«Что касается ценообразования, я понимаю Марата Готовича: чем выше цены на молоко, тем лучше будет сельхозпроизводителю» «Что касается ценообразования, я понимаю Марата Готовича: чем выше цены на молоко, тем лучше будет сельхозпроизводителю»

«ВЕЗТИ ПОЛУПУСТОЙ МОЛОКОВОЗ МОЖНО, НО ЭТО СВЯЗАНО С РИСКАМИ»

— Владимир, напомните, когда завод, ранее принадлежавший группе компаний братьев Хайруллиных, перешел к Danone и какое место он теперь занимает в структуре компании?

— Завод построен в 2004 году, и у него такая же судьба, как и у наших соседей, «Эфеса» (оба завода, молочный и пивной, расположены на улице Тихорецкой — прим. ред.), — он принадлежал холдингу «Красный Восток». Завод был продан в 2006 году компании «Юнимилк» и уже вместе с ней перешел к Danone. До 2015 года мы оставались отдельным юридическим лицом, а в июле 2015-го стали филиалом компании. Всего в России у нас 16 заводов: 11 — в Центральном регионе и 5 — на Урале и в Сибири. В Поволжье у компании три завода — Саранский молочный комбинат, «Самаралакто» и наш. Казанский завод производит порядка 8 процентов от общего объема всех заводов Danone.

— Слышала, что в прошлом году Danone закрыл чебоксарский филиал и к вам перевезли часть оборудования и сотрудников...

— Сотрудников — нет, а часть оборудования, в основном фасовочное, перевезли, и сейчас производим в Казани продукцию для Чувашии — турах, варенец. Мы очень близко находились друг к другу, а наш завод работал эффективнее. Если два завода, один из которых находится в лучшем состоянии, находятся рядом, то вариантов два: либо оставлять более рентабельный, либо развивать обе площадки, но получить высокую добавленную стоимость продукта и тогда что-то придумывать с ценой. В нашем случае выбрали первый вариант.

— Какие молочные продукты производите? И в каких объемах?

— Около 200 тонн в сутки. Молоко под брендом «Простоквашино», которое продается в магазинах Татарстана, — стопроцентно наш продукт. Йогурты и молочные коктейли «Смешарики» и «Растишка» тоже исключительно наши, и сметана «Простоквашино», почти любой жирности. Иногда в Татарстане появляется продукция самарского завода, когда у нас, к примеру, мощности производства не хватает. Но это бывает очень редко. Молочка под брендом «Эдельвейс» — сметана, ряженка, катык, сыворотки — производится исключительно в Казани. Еще — сывороточные напитки «Актуаль». И хотя они производятся не только на казанском заводе, родина этого продукта здесь.

Часть продукции упаковывается в ПЭТ-тару, часть — в мягкую экологичную упаковку. Если эту упаковку оставить на солнце, на открытом воздухе, то через год от нее не останется ничего. Она полностью биоразлагаемая, поскольку содержит большое количество мела. Если смотреть в объемном выражении, то большая часть продукции выпускается в ПЭТ-упаковке. Если в штучном выражении, то это мягкая упаковка.

«Из Татарстана молоко-сырье сначала вывозится, а потом возвращается в виде готового продукта» «Из Татарстана молоко-сырье сначала вывозится, а потом возвращается в виде готового продукта»

— Кстати, почему Danone решил сохранить татарстанский бренд «Эдельвейс»? В других регионах компания тоже оставляет местечковые, полюбившиеся народу торговые марки?

— На самом деле компания сохраняет такие бренды почти везде. Например, сливки под брендом «Петмол».

— Откуда вы берете сырье? Приходится ли завозить молоко из-за пределов Татарстана?

— Это в основном Татарстан. Не скажу, что мы завозим большое количество молока из-за пределов республики, но у нас есть несколько поставщиков из Кировской области.

— И как вам татарстанское молоко? Удовлетворяет ли требованиям международной компании?

— Мы работаем не со всеми, потому что не все татарстанские фермы могут обеспечить необходимый нам уровень качества. Тем поставщикам, которые хотят с нами работать, мы выставляем определенный набор параметров, которым должно соответствовать молоко, и к ним выдвигаются наши ребята. Только после того как наша лаборатория подтверждает соответствие всем требованиям, начинаются поставки на завод. Сейчас мы работаем с агрофермами холдинга «Красный Восток», «Осянь», крестьянско-фермерским хозяйством «Уязы». Это основные, есть и ряд малых агроферм.

