«МЫ 2,5 ГОДА ДЕЛАЛИ РЕМОНТ, ВЛОЖИЛИ 70 МИЛЛИОНОВ»

Ресторан «Регистан», открытый весной этого года на ул. Саид-Галеева, 6 и претендующий на звание самого большого аналогичного халяль-заведения Поволжья, закрылся по требованию владельцев здания. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал владелец ресторана, выходец из Узбекистана Олим Абдулфайзиев. «В понедельник нас выселили. Пришли внезапно и без предупреждения выселили, сказали, что у нас подписан односторонний договор», — заявил он нашей газете.

Халяль-ресторан открылся в здании бывшего театра моды «Ильдан-Лик» в марте этого года. Площадь заведения, которое расположилось в верхней части торгово-офисного центра на улице Саид-Галеева, 6, возле железнодорожного вокзала, — 1,5 тыс. кв. метров. Кафе с таким же названием, принадлежащее тому же хозяину, работает в Казани на улице Адоратского с 2007 года. Оно известно, в частности, установленным перед входом чайником почти в два человеческих роста (площадь двухэтажного кафе — 600 кв. метров). В переводе с персидского слово «регистан» означает «место, покрытое песком», — в городах Среднего Востока так называли главные площади городов. Как перед открытием ресторана рассказывал газете «БИЗНЕС Online» Абдулфайзиев, его новое заведение рассчитано на средний ценовой сегмент, а вмещать сможет 250 - 300 гостей. «В Поволжье таких больших халяль-ресторанов больше нет, — заявил он, оценивая грядущие объемы своего бизнеса, и объяснил выбор места рядом с вокзалом. — Эта площадка подошла нам размерами. Кроме того, мы не хотели открываться в самом центре города. Надеемся, что потребность есть и что постепенно мы наберем аудиторию».

Сейчас Абдулфайзиев заявляет, что владельцы помещения хотят продать площади другому ресторатору. «У нас изначально был договор, который мы хотели сделать через Регпалату. Сейчас им, наверное, невыгодно, они хотят продать помещение, а если через Регпалату — они уже не смогут продать помещение без моего согласия. Поэтому хотят быстро продать. Нашли какого-то клиента, — заявил „БИЗНЕС Online“ Абдулфайзиев. — Мы делали там ремонт два с половиной года. Вложения были немаленькие. Не успели толком поработать, а они взяли и решили продать».

По словам Абдулфайзиева, всего в открытие ресторана было вложено около 70 млн. рублей. Теперь он намерен требовать компенсацию. «Сейчас наши юристы изучают документы. Постараемся подать заявление до Нового года, — заявил „БИЗНЕС Online“ Абдулфайзиев. — Те, кто купят помещение, наверняка будут заниматься ресторанным бизнесом. Вообще, это помещение 6 - 7 лет никому не было нужно».

Олим Абдулфайзиев Олим Абдулфайзиев: «Мы делали там ремонт два с половиной года. Вложения были немаленькие. Не успели толком поработать, а они взяли и решили продать» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Абдулфайзиев заявляет, что последние дни перед Новым годом и несколько дней в январе были забронированы под торжества, никахи. По его словам, один-два клиента согласились провести торжества в одноименном кафе на ул. Адоратского, но около 20 клиентов потеряны, а их праздничные торжества, учитывая предновогоднюю загрузку ресторанов, под угрозой срыва.

ВЛАДЕЛЕЦ: «ЗАПЛАТИТЕ ДОЛГИ — И РАБОТАЙТЕ СПОКОЙНО»

Собственник помещения — ООО «Сити рент» (владелец — Андрей Клюканов). Его интересы представляет управляющая компания ООО «Д-груп», которая объяснила такие крайние меры элементарным долгом за аренду, причем Абдулфайзиев скопил ее в размере нескольких миллионов. «Ресторан „Регистан“ (ИП Абдулфайзиев) начал арендовать данное помещение более двух с половиной лет назад. Учитывая специфику ресторанного бизнеса, мы пошли навстречу арендатору и предоставили ему арендные каникулы на 8 месяцев. Но даже при таких условиях происходили систематические задержки по оплате арендной платы, а налоговую и кредитную нагрузку собственника помещения никто не отменял», — рассказал «БИЗНЕС Online» Марат Миннеханов, директор по управлению недвижимостью ООО «Д-груп».

В итоге на сегодня сумма задолженности составляет несколько миллионов рублей — ее «Д-груп» планирует взыскать в судебном порядке, претензия уже отправлена официально, а до этого, в соответствии с условиями договора аренды, ресторан закрыт. Досудебное урегулирование возможно, говорит Марат Миннеханов, но в случае исполнения арендатором всех своих обязанностей по договору.

