В этом году лишь действующий муфтий РТ Камиль Самигуллин (слева) рискнул предложить себя на место муфтия

ИНТРИГА С ПЕРВЫМ ЗАМОМ И РЕКОРДНОЕ ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ

Кто на ближайшие четыре года возглавит умму Татарстана? Из года в год это было интригой съездов ДУМ РТ. Однако накануне впервые за четвертьвековую историю духовного управления, созданного в 1992 году, его руководителя избирали на безальтернативной основе. Ранее всегда находились желающие посоперничать с фаворитом, к которому благоволили и светские власти, или же перед выборами старались назначать кандидатов-спойлеров, не готовых к серьезной конкуренции, зато обеспечивающих демократичность самой процедуры. Однако в этом году лишь действующий муфтий РТ Камиль Самигуллин рискнул предложить себя на место муфтия, вернее пролонгировать свои полномочия на этом посту.

Вообще, у мероприятия многое было впервые. Во-первых, почти 1,2 тыс. делегатов — такого еще не было, во-вторых, еще ни разу в своей истории съезд ДУМ РТ не избирал главного казыя — шариатского судью, а также первого заместителя муфтия Татарстана. Раньше новоизбранный муфтий сам выдвигал кандидатуры на эти должности, а делегаты поднятием руки лишь закрепляли волю своего шефа. В этот же раз даже случилось некое подобие интриги, поскольку на должность первого зама выдвинулись двое — мухтасиб Советского района Казани Рустем Валиуллин, давний единомышленник Самигуллина, а также имам мечети «Кул Шариф» Ильфар Хасанов, которого называют большим другом татарстанской элиты, видимо, в силу расположения и статуса культового учреждения, которым он заведует.

Еще одно новшество съезда — это место проведения. Традиционно курултаи муфтията проходили в Камаловском театре, однажды — в НКЦ «Казань». В 2017 году для этого было выбрано хоть и пафосное, но и не самое одухотворенное место — ГТРК «Корстон». Сельские муллы, съезжавшиеся сюда еще вечером накануне, были явно впечатлены столичным гламуром.

«НАШ ШЕЙХ» КАМИЛЬ ИСХАКОВ

Ближе к 8 практически все участвовавшие в работе съезда имамы были готовы отдать свой голос за руководителей религиозной организации. Правда, например, пожилой имам мечети в деревне Починок Сосны Фидаиль Гайнутдинов хоть и определился со своим выбором, но не до конца. «Даст Аллах нашего муфтия и изберем, Камиля хазрата, а Джалиль хазрат (Фазлыев — главный казый РТ прим. ред.) свой, Балтасинский. С обоими надеемся и дальше работать. Кандидатов на первого заместителя я еще не знаю, во время съезда познакомимся...» Приехавший на курултай мухтасиб Набережных Челнов Альфас Гайфуллин знал всех кандидатов, но также размышлял над будущим выбором: «Хочу послушать программу кандидатов, тогда и определюсь, за кого голосовать».

Кстати, ответы своего муллы на вопросы «БИЗНЕС Online» внимательно слушал мэр автограда Наиль Магдеев. Неподалеку был замечен и казанский градоначальник Ильсур Метшин, нашли общую тему для разговора и два главных куратора строительства и будущего функционирования Болгарской исламской академии помощник президента РТ Камиль Исхаков и ректор РИУ Рафик Мухаметшин. Кроме того, по коридорам «Корстона» гуляли многочисленные главы районов, так что по количеству начальства курултай чем-то даже напоминал слет передовиков производства, когда руководители территорий привозят своих земляков на торжественное мероприятие.

Ближе к 9 часам утра на VII съезд ДУМ РТ прибыл и президент Татарстана. Рустам Минниханов осмотрел выставку, где различные комитеты муфтията — «Закят», «Халяль», «Хадж» — демонстрировали то, чем они занимаются. Так, председатель халяльного комитета Марат Низамов презентовал коробку чак-чака. «Когда будем пить чай, будем вас вспоминать», — поблагодарил Минниханов. Поднимаясь на второй этаж, глава республики поздоровался с нынешним и бывшим мэрами Казани — Метшиным и Исхаковым, причем последнего назвал «безнең шәйх» (в переводе с татарского «наш шейх» прим. ред.). Перед тем как войти в зал, президент надел на голову невысокую тюбетейку черного цвета, хотя ранее на подобного рода мероприятиях часто предпочитал более яркие расцветки головных уборов. Впрочем, в такой же тюбетейке Минниханов был замечен и на праздновании Курбан-байрама.

Кстати, в главном зале «Корстона» произошла мини-революция: его оборудовали вторым этажом. Курултай ДУМ РТ явился чем-то вроде испытания конструкций на прочность. А пока сидевшие и внизу, и наверху стоя приветствовали главу РТ.

«КАМИЛЬ ХАЗРАТ РАСТЕТ, ИДЕТ ВПЕРЕД»

Подойдя к микрофону, Минниханов поприветствовал гостей съезда и прошел вместе с главой минсельхозпрода РТ Маратом Ахметовым в президиум, но совсем ненадолго, поскольку Рустама Нургалиевича попросили к трибуне.

Президент республики начал свой спич арабским приветствием «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух» («Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»), а затем перешел на родной язык, заявив, что готов и впредь оказывать помощь муфтияту. «В республике, хвала Аллаху, спокойно, и в это свою лепту вносит и духовное управление. За это хочу выразить большую благодарность. В Татарстане созданы все условия для сохранения религии, национальных традиций и языка. Большая работа ведется по подготовке имамов. Мы возлагаем большие надежды на Болгарскую исламскую академию», — сказал Минниханов и особо похвалил муфтия Татарстана.

