Кто виноват, если дома холодно, во дворе все забито автомобилями, а детскую площадку сломали? Как правило, во всех подобных вопросах крайними жители домов назначают жилищников, управляющую компанию. А так ли на самом деле? Мы попытались разобраться в этом вместе с генеральным директором УК «Уютный дом» Маратом Нуриевым в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Марат Нуриев
«УМАЛЧИВАТЬ ПРОБЛЕМЫ НЕЛЬЗЯ!»
— Марат Абдулхаевич, вы единственный руководитель управляющей компании, который вот уже второй год подряд выходит на прямую связь с нашими читателями — жителями домов управляемой вами территории. Зачем это вам?
— Я это делаю не для того, чтобы пропиариться, а для того, чтобы обозначить проблемы жилищно-коммунального хозяйства и специалистов, работающих в этой отрасли. Умалчивать проблемы нельзя!
— Думаю, далеко не все понимают, как сегодня устроена структура ЖКХ, потому что за последние годы было много всяких преобразований. Сегодня ситуация стабилизировалась?
— Действительно, взрослое население относится к жилищно-коммунальному хозяйству по старинке — как было в советское время, а молодежь вообще ничего не знает о ЖКХ. До перестройки у нас были государственные производственные тресты жилищного хозяйства (ПТЖХ), которые являлись и балансодержателем, и эксплуатирующей организацией. Потом появились жилсервисы, АНО, ДЭЗы, которые жили примерно по году.
Наконец, в 2005 году ввели новый Жилищный кодекс, утвердивший три формы управления жилфондом, выбрать которые могут сами собственники жилья. Первая форма — ТСЖ — товарищество собственников жилья конкретного дома; вторая — УК — управляющая компания, которая может управлять неограниченным количеством домов; третья форма — непосредственное управление, когда собственник напрямую заключает договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, но эта форма больше подходит для малоэтажных домов. Если ПТЖХ отвечали за все, то сегодня функции расщеплены, что неудобно и населению, и нам.
— Что входит в функции УК и что входит в функции подрядных организаций? (Маршида)
— Главная функция управляющей компании — контроль качества оказания жилищных и коммунальных услуг. Собственник жилья, подписав договор с УК, дает ей определенные полномочия на управление общедомовым имуществом. Управляющая компания заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг и выбирает подрядную организацию для оказания жилищных услуг. Сегодня договоры с подрядчиками заключаются на пять лет, а не на год, как было раньше. Если компания покажет себя с лучшей стороны, то договор с ней будет продлен.
— По коммунальным услугам все понятно: это свет, газ, вода, канализация, отопление. А вот что касается жилищных услуг, то тут хотелось бы прояснить, какие виды работ подрядная организация обязана выполнить за те деньги, которые мы оплачиваем по счет-фактуре.
— Жилищные услуги — это уборка придомовой территории и подъездов, техническое обслуживание и текущий ремонт общедомового имущества: систем отопления, электроснабжения и водоснабжения, конструкций дома — от фундамента до кровли. Капитальный ремонт вывели из функций УК и жилищных подрядных организаций, но мы занимаемся организационными вопросами по капремонту: проводим общие собрания жильцов, определяем виды работ, проводим весенний и осенний осмотр жилого фонда для выявления дефектов и подготовки к отопительному сезону.
— Если какая-то неполадка в доме, в подъезде, то куда лучше обращаться — в свою подрядную организацию, которую мы раньше называли ЖЭУ, или сразу в «Открытую Казань» через интернет?
— Система «Открытая Казань» работает уже более пяти лет, и все заявки населения проводятся через нее, но это ни в коем случае не исключает приема заявки диспетчером подрядной организации: он должен записать вашу заявку и сам внести в систему «Открытая Казань». Это делается и для статистики, и для контроля выполнения заявок.
— Без технической базы невозможно обслуживать дома. В чьих руках она сегодня находится — у самой управляющей компании или у подрядной организации?
— Как правило, техническая база находится в подрядных организациях, но закон не запрещает и самой управляющей компании заниматься эксплуатацией и обслуживанием жилого фонда. У нас, например, есть собственная производственная база как самостоятельное подразделение, входящее в холдинг «Уютный дом».
