Новая версия республиканской программы по развитию аквакультуры, которую со скандалом приостановил в августе Рустам Минниханов, вот-вот будет опубликована. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на горизонте уже появился первый крупный инвестор, готовый вложить в разведение осетровых сотни миллионов рублей. Призрак инвестиций заставил смахнуть пыль с провалившихся проектов в Черепашьем и Камских Полянах.
Уже несколько месяцев власти Татарстана ведут переговоры с президентом союза осетроводов РФ Александром Новиковым (второй слева) о создании в РТ крупного производства по разведению ценных пород рыбы
В ТАТАРСТАН ПОСТУЧАЛИСЬ ИЗ ВОЛОГДЫ
Скандальное событие произошло на созванном в августе прошлого года совбезе, посвященном судьбе рыбного промысла. Президент РТ Рустам Минниханов своим решением приостановил действие принятой полугодом ранее республиканской программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы».
«Требует совершенствования система компенсационного зарыбления, имеющиеся рыбные хозяйства не используют свой ресурс, — заявил тогда Минниханов. — Принятая программа развития аквакультур практически не работает». По его словам, имеющиеся рыбные хозяйства не используют свой ресурс, республика не имеет инфраструктуры, позволяющей перерабатывать рыбу, и не создает добавленную стоимость, отправляя сырье на переработку за пределы региона. Он потребовал внести в программу изменения, заявив, что республике по силам увеличить производство рыбной продукции до 20 тыс. т в год.
Как выяснил «БИЗНЕС Online», толчком к пересмотру отношения республики к отрасли стало появление потенциального крупного инвестора. Уже несколько месяцев власти республики ведут переговоры с президентом союза осетроводов России и учредителем фирм «Русский икорный дом» и «Русская осетровая компания» Александром Новиковым. По нашим сведениям, готовится подписание с Татарстаном инвестиционного соглашения о государственно-частном партнерстве по проекту производства мальков, выращиванию товарной рыбы и производству черной икры в поселке Черепашье (Рыбно-Слободский район РТ). Республика войдет в проект уже созданной там инфраструктурой (принадлежит РАЦИНу), а Новиков закупит оборудование и предоставит готовое маточное стадо, что существенно сократит сроки окупаемости, ведь, чтобы получить первую икру, осетров нужно отращивать 8 лет.
Конкретных сумм инвестиций Новиков не назвал, так как в данный момент проработка проекта еще не завершена. «Давайте так: для того чтобы построить, допустим, завод, рассчитанный на содержание 200 тонн осетровых, потребуется порядка 550 миллионов рублей», — намекнул глава «Русского икорного дома», не уточнив, какую сумму готов вложить самостоятельно.
Сейчас основное производство группы компаний размещено в Вологодской области, но бизнесмен заинтересован в еще одной площадке. «Нельзя все яйца держать в одной корзине, — пояснил он „БИЗНЕС Online“ свой интерес к Татарстану. — Для рыболовства это очень опасная вещь, и события в Мурманске (где произошла массовая гибель осетров из-за занесенной инфекции — прим. ред.) показали это».
Александр Новиков закупит оборудование и предоставит готовое маточное стадо, что существенно сократит сроки окупаемости, ведь, чтобы получить первую икру, осетров нужно отращивать 8 лет
РЫБНАЯ СЛОБОДА В ЧЕРЕПАШЬЕМ
Впервые о создании в Татарстане крупного производства по разведению ценных пород рыбы заговорили еще в 2009 году, когда правительство РТ приняло трехлетнюю республиканскую целевую программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2010 - 2013 годы». Согласно этой программе, завод по разведению и переработке стерляди предполагалось построить в ОЭЗ «Алабуга». Тогда же для разведения рыбы в Волжско-Камском бассейне запланировали построить плавучий завод в Черепашье. Программа предусматривала выделение 451 млн. рублей из федерального бюджета, 75 млн. рублей из местного и около 2,5 млрд. рублей частных инвестиций. Большую часть этих средств должен был получить возглавляемый Хайдаром Гарифуллиным ГУП «Татрыбхоз».
Однако уже в 2010 году от площадки ОЭЗ «Алабуга» отказались и оба проекта объединили. Заказ на плавучий рыбозавод в виде баржи с множеством внутренних бассейнов стоимостью около 300 млн. рублей должен был получить Зеленодольский судостроительный завод. Одновременно в Черепашье должно было начаться строительство стационарного рыбозавода мощностью 2 млн. мальков стерляди за 650 млн. рублей. Вместе они бы стали называться Волго-Камским рыборазводным комплексом.