«Несколько слов хочу сказать про Камиля хазрата. Он растет, идет вперед, у него множество новшеств, и впереди будет много работы, — сказал президент РТ, после чего последние сомнения в том, кто будет возглавлять муфтият ближайшие четыре года, отпали. — Я верю, что вы проголосуете за нашего муфтия, выразите ему доверие. Мы продолжим оказывать свою помощь, а он должен приложить усилия для развития религии. Нам надо и впредь работать не только с татарстанскими имамами, а со всеми татарскими религиозными деятелями России».

К слову, федеральные татарские муфтии — Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин, Альбир Крганов — приглашены на мероприятие не были. Впрочем, не звали их и на VI курултай-2013, в отличие от прошлых лет, что по-своему вызывает сожаление: подобные масштабные мероприятия могли бы быть не республиканскими, а общетатарскими. В конце концов это укрепляло бы и роль республики на федеральном поле и служило бы единству нации.

Нашли общую тему для разговора и два главных куратора строительства и будущего функционирования Болгарской исламской академии — помощник президента РТ Камиль Исхаков и ректор РИУ Рафик Мухаметшин

В своем отчетном выступлении Самигуллин рассказал о достижениях последних четырех лет: 7 тыс. человек побывали в хадже, открыто 50 мечетей, издан Коран на татарском языке, прошел суперифтар на 10 тысяч человек и так далее. «2017 год является для нас юбилейным. 15 сентября исполняется 25 лет созданию ДУМ РТ. Большой вклад внесли прежние муфтии Габдулла Галиулла, Гусман Исхаков, Илдус Фаизов», — говорил Камиль хазрат, после чего обозначил главные приоритеты на второй срок. Среди них возрождение татарской мусульманской науки, поднятие престижа и авторитета профессии муллы, пополнение кадрового резерва, воспитание мусульманской интеллигенции, начиная со школы. «В этой связи хочу сказать о положении единственной в России мусульманской средней школы „Гусмания“. Несмотря на то что там обучаются более 100 детей, материальное положение весьма плачевно», — говорил Самигуллин и о проблемах.

По окончании выступления делегатам предложили проголосовать за кандидатуру нового старого муфтия. Это было открытое голосование, делегаты и гости стоя, с криками «Аллаху акбар» («Аллах велик») выразили поддержку новому-старому муфтию.

После этого к залу вновь обратился президент РТ Минниханов: «Дорогие друзья, мне нужно идти, желаю вам плодотворной работы, сейчас идем ставить нового премьер-министра республики. В добрый час: новый муфтий, новый премьер. Давайте так же дружно вместе работать».

Ближе к 8 практически все участвовавшие в работе съезда имамы были готовы отдать свой голос за руководителей религиозной организации

«НУЖНО ПЕРЕСТАТЬ СОЧИНЯТЬ АНЕКДОТЫ О ХАЗРАТАХ»

После этого делегаты избрали первого заместителя Камиля хазрата. Хотя кандидатов и было двое, Самигуллин предложил на этот пост мухтасиба Советского района Валиуллина. Его выступление и задачи, сформулированные кандидатом, практически не отличались от тех, которые получасом ранее ставил его будущий шеф. Не дав даже выступить второму кандидату Хасанову, делегаты проголосовали за Валиуллина со 100-процентным результатом. Выборы главного казыя завершились аналогично, вся тысяча с лишним избирателей захотела видеть на посту шариатского судьи нынешнего казыя Фазлыева.

Далее был принят новый устав ДУМ РТ, имамам объявили, куда идти на обед, после которого было намечено совершение коллективного намаза прямо в одном из залов «Корстона». Курултай прошел в рекордно короткое время — меньше чем два часа.

Журналистов же по окончании пригласили на пресс-конференцию, где новая троица — муфтий, первый заместитель и главный казый — должны были ответить на все интересующие вопросы. Последний что-то задерживался, и, пользуясь случаем, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у скучающего Камиля хазрата: не будем ли переходить на совершение намазов по-татарски? «Это глупости, пока человек не знает, не выучил Фатиху (первая сура Корана прим. ред.), не выучил суры... Этот промежуток очень короткий, может, неделя-две. Он может выучить суры. Проблемы нет», — был категоричен Самигуллин.

Вся тысяча с лишним избирателей захотела видеть на посту шариатского судьи нынешнего казыя Джалиля Фазлыева (слева)

Как поднять престиж, авторитет имамов? Короткий ответ муфтия РТ не заставил себя ждать: «Иногда журналисты критикуют имамов, хотим это предотвратить. Нужно перестать сочинять анекдоты о хазратах». Его поддержал и Фазлыев, который возмутился, что ругают имамов за то, что берут подаяние, и обратился в зал, мол, сами же гонорары получаете. Сидящий по правую руку от муфтия его первый заместитель Валиуллин не произнес ни слова. В итоге «БИЗНЕС Online» спросил об основных функциях первого заместителя Валиуллина у его начальника.

«Его [Валиуллина] не знают только те, кто далек от религиозной тематики. Он многие годы был главным редактором газеты, выходящей на старотатарском языке, сейчас является имамом в мечети поселка Карьер, также казый, человек очень опытный. Первый заместитель должен замещать то, что не смогу я. Это первый помощник, опора», — заявил Самигуллин.

Весьма витиевато ответил муфтий и на вопросы, связанные с дискуссиями вокруг статей на «БИЗНЕС Online» теперь уже экс первого зама главы ДУМ РТ Рустама Батрова, в частности, о несовпадении ханафитского мазхаба, принятого ДУМ РТ, с учением его основоположника Абу Ханифы. Суть ответа Камиля хазрата. разумеется, свелась к тому, что Батров не прав. Что касается других заместителей муфтия РТ, то, по словам Самигуллина, их имена станут известны в ближайшее время.