«В этой ситуации арендатор ведет себя деструктивно, вместо того чтобы гасить задолженность, реструктурировать ее, он пытается привлечь к своей проблеме общественность, в том числе путем освещения в СМИ. Здесь только гражданско-правовые отношения двух субъектов бизнеса...»

Сам Абдулфайзиев признает наличие долга, но считает, что он отремонтировал старую крышу здания, поэтому собственник должен на эту сумму сократить задолженность. Тогда она уменьшится до 2 млн. рублей. Кроме того, часть долга якобы была сформирована в тот период, когда он работал в режиме «каникул».

На данный момент в картотеке татарстанского арбитража на Абдулфайзиева исков по взысканию аренды за ресторан не значится. В то же время ранее в арбитраж подавало иск «Российское авторское общество» — на 105 тыс. рублей компенсации (вероятно, из-за использования музыкальных фонограмм), однако иск в 2013 году был отозван. В 2012 году два раза на предпринимателя «наезжала» Госалкогольинспекция РТ: уличили в розничной продаже алкоголя без лицензии. Так, в сумме в кафе «1001 ночь» на ул. Адоратского, 33а было продано четыре бутылки водки, три бутылки коньяка и две бутылки вина, за что и был наложен штраф. В 2011 году исполком Казани выиграл иск о принудительном демонтаже настенного панно с надписью «Регистан кафе Шашлык», установленного на здании по ул. Адоратского, 22б.

БОЛЬШАЯ БАНКЕТНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ СВАДЕБ

Эксперты «БИЗНЕС Online» отметили не очень удачное расположение ресторана, но вместе с тем констатировали, что на рынке есть потребность в халяль-заведениях.

Нурислам Шарифулин — руководитель проекта P.Lоve:

— На ресторанном рынке Казани этот проект не был задуман, как мне кажется, на живой трафик, ежедневную наполняемость. Он рассматривается как большая банкетная площадка для свадеб, никахов, некоторые правоверные мусульмане достаточно широко празднуют обрезание ребенка. В этом сейчас есть большая потребность, и очень мало площадей, которые бы соответствовали всем халяль-канонам. Расчет был сделан именно на это. Мне там приходилось бывать неоднократно, и больше всего нравился интерьер. Это, пожалуй, самый лучший интерьер ресторана в формате аутентичной узбекской кухни.

Если смотреть на проект с коммерческой точки зрения, то у халяльного ресторана в ежедневном трафике есть много преимуществ и недостатков. Классический ресторан узбекской кухни предлагает большой ассортимент вина, напитков, крепкого алкоголя. Есть люди, которые с удовольствием кушают шашлычок и запивают его красным вином. Такой гость в ресторан формата «Регистан» не пойдет, но такой формат подходит для правоверных мусульман, несколько раз в день читающих намаз. Это место, куда можно прийти с семьей, друзьями и быть уверенным, что там халяль.

По большому счету дополнительных затрат в таком ресторане нет. В зависимости от концепции в ресторанах узбекской кухни алкоголь занимает 15 - 20 процентов к выручке. Слышал о вложениях в «Регистан», и речь шла о 60 миллионах рублей.

Зуфар Гаязов — гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— Я не был в «Регистане», но его местонахождение мне кажется не очень удобным. Мы работали в здании старого железнодорожного вокзала, предложили очень хороший проект «Алан Аш», а в итоге вынуждены были его закрыть из-за того, что трафика нет. Парадоксально, сделали красивый сквер, подземную парковку, инфраструктура была хорошая. Но проходить можно было только по пропускам. Вложения наши ушли впустую. Если связано с арендой и «Регистану» не пошли навстречу, то это плохо. Судя по всему, вложения были очень серьезные.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Особенность «Регистана» — в халяль-направлении, где основное отличие в себестоимости продукции. Мясо, приготовленное по всем законам халяль, стоит дороже процентов на 10. Вторая особенность заключается в алкоголе — его в ресторане быть не должно. Если говорить о различных заведениях, то там доля алкоголя достигает от 10 до 50 процентов. Халяль вносит свои ограничения в бизнес-модель. Есть, конечно, точки общественного питания. В городе это направление развивается, но оно не премиум-сегмента. Судя по фотографиям, проект был хорошим и качественным. За полгода ресторан даже не выходит на рентабельность, для этого нужно до 1,5 лет. За это время ресторан только занимает свою нишу.