— То есть небольшое КФХ тоже может с вами сотрудничать?

— Если небольшое КФХ имеет 3-4 тонны молока в день или через день, но хорошего качества, то мы готовы с этим хозяйством работать.

— А с чем обычно возникают проблемы — с качеством или с объемами?

— И с тем, и с другим. Для оптимизации поставок мы привлекаем транспортные компании с машинами емкостью 3 - 8 тонн. Если такая емкость не полностью загружена — а вы знаете, что такое центробежная сила: на повороте жидкость смещается от одной стенки к другой, — молоковоз опрокидывается. Гонять полупустой молоковоз можно, но это связано с рисками, не говоря уже о неэффективной логистике. Поэтому нам надо заполнять машины по максимуму. А география поставок большая: татарстанское молоко везут и на другие заводы Danone — и в Самару, и в Саранск, это зависит от удаленности фермы от завода.

— Потребителей в первую очередь волнуют вопросы качества...

— Как я уже говорил, у нас очень серьезный «входной контроль». Мы уже сейчас работаем по стандартам, которые в России должны вступить в силу в середине 2017 года, — технического регламента таможенного союза. Мы уже 2,5 года подряд определяем наличие или отсутствие четырех видов антибиотиков в молоке, плюс наш департамент закупок сырья занимается качественным аудитом молока ферм.

Кроме того, при поддержке Danone министерство сельского хозяйства Татарстана создало практический центр повышения квалификации специалистов АПК. Учебный класс и общежитие в Сабинском районе уже построены. Мы делимся успешным опытом Молочной бизнес-академии, которая расположена в Липецкой области. В академию на недельные обучающие семинары приглашаются сотрудники и управляющие ферм, зоотехники. Им преподается все что нужно для правильного содержания и кормления, чтобы получить высокую продуктивность от коров.

— Это платный курс?

— Не совсем бесплатный...

— То есть это своего рода МВА для фермеров?

— А он так и называется — МВА [эм би эй].

«Не все татарстанские фермы могут обеспечить необходимый нам уровень качества» «Не все татарстанские фермы могут обеспечить необходимый нам уровень качества»

«САМУЮ БОЛЬШУЮ НАЦЕНКУ ДАЮТ ТОРГОВЫЕ СЕТИ»

— Сколько процентов в себестоимости вашего товара занимает молоко?

— Если говорить о просто молоке, прошу прощения за тавтологию с конкурентом на рынке («Просто молоко» Марата Муратоваприм. ред.), то порядка 70 процентов. Если брать молочные коктейли — 40 процентов, потому что в них добавляют натуральные ароматизаторы и красители, которые тоже стоят денег, а упаковка асептическая и стоит очень дорого. Если брать йогурты, то молоко составляет около 50 процентов в их себестоимости, творожные десерты — процентов 60...

— Что скажете о закупочных ценах на молоко в Татарстане? Наше правительство хочет, чтобы цены для фермеров были повыше, а производителю это не на руку...

— Что касается ценообразования, я понимаю Марата Готовича (Марат Ахметов, министр сельского хозяйства РТприм. ред.): чем выше цены на молоко, тем лучше будет сельхозпроизводителю. Но в то же время буквально вчера я слышал: цена на сливочное масло (а это оптовая цена закупки монолитом) выросла на 10 рублей за килограмм. В итоге от такой политики страдает не производитель (хотя и он тоже), а потребитель, потому что фермер производит дорогое молоко, затем мы его перерабатываем, а конечная цена складывается в первую очередь из того, что мы имеем на изначальном этапе.

— А за сколько вы покупаете молочное сырье?

— Секрет!

«Когда у человека складывается в голове образ «я выпускаю продукцию исключительно для здорового питания», он подходит к делу совершенно по-другому» «Когда у человека складывается в голове образ «я выпускаю продукцию исключительно для здорового питания», он подходит к делу совершенно по-другому»

— Меня как потребителя шокируют цены в 100 рублей за пачку творога. Все-таки кто добавляет основную наценку?

Все понемногу, наверное. Цепочка очень длинная: есть себестоимость, есть стоимость, которую добавляет завод, затем — логистические центры, дальше — торговые звенья. Производитель же зарабатывает в основном на йогуртно-десертной группе, но не на базовых молочных продуктах. Меня тоже коробит цена пачки творога в 100 рублей, но, с другой стороны, если посмотреть по себестоимости, на 200 граммов творога нам нужно порядка 2 литров молока. Считайте сами.