В августе 2010 года между Татарстаном и федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовством) было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации этих проектов. Доля федеральных вложений должна была составить 75%, а 25% — средства республиканского бюджета. Курировать проекты было поручено директору ГУП «Татрыбхоз» Гарифуллину.
Однако планы встали на середине: финансирование было приостановлено, ГУП «Татрыбхоз» обанкротилось. На его месте в начале 2016 года была создана ассоциация с аналогичным названием, которую также возглавил Гарифуллин.
Для разведения рыбы в Волжско-Камском бассейне запланировали построить плавучий завод в Черепашье
МЕЧТЫ МУРАТОВА
Параллельно с комплексом в Черепашьем прорабатывался еще один грандиозный проект по подъему рыбоводства в Татарстане. В технопарке «Камские Поляны» должен был появиться завод по выращиванию осетровых в условиях замкнутого цикла (без выпуска в среду естественного обитания) мощностью на 15 - 16 т черной икры в год.
Концепцию технопарка в 2013 году разработало ГБУ «Центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ» (ЦЭСИ) под руководством Алевтины Кудрявцевой. Камский стерляжий рыборазводной комплекс должен был стать якорным резидентом, а вокруг него должны были расплодиться малые компании, занимающиеся переработкой (котлеты, снеки, филе, консервы и т. д.) и упаковкой продукции, а также различные сервисные службы (ветеринария, методология, центр повышения квалификации и аттестации, научно-исследовательские лаборатории, сертификация, логистика, маркетинг и т. д.)
Были планы и относительно сбыта. Его должен был обеспечить технополис «Новая Тура», создание которого курировал в то время вице-премьер РТ Равиль Муратов. Тогда еще предполагалось, что технополис станет не просто вещевым рынком, а узловым центром наподобие знаменитого барселонского «Меркабарна».
Общий объем инвестиций в технопарк «Камские Поляны» оценивался экспертами ЦЭСИ в 500 млн. рублей, 250 млн. рублей из которых шло на развитие инфраструктуры. В результате деньги были вложены, инфраструктура создана, а вот инвесторов найти так и не удалось.
В технопарке «Камские Поляны» должен был появиться завод по выращиванию осетровых в условиях замкнутого цикла (без выпуска в среду естественного обитания) мощностью на 15 - 16 т черной икры в год
«ОН ЗАГОРЕЛСЯ ЭТИМ БИЗНЕСОМ, НО...»
Пока что частные проекты в этой сфере проваливаются прежде всего из-за длинного производственного цикла. Как пояснил Гарифуллин, сам по себе бизнес по выращиванию ценных пород рыбы довольно рентабельный — около 30%, но выход на самоокупаемость требуется 6 - 8 лет, которые еще нужно пережить. Например, в тяжелой ситуации оказался Рыбнослободский рыбзавод ООО «Чулман», который реализовывал свой осетровый проект мощностью 150 т рыбы и 2 т черной икры в год. Инвесторы из Москвы вложили в предприятие 180 млн. рублей, построили цеха, подтянули хороших специалистов-рыбоводов из других регионов. Но затем проект остановился из-за недостатка средств — на завершение строительства, закупку оборудования и племенных мальков нужно было еще 250 млн. рублей, выделить которые банки отказались. В результате проект заморожен.
Летом прошлого года Гарифуллин заявил о планах владельца казанского ООО «Альфа-тех» (занимается производством труб для теплотрасс) Рамиля Гарафутдинова вложить 625 млн. рублей в выращивание форели. «Мы с ним много ездили на экскурсии по разным отечественным и иностранным рыбзаводам, и он загорелся этим бизнесом», — рассказал глава «Татрыбхоза». На первом этапе Гарафутдинов хочет выращивать 100 т форели и в течение пяти лет выйти на 1000 тонн.
Однако этот проект также оказался в подвешенном состоянии из-за проблем с выделением земельного участка. «Ему не отводят землю там, где он хотел бы: предлагают земельные участки далеко от Казани, с непонятным запасом воды, отсутствует инфраструктура», — рассказал глава ассоциации «Татрыбхоз». По его словам, татарстанские инвесторы не хотят ехать на уже подготовленные площадки в Чистопольском индустриальном парке, в технопарке «Камские Поляны» и в Черепашьем. «Как говорится, хозяин — барин, он свои личные средства вкладывает и хочет выбрать наиболее ему подходящее место. Они хотят недалеко от себя рыбзавод строить», — сказал Гарифуллин, пояснив, что для инвестора рыбный бизнес непрофильный, у него есть свои производства, за которыми тоже надо присматривать.