«МЫ СУМЕЛИ СОХРАНИТЬ И СПЕЦИАЛИСТОВ, И ЖЭУ С ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗОЙ»
— За чей счет приобретается техника? За счет городского бюджета?
— Нет, сегодня требование такое: если у подрядной организации нет своей технической базы, то мы с ней договоров не заключаем. Я горжусь тем, что в то время, когда все разваливалось, мы сумели сохранить и специалистов, и ЖЭУ с их технической базой, которые сегодня работают как наши подрядчики. Конечно, их техника обновляется. Для этого были и республиканские лизинговые программы, по которым 40 процентов оплачивает сама организация, 60 — государство. Мы стараемся участвовать в разных программах. Сегодня техника закуплена за счет средств, заработанных самими подрядчиками.
— Какой минимальный набор техники должен быть у подрядчика, чтобы качественно обслуживать дома? Жалуются, что в дворники никто не идет, но ведь можно, наверное, купить мини-трактор и убирать дворы?
— К сожалению, ЖКХ сегодня опущено до низов, о жилищников только ноги не вытирают, поэтому люди особо и не стремятся работать в этой системе, тем более дворниками и уборщицами. В 2006 году, когда мы начинали работать, в районе было 800 дворников, сегодня — 250–260. А территория-то меньше не стала! Да, мы технику закупили, механизированную уборку наладили, но во дворах не то что технике пройти, детскую коляску-то порой сложно провезти — так все заставлено автомобилями. Но в любом случае уборка территории — это наша обязанность, мы ищем возможности ее выполнить.
— Подрядчик может нанять субподрядчиков для выполнения каких-то видов работ?
— Да, это законом не запрещено. Как правило, нанимают специалистов для выполнения специфической работы, например, верхолазов для очистки крыш от снега или промазки швов соединения плит, дополнительную снегоуборочную технику во время снегопада, специалистов по опрессовке, когда в короткое время надо все дома подготовить к отопительному сезону.
— Достало управление нашей УК, хотели бы оценить компетенцию УК «Уютный дом». Каков механизм перехода от одной УК к другой? (Ильдар)
— Сегодня УК может оказывать услуги в разных районах города, но я не считаю для себя возможным так распыляться. Я в отрасли ЖКХ работаю почти 30 лет, и мне хочется оказывать услуги все более качественно, а не набирать большое количество домов, тем более в других районах.
В ИННОПОЛИСЕ ОРГАНИЗОВАЛИ «СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД»
— А как вы оказались аж в Иннополисе? В другом районе Казани не хотите работать, а в Иннополисе можно?
— Там немного другое... Когда Иннополис образовался, построили жилые дома, встал вопрос о том, кому отдать их в управление. И выбрали нашу компанию. Я оцениваю это решение как высокую оценку нашей работы и благодарю за доверие руководство республики. Мы активно участвуем в жизни Казани и Татарстана, в российских конкурсах много раз побеждали в разных номинациях. И материально-техническая база у нас есть.
В Иннополисе нам пришлось много вкладываться не только материально, но и морально, потому что надо было начинать с нуля. И управление там другое, поскольку собственник жилья всего один, квартиры сдаются в аренду, а у арендаторов отношение к имуществу немного другое. Мы управляем домами в Иннополисе уже около трех лет, и дохода нам это не приносит. Там 16 домов, и мы организовали систему «семейный подряд» — давно забытая, но, считаю, перспективная форма обслуживания. Этим семьям выделены квартиры. Они занимаются всем — начиная с уборки подъездов и придомовой территории, заканчивая услугами по технической части. Для них закуплена необходимая техника на все сезоны года, создана небольшая база.
— В январе 2016 года мы с семьей переехали жить и работать в Иннополис. Управляющая компания «Уютный дом и Ко» является обслуживающей организацией жилых помещений города. На основании какого законодательства производились начисления по статье «Прочие расходы? (Денис)
— В конце 90-х годов Казань первая в России полностью развернула счет-фактуру по всем статьям жилищных и коммунальных услуг. А с января 2017 года, после введения изменений в Жилищный кодекс РФ, оплата за ОДН переведена в раздел жилищных услуг, мы были вынуждены перечень жилищных услуг свернуть, чтобы все уместить на листе. Законодатель сегодня требует указывать в счете-фактуре много информации для собственников, чтобы все платежи были прозрачными. Что касается Иннополиса, то решение о графе «Прочие» было принято коллегиально. А кто интересуется тем, что входит в эти прочие расходы, может узнать у бухгалтера управляющей компании. Расходы зависят от занимаемой площади, количества проживающих и фактического расхода коммунальных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета.