Общая наценка — от изначальной себестоимости до магазинной полки — колеблется для различных молочных продуктов от 10 до 35 процентов. Но я думаю, что самую большую наценку дают торговые сети, потому что сейчас нет конкуренции между производителями — не хватает продукции в традиционной группе товаров.

— Не хватает молочной продукции?! В Татарстане или в России в целом?

— Вообще в России. У нас производство молока особо не растет. А в связи с вводом санкций Евросоюза очень большое количество производителей переключилось на производство сыров, потому что эта ниша была освобождена. И это правильный ход с точки зрения развития производства внутри России, но в то же время это подтолкнуло сельхозпроизводителей на повышение цен, потому что еще совсем недавно сельхозпроизводители ходили с протянутой рукой, у нас был профицитный рынок молока и молочной продукции. Сейчас рынок изменился в противоположную сторону — буквально за последние два года.

— А каков дефицит в Татарстане?

— Если закрывать только потребности республики, дефицита нет. Татарстан обеспечен. По официальной статистике, у нас очень много завозной готовой продукции. Но это связано не с тем, что не хватает молока-сырья, а с тем, что из Татарстана молоко-сырье сначала вывозится, а потом возвращается в виде готового продукта.

«Если у нас появляется «Платон», то мы стараемся оптимизировать затраты, но это, к сожалению, не всегда помогает» «Если у нас появляется «Платон», то мы стараемся оптимизировать затраты, но это, к сожалению, не всегда помогает»

«НЕ ВСЕ ЗАВОДЫ В ТАТАРСТАНЕ ДОТЯНУТСЯ ДО УРОВНЯ «ТЕТРАПАКА»

— У меня сложилось ощущение, что торговая сеть «Эдельвейс» дает вам преференции на полке. Это так?

— На самом деле больше возможностей нам дают федеральные сети, потому что в них мы представляем весь ассортимент нашей продукции. Но местные сети более волатильны, то есть более приспособлены к изменениям, потому что они здесь и сейчас могут принять решение. А проще всего попасть на полку магазина формата «около дома» — прийти и договориться с владельцем магазина.

— У Danone, наверное, совершенно нет проблем попасть на полку?

— Попасть несложно, но и отношение иное — например, штрафные санкции могут быть совсем другого порядка, нежели для локальных производителей...

— Какова ваша доля рынка на полках магазинов в Татарстане и в России?

— В России, по исследованиям Nielsen, мы лидеры рынка в стоимостном выражении и одни из лидеров — в объемном. Думаю, в отношении базовой молочной группы в Татарстане наша доля поменьше, потому что здесь много других производителей — и сметаны, и молока. А что касается йогуртно-десертной группы, думаю, местные производители нам не составляют серьезной конкуренции. Надо понимать, что для достойной конкуренции с Danone нужно поддерживать качество продукции на уровне международной компании. Не могу ничего сказать о стандартах молочных заводов в Татарстане, потому что сам на них не был, но на нашем заводе, на котором я уже работаю четвертый год, мы не сразу дошли до международного уровня. Он был ниже, и дело даже не в оборудовании, хотя и оно играет большую роль. В основном это отношение человеческое. Когда у человека складывается в голове образ «я выпускаю продукцию исключительно для здорового питания», а именно это мы и декларируем, он подходит к делу совершенно по-другому.

«Меня тоже коробит цена пачки творога в 100 рублей, но с другой стороны, на 200 граммов творога нам нужно порядка двух литров молока» «Меня тоже коробит цена пачки творога в 100 рублей, но, с другой стороны, на 200 граммов творога нам нужно порядка 2 литров молока»

— То есть вам пришлось воспитывать производственную культуру?

— И производственную культуру, и параметры изменять, например мойки оборудования, которые были немного занижены. И культура, и стандарты — этого не было.

— Пришлось ли делать какие-либо инвестиции?

— Нет. Конкретно на нашем заводе в серьезных инвестициях не было необходимости, потому что завод действительно построен как один из лучших российских заводов. Но наше отношение, прошу прощения, российское — «и так сойдет», как в мультфильме про мышонка... При таком отношении нельзя работать.

У нас есть различные программы, и начинаются они с безопасности людей. Следующий этап — это качество выпускаемой продукции. Только потом мы уже смотрим на «косты» (cost — с англ. «стоимость» — прим. ред.) — с какими затратами мы производим продукцию. Потом у нас идет удовлетворенность клиентов с точки зрения полноценных поставок: если клиент у нас просит 10 коробок, он должен получить именно столько. Пятым пунктом идет мотивация сотрудников и шестым — защита окружающей среды. Когда вы приезжаете в Москву или во Владивосток, вы везде должны получить продукт Danone абсолютно одинакового качества. Вот за это мы отвечаем.