Татарстан находится на одном из последних мест по валовому вылову и потреблению рыбы на душу населения
ПОЧЕМУ НЕ КЛЮЕЕТ?
Хроническое отсутствие инвесторов привело рыбную отрасль Татарстана к плачевным результатам — республика находится на одном из последних мест по валовому вылову и потреблению рыбы на душу населения: по норме нужно потреблять 22 кг рыбы в год на человека, а у нас — 10 килограммов. По данным Татарстанстата, в РТ на 1 июля 2016 года числилось 70 рыболовных и рыбоводческих организаций, 68 из них частные. В июне 2016 года их суммарный месячный оборот составлял жалкие 7,9 млн. рублей. За год официально вылавливается всего 3,5 тыс. т рыбы, практически полностью отсутствуют перерабатывающие мощности. Производство товарной рыбы специализированными рыбоводными хозяйствами в прудах составило около 500 тонн.
Регулярно принимаемые республиканские программы, несмотря на красивые и правильные слова, не исправляют ситуацию, а лишь замораживают ее. Например, бюджет утвержденной правительством РТ в конце декабря 2015 года программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы» составил 550 млн. рублей, из которых 111 млн. рублей (22 млн. рублей в год) должен был выделить бюджет РТ, еще порядка 438 млн. должны были инвестировать частные инвесторы. Однако экономический результат от такой поддержки мелких товаропроизводителей (а других просто нет сейчас в Татарстане) был нулевым — за пять лет действия программы бюджет республики должен был получить дополнительно 120 млн. рублей, то есть примерно столько же, сколько потратил.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гарифуллин, который принимал непосредственное участие в разработке программы, нулевой экономический эффект от программы объяснил тем, что сельхозтоваропроизводители освобождены от многих видов налога, например от налога на имущество. «Зато мы бы ели нашу рыбу, а не китайскую и не норвежскую», — подчеркнул он, подтвердив, что сейчас Татарстан занимает одно из последних мест по рыбоводству в России. Впрочем, продолжали бы есть мало: к 2020 году годовой уровень потребления рыбы в Татарстане составлял бы 11 кг на человека. Фактически отрасль нужно создавать с нуля.
Наводнит ли республику черной икрой главный рыбак Татарстана Равиль Муратов?
НЕ ШАЙХРАЗИЕВ, НЕ МИНСЕЛЬХОЗ, А МУРАТОВ
Тем временем рыночная конъюнктура на российском рынке стала меняться. После введения антисанкций, которые ограничили ввоз в Россию рыбы, а также девальвации рубля шансы на привлечение инвесторов резко выросли. Неудивительно, что появление на горизонте того же Новикова заставило республиканские власти подумать о том, как вдохнуть новую жизнь в старые «хотелки». Тем более что две подготовленные площадки — в Черепашьем и Камских Полянах — стоят без движения.
Вслед за совбезом 17 августа Минниханов 7 ноября своим указом создал республиканский совет по вопросам воспроизводства водных биологических ресурсов и развития аквакультуры в РТ. Хотя первоначально роль куратора отрасли прочили вице-премьеру Василю Шайхразиеву, возглавил совет, казалось бы, отошедший от дел Равиль Муратов в статусе помощника президента. Ему было поручено подготовить предложения по привлечению инвесторов для создания предприятий, в том числе на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).
Примечательно, что на этот раз от темы мягко отодвинули и «Татрыбхоз», и минсельхозпрод РТ во главе с Маратом Ахметовым. «Рыба для минсельхоза всегда была на третьестепенных ролях, нужного уровня специалистов там нет», — объяснил решение информированный источник «БИЗНЕС Online».
Глава «Татрыбхоза» подтвердил, что не в курсе дела. «Я вхожу в рабочую группу, но не лезу в разработку документа, — заявил „БИЗНЕС Online“ Гарифуллин. — Мы внесли свои предложения, но я не знаю, что в итоге войдет в доработанную программу. Надеюсь, что там будут учтены интересы и крупных, и мелких инвесторов. Возможно, будет решен вопрос о выделении им земель с готовой инфраструктурой».
