«ХЛЕБ ЕСТЬ, МОЛОКО — ТОЖЕ. ЧЕГО ЕЩЕ НАДО?»

Сеть «Пестречинка» закрывает в Татарстане минимум треть своих магазинов, сообщил источник «БИЗНЕС Online» в торговой отрасли. Эту информацию в беседе с корреспондентом газеты подтвердил операционный директор сети Александр Шилковников: «Мы сейчас сокращаем магазины. Были вынуждены нерентабельные магазины в Чистополе закрыть. У нас их там было 10. В Казани тоже часть закрыли: избавились от арендованных магазинов — их было порядка 12, а собственные оставили. Мы все полностью просчитали и решили прекратить деятельность объектов, которые были нерентабельны, не приносили эффекта».

Как выяснилось, закрываются магазины не только в Казани и Чистополе, но и в Зеленодольске. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил пресс-секретарь администрации Зеленодольска Александр Коршунов: «Сама продукция никуда из города не пропадает, просто „Пестречинка“ будет напрямую в сети поставлять. Закрытие они объясняют тем, что много конкурентов у них стало — содержать целые магазины достаточно тяжело, поэтому приняли решение торговать в сетях». В Зеленодольске было четыре магазина, обращений по поводу невыплаты зарплаты от работников не поступало, добавил он.

После посещения нескольких казанских магазинов «Пестречинка» у корреспондента «БИЗНЕС Online» сложилось впечатление, что в ближайшее время могут прикрыть и другие лавочки. На ул. Энергетиков и ул. Бондаренко (адреса указаны на сайте продуктовой сети) «Пестречинки» уже и в помине нет, а сотрудники соседних торговых площадок оказались не в курсе, как давно съехали предыдущие арендаторы. На ул. Лушникова магазин все еще работает, но скудность ассортимента намекает на то, что с мини-маркетом что-то не то. Бросается в глаза, с одной стороны, широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков, консервов и специй — всего того, что имеет длительный срок годности, с другой — полное отсутствие колбасных и мясных изделий производства «Пестречинки». На вопрос, почему на полках так пусто, кассирша ответила в духе стоиков-эпикурейцев: «Хлеб есть, молоко — тоже. Чего еще надо?»

Бросается в глаза широкий выбор всего, что имеет длительный срок годности, и полное отсутствие колбасных и мясных изделий производства «Пестречинки» Бросается в глаза широкий выбор всего, что имеет длительный срок годности, и полное отсутствие колбасных и мясных изделий производства «Пестречинки» Фото: Елена Галеева

Магазин на ул. Меридианной тоже произвел унылое впечатление. Зато на полках удалось найти пельмени от «Пестречинки» и даже увидеть покупателя — мальчика лет 8 с целым пакетом соков, который явно удивил кассиршу. «Денег на товар у них нет, — видимо, имея в виду руководство, пожаловалась продавщица, — про зарплату вообще не говорим». Расстроенная собеседница предположила, что скоро магазин закроют.

К слову, о зарплате. «Минтруду бы заинтересоваться отношением руководителей торговой сети „Пестречинка“ в Чистополе к своим работникам, — написал „БИЗНЕС Online“ один из читателей. — Закрыты все магазины. Весь персонал заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию (все это делалось под давлением). Есть случаи, когда заявление писали мамы, находящиеся в декретном отпуске. И никто не жаловался на неправомерные действия».

В чистопольских «Пестречинках» работали примерно 80 человек. Сколько сотрудников числилось в закрывшихся казанских магазинах, Шилковников уточнить не смог. «Как такового сокращения не было, — заверил он. — Были неэффективные магазины. Мы премиальную часть были вынуждены не выплачивать, потому что планы по KPI не выполнялись. Люди получали только окладную часть и сами покинули нашу компанию». О сокращениях в других городах представитель «Пестречинки» ничего не сказал, в пресс-службе «Ак Барс Холдинга» на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

Несмотря на то, что сеть носит название бренда «Пестречинка», доля куриной продукции в общем объеме продаж у сети незначительна Несмотря на то что сеть носит название бренда «Пестречинка», доля куриной продукции в общем объеме продаж у нее незначительна Фото: Елена Галеева

ТОРГОВАТЬ — ЭТО НЕ ДЛЯ «АК БАРСА»?

«Пестречинка» (юридическое лицо — ОАО «Азык») входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс», возглавляемое Иваном Егоровым. На сайте холдинга сообщается, что предприятие образовано в 1984 году на базе Московского райпищеторга. Торговая сеть специализируется на реализации продукции птицеводческого блока холдинга (птицефабрика «Казанская», агрофирма «Ак Барс-Пестрецы», птицеводческий комплекс «Ак Барс»).

Торговая сеть насчитывает более 60 магазинов формата «у дома» в Зеленодольске, Чистополе, Казани, Нижнекамске, Нурлате, Буинске и Больших Кайбицах. В зависимости от формата (магазин самообслуживания или прилавочный) покупателям предоставляется на выбор 1,5 - 3 тыс. наименований товаров. За день в магазинах «Пестречинка» совершают покупки около 30 тыс. человек. Представлено около 200 наименований продукции под торговой маркой «Пестречинка». «Ежегодно растет число магазинов, увеличивается товарооборот. Кроме того, ОАО «Азык» сдает в аренду торговые площади одному из крупнейших российских ретейлеров — компании «Пятерочка», — сообщает портал холдинга.

