.

«РАДЫ ВЕРНУТЬСЯ В КАЗАНЬ»

Спецпоезд из столицы прибыл вчера днем на железнодорожный вокзал Казань-1. Именно так передвигаются по стране участники XVI Московского Пасхального фестиваля — маэстро Валерий Гергиев и музыканты оркестра Мариинского театра. Великого дирижера, самого богатого деятеля культуры страны и друга президента России встречали первый замминистра культуры РТ Эльвира Камалова и замруководителя исполкома Казани Иван Кузнецов, а сам Гергиев коротко пообщался с журналистами. Коротко, потому что ему и музыкантам предстояло готовиться к концертам в ГБКЗ им. Сайдашева.

«Мы очень рады вернуться в Казань, — сказал Гергиев. — Надеюсь, сегодняшние выступления, а их будет два, каким-то образом охватят и молодежь, и даже совсем юную аудиторию любителей вокала. Потому что будут петь два замечательных артиста в вечернем концерте — Ильдар Абдразаков и Владислав Сулимский». Казань стала первым городом на пути традиционного для маэстро, художественного руководителя Пасхального фестиваля, музыкального марафона, открывшегося накануне в Москве. «Я был в Казани раз 15 - 20 точно, — отметил он. — Здесь великолепные залы и взыскательная публика. Я с большим уважением отношусь к работе правительства и президента Татарстана. Здесь много друзей, я выступал в оперном театре, Универсиада с таким успехом здесь проходила...»

Не обошлось без реверансов и в адрес Государственного симфонического оркестра РТ, который в последнее время регулярно выступает на площадках руководимого Гергиевым Мариинского театра: «Мы любим принимать Государственный оркестр Татарстана у нас, в нашем замечательном концертном зале в Петербурге. Считаю такой обмен очень интересным и полезным. Безусловно, оркестр Казани заявил о себе очень громко. Его давно считали высокопрофессиональным успешным коллективом, еще во времена Натана Григорьевича Рахлина, это уже было 35 - 40 лет назад. Мне приятно, что сейчас под управлением Александра Сладковского оркестр постоянно доказывает свои основательные права находиться в числе лидеров среди оркестров Российской Федерации».

Кстати, вслед за Казанью Гергиев и его музыканты дадут концерты в Альметьевске и Набережных Челнах. А всего в рамках музыкального форума до середины мая оркестр посетит 25 городов.

МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «ЗДЕСЬ СЛИШКОМ МНОГО ПЕРЕПЛЕЛОСЬ РАЗНЫХ ДОРОГ БОЖЬИХ»

Аншлаги на казанских концертах Пасхального фестиваля были неизбежны, на дневное (начало в 15:00) и вечернее (19:00) представления накануне в кассах оставались только входные билеты без места. «Сыграем, как мне кажется, самую лучезарную симфонию Густава Малера — Симфонию №4. Мы вчера ее играли в Москве в большом зале консерватории», — пообещал журналистам Гергиев, и это произведение стало основой Концерта №1. Вообще, что интересно, программы концертов Пасхального фестиваля традиционно утверждаются в самый последний момент, поэтому казанские организаторы даже не могли оперативно распечатать программки для зрителей, таковые уже на вечернем выступлении оркестра Мариинского театра достались только VIP'ам в ложах. Там были замечены, в частности, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, глава госкомитета РТ по архивному делу Ирада Аюпова, худрук ГСО РТ Александр Сладковский. Здесь же был и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