ПЛАНЫ ЮШКО: КОРМА ИЗ МЕТАНА И СУБСИДИИ РОСРЫБОЛОВСТВА
Концепцию развития отрасли Муратов поручил разработать близким ему «мозговым центрам» — технопарку «Идея» совместно с ЦЭСИ. Документ «Приоритетные направления и задачи развития аквакультуры в Республике Татарстан» был написан в кратчайшие сроки.
Главная идея документа (имеется в редакции) — создать единый на всю республику аквабиокультурный технополис, передав под его крыло площадки и в Камских Полянах, и в Черепашьем. Технополис предполагается создать в форме ПАО, а функцию управляющей компании возьмет на себя «Идея».
Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» Сергей Юшко, это позволит развивать отрасль в рамках единой концепции. «Инфраструктура, которая будет создаваться технополисом, будет востребована всеми участниками рынка, в том числе такими инвесторами, как Новиков», — отметил он.
Так, в технопарке «Камские Поляны» планируется создать завод по производству радужной форели мощностью 10 тыс. т рыбы в год. По словам Юшко, проект потребует 1,2 млрд. рублей на строительные работы и 2,6 млрд. рублей на оборудование. Инвестиции предполагается окупить за три-четыре года.
Одним из важнейших элементов технополиса должны стать комбикормовый и белковый заводы, которые должны решить проблему кормов для разведения ценных пород рыб. Отечественные корма не обеспечивают должного качества, а импортные очень дороги. Другая проблема — отсутствие сырья для производства комбикормов. Растительные белки приводят к болезням рыб, животные дороги и дефицитны. Как рассказал Юшко, сейчас ведутся переговоры с иностранным владельцем технологии по производству высококачественного животного белка из метана. Если переговоры окажутся успешными, это сулит республике реальный прорыв, так как в мире пока действует всего один завод по производству белка из метана — в Калифорнии. «Это технология будущего, которая решает проблему белковой безопасности», — считает руководитель технопарка «Идея». Впрочем, он пока осторожно оценивает перспективы переговоров, опасаясь того, что иностранцы откажутся продавать в Россию стратегически важную технологию.
По словам Юшко, именно предложенная технопарком «Идея» концепция ляжет в основу новой версии республиканской программы, которая будет обнародована в конце февраля — начале марта. Старший советник отдела развития отраслей животноводства минсельхоза РТ Айдар Мухаметгалиев подтвердил «БИЗНЕС Online», что новая программа будет представлять из себя сплав наработок ЦЭСИ с теми положениями из приостановленной программы, которые касаются поддержки мелких производителей и фермеров.
Впрочем, пока не решен главный вопрос — источников инвестиций. Технопарк «Идея», по словам Юшко, точно будет участвовать в этом, но его собственных ресурсов явно не хватит. Есть надежда на поддержку Росрыболовства, которое как раз к концу февраля закончит рассмотрение заявок на субсидирование кредитных ставок инвестпроектов в аквакультуре. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, возмещаться будут затраты на приобретение оборудования для разведения, содержания и выращивания осетровых видов рыб, а также на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию соответствующих предприятий.
На что авторы концепции не рассчитывают, так это на республиканскую казну. «Ни в одном из наших проектов не предусмотрено финансирование из местного бюджета. Мы стараемся привлекать федеральные ресурсы из программы развития моногородов, ВЭБ», — отметил Юшко.
Что ж, остается пожелать, чтобы третья по счету попытка сделать Татарстан «рыбной житницей» увенчалась успехом, а бутерброд с черной икрой из Камских Полян или Черепашьего — деликатесом, знакомым каждому.
В состав группы компаний «Русский икорный дом» входят аквакультурные осетроводческие предприятия, которые занимаются разведением рыбы для получения от них икры, а также мяса осетровых. Сейчас таких хозяйств у «Русского икорного дома» три: ООО «РТФ «Диана», ООО «Вологодская осетровая компания» и ЗАО «Сашно».
РТФ «Диана» — крупнейшее и старейшее из них. Оно было открыто еще в 1978 году как экспериментальный участок предприятия «Вологдарыбпром» по разведению и выращиванию рыбы. Сегодня «Диана» производит около 20 т черной икры в год.
Александр Новиков родился 24 октября 1949 года. Окончил Московский геологоразведочный институт им. Орджоникидзе. До 1978 года работал в геологических партиях. С 1977 по 1988 год занимался организацией и проведением реставрационных и строительных работ в храмах РПЦ. С 1988 по 1993 год — основатель и директор кооператива «Московский бизнес-центр». В 1996 году начал заниматься выращиванием рыбы осетровых пород.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.