— А кстати, насчет мотивации — какова средняя зарплата на вашем заводе?

— По разным позициям — по-разному, но самые низкооплачиваемые специалисты у нас получают выше рынка. Я видел бегущую строку на телевидении, где электрику, например, предлагают зарплату в 12 тысяч рублей. Вот у нас нет таких зарплат. Что касается специалистов-руководителей, они пониже рынка.

«Мы уже сейчас работаем по стандартам, которые в России должны вступить в силу в середине 2017 года, — техническому регламенту Таможенного союза» «Мы уже сейчас работаем по стандартам, которые в России должны вступить в силу в середине 2017 года, — техническому регламенту таможенного союза»

— Как на вас повлиял валютный скачок 2014 года? Вы упоминали, что закупаете оборудование в евро...

— Нашего завода это коснулось в меньшей степени, потому что он 2004 года постройки и особых инвестиций в улучшение процессов не требовалось, это другие заводы Danone в России еще нужно было подтягивать до казанского уровня. А что касается компании в целом, то сами понимаете: очень большие инвестиции делались в российские заводы в 2012 - 2014 годах, и это были не только деньги акционеров, но и кредитные. Все это привлекалось в евро и долларах, потому что в России за рубли можно купить только часть требуемого оборудования. Соответственно, когда произошел скачок стоимости евро и доллара, а компании нужно возвращать кредитные средства, да и акционеры хотят получить что-то обратно... Двукратный скачок очень страшно повлиял, и мы думали: что же будет с нашим бизнесом? Но, слава богу, компания Danone как начала в 1995 году работать в России, не сокращая производство даже в 1998 году, так и продолжила. Возможно, где-то это было в убыток себе, но потерять покупателя — значит, потерять будущую выгоду. И мы не готовы были на это пойти.

— Казанский завод сейчас прибылен или убыточен?

— Похвалюсь немножко: наш завод — один из самых лучших заводов Danone по добавленной стоимости. По РСБУ мы должны начислять амортизацию, которая очень серьезно влияет на себестоимость. А поскольку завод от 2004 года, у нас самое низкое влияние на бухбаланс со стороны основных фондов. Наверное, мы где-то даже сравниваемся с заводами, производящими другую, более рентабельную продукцию.

— Хорошее наследство вам оставил «Красный Восток»...

— Не совсем хорошее — нам пришлось над ним поработать, но завод полностью строил «Тетрапак», поэтому он будет работать очень долго, и не все заводы в Татарстане дотянутся до его уровня.

«Часть продукции упаковывается в ПЭТ-тару, часть — в мягкую экологичную упаковку. Если эту упаковку оставить на солнце, на открытом воздухе, то через год от нее не останется ничего» «Часть продукции упаковывается в ПЭТ-тару, часть — в мягкую экологичную упаковку. Если эту упаковку оставить на солнце, на открытом воздухе, то через год от нее не останется ничего»

«ЗАЧЕМ НАМ ЕЩЕ ЕГАИС С «ПЛАТОНОМ» НА МОЛОКО?!»

— Вы говорите, что из-за дорогой валюты строительство и оснащение молочного завода — недешевое удовольствие. А сколько будет стоить строительство такого же завода, как казанский Danone, с нуля?

— Не задавался таким вопросом, но, думаю, не меньше чем 15 - 20 миллионов евро, или 1 - 1,5 миллиарда рублей.

— Вы знаете, что в прошлом году у нас произошел большой раздел ваминовского наследства, по всему Татарстану раскупили молочные заводы. И не секрет, что на момент банкротства они находились в ужасном состоянии. А значит, нужны огромные средства, чтобы их восстановить...

— Мое личное мнение — приводить завод к европейскому уровню гораздо тяжелее, чем построить новый, либо это нужно делать серьезно и поэтапно. Я тоже слышал, что заводы, которые были под управлением «Вамина», находились в ужасающем состоянии и в их развитие не вкладывалось ничего. По информации компетентных источников, не вкладывалось даже в поддержание внутреннего состояния, не говоря уж о внешнем.

— Сколько лет потребуется, чтобы привести в нормальное состояние такое хозяйство?

