Новый вокзал для поездов ВСМ Москва — Казань разместится на территории нынешнего транспортного узла «Северный вокзал» по соседству с Казань-2. В перспективе возведенный Владимиром Якуниным к Универсиаде терминал предлагается снести, построив на его месте фешенебельный отель, а через пути — новый ТЦ. Как стало известно «БИЗНЕС Online», предложения были благожелательно встречены на градсовете, но теперь нужен проект планировки территории.
Новый вокзал для высокоскоростной магистрали Москва — Казань совместит в себе функции станции и для обычных, и для высокоскоростных поездов
ПОСТРОИЛИ? НЕ ПОРА ЛИ СНОСИТЬ?
Проект нового вокзала для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань был представлен на днях на градостроительном совете Казани. Презентовал работу Николай Шумаков, главный архитектор ВСМ и глава союза архитекторов России, в данном случае выступавший в роли главного архитектора ОАО «Мосгипротранс».
Судя по эскизам, оказавшимся в распоряжении «БИЗНЕС Online», речь идет о грандиозном объекте. Если будет реализована программа-максимум, которую рекомендуют разработчики, то новый вокзал ВСМ совместит в себе функции станции и для обычных, и для высокоскоростных поездов. В таком случае воздвигнутая при Владимире Якунине к Универсиаде коробка Казань-2, которая смотрится довольно жалко по сравнению с грандиозным вокзалом ВСМ, становится не нужна. Ее предложено снести, построив на этом «золотом» месте высотное здание с размещением в нем, например, гостиницы или офисов. Также будет построен отдельно стоящий небольшой двухэтажный торговый центр, который разместится по другую сторону железнодорожных путей. На этой же территории предложено разместить автовокзал.
Перед вокзалом будут построены две новые парковки на 194 м/мест и 126 м/мест, их разместят перед новым и старым вокзалами
Впрочем, возведение на месте Казань-2 высотного здания, как и строительство ТЦ, будет реализовано только в том случае, если найдется инвестор. Шумаков показал лишь, какое развитие может получить территория при правильном вложении средств. Конкретный облик объектов для частного инвестора не навязывается: если найдутся желающие вложиться, все будет утрясаться уже с ними.
Крыша вокзала накроет и пути ВСМ, таким образом, пассажиры высокоскоростной магистрали будут садиться в поезд и выходить из него не боясь осадков
Решение выглядит логично и даже изящно: новый вокзал ВСМ со временем строить придется, так почему бы не загрузить его по максимуму? Тем не менее слегка терзает сожаление об 1,2 млрд. рублей государственный денег, потраченных на Северный вокзал. Если он в итоге окажется «времянкой», место можно будет назвать заколдованным.
Сразу вспоминается судьба самого первого вокзала на Воровского, почти достроенного при СССР. Его возведение началось в 1974 году, однако два года спустя финансирование стройки вдруг прекратилось. После этого вокзал-призрак простоял 35 лет до того, как его пришлось разобрать. Что ж, якунинскому вокзалу повезло принимать поезда, но, по всей видимости, стоять ему не на века.
Старое здание предложено снести, построив на этом месте высотное здание с размещением в нем гостиницы или офисов
КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ ВОКЗАЛ?
Помимо этой «вольной» программы, есть и обязательная — это то, что придется построить, чтобы ВСМ могла функционировать. На первом этапе предполагается обслуживать пассажиров магистрали через действующий терминал. При этом ныне существующие железнодорожные пути будут переделаны под высокоскоростную магистраль, для ВСМ будет построено три платформы. Дальше от крайней платформы, где сейчас, например, останавливаются поезда на Москву, будут построены еще три платформы: две отдадут для поездов дальнего следования, одну — для пригородных электричек.