«МЫ ДАЖЕ НЕ ВИДИМ ЭТИХ ДЕНЕГ, ОНИ НЕ ПОСТУПАЮТ НА НАШ РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ!»
— Кто в Казани начисляет деньги за коммунальные и жилищные услуги?
— Все расчеты, начисление пений, контроль оплаты выполняет Единый расчетный центр (ЕРЦ) Казани, все платежи поступают на его расчетный счет, который указан в счете-фактуре. По актам приемки работ, выполненных поставщиками услуг, управляющая компания составляет реестр, визирует его в соответствующих муниципальных органах и сдает на оплату в ЕРЦ. Согласно нашему реестру, расчетный центр расщепляет платежи по всем поставщикам услуг и направляет на их расчетные счета. УК получает средства только за статью по управлению жилыми домами, которые указаны в счете-фактуре.
— Сотрудники УЭБиПК МВД по РТ провели финансовую проверку УК «Уютный дом» и выявили огромные хищения денежных средств жителей Ново-Савиновского района — 232 миллиона рублей только по услуге «отопление» за два отопительных сезона. Компания Нуриева должна была произвести корректировку по отоплению и произвести перерасчет. Почему перерасчет до сих пор не сделан? (Зульфия)
— Во-первых, компания не Нуриева, я нанятый руководитель, работаю по контракту. (Смеется.) Во-вторых, я ничего не знаю о сумме, о которой пишет Зульфия. Но сыр-бор по начислению за отопление действительно имеет место. Мы с этим вопросом уже долго разбираемся и отдельно по домам, и в целом. Дело в том, что есть некоторые нестыковки на законодательном уровне. Мы же сами ничего не придумываем, мы работаем в принятых нормативных рамках Российской Федерации.
В действующий Жилищный кодекс РФ законодателями внесено много изменений, в том числе касающихся оплаты отопления. Как вы помните, за отопление мы платили весь год равными долями, а с октября 2015 года перешли на оплату по факту оказанных услуг, то есть платим только в отопительный период. На каждом доме стоит счетчик, и сегодня легко рассчитать объем услуги по отоплению и выставить счет.
Наверное, в вопросе Зульфии речь идет о периоде до октября 2015 года, когда счетчики были не на каждом доме. По тем домам, у которых нет прибора учета, расчеты корректировке не подлежат. Управляющая компания делает расчет потребленной собственниками жилья услуги, а поставщики услуг выставляют счет УК, но эти расчеты выполняются по разным методикам: поставщики при расчете использовали фактическую температуру наружного воздуха, а УК — средние значения потребленной тепловой энергии прошлого года. Естественно, бывает разница в этих показателях. Есть дома, где мы населению за отопление начислили больше, чем нам выставила счет Генерирующая компания. А есть дома, где, наоборот, мы начислили меньше, чем нам выставили. Но форма расчета не нами придумана, а законодателем. И в этом случае закон не предусматривает корректировки и нет методики.
— А разница в суммах большая?
— Нет, по 200–300 рублей. Но дело в том, что нет методики возврата этих денег! В нормативных документах написано: корректировке не подлежит. Даже если дом был без счетчика не весь год. И такая ситуация по всей стране.
— А в тех домах, где были счетчики, такой проблемы с перерасчетом нет?
— Там проблем нет — мы каждый год делаем перерасчет, основываясь на показаниях счетчика. В последний раз после корректировки мы вернули населению 32 миллиона рублей. Наши действия контролируются жилищной инспекцией и другими контролирующими органами. И каждая проверка проходит с выходом на место. А по домам без счетчика получилась нестыковка на законодательном уровне. К работникам УК претензий со стороны контролирующих органов нет, а по факту действительно некоторым домам мы начислили больше, чем поставщик выставил нам счет.