— Все зависит от подхода и размера кошелька. Сейчас есть программа поддержки сельского хозяйства по возмещению кредитной ставки, и это интересная тема. По-хорошему, если есть средства, экспертиза и знания, как это можно сделать, года достаточно. Это если просто остановить завод и заняться его восстановлением. Что касается прибыльности, то в этом случае лет через 10 можно выйти на гарантированную прибыль.

Если это делать поэтапно, по отдельным корпусам, то лет за 5 завод можно полностью «вытащить» по качеству продукта. Тогда можно будет получать прибыль в течение одного-двух лет. Но тогда завод будет очень медленно двигаться вперед.

«У нас производство молока особо не растет. А в связи с вводом санкций Евросоюза очень большое количество производителей переключилось на производство сыров» «У нас производство молока особо не растет. А в связи с вводом санкций Евросоюза очень большое количество производителей переключилось на производство сыров»

— Насколько я понимаю, Danone вообще не рассматривал возможность покупки какого-либо предприятия из структуры «Вамина»?

— Не могу сказать точно, но, скорее всего, нет, потому что на одной территории второй завод при нестопроцентной загрузке первого смысла покупать нет.

— А насколько загружен ваш завод?

— Порядка 50 процентов.

— Почему только наполовину?

— Мы с вами как потребители голосуем кошельком, а в целом по стране потребление молочных продуктов падает. И кстати, возможно, это как раз-таки связано с ростом цен. Сельхозпроизводители подняли цены, «Платон» ввели, курсы евро и доллара достаточно серьезно влияют... Плюс новый федеральный закон №243 от июля 2015 года, который пытается ввести Россельхознадзор: мы должны будем каждую партию товара в движении от фермы до магазинной полки отслеживать в электронной системе.

— Это вроде ЕГАИС, но для молока?

— Да, то же самое хотят сделать для нас. Система называется «Меркурий». Мы должны будем прописывать, какие партии молока у нас пошли на производство, и каждая партия должна сопровождаться ветеринарным свидетельством. Например, если мы как производитель везем по всей России «Растишки» и «Смешарики», то если одна коробка поехала в Чебоксары, на нее должно быть выписано ветсвидетельство.

«Мы можем быть гениальными организаторами, но если некого организовывать, мы не добьемся результата» «Мы можем быть гениальными организаторами, но если некого организовывать, мы не добьемся результата»

— А это нечто невозможное?

— Судите сами. Наш завод не самый показательный пример, но если взять завод Danone в Чехове, гигант, то он везет в танке сырое молоко от 15 - 40 поставщиков. Потом из этих 100 тонн, которые он в одном танке саккумулировал, производит 10 наименований продукции. И по каждому продукту нужно сделать этот процесс отслеживаемым. Потом эта продукция разъезжается по всей России, и каждая партия должна быть обеспечена ветеринарным свидетельством. Нужно дополнительно посадить как минимум одного человека на заводе, который будет заниматься этим, на дистрибьютерских центрах нужно посадить еще одного человека, и даже если мы произвели 3 тонны сметаны, этот человек должен будет сделать всю работу. Я не знаю, справится ли один человек или нет. А это опять-таки ляжет в себестоимость готовой продукции. Зачем нам еще ЕГАИС с «Платоном» на молоко?!

— А когда система будет внедрена?

— Вообще должна вступить в силу 1 января 2018 года.

— Вы готовы к этому?

— Мы пока не начинали готовиться, это будет делаться централизованно, сверху во всей компании. Мы — ладно, мы большая компания и еще сможем это перетерпеть, а что делать маленьким производителям?! И мелким агрофермам — они же должны как-то внести в систему свое ветеринарное свидетельство.

— То есть, условно говоря, фермер в Актанышском районе со своим коровником, если отдает молоко на переработку, должен будет зарегистрироваться в системе, уметь в ней работать?

— Да, конечно. А сейчас ветеринарные свидетельства идут на бумажных носителях, и врач, который их выписывает, прекрасно знает, куда молоко поедет.

— Тогда и про «Платон» расскажите — насколько это на вас повлияло?

— В абсолютных цифрах не скажу, но влияние заметно, потому что возрастают логистические затраты, а наземный транспорт — это одна из львиных логистических затрат, порядка 40 - 50 процентов. Если у нас появляется «Платон», то мы стараемся оптимизировать затраты, но это, к сожалению, не всегда помогает. В день мы грузим порядка 5 - 6 крупнотоннажных транспортных средств.

