Альбир Крганов встретился с журналистами в качестве главы «Духовного собрания мусульман России» Альбир Крганов встретился с журналистами в качестве главы духовного собрания мусульман России

«МЫ НЕ ОТНИМАЕМ ПРИХОДЫ У ИСТОРИЧЕСКИ СОЗДАННЫХ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ»

Объявивший о своем существовании месяц назад новый федеральный муфтият местом первой пресс-конференции своего лидера выбрала Казань. В принципе, это было ожидаемо. Ведь муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов в мусульманской среде России негласно считается апологетом татарского ислама, а Казань — столица Tatar World. Председатель духовного собрания мусульман России в мечеть «Ярдэм» пригласил многочисленные СМИ республики, но почему-то откликнулись лишь интернет-издания. Хотя корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как помощник муфтия ДСМР звонил на ТНВ, где ему подтвердили, что съемочная группа непременно должна быть.

Встречать московского гостя не вышел и заместитель муфтия Татарстана Илдар Баязитов, который, ко всему прочему, является имамом в «Ярдэм». Альбир хазрат, впрочем, и сам пришел на пресс-конференцию с небольшим опозданием, как выяснилось позже, он был на встрече с директором Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радифом Замалетдиновым. Обсуждали совместное проведение в следующем году всероссийской олимпиады по татарской словесности.

Встреча с журналистами началась неформально — за накрытым столом, но потом оказалось, что уже через полчаса в этом помещении должен был состояться никах, поэтому общение в формате «вопрос-ответ» плавно переместилось в библиотеку мечети.

Первым делом Крганов на татарском языке рассказал о самых значимых для него событиях уходящего года:

— На первом месте для нас создание духовного собрания мусульман России, в презентации которой участвовали более десятка муфтиев со всей страны. Принятие «Грозненской фетвы» также стало знаковым событиям года, а для всего татарско-мусульманского мира России — закладка Болгарской исламской академии.

По словам Альбира хазрата, создание ДСМР было инициативой муфтиятов Омска, Кемерово, ХМАО и ряда других регионов. Является ли появление новой структуры противопоставлением существующим двум наиболее мощным федеральным религиозным организациям — совету муфтиев России Равиля Гайнутдина и центральному духовному управлению мусульман Талгата Таджуддина? На этот вопрос Крганов отвечает отрицательно.

— Мы не отнимаем приходы у исторически созданных духовных управлений, а приглашаем к объединению не присоединившиеся ни к кому муфтияты. Мы за то, чтобы даже не критиковать параллельные нам структуры. Согласно нашему очень либеральному уставу любые организации могут участвовать в работе ДСМР, например, в качестве наблюдателей.

Председатель ДСМР добавлил, что ДУМ Дагестана, в составе которого более 2,8 тыс. приходов, уже изъявило желание сотрудничать. Что касается других муфтиев, имеющих такие намерения, то называть конкретные имена Крганов не стал.

Альбир хазрат заявил о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе, с СМР и ЦДУМ, несмотря на их негативное отношение к новой религиозной организации Альбир хазрат заявил о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ, несмотря на их негативное отношение к новой религиозной организации

«В САМОМ НАЗВАНИИ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТВЕТ НА ТО, ЧТО МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ НИКЕМ УПРАВЛЯТЬ...»

«Хотели бы вы, чтобы ДУМ РТ участвовало в работе ДСМР?» — последовал вопрос. Альбир хазрат ответил в духе того, что организаторы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ. Между тем эти две структуры уже выразили свое негативное отношение к новой религиозной организации.

Верховный муфтий России Таджуддин, а затем и заместитель председателя СМР Рушан Аббясов назвали создание еще одного федерального муфтията попыткой раскола уммы. Реагируя на вопрос «БИЗНЕС Online» об отношении к этим заявлениям, Крганов сделала экскурс в прошлое. Нынешняя разобщенность российских мусульман, по его мнению, полностью на совести этих структур и этих мусульманских деятелей.

