничаем давно, — пояснил он. — Банк, во-первых, выкупает облигации, выпущенные под реализацию наших инвестиционных программ — модернизацию производства и продвижение нового модельного ряда. В этом направлении мы будем продолжать двигаться. Плюс экспортная стратегия. Сегодня было подписано только первое соглашение, конкретные формы сотрудничества еще будут корректироваться. Предоплата, которую мы требуем с наших потребителей, конечно, усложняет переговоры с зарубежными клиентами, потому что они привыкли к кредитованию и финансовым гарантиям. Теперь ВЭБ и другие банки будут выступать такими гарантами или кредиторами. Например, ВЭБ оплачивает нам сделку, мы выполняем контракт, клиент с нами рассчитывается — мы возвращаем деньги ВЭБу. Это только одна из возможных форм». Напомним, 20 октября наблюдательный совет ВЭБа решил до конца года выкупить камазовские пятнадцатилетние облигации, обеспеченные госгарантией, на сумму до 10 млрд. рублей. На них банк потратит пенсионные накопления. В общей сложности КАМАЗ получил госгарантии под продажу облигаций на 35 млрд. рублей. Покупка ВЭБом почти трети из них покроет инвестиционную программу завода на 2017 год, которую гендиректор КАМАЗа Когогин летом оценивал в 7 - 10 млрд. рублей.
Горьков же, высказавшись в целом о продуктивных и добрых отношениях с республикой, сообщил, что по поводу «Аммония» продолжатся переговоры о втором этапе. Кроме прочего, имеется «несколько сложных проектов» в Татарстане, которые «новая команда» в ВЭБе намерена «позитивно разрешить». По всей видимости, речь идет о заводе по производству метилхлорсиланов «Силикон», строительство которого фактически встало еще с февраля 2016 года, то есть с тех пор, как в ВЭбе произошла смена власти.
В целом же на 8 успешных проектов ВЭБа в Татарстане приходится один, который пока пришлось отложить в сторону. Напомним, ВЭБ, будучи одним из генеральных спонсоров прославленной команды «КАМАЗ-Мастер», прекратил ее финансирование из-за смены руководящего состава и, соответственно, приоритетов организации. Потеря ключевого спонсора грозила команде пропуском ралли «Дакар-2017». В кулуарах петербургского международного экономического форума Когогин пояснил, что годовой бюджет команды составляет примерно $10 миллионов. КАМАЗ брал на себя больше половины финансовой нагрузки, а остальная часть ложилась на спонсоров и рекламодателей. Незадолго до начала ралли «Шелковый путь» стало известно, что команда нашла, наконец, новых спонсоров: долю ВЭБа взяли на себя «Ростех» и «Татнефть». Сумма, которая была выделена из закромов госкорпорации, не называлась, но ранее сам Когогин оценивал необходимый бюджет команды в 0,7 - 1 млрд. рублей. И вот буквально сегодня стало известно, что команде все равно не хватает порядка четверти от общего годового бюджета. «РБК-Татарстан» со ссылкой на руководителя команды Владимира Чагина сообщил, что спонсоры помогли подготовить к «Дакару» машины и выставить четыре состава гонщиков. Однако в 2016 году из-за недостатка финансирования не удалось реализовать планы команды на год. «Сейчас не хватает около 20–25 процентов от общего годового бюджета команды для успешного выступления на соревнованиях в 2017 году. Годовой бюджет команды „КАМАЗ-Мастер“ составляет около 11 миллионов евро, объем недофинансирования — около 2,5 миллионов евро», — приводит слова Чагина издание. Любопытно, что заявление прозвучало в то время, когда спортивная техника уже прошла административно-техническую комиссию на «Дакар-2017», а экипажи уже плывут морским путем, через Атлантику в Южную Америку.
Правда, узнать, пойдет ли новая команда ВЭБа навстречу гонщикам, не удалось — сотрудники пресс-службы настоятельно не рекомендовали задавать какие-либо вопросы, связанные с «КАМАЗ-Мастером».
«ЧАСТЬ ЭКСПОРТНЫХ СДЕЛОК ПЕРЕНЕСЕМ НА ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ...»
Примечательно, что КАМАЗ недавно был признан «Экспортером года-2015» среди российских предприятий крупного бизнеса, а Татарстан благодаря автогиганту — лидером экспорта среди субъектов РФ по версии российского экспортного центра и минпромторга. Корпоративная газета «Вести КАМАЗа» сообщила о прошедшей в Москве церемонии в прошлую пятницу.