«Для достойной конкуренции с Danone нужно поддерживать качество продукции на уровне международной компании» «Для достойной конкуренции с Danone нужно поддерживать качество продукции на уровне международной компании»

«СНАЧАЛА ДЕЛАЛ, А ПОТОМ МЕНЯ СПРАШИВАЛИ, ЧТО Я ЗА ЭТО ХОЧУ»

— Расскажите о себе. Как складывалась ваша карьера?

— Я начал трудовую деятельность в Тольятти, но исторически мои родители — уроженцы Татарстана. Папа — из Алькеевского района, мама — из Апастовского. Я оказался в нужное время в нужном месте. Или можно сказать по-другому: я был очень настойчив, когда впервые пришел на собеседование на тольяттинский молочный завод Danone. Мне был 21 год, а на дворе был 1994-й, когда с работой было совсем не хорошо. Я пришел и увидел, как это все строилось, — большой, красивый, европейский завод. Я очень хотел попасть в компанию и досаждал своими звонками, попутно выезжая на собеседования в другие места. Мне, получившему неполное высшее образование, везде отказывали или предлагали работать дворником. Так случилось, что на Danone потребовался подсобный рабочий, и мне позвонили и спросили: «Можешь завтра выйти на работу?» Я ответил: «Могу!»

Поскольку производство начинало работать, нужен был оператор на фасовочный автомат, а у меня были навыки инженера-механика — спасибо отцу покойному, который всю жизнь прожил в сельской местности. Я прижился, мы подняли эффективность фасовочного автомата, далее я совмещал эту работу и работу кладовщика, потому что на заводе было всего 32 человека и рук не хватало. Потом мы начали расти, я стал бригадиром, затем — начальником цеха, где у меня было в подчинении 52 человека. Мы стали производить йогурты с топперами — завод вырос до 150 человек. В 2008 году я стал начальником производства на заводе и доработал в этой должности до 2010-го.

Не хватило двух недель до 15-летия работы на заводе, который меня вырастил, как я ушел с завода и стал директором по производству в «Вимм-Билль-Данн». В 2012 году поступило предложение поработать в другой отрасли — производстве воды в Нижегородской области «Русское время», бренд «Акваника». А потом я вернулся в Danone — меня пригласил мой шеф. Сейчас заканчивается четвертый год, как я здесь работаю.

— Я часто встречаю руководителей крупных промышленных предприятий, которые выросли на заводе с нуля. Выходит, это места для реального карьерного роста?

— Я не знаю, насколько легко получится построить такую карьеру на маленьком предприятии... Думаю, все зависит от человека — насколько он целеустремлен, насколько хочет обучаться. Если человек не хочет стать генералом, он никогда им не станет — в любой отрасли. И если ты сидишь и просто хочешь денег... На российских предприятиях, к сожалению, говорят так: «Сначала скажи, что мне за это будет, а потом я сделаю». Я всегда придерживался другой позиции: сначала делал, а потом меня спрашивали, что я за это хочу.

«Деньги мотивируют ровно на три месяца, и если нет интересных задач, то мотивация падает» «Деньги мотивируют ровно на три месяца, и если нет интересных задач, то мотивация падает»

Деньги никогда не будут мотиватором, потому что чем больше наши доходы, тем больше и расходы. Если мы, например, считали нормальным ездить на автомобиле «Запорожец» 35 лет назад, это считалось крутым, сейчас человек имеет Mercedes и не считает это крутым. И потребительские корзины у людей с «Запорожцем» и Mercedes по начинке, наверно, одни и те же. Но тем не менее в одной — вареная колбаса, а в другой — сырокопченая, и я уверен: пока ты работаешь наемным сотрудником, тебе всегда будет не хватать. Деньги мотивируют ровно на три месяца, и если нет интересных задач, то мотивация падает.

— Про семью пару слов скажите...

— Женат, три дочки — 16,14 и 5 лет. Я сначала увез их из Тольятти в Уфу, в Уфе родилась младшая, в Казань привез ее в возрасте одного года, и она не представляет себе другого города, кроме Казани. Супруга работает воспитателем в детском саду.

— Есть ли у вас хобби?

— Вообще рыбалку люблю, но не помню, когда в последний раз на ней был. Летом некогда, а зимой холодно. А так — книгочей, читаю разное — классику в основном.

— Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: каковы три секрета успешного бизнеса?

— Забыть про слово «невозможно». На первое место — результат. А третье — это люди, с которыми работаешь. Мы можем быть гениальными организаторами, но если некого организовывать, мы не добьемся результата.