Строительство ТЦ будет реализовано только в том случае, если найдется инвестор
Но ясно, что такой вариант для амбициозного мегапроекта годится только на первое время — понадобится новый вокзал. Футуристическое здание со стеклянными стенами, пропускающими максимум естественного света, планируется разместить левее от «младшего брата» Казань-2. Сейчас на этом месте находятся вокзальная парковка и пустырь (территория принадлежит РЖД).
Предлагается проложить аж восьмиполосную эстакаду, причем дорога будет проходить прямо над привокзальной парковкой
Запускать пассажиров в поезда ВСМ будут через специально построенный верхний туннель, выпускать в город — через подземный. Запроектирован и второй подземный переход — через него будут добираться до поездов и обратно обычные пассажиры РЖД в случае, если функции двух вокзалов будут совмещены. К слову, крыша вокзала накроет и пути ВСМ, таким образом, пассажиры высокоскоростной магистрали будут садиться в поезд и выходить из него не боясь осадков, как это сделано в Москве. Для владельцев обычных билетов длины крыши, к сожалению, не хватит.
Футуристическое здание со стеклянными стенами будет пропускать максимум естественного света
«Достаточно интересное и современное архитектурное решение. Мне кажется, что появление такого современного объекта на территории, где довольно много промышленной, коммунально-складской депрессивной застройки, должно сказаться положительно. Конечно, новый вокзал станет объектом, формирующим и новую эстетику, и новое значение этого района, своеобразной точкой роста», — сообщила газете «БИЗНЕС Online» Татьяна Прокофьева, главный архитектор Казани.
Перед вокзалом будут построены две новые парковки на 194 м/мест и 126 м/мест, их разместят перед новым и старым вокзалами. Впрочем, эксперты высказали мнение, что при реализации программы-максимум «мощности» парковок будет недостаточно. Шумаков обещал это учесть.
Есть в проекте и предложения, которые вызвали удивление у участников градсовета. Так, фактически на вокзальной площади, согласно эскизам, предлагается проложить аж восьмиполосную эстакаду, причем дорога будет проходить прямо над привокзальной парковкой.
Дмитрий Пузырев: «Надо разработать проект планировки территории, а уже потом в рамках этого документа будем смотреть отдельное, локальное решение самого вокзала»
«ПО САМОМУ ОБЛИКУ ВОКЗАЛА ВОПРОСОВ НЕ БЫЛО»
Именно эти факторы — а как, собственно говоря, будет развиваться территория — и вызвали дискуссию у экспертов. Ведь та же эстакада будет проходить в непосредственной близости от хрущевок.
Некоторые детали градсовета газете «БИЗНЕС Online» пояснил Дмитрий Пузырев, советник по архитектуре и градостроительству ООО «Ак Барс Девелопмент»: «По самому облику вокзала вопросов не было, если взять и рассмотреть здание в отдельности от окружающей обстановки, то задача решена. Здание симпатичное, современная форма, все выглядит очень достойно. Но мы-то подняли проблему, что нельзя рассматривать это здание в отрыве от окружающей обстановки. Сначала нужно разработать проект планировки территории, чтобы были подходы к территории, было понятно, откуда идет эта дорога. Планируется, что трасса пройдет от М7, через Ново-Савиновский район, вдоль Воровского и через Кировский район выйдет на Москву, это новая мощная магистраль. Мы сказали, что надо разработать проект планировки территории, а уже потом в рамках данного документа будем смотреть отдельное, локальное решение самого вокзала».
«Поскольку вокзал мы рассматриваем как объект на территории, которая подлежит реновации, мы считаем, что правильнее было бы сначала сделать проект планировки. Он должен учесть транспортные, пешеходные потоки, общественный транспорт, возможное развитие территории с южной стороны и, самое главное, с северной стороны от железной дороги, где находится зона промышленных предприятий, которая обладает большим потенциалом развития. Отсутствие проекта планировки — большая недоработка представленного проекта. Сейчас этот документ будет разрабатываться, — рассказала нашей газете Прокофьева. — Насколько изменится проект вокзала после разработки проекта планировки? В основном предложения будут касаться прилегающей территории и не затронут первую очередь вокзального комплекса».
