Казанский УНИКС пережил самую драматичную концовку в этом сезоне Казанский УНИКС пережил самую драматичную концовку в этом сезоне

4,9 СЕКУНДЫ

18 секунд до конца. Защитник «Басконии» Шейн Ларкин, который, как говорил его тренер, был готов к матчу на 70%, неторопливо подходит к дуге. По самоуверенной походке кажется, он готов на все сто. К нему подбегает Илимэйн Диоп, чтобы разыграть двоечку, но вот досада: комбинация не прошла, а теперь против Ларкина защищается высоченный Артем Параховский. Ларкин сделал выпад влево, вернулся обратно и мгновенно бросил трехочковый. 90:88. «Ларкин стабильно бросает с ведения», — игроки УНИКСа вспоминают цитату из скаутского разбора.

Уже через 12 секунд Кит Лэнгфорд из УНИКСа прыгает по паркету, взмахивая рукой, словно Майкл Джордан после The Shot. Только что Лэнгфорд попал ответный трехочковый, рванув в правую сторону, получив мяч и не встретив почти никакого сопротивления. 91:90 — можно сказать, победа гарантирована.

4,9 секунды осталось у «Басконии». Ларкин бросает через Джонсона, мяч не достигает цели. Но игроки УНИКСа скалятся, держат руки за головой, рычат от досады. Лэнгфорд, который четыре секунды назад был самым счастливым человеком на планете, теперь ругается и еле сдерживает себя, находясь в метре от судьи. «Баскония» атакует снова: Торнике Шенгелия прорывается к кольцу, получает на себе фол, становится на штрафную и реализует два броска. 91:92 — поражение УНИКСа.

Как получилось, что у «Басконии» осталось 4 секунды, а на самом деле испанцы играли 8? В атаке, где Ларкин допустил промах, счетчик времени застыл на отметке 4,9 секунды, а арбитр не отсчитывал время на личном секундомере. В итоге испанцам дали повторный шанс. Возможно, это самая странная концовка в еврокубковой истории УНИКСа.

«ВИДИМО, АВЛЕЕВ БЫЛ ПРАВ»

42-летний Миливое Йовчич родился в Сербии. Человек семейный, любит легкую атлетику, дает курсы для баскетбольных тренеров в одном из колледжей. Где-то в его ротовой полости либо зияет пустая щель, либо стоит коронка. Вне зависимости от состояния зуба Йовчичу есть что вспомнить, когда речь идет об УНИКСе. 7 ноября 2000 года во Дворце спорта на матче УНИКС — «Бешикташ» Йовчич дал пробежку форварду Руслану Авлееву. Звезду УНИКСа толкнули со спины в прыжке, и, само собой, приземлившись, он сделал пробежку. Авлеев швырнул Йовчичу мяч в лицо, ударил по челюсти и, дождавшись, пока серб распластается на полу, сделал финальной аккорд с ноги. Авлеев сломал руку и получил год дисквалификации, а Йовчич лишился зуба.

Бам! Кто-то толкнул Йовчича в спину. Сербский арбитр резко обернулся: оказывается, это... Этот человек так широко улыбается в попытке расположить к себе, что его трудно узнать с первого взгляда. Да, все-таки это главный тренер «Басконии» Сито Алонсо. Наставник что-то говорит по-английски или, лучше сказать, мяучит, ничего непонятно, но ладно.

Главный тренер «Басконии» Сито Алонсо Главный тренер «Басконии» Сито Алонсо

«Счастливый тренер? Да, я счастлив, — признался Алонсо. — Но знаете почему? Я счастлив, поскольку могу работать в „Басконии“, а не из-за бросков в концовке». Для Алонсо удача — это не только шанс работать в «Басконии». Удача — это когда в «Баскет-холле» весь сезон застывает табло со временем во время матчей. Удача — это когда Йовчич перед атакой, которая должна была стать последней, сует руку в карман с секундомером, но либо не включает его, либо включает и не пользуется им дальше.

— Что произошло в концовке? Судья должен был сам отсчитывать время, — спрашиваю после матча у главного тренера УНИКСа Евгения Пашутина.

— Вы сами ответили на свой вопрос. Не подойду же я к нему и не включу за него.

— Если человека сильно обидеть, то он вспомнит обиду и через 16 лет...

— Помните случай между сегодняшним судьей [Йовчичем] и Русланом Авлеевым? Видимо, Руслан был прав.

.

«ВАМ ПОВЕЗЛО, ЧТО В КАЗАНЬ НЕ ПРИЕХАЛ БАРНЬЯНИ»

В целом на игру можно смотреть с двух сторон. Или это матч, который был проигран из-за технических проблем с табло и халатности судей. Или это матч, где УНИКС пропустил 92 очка, а также не смог выиграть у команды с травмированными лидерами и всего-то 10 игроками или двумя пятерками в Казани.

«Вот вы меня спросили, счастливый ли я тренер, — говорит Алонсо. — Мои 10 игроков встретили серьезное сопротивление от УНИКСа в первой половине. Может, я что-то не так помню? А? Может, я не всю игру смотрел? Правильно говорю, что мы выигрывали 13 - 14 очков, а потом упустили преимущество? Это потому что у нас только 10 игроков. В Испании остался Андреа Барньяни (первый номер драфта НБА-2006прим. ред.) — это вам повезло, что он не прилетел сюда».

До начала матча наставник «Басконии» примерно 15 минут, а это очень много, описывал все тактические моменты, которые он хотел бы учесть в игре с УНИКСом. Наставник сказал, что форвард Лэтэвиус Уильямс очень хорошо бросает сверху, но совершенно не может играть спиной к кольцу, что «Басконии» надо обязательно держаться все 40 минут, что Хоакин Колом крайне опасен в паре с Марко Баничем. Интересная мысль, но, видимо, Алонсо не знал, что Банич пропустил последние игры из-за болезни и вряд ли стал опасным. В любом случае, фамилию Колома главный тренер «Басконии» употреблял крайне часто. Иногда складывалось впечатление, что Алонсо стал одержим испанским разыгрывающим, с которым он провел успешный сезон -2014/15 в «Бильбао». Сито и Хоакин долго общались накануне на вечерней тренировке: Колом сказал, что разговор получился приятельским. Но во время игры Алонсо сделал все, чтобы превратить жизнь Колома в кошмар. Двойная опека с самого центра площадки, более высокие и атлетичные игроки в защите, постоянные перехваты передач под кольцом — казалось, в один момент Колом потерялся. Однако в четвертой четверти испанец попал сразу три важных броска из-за дуги.

. .

— Нет, я не растерялся, — говорил Колом. — Дело в том, что во второй четверти они стали активно нас прессинговать, а мы немного устали. Судьба матча решилась на последних секундах. Они не забили в первый раз, но в повторной атаке получили более выгодную позицию. Детали, фолы, промахи — судьбу матча решили многие факторы... Но мы проиграли...

— Ну он же промахнулся в первый раз! Долбанные часы! — в раздевалке послышался злой голос Лэнгфорда.

Что чувствовали в концовке, когда забили три трехочковых? — вопрос Колому.

— Я делаю все возможное для того, чтобы мы побеждали. Сейчас нам нужно проанализировать ошибки и стать лучше. Надеюсь, нам больше не помешают часы...

20 декабря УНИКС на своей площадке примет турецкий «Галатасарай".