В целом, по данным автогиганта за 10 месяцев года, КАМАЗ перевыполнил план по продажам в страны Юго-Восточной Азии, а именно — во Вьетнам, забравший более 90% челнинских грузовиков (1580 штук), проданных в этот регион. Самыми популярными камазовскими моделями во Вьетнаме стали самосвалы «КАМАЗ-6540» и «КАМАЗ-65115» (около 60% от общего объема поставок). Кстати, Вьетнам демонстрирует приятную тенденцию — страна и по итогам прошлого года повысила спрос с 2,3% до 11,3% в структуре камазовского экспорта.
Всего по прогнозным итогам 2016 года автогигант планирует экспортировать на внешние рынки 6,2 тыс. единиц автотехники и машинокомплектов, причем корпоративное издание связывает с этой цифрой рост экспорта на 6%, что не совсем верно. Согласно отчету по итогам 2015 года, на экспорт ушло 6,5 тыс. «КАМАЗов», то есть при исполнении прогнозного плана завод получит падение на 4,6%. Напомним также, что в июне официальный план экспортных продаж на год оперировал цифрой в 7 тыс. грузовиков. Как следует из пояснений руководителя пресс-службы КАМАЗа, все цифры остаются справедливыми, хотя не все войдут в отчет по итогам года.
«Мы планировали рост экспорта, но последние месяцы выдались очень загруженными внутренними заказами, благодаря которым мы перевыполнили план на 2 тысячи грузовиков, — напомнил Афанасьев в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Поэтому было принято решение часть экспортных сделок перенести на январь-февраль, когда внутренние продажи традиционно падают. Мы планируем в январе 2017 года поставить на экспорт около 300 грузовиков, в феврале — еще около 400, в итоге прийти к цифре, заявленной по плану, 6,9 - 7 тысяч. Тем самым мы выровняем загрузку мощностей предприятия».
По итогам прошлого года, напомним, КАМАЗ показал динамику в экспорте на 8,2%, доля поставляемых за рубеж грузовиков составила 22% от общих продаж автогиганта. Погоду тогда сделали Казахстан (туда было продано 1384 машины) и Туркмения (1103 грузовика). Оба клиента в этом году фатально сдали позиции. Так, Казахстан за 10 месяцев года купил всего 548 машин — почти втрое меньше, чем годом ранее. При этом доля КАМАЗа даже выросла — продажи челнинской продукции на казахстанском рынке упали на 62%, а грузовиков в принципе — на все 70%. Туркмения же просела в 10 раз, купив в этом году всего 108 автомобилей из Татарстана. По словам Афанасьева, столь резкое снижение было ожидаемо — прошлогодним спросом Туркмения закрыла свои потребности на два-три года вперед. Такова традиционная для республики политика потребления.
Таким образом, прошлогодние 74,6%, которые пришлись на страны СНГ в общем экспорте КАМАЗа, по большому счету переехали в дальнее зарубежье. В Топ-10 стран, покупающих челнинские грузовики, опубликованном по итогам 10 месяцев, из стран СНГ выросли закупки только у Узбекистана (с 208 до 502 машин), Азербайджана (с 48 до 212) и Украины (с 12 до 93). Новыми рынками стала Куба, закупившая 372 грузовика, и Иордания — 60 автомобилей. В процентном отношении вырос также спрос в ОАЭ — со 182 до 296 грузовиков.
Добавим также, что по итогам 10 месяцев 2016 года КАМАЗ подтянул также экспорт прицепной техники на 36% и запчастей на 14% — тут, по данным автогиганта, роль сыграла октябрьская поставка в Гавану.
«ПО СИСТЕМЕ «ЭРА-ГЛОНАСС» МЫ ПЕРВЫЕ В МИРЕ»
Вчера же в ОЭЗ «Алабуга» на заводе Ford-Sollers Минниханов в компании с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым и президентом СП Ford-Sollers Марком Овенденом запустил производство обновленного кроссовера Ford Kuga. Горькова среди гостей не оказалось. Минниханов объяснил, что председатель ВЭБа очень хотел побывать на заводе, но срочные дела заставили его вылететь в Москву, на мероприятии от лица банка присутствовала его заместитель Татьяна Сахарова.
Kuga производится на заводе в Алабуге по полному циклу с 2013 года, и в начале ноября фордовцы приступили к тестовой сборке рестайлинговой версии модели. И в модельной гамме автопроизводителя она стала первой, которую оснастили системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Для старта серийного производства модели была проведена существенная модернизация оборудования в цехах сварки, окраски и сборки, а общий объем инвестиций в модернизацию мощностей заводов Ford-Sollers в Татарстане за период с 2011 по 2016 год, включая подготовку к старту производства и нового Kuga, составил $1 миллиард. Средства на модернизацию производства СП получало в ВЭБе, об этом в ходе своего приветствия чуть позже заявила сама Сахарова. Правда, конкретную сумму в СП не уточнили.