Таким образом, по итогам обсуждения пока взята пауза — проект с учетом доработок вновь рассмотрят после того, как будет готов проект планировки территории. Он должен учесть транспортные, пешеходные потоки, возможное развитие территории с южной стороны, самое главное — с северной стороны, где находятся предприятия.
Впрочем, само здание вокзала серьезные изменения затронут вряд ли — споры ведутся вокруг прилегающей территории.
Под руководством Николая Шумакова были запроектированы и построены монорельсовая транспортная система, линия легкого метрополитена, вантовый мост и аэровокзальный комплекс
ОТ АВТОРА СТАНЦИЙ МЕТРО «ПАРК ПОБЕДЫ» И «ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ»
Представленный проект — творение консорциума ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (Китай), который в апреле 2015 года стал единственным участником и победителем аукциона на выполнение проекта ВСМ Москва — Казань. Тендер проводился ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания ОАО «РЖД») — первоначально стоимость работ составляла 24,5 млрд. рублей, однако летом 2016 года она была снижена до 22 млрд. рублей.
Первоначально «Мосгипротрансом» владели самые заметные подрядчики РЖД при Якунине — группа компаний, связанных с Алексеем Крапивиным и его партнером Юрием Ободовским. Однако вскоре после отставки прежнего президента корпорации поменялись и собственники. Ими стали совладелец группы Cotton Way Александр Уткин и его партнеры. Как рассказал «Ведомостям» сам Уткин, его партнеры консолидировали 80% «Мосгипротранса», сам он стал бенефициаром 7% акций проектной компании. Как пишет издание, кемеровский бизнесмен Уткин больше известен своим бизнесом по «аренде текстиля». Его компании сдают в аренду РЖД постельное белье, занавески, матрасы и полотенца.
Проект вокзала в Нижнем Новгороде
Шумаков — один из самых именитых архитекторов страны. Он автор таких московских станций метро, как «Красногвардейская», «Коньково», «Парк Победы», «Воробьевы горы», множества других. К его работам в качестве главного архитектора «Метрогипротранса» относятся Бутовская линия метрополитена, Московская монорельсовая транспортная система с рядом станций. Из наземных сооружений — музейно-театральный комплекс им. Мейерхольда в Пензе, автомобильные вантовые мосты через Москву-реку, совмещенный мост через Днепр в Киеве, музей толерантности в Москве, синагога в Барвихе, несколько транспортно-пересадочных узлов. Под руководством Шумакова были запроектированы и построены первые в России монорельсовая транспортная система, линия легкого метрополитена и линия мини-метро, первый в Москве вантовый мост со встроенным рестораном и крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс «Внуково-1», сообщается на сайте «Метрогипротранса».
Проект вокзала в Чебоксарах
Что касается ВСМ, то всего под его руководством проектируется пять новых вокзалов: в Петушках, Нижнем Новгороде (в аэропорту и в центре города), Чебоксарах и Казани. В начале января Шумаков рассказывал в СМИ, что по вокзалам Петушки и Аэропорт Нижний Новгород материалы уже сданы в экспертизу.
«По оставшимся трем сдадим в начале этого года. Работа сложная, так как параллельно создаются нормы и правила строительства скоростных магистралей, ведь раньше ничего похожего в России не было», — заявил Шумаков. Действительно, в начале марта заседание градсовета состоялось в Чебоксарах, в феврале опубликован проект одной из двух станций в Нижнем Новгороде, а еще год назад — проект четырех станций во Владимире.
«Вокзалы будут выполнены в космическом стиле. Не будет повторения стиля станций, существующего сейчас. Будут ассоциации только с огромной скоростью нового вида транспорта. Вся архитектура новой высокоскоростной железной дороги проектируется именно так», — объяснял свой замысел сам Шумаков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 211
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.