— Поставщики услуг могут сами выставлять счет населению, а не через УК?
— Могут, и сегодня в Госдуме РФ готовится законопроект по прямым договорам между поставщиками услуг и населением. Поставщикам придется создавать и содержать свои обслуживающие центры, а это большие затраты. Не знаю, скажется это на стоимости услуг или нет. Мы в тесном контакте с поставщиками услуг, между нами выработан механизм взаимодействия. Мы были бы только за, если бы такой закон был принят.
Это снимет несправедливое обвинение по отношению к управляющим компаниям.
— Управляющие компании никакой выгоды не имеют от сбора денег за коммунальные услуги?
— Мы даже не видим этих денег, они не поступают на наш расчетный счет! Но обвинения в адрес управляющих компаний слышим каждый день и час.
— Прошедшая зима показала, что автоматика по температуре от наружного воздуха не оправдала наших ожиданий. Мы не ощутили экономии, но натурально мерзли. Что вы думаете по этому поводу? (Валеев Шамиль, Амирхана, 83)
— Установка автоматики системы отопления практически совпала со временем установки приборов учета, с разницей в несколько месяцев, следовательно, до их установки расчет производился не за фактически потребленный объем тепловой энергии, пусть и без автоматики, а по нормативу, который значительно меньше факта. Если бы данный жилой дом сначала оборудовали прибором учета, без автоматики, и он отработал бы в таком режиме отопительный сезон, то население сразу увидело бы существенную разницу в начислениях.
С помощью автоматики и сейчас можно обеспечить температуру внутри помещений, допустим, 25 градусов, но по постановлению правительства №354 она должна быть не менее плюс 18 градусов, что автоматика и обеспечивает. Для того чтобы прибавить температуру в разрез постановления, нужно 100-процентное одобрение жильцами, так как это существенно повысит стоимость услуги. Такое решение собственников к нам не попадало, поэтому выдерживаем в рамках вышеуказанного постановления.
ДОЛГ НАСЕЛЕНИЯ ЗА УСЛУГИ ЖКХ — БОЛЕЕ 275 МЛН. РУБЛЕЙ
— Сколько задолжали жители за коммунальные и жилищные услуги? Как «выбиваете» деньги? Имеет ли УК право отключать свет и воду? Если да, то насколько эффективна эта мера? (Степанов А.)
— Добросовестных плательщиков в среднем по городу 98 процентов, но 2 процента не платит по какой-то причине. И есть злостные неплательщики. В мои обязанности входит оказать услуги и собрать за это плату, чтобы расплатиться с поставщиками услуг. Поставщики услуг требуют 100-процентную оплату, а население оплатит только 98 процентов. У каждого есть права и обязанности, и обязанность собственника — вовремя оплатить потребленные услуги.
— И что вы делаете с неплательщиками?
— Согласно закону управляющая компания должна дважды письменно предупредить неплательщика — за 20 дней и за 3 дня — и все это вручить под роспись. Потом мы имеем право ограничить в получении электричества, горячей воды и канализования. Параллельно подаем иски в суды, и по их решению взыскивать долги начинают судебные приставы. Естественно, в глазах злостного неплательщика я становлюсь врагом, и они начинают писать на меня жалобы во все инстанции. Но собирать деньги за оказанные услуги — это мои обязанности! Этого требуют закон и наши контрагенты в лице поставщиков услуг.
— Часто приходится отключать свет за долги?
— Каждый день! У нас по 800 отключений за неделю бывает.
— Вы сказали, что в среднем по городу сбор средств составляет 98 процентов, а по вашей УК сколько?
— В последние два года у нас собираемость составляет 99,5 процента. Конечно, это достигнуто благодаря ежедневной системной работе всей команды. Мы поставили перед собой задачу не допускать срока исковой давности, который составляет три года.
— Сколько у вас бывает ежегодно судебных процессов и сколько денег удалось вернуть?
— Только в прошлом году УК «Уютный дом» выиграла 1004 судебных дела в отношении должников на общую сумму свыше 91 миллиона рублей. Решения были переданы судебным приставам на исполнение, по итогам года было взыскано 569 задолженностей — свыше 15 миллионов рублей. Взыскание продолжается. Приставами в отношении должников вынесено 809 постановлений об ограничении выезда за пределы РФ, 1118 постановлений о списании с банковских карт должников, 588 постановлений об обращении взыскания на доходы должников и 64 постановления об аресте имущества.