Напомним, завод в «Алабуге» производит три модели автомобилей: Explorer, Кuga и Transit. Но похоже, что именно на среднеразмерный кроссовер руководство компании возлагает особые надежды. Продажи дорестайлинговой модели в 2016 году, как рассказали на заводе, на падающем в целом рынке выросли на 21%. Поэтому в Ford-Sollers уверены, что обновленная модель, получившая целый комплекс инновационных технологий, серьезно потеснит конкурентов в своем сегменте. Машина впервые получила такую инновационную технологию, как ассистент движения по полосе, включающей систему предупреждения водителя об уходе с занимаемой полосы, а также систему удержания автомобиля в занимаемой полосе движения. Кроме этого, были усовершенствованы уже существующие системы помощи водителю. Теперь новый автомобиль сможет похвастать не только системой параллельной автопарковки, но и самостоятельно, если нужно, припарковаться перпендикулярно. Новую машину предполагается оснащать новым бензиновым двигателем семейства Ecoboost объемом 1,5 л, мощностью 150 и 182 л.с., а также двигателем объемом 2,5 л., который, отмечают маркетологи компании, остается доступным к заказу специально для рынка России. Клиентам будут доступны как версии с передним, так и с полным приводом.
«Сегодня радостный день, мы с вами запускаем в производство обновленный вариант модели Ford Kuga, — обратился к собравшимся со сцены Минниханов. — Автомобильный рынок должен подниматься, и мы с вами к этому подъему должны быть готовы. Мы видим, какие прекрасные автомобили вы производите, понимаем, какая прекрасная у нас перспектива. В любой ситуации мы всегда вместе с вами. Я вас всех поздравляю с этим знаменательным событием».
Морозов, похвалив заводчан за новую современную модель, вспомнил про трагедию в Ханты-Мансийском автономном округе, где в автомобильной аварии погибли 12 человек, в том числе 11 детей. Он заявил, что Ford Transit обладает массой средств помощи водителю, обеспечивающих безопасность движения, и теперь российский автопром готов обеспечить поставку безопасных автобусов: «Сегодня минпромторг России и весь российский автопром готовы обеспечить поставку современных и безопасных автобусов, в том числе для перевозки детей. Только эта площадка в „Алабуге“ способна изготовить не менее 15 тысяч современных и безопасных автобусов в год для перевозки детей на базе Ford Transit. А в совокупности российская автомобильная промышленность готова выпускать порядка 100 тысяч автобусов всех типов, которые бы обеспечили безопасную перевозку детей. Ford-Sollers работал активно в этом году, и мы надеемся, что будет не менее активно работать и в следующем в части выполнения госзаказов, участвуя и в программе „Школьный автобус“, и в программе обновления парка автомобилей скорой медицинской помощи. Успехов вам, не останавливайтесь на достигнутом и делайте новые модели. Не только для российского рынка, но и для экспорта».
Когда все торжественные речи были произнесены, Минниханов и Ко по уже сложившейся традиции оставили свои автографы на капоте автомобиля под номером один, а после этого вместе с Морозовым президент протестировал работу системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сев на пассажирское сиденье Kuga, Морозов нажал кнопку SOS и вышел на связь с оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС». «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Слушаю вас», — послышалось на том конце провода. После этого заместитель министра промышленности и торговли РФ принялся рассказывать Минниханову о возможностях системы, в разработку которой было вложено 4,5 млрд. бюджетных рублей. При аварии автомобиль сам посылает сигнал SOS и передает данные о количестве пассажиров, скорости и времени ДТП. При этом водитель может вызвать оператора сам, нажав на кнопку. Оператор на карте видит точку нахождения машины и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет экстренные службы к месту ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС — это эмчеэсовская структура, — пояснил Морозов. — Она уже реально работает в России, более того, мы лидеры в мире. В 2016 году в ЭРА-ГЛОНАСС поступило более 80 тысяч вызовов. С 1 января 2017 года она станет обязательной для всех автомобилей, продаваемых в России. СП Ford-Sollers, не дожидаясь 1 января, все свои модели оборудовало этой системой».
Судя по всему, Минниханову работа системы понравилась. Выйдя из автомобиля, он и поспешил на выход, а работники завода еще долго фотографировались на фоне новой модели.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.