По данным на 30 сентября 2016 года, 72,21% ОАО «Азык» принадлежит ООО «Ак Барс-Актив», еще 19,98% — АО «ХК «Ак Барс». Генеральный директор компании — Рустем Давлетшин. В рейтинге «БИЗНЕС Online» Топ-300 за 2016 год «Азык», скатившись на 66 строчек, заняла 230-ю позицию. Выручка компании сократилась на 465 млн. рублей до 1,8 млрд., а прибыль составила всего 460 тыс. рублей. Интересно, что в финансовом отчете по прочим статьям прошли многомиллиардные обороты. Так, по прочим расходам была проведена сумма 87,5 млрд. рублей, по прочим доходам — 87,6 миллиарда! В отчете говорится, что такие суммы обусловлены реализацией ценных бумаг, правда, не уточняется, каких именно. Объемы же такие, будто играли на бирже...

«Пестречинка» входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс», возглавляемое Иваном Егоровым «Пестречинка» входит в АО «Холдинговая компания «Ак Барс», возглавляемое Иваном Егоровым Фото: «БИЗНЕС Online»

Нельзя не вспомнить несколько других прикрывшихся торговых проектов холдинга «Ак Барс». В 2005 году «Ак Барс Регион» (бывший «Ак Барс Торг»), отказавшись от развития собственного бренда, купил франшизу на открытие в РТ «Пятерочек». Все бы ничего, но в 2009 году держатель торговой марки — компания «Агроторг» (входит в Х5 Retail Group) — решил сам открыть магазины в Татарстане. Предусмотренные договором ограничения ловко обошли: вместо «Пятерочки» федералы писали на вывесках «Пятерочка+». Разбирательства в УФАС и арбитраже ничего «Ак Барсу» не дали.

Тем временем срок франшизы истек. С конца 2014 года «Ак Барс» запустил ребрендинг «Пятерочек» в «Нашу марку» и «Чак-чак», но время было упущено. В конце ноября 2015 года в Татарстане закрылось 80 из 120 развиваемых «Ак Барс Регионом» магазинов, например, почти все торговые точки компании в Закамской и Заволжской зонах (Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, Алексеевск, Чистополь). Как утверждают наши источники, при плохо развитой логистике в Закамье их выручка попросту не оправдывала слишком дорогое содержание магазинов. Кроме того, по нашей информации, за последние два месяца количество магазинов сократилось с 40 до 30. Из оставшихся половина работают под брендом «Чак-чак», еще половина — под «Нашей маркой».

Таким образом, уже сейчас «Ак Барс Регион» больше напоминает бизнес по сдаче в аренду площадей, причем конкурентам. Похоже, то же самое может произойти и с брендом «Пестречинка».

Торговая сеть насчитывает более 60 магазинов формата «у дома» в Зеленодольске, Чистополе, Казани, Нижнекамске, Нурлате, Буинске и Больших КайбицахНажмите, чтобы увеличить

ЗЕМЛЯ УХОДИТ У «ПЕСТРЕЧИНКИ» ИЗ-ПОД НОГ

Что же все-таки стало причиной резкого сокращения количества магазинов куриного бренда? Директор по развитию сети супермаркетов «Светофор» в Татарстане Вадим Попов указал в беседе с «БИЗНЕС Online», что в 2016 году объем продаж по стране продолжал снижение, а это однозначное сужение рынка розничной торговли: объектов все больше, а денег покупатели готовы тратить все меньше. Это первое.

Второе: сегмент сети магазинов у дома в Татарстане развит выше среднего уровня по России и, пожалуй, уступает только Санкт-Петербургу, констатировал в разговоре с «БИЗНЕС Online» финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. «Сейчас на рынке остаются сети, более приспособленные к ситуации, которые профессионально занимаются этой деятельностью, — отмечает Попов. — „Пестречинка“ же никогда не отличалась профессионализмом. Ведь это всегда был побочный процесс, потому что основной бизнес у них все-таки другой. В итоге на сужающемся рынке они, естественно, полетели одними из первых».

В конце ноября 2015 года в Татарстане закрылось 80 из 120 развиваемых «Ак Барс Регионом» магазинов В конце ноября 2015 года в Татарстане закрылось 80 из 120 развиваемых «Ак Барс Регионом» магазинов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ретейлер „Ак Барса“ проиграл как конкурент крупным федеральным сетям», — соглашается с коллегами генеральный директор компании «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров. Он называет «куриные» минимаркеты «староформатными» и приводит в пример «Пятерочку», которая постоянно делает ребрендинг сети: «Если раньше в „Пятерочке“ зашивали витрины, то теперь раскрывают их, делают помещения светлыми, там много ярких тонов, появилась более современная атмосфера для потребительского рынка. Проблемы „Пестречинки“ связаны не с отдельными убыточными магазинами, а с неэффективностью всей сети».

Несмотря на то что сеть носит название бренда «Пестречинка», доля куриной продукции в общем объеме продаж у сети незначительна, уверен Попов. «Вполне возможно, что, когда рынок стал более конкурентным, их единственным преимуществом оставалась именно курятина, — предполагает он, — то есть они стали обыкновенными либо даже хуже, чем другие магазины у дома, но всегда выигрывали за счет того, что у них были определенная цена и ассортимент именно по курице». Теперь же, когда на Казань активно начала наступать компания «Челны-Бройлер», земля стала уходить у «Пестречинки» из-под ног. «Очевидно, у сети не осталось никаких других преимуществ», — заключает эксперт.

Вместе с тем Ахмеров указал, что в Татарстане успешно развиваются другие сети, нацеленные только на свой фирменный продукт, например «Звениговские колбасы» и «Йола». А заменить «Пестречинку» на арендовавшихся ранее ей местах могут другие сети формата «у дома» — «Августина», «Мечта», «Русалко», «Алькодьюти» или даже новый игрок — «Красное&Белое».