У нас одна жительница, Ольга, живя в районе с 1991 года, ни разу не оплачивала коммунальные и жилищные услуги. Сначала она говорила, что Камиль Шамильевич Исхаков (экс-мэр Казани — прим. ред.) освободил ее от квартплаты как старшую по дому. Мало того, она и другим говорила, чтобы не оплачивали, они даже группу создали, по судам ходят и уговаривают людей не оплачивать. В итоге у нее накопился долг в размере более миллиона рублей, из которого часть списали из-за срока давности, а часть удалось взыскать судебным приставам — они обнаружили в ее собственности другую жилплощадь, которую через суд продали и погасили ее долги.
— За счет каких средств вы оплачиваете недоимку поставщикам коммунальных услуг? Из средств за жилищные услуги?
— Я против того, чтобы коммунальные услуги оплачивать за счет жилищных, но ситуации разные бывают, поэтому иногда и на это приходится пойти. Правда, мы потом эти средства возвращаем. Мы также закрываем долги по коммунальным услугам за счет собранных пени за просрочку платежей. У нас еще была договоренность с Генерирующей компанией о том, что за выполнение определенного плана по сбору платежей они нам выплачивают вознаграждение, и эти средства тоже полностью уходили на покрытие долгов населения. Плюс к этому мы в рамках действующего законодательства стараемся заработать на дополнительных услугах, и эти доходы нам тоже приходится отдавать на погашение долгов жителей.
— Сколько денег задолжали неплательщики?
— На сегодняшний день накопленный с 2006 года долг составляет более 275 миллионов рублей.
«УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ — ЭТО КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»
— Зачастую от населения можно слышать упрек в сторону УК за то, что они имеют какие-то свои бизнес-компании. Но это ведь, наверное, не запрещено? Какими-то документами регламентируется коммерческая деятельность УК? Не получается ли так, что все силы брошены на зарабатывание денег, а жилищные услуги населению оказываются по остаточному принципу? (Бармин П.Н.)
— Управляющая компания — это коммерческая организация, общество с ограниченной ответственностью. А в уставе любого ООО написано, что цель деятельности — извлечение прибыли от своей работы. Основной доход мы получаем от управления жилым фондом и должны получать прибыль, а не убытки, иначе налоговая инспекция предъявит нам претензии. Мы, как и любое ООО, имеем право оказывать дополнительные услуги в рамках своего устава.
Содержание и текущий ремонт жилого фонда и общедомовых инженерных сетей выполняются за счет оплаты населением жилищных услуг. А ремонт того, что находится в квартире собственника, — трубы, электропроводка, сантехника и прочее — выполняется за дополнительные деньги. Но в этом случае у собственника есть выбор: он может вызвать либо работника своей подрядной организации, либо со стороны. Эта норма записана в законе. И на каждый вид работы у нас есть калькуляция. Это и есть доход жилищной организации.
— Во сколько обходится жителям Ново-Савиновского района персональный архитектор, автор памятника «Сантехник»? (Зульфия)
— Зульфия внимательно следит за нашей работой... (Улыбается.) Когда в 2006 году мы приняли под управление жилой фонд, его недоремонт был на 4,5 миллиарда рублей. Система инженерной коммуникации висела на волоске, я боялся, что ночью случится авария. Были затоплены подвалы, и мы первые три-четыре года буквально не выходили из-под домов, чтобы ликвидировать данную проблему. В этом районе я работаю с 2002 года и помню, сколько было аварий — и свет отключали, и воду, и отопление. А сегодня мало кто вспомнит, что у него зимой отключили отопление или из-за аварии нет подолгу воды. Да, отключения бывают, но это из-за плановых масштабных работ по врезке в водовод и т. п.
