Почему Татарский академический театр им. Камала решил для своего нового проекта отказаться от классического формата спектакля и «мучить» зрителя прогулками по этажам и даже подвалу здания?.. Накануне главный национальный театр республики презентовал свое «театральное путешествие» под названием «Будить сердца людей...». На пресс-показе действа, посвященного 110-летней истории татарского театра, побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ТЕАТР ДЛЯ НАРОДА — ЭТО ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК»
Новый для театра им. Камала жанр спектакля — «театральное путешествие» — накануне опробовали казанские журналисты и блогеры. Променад-театр или так называемые спектакли-бродилки уже давно не новое слово в искусстве, тем не менее Фарид Бикчантаев и его команда оказались первыми в республике, кто решился на введение в репертуар, а не просто использование в качестве разовой акции, такого формата.
Название спектакля «Дәрсе гыйбрәттер театр... » — это строчка из стихотворения Габдуллы Тукая «Театр», которая переводится примерно так: «Театр для народа — это поучительный урок». На русском же творческое путешествие было названо, кажется, чересчур пафосно — «Будить сердца людей...». Гости перед началом задавались традиционным вопросом, а будет ли воспринят такой эксперимент над формой консервативным татарским зрителем, который даже переводные пьесы Шекспира или Чехова частенько игнорирует. Как оказалось, и сами камаловцы пока не знают, как воспримет публика их представление, действие которого происходит во всевозможных уголках знаменитого здания на берегу Кабана.
Директор театра Ильфир Якупов так объяснил «БИЗНЕС Online» причины появления такого спектакля: «Во-первых, у нас юбилей — Камаловскому театру 110 лет, нужно все время экспериментировать, нужна новизна, подумали и решили поставить. Действие происходит в нескольких театральных локациях, они не связаны между собой. На одной сцене невозможно их объединить, а если в разных уголках нашего здания, то это оправданно». Идея театрального путешествия «Будить сердца людей...» принадлежит главному режиссеру Бикчантаеву и завлиту театра, критику Ниязу Игламову, а непосредственно режиссером выступил триумфатор нынешней «Тантаны» Ильгиз Зайниев. Текст для спектакля написал специально по заказу театра им. Камала 27-летний литератор Рузаль Мухаметшин.
ФАРИД БИКЧАНТАЕВ: «ЭТО ПОДГОТОВКА К БОЛЬШИМ ДЕНЬГАМ!»
Уже после показа здесь же в малом зале Зайниев и Игламов ответили на вопросы журналистов, в том числе уточнив некоторые организационные вопросы. Так, в частности, планируется, что «театральное путешествие» будет совершаться по субботам в 12:00 группами по 20 зрителей, уже продаются билеты на апрельские представления стоимостью в 300 рублей, хронометраж — 1 час 15 минут.
С финансовой точки зрения спектакль вряд ли принесет коммерческий успех, считает Игламов. «Миссия другая — подстегнуть интерес к театру, а финансовые вещи получаются там, где большой зал, зритель идет на...» — недоговорил самый известный театральный критик республики, так как его прервал сидевший в зале Бикчантаев, сидевший на самых верхних местах зала. «Это подготовка к большим деньгам!» — то ли в шутку, то ли вполне всерьез произнес он.
Еще одно отличие от «нормального» спектакля в Камаловском театра — это отсутствие синхронного перевода на русский язык, сожалеет Игламов: «Для осуществления синхронного перевода нужно закупить специальную технику. Сейчас на нее у нас денег не предусмотрено. Поэтому мы будем раздавать либретто. Потом посмотрим, возможно, если все пойдет успешно, и закупим оборудование».
Спектакль — это не есть документальное пособие по татарской театральной истории, говорят создатели путешествия. Где-то имеет место художественный вымысел, где-то есть неточности в деталях. В сцене, посвященной началу XX века, как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», в руках у актера современная газета, причем напечатанная по-русски. Зайниев согласился с просчетом: «Я только перед началом спектакля увидел это. А так у нас есть образцы газет, написанных по-татарски, арабским шрифтом, которые остались от спектакля „Банкрот“, но в целом это не так важно, главное — передать мысль».
Все ли задуманное вошло в «театральное путешествие»? Оказывается, что-то подсократили, а вот сцену, действие которой происходит 1987 году, когда главный режиссер театра Марсель Салимжанов репетирует «Голубую шаль», а в зал заходит молодой Бикчантаев, приехавший на побывку из армии, вовсе убрали. Нынешний главреж должен был играть сам себя, но отказался. «Мой возраст не подходит, чтобы играть себя молодого», — вставил еще одну реплику в разговор с журналистами Бикчантаев.
КАК МАРСЕЛЬ САЛИМЖАНОВ «ПОСТРОИЛ» КОРИФЕЕВ
Масштаб самого променада впечатляет, достаточно сказать, что в нем задействовано сразу 35(!) актеров, причем среди них настоящие звезды труппы разных поколений — от Эмиля Талипова до Азгара Шакирова.
Как известно, театр начинается с вешалки. Вот и камаловцы решили не мудрствовать лукаво, и первая локация театральное путешествия была именно здесь. Экскурсовод Юлдаш (Ришат Ахмадуллин), в компании которого и проводят время зрители, начал свое путешествие во времени в абсолютной темноте, в кабинете цензора в 1906-м, куда курьер приносит согласие казанского генерал-губернатора на согласие исполнить пьесу на татарском языке. Так начинается история татарского театра. После этого публике демонстируют уже события 1907 года, когда актеры первой татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Ильяса Кудашева-Ашказарского оказались на гастролях в Москве и потерпели полное фиаско. Некогда дружные Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская, Валиулла Мортазин-Иманский, Габдулла Кариев расстаются с Кудашевым.
Все это разыгрывается в фойе, после чего Юлдаш ведет зрителей сначала к малому залу, где в 1917 году идет репетиция к спектаклю «Кровь», потом за сцену в 1926 год, затем к оркестровой яме... Здесь Салих Сайдашев общается с Сарой Садыковой. А вот и 1937 год, следователь выбивает признания у Карима Тинчурина, который, несмотря на пытки, не оговаривает себя и знакомых. Самое, пожалуй, драматичное повествование посвящено 1943 году: актриса Фатима Ильская повторяет роль Катерины из «Грозы», и в это время ей приносят похоронку с фронта на сына. Ильская не отказалась доиграть роль...
А дальше у нынешнего народного артиста Татарстана Шакирова, играющего самого себя, корреспондент берет интервью о Москве 1957 года, где студенту Щепкинского училища Азгару удалось сыграть в декаде Камаловского театра с корифеями Хусаином Уразиковым, Фуадом Халитовым, Халилем Абжалиловым... В сцене, посвященной 1962 году, молодого начинающего режиссера Салимжанова маститые актеры Ильская, Габдулла Шамуков не особо и слушают. Народный артист СССР Абжалилов советует Салимжанову схитрить. Мол, я опоздаю на 15 минут, а как зайду, начинай меня ругать, кричать и распекать как простого актера. Оказывается, вот так легендарный в будущем режиссер сумел приучить к дисциплине труппу, которая «видела, как сам Кариев играет». Заключительная — десятая — локация была за сценой, где звучали монологи ушедших в мир иной актеров. Перед глазами у публики стоял зрительный зал. Жалко только, что он не был заполнен...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.