В Казани стартовал международный форум «Интеллектуальная собственность и экономика регионов России» В Казани стартовал международный форум «Интеллектуальная собственность и экономика регионов России»

ВОТ ОН — БУДУЩИЙ ЗАМГЕНДИРЕКТОРА «ТАТНЕФТИ»

«У нас одно время было слабое звено: изобретений много, а патентование отстает. Но почему мы должны отдавать кому-то? Изобрели у нас, а кто-то там у себя запатентовал», — так емко охарактеризовал суть стартовавшего вчера в Казани международного форума «Интеллектуальная собственность и экономика регионов России» председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, обходя сопутствующую мероприятию выставку.

Первый замгендиректора ПАО «Татнефть» Наиль Ибрагимов воспользовался случаем и представил делегации директора Инженерного центра компании Руслана Заббарова: «Будущий замгендиректора „Татнефти“ по инновациям». «Карьера уже обеспечена», — заметил Мухаметшин. Молодой директор не спасовал и обозначил роль «Татнефти» в отраслевой инновационной деятельности. Оказывается, по регистрации патентов татарстанская компания опережает Total, ExonMobil, Shell, BP, «Роснефть» и «Лукойл». Экономический эффект от регистрации патентов по итогам 2016 года составил 9,3 млрд. рублей.

«У нас доля нематериальных активов предприятия, несмотря на то что оно большое, составляет 1 процент, что достаточно много», — отрекомендовался представитель ПАО «КАМАЗ», но гости уже шли дальше. Начальник отдела интеллектуальной собственности ПАО «КВЗ» Ирина Козлова сообщила, что за последние годы доля нематериальных активов у предприятия не изменилась, и посетовала на низкую коммерциализацию инноваций. «Вы не можете делать деньги на этом, по-русски говоря?» — переспросил Мухаметшин. Уже в ходе пленарного заседания он поставил всем в пример КНИТУ-КАИ, который заработал с патентов более 500 млн. рублей.

ТРЕУГОЛЬНИКИ, ЧАК-ЧАК И БЕЛЯШ

Перед пленарным заседанием руководитель федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев поведал журналистам, что количество ежегодных заявок, которые подаются в Роспатент, увеличивается. Интересно, что по изобретениям этот процесс не очень заметен, зато по товарным знакам он изряден — плюс 21% (в Татарстане — 45%). «Это означает, что экономика внутри развивается, — заверил Ивлев. — Созданы продукты, которые зрели до того момента, что им нужно конечное значение реализовывать на рынке, чтобы защитить свою продукцию». На слайде появились главные «товарные знаки» РТ — чак-чак, треугольник, беляш и тюбетейка. «Вся пища халявная... халяльная то есть (в зале засмеялисьприм. ред.), — вмешался в выступление московского коллеги Мухаметшин. — Халява халяльная. Вся пища экологически чистая: наш эчпочмак, чак-чак — они забрендированы, их знают в Москве и во многих регионах России».

Всего в прошлом году в РФ по изобретениям подано 41 тыс. 536 заявок. По Татарстану всего подано 700 заявок на изобретения, еще почти 500 — на полезные модели, а также около сотни — по промышленным образцам. «У нас изобретают все! — констатировал Ивлиев. — На этой выставке мы видели, что создаются новые технологические материалы, способы применения лекарств. Например, выдающийся патент, который мы зарегистрировали в прошлом году, — это способ доставки лекарства в раковые опухоли с помощью наночастиц. У нас есть достижения и в технической сфере. Наибольшее количество патентов — это химия, ядерная физика, космонавтика». Конечно, к уровню 2015 года произошло уменьшение на 10% (тогда было 45 тысяч). Падение, как пояснил руководитель федеральной службы по интеллектуальной собственности, в основном связано с заявками из зарубежья — так называемые санкционные страны перестали регистрировать свои «мозги» в России. Кроме того, повысились требования к регистрации заявок, причем кардинально ничего не поменялось, заметил московский чиновник. По его словам, движение в 10% — это нормально. Об этом и о состоянии интеллектуального рынка в Татарстане подробнее Ивлиев рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Зампредседателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ильяс Умаханов заметил, что место для проведения форума выбрано не случайно. Во-первых, Татарстан — один из лидеров по инновационной деятельности в России (республика занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по индексу инновационного развития и 4-е — по индексу изобретательской активности). Во-вторых, в республике работает долгосрочная программа развития рынка интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы, которой нет на федеральном уровне. Недавно, по словам Умаханова, была принята стратегия научно-технологического развития России. «Отрадно отметить, что очень много ваших и наших общих идей легло в основу этого важнейшего документа», — заметил он. Одно из условий развития рынка интеллектуальной собственности — развитие качественного патента. «Надо признать, что действующие в нашей стране в этой сфере правовые механизмы не смягчают рисков, — заметил Умаханов. — Для исправления данной ситуации совет по вопросам интеллектуальной собственности приступил к разработке поправок, в рамках форума этому будет посвящена отдельная встреча».

Среди прочего Ивлиев презентовал Топ-100 патентователей РФ по итогам 2016 года. Из РТ в него входят «Татнефть» (101 патент — 4-е место), КНИТУ-КАИ (76 патентов, 28-е) и КАМАЗ (70 патентов, 31-е), КФУ (53 патента, 59-е), КГАСУ (49 патентов, 67-е) и КГЭУ (44 патента, 79-е).

По словам Ильяса Умаханова, недавно была принята стратегия научно-технологического развития России По словам Ильяса Умаханова, недавно была принята стратегия научно-технологического развития России

В РОССИИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТАКОЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ

И наконец, Ивлиев подошел к самому главному — проблемам на российском интеллектуальном рынке. По его словам, предприятия страны не занимаются развитием своих изобретений — не создают специальных отделов (как это делают в Татарстане). «Данная работа должна быть всеобщей, поэтому Роспатент предлагает реализовать управление в сфере интеллектуальной собственности как государственную функцию на региональном и федеральном уровнях», — объявил глава Роспатента.

Патентная грамотность на низком уровне, заявил гендиректор Института финансового развития Ильдар Шайхутдинов. Многие, по его словам, даже не знают, в чем разница между ноу-хау и патентом. Кроме того, в России нет понимания того, что нематериальный актив — это полноценный актив организации, потому многие его не декларируют. В конце концов, Шайхутдинов подвел к тому, что у руководства нет стратегического видения экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.

.

Вспомнили и о том, что хотя бы 1% в капитализации компаний должен приходиться на интеллектуальную собственность. Этот вопрос не раз поднимался президентом РТ Рустамом Миннихановым. Он даже поручил руководству предприятий обязательно поднять этот вопрос на своих советах директоров. «Все зависит от величины собственности капитала, — прокомментировал Мухаметшин предложение об 1% патентов в капитале. — „Татнефть“, например, очень большая, 1 процент от ее собственности — приличная сумма. Но я думаю, что надо брать задачу больше. Мы не можем всем ставить одинаково, в любом случае надо увеличивать».