Но перед этим главным героем вечера едва не стал митрополит Феофан, который произнес проникновенную 7-минутную речь о Гергиеве. На фоне уже занявших свои места оркестрантов владыка в своем традиционном облачении и с посохом смотрелся почти как загадочный солист-музыкант, который вот-вот начнет свою партию. Было похоже на то, что митрополит взял на себя конферанс вечера, затмив стоявшую неподалеку очаровательную ведущую в розовом платье в пол. «Дорогой маэстро, дорогие друзья, братья и сестры! Сегодня мы с вами являемся не свидетелями, а участниками великого события в культурной жизни Татарстана. Потому что Пасхальный фестиваль, который вчера открылся в Москве, шагает по Великой России, — начал митрополит Казанский и Татарстанский, особо отметив, что Казань стала вторым после Москвы местом проведения концертов XVI Пасхального фестиваля. — Здесь слишком много переплелось разных дорог божьих. Это не просто талант или один из — это единственный Гергиев, которого знает не только Россия, но и вообще весь мир! Его таланту поклоняются в лучших залах, будь-то Нью-Йорк, Париж, Рим или Мадрид. Люди, носители различных культур, преклоняются перед талантливым и гениальным Гергиевым и, конечно же, перед его коллективом», — продолжал Феофан, назвав знаменитого дирижера «бесстрашным воином», вспомним о его концерте в сирийской Пальмире.. «Сочетание гласа неба и дара, данного Богом на земле. И когда зал, зрители с благодарностью замирают от этой чудной музыки, невольно думаешь: а кто он, Гергиев? Это величайший сын земли нашей. Это и маэстро, и дипломат. Это и музыкант, и герой. Мы любим тебя, маэстро. Маэстро, не знаю, где ты еще...» И в этом момент на сцене появился сам виновник торжества, которому митрополит Казанский и Татарстанский вручил образ иконы Казанской Божией Матери.

АБДРАЗАКОВ И СУЛИМСКИЙ БЫЛИ В ПЕРВОМ ОТДЕЛЕНИИ, СТРАВИНСКИЙ — ВО ВТОРОМ

Вечерний концерт, безусловно, украсили оперные солисты, да еще какие — топовый баритон труппы Мариинского театра Владислав Сулимский и настоящая суперзвезда мировой оперной сцены, лучший бас мира Ильдар Абдразаков. Все первое отделение было посвящено музыке Верди, оркестр начал с традиционной для таких гала-концертов увертюры к опере «Сила Судьбы», а затем Сулимский блестяще исполнил арию Макбета из одноименной оперы. Вообще, певцу — обладателю слегка инфернальной внешности — наверняка это помогает в работе, ведь в классической опере баритон — это чаще всего злодей, который встает на пути любви тенора и прекрасной дамы. Абдразаков не стал ничего придумывать и спел арии из своих титульных партий, которые артист исполняет на лучших сценах мира: арию Филиппа из «Дона Карлоса» и Аттилы из одноименной оперы. Сулимский еще исполнил арию Монфорто из «Сицилийской вечерни», недавней премьеры Мариинского театра. А перед антрактом певцы триумфально исполнили дуэт Аттилы и Эцио.

.

После перерыва зрители ждали продолжения банкета, но оперные солисты на сцене больше не появились. Тем не менее «Вальс-фантазия» Глинки и фрагменты из музыки к балету «Щелкунчик» Чайковского в исполнении оркестра вполне удовлетворили музыкальных гурманов. Венчала действо сюита из музыки к балету «Жар-птица» Стравинского (редакция 1919 года). Как оказалось, в своей музыкальной части нынешний Пасхальный фестиваль посвящен именно великому Игорю Стравинскому. «Мы таким образом готовимся к его юбилею — в июне ему бы исполнилось 135 лет... Он вырос в Мариинском театре, его отец был ведущим басом театра, другом Петра Ильича Чайковского. И как раз в театре Игорь Стравинский познакомился с Чайковским, он ему был представлен 8- или 9-летним мальчиком. Такие вещи не уходят на второй или третий план. Это навсегда остается одним из главных фактов в биографии Игоря Федоровича и его творческого роста. Он все свои основные музыкальные впечатления перед тем, как он вошел резко и стремительно в мировую элиту, сформировал в стенах Мариинского театра», — говорил днем журналистам Гергиев.

После предсказуемого восторга казанской публики спецпоезд Пасхального фестиваля отправился дальше. Уже сегодня Гергиев и его оркестранты должны успеть выступить и в Альметьевске, и в Набережных Челнах.