— Это плоды деятельности этих уважаемых товарищей. Если бы они в свое время предприняли правильные решения, никаких бы развалов централизованных духовных управлений не было бы. В самом названии нашей организации заключается ответ на то, что мы не собираемся никем управлять, мы предлагаем формат собрания, вместе решать вопросы. Что касается названия, кто-то назвал нас «вежливым муфтиятом», кто-то — «джентльменами из деревни». Никак это меня не оскорбляет. Я горд тем, что родился на селе, в деревне, я дорожу этими корнями.

Крганов обвинил СМР в двойных стандартах, ведь они в свое время также объединяли приходы. «Почему они решили, что одной части духовенства можно было в свое время принять решение об объединении, а другой нет, почему другим нельзя?» — вопрошал муфтий ДСМР, подчеркивая свое уважение Гайнутдину и Таджуддину.

«В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину» «В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину»

При этом, по словам оратора, возглавляемую им структуру можно смело назвать татарским муфтиятом, поскольку здесь объединились татарские приходы и муфтии. Даже нынешнюю резиденцию можно назвать единственной в Москве «татарской мечетью».

— В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину. 200 человек, татары, ходят к нам на пятничную молитву, где мы на татарском языке ведем проповедь.

Ведь в настоящее время в российской столице ни в одном мусульманском храме проповеди не идут на языке Тукая, хотя изначально были построены соотечественниками и в советское время, являясь островком татарскости в Москве. Более десятка лет назад эта практика прекратилась. К слову, Крганов является единственным московским муфтием, который полностью поддержал решения духовного управления мусульман Татарстана о запрете пятничных проповедей на иных языках, кроме татарского.

«МЫ С МЭРИЕЙ МОСКВЫ ПОСТОЯННО ВЕДЕМ КОНСУЛЬТАЦИИ»

Спросили муфтия ДСМР и одновременно главного духовного лица Москвы, Центрального региона России и Чувашии и об основных планах на будущее. Какая задача на ближайшее время стоит перед духовным собранием? Ответ был ожидаемым — это строительство в Москве, которая задыхается от нехватки мечетей, нового мусульманского храма. Как говорит Альбир хазрат, этот вопрос никогда не снимался с повестки дня. В течение всех пяти лет работы Крганова в российской столице он обсуждался на многих уровнях. Сейчас речь идет о выделении земли в Новой Москве, в поселке Коммунарка. Сейчас там строится поликонфессиональный центр, где должен быть буддийский храм, протестантская церковь и мечеть. Хотя на ее место претендует и совет муфтиев России, имам из чувашского села Шыгырдан уверен , что именно его структуры достойны взяться за строительство.

— Мы с мэрией Москвы постоянно ведем консультации, и, возможно, уже в январе будет некоторое решение. Детали в силу ряда причин не буду говорить. Есть понимание, доверительное к нам отношение. К чести нашей команды в большей степени, а не меня.

Как говорит Альбир хазрат, вопрос нехватки мечетей в Москве никогда не снимался с повестки дня Как говорит Альбир хазрат, вопрос нехватки мечетей в Москве никогда не снимался с повестки дня

Мечеть планируется построить в татарском стиле, а имамом в ней, возможно, будет уже выпускник Болгарской исламской академии, в работе которого духовного собрания мусульман РФ не прочь участвовать совместно с ДУМ РТ, СМР и ЦДУМ — тремя учредителями учебного заведения.

Обсуждали сегодня и вопросы религиозного экстремизма. Муфтий ДМСР согласился с необходимостью запрета ваххабизма, или, как его называет Крганов, «псевдосалафизма», но добавил, что нужны специалисты по его выявлению, приведя забавный пример. В качестве руководителя рабочей группы по борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом в Общественной палате РФ ему довелось поучаствовать в конференции в одном из городов России. Выступивший там «специалист» по сектам озвучивал составленные им признаки выявления радикалов. Как говорит Альбир хазрат, он не поверил своим ушам. Оказалось, если девушка носит длинную юбку и отказывается пить шампанское на Новый год — это непременно ваххабитский агент.

На этой веселой ноте встреча и завершилась, Крганов торопился в Чебоксары на встречу с главой республики Михаилом Игнатьевым. Должности муфтия Чувашии еще никто не отменял.