Но никто не видел нашу работу в подвалах, все просили благоустройство дворов и детские площадки. И мы все дворы разделили между подрядными организациями и требовали их благоустройства, проводили конкурсы на лучший двор. В 2007 году наша УК была лучшей в Казани по благоустройству дворовых территорий. Мы даже в общероссийском конкурсе заняли первое место, и нам минстрой РФ выделил миллион рублей на малую архитектурную форму для детской площадки. Вопрос благоустройства придомовой территории актуальный. Этому особое внимание уделяют руководители республики и города.
На одном из совещаний мэр Казани Ильсур Раисович Метшин сказал нам, что надо бы вернуться к той практике, когда в парках и скверах ставили разные фигуры. И мы эту идею подхватили — перед Универсиадой оформили двор на Чуйкова парковыми скульптурами спортивной тематики. До сих пор двор хорошо содержится, за что большое спасибо жителям этих домов. И мы с тех пор начали оформлять дворы парковыми фигурами разной тематики — семейная, сказочная, фольклорная. Открытие дворов посещали и мэр города, и президент республики.
«Престиж работника ЖКХ падает, и мы, чтобы поднять престиж дворника, сделали его скульптуру перед зданием нашей УК»
Как я уже сказал, престиж работника ЖКХ падает, и мы, чтобы поднять престиж дворника, сделали его скульптуру перед зданием нашей УК. А в прошлом году мы проводили конкурс сантехников, в котором приняли участие 54 человека. В августе подвели итоги, приурочив к этому событию открытие скульптуры рабочего-сантехника, которую мы поставили на улице Чистопольской перед нашим учебным центром. Вся работа обошлась нам около 200 тысяч рублей.
— За чей счет?
— Конечно, за счет управляющей компании! Это средства, которые мы зарабатываем, оказывая дополнительные услуги. Я тесно сотрудничаю с Казанским строительно-архитектурным университетом, ежегодно участвую в защите дипломных работ. И я там подбираю себе кадры. Мы взяли на работу в свое ПТО инженера-архитектора на зарплату 20 тысяч рублей. И все эти скульптуры — это ее проектная работа.
— А где заказываете реализацию проектов?
— Сами делаем, ведь у нас есть своя производственная база. УК «Уютный дом» — единственная в Казани жилищная компания, которая сохранила производство. Что удивительно, в советское время из 7 казанских районов только у Ново-Савиновского в ПТЖХ не было своей производственной базы, а сегодня нет ни у кого, кроме нас. У нас есть и металлический цех, и столярный, и лакокрасочный. Мы сами все делаем: урны, качели, горки, малые архитектурные формы. «Сантехник» сделан силами нашей организации, никого из Москвы или Италии мы не привлекали...
Конкурс сантехников
«ЗА ОДН «СВЕТ» НАСЕЛЕНИЕ СТАЛО ПЛАТИТЬ В 11 РАЗ МЕНЬШЕ»
— Какие современные технологии используются в повседневной работе в УК «Уютный дом»? Возможно, это автоматизация какой-либо работы, какие-то инновации, современные подходы в управлении жилищным фондом. Хотелось бы, чтобы вы своим ответом развеяли миф, что ЖКХ — это только проржавевшие трубы. (Дмитрий)
— Сегодня ЖКХ — это не проржавевшие трубы, это совершенно другой уровень. И работники совсем другого уровня — вчерашний «Афоня» сегодня не работает. Инженерная система домов в корне поменялась.
С 2009 года мы задумались об экономии и взяли направление на энергосбережение. Было поручено в каждом районе сделать энергосберегающий квартал, и мы первыми этим занялись. В 2010 году мы были первыми в России, кто уже реализовал этот проект. Эльвира Набиуллина в то время была министром экономразвития РФ, она во главе делегации в 240 человек из всех регионов страны приехала в Казань, и все были удивлены результатом нашей работы. Квартал в 26 домов мы полностью перевели на энергосберегающие технологии.
В первую очередь мы в подъездах поменяли лампы накаливания на светодиодные. Мы сами удивились полученным эффектом: в 11 раз (!) уменьшилось потребление электроэнергии в местах общего пользования. Значит, за ОДН по статье «Свет» население стало платить в 11 раз меньше. Затем мы оборудовали дома узлами учета и погодного регулирования отопления, тем самым уменьшив потребление тепла на 40 процентов. Мы также установили общедомовые приборы учета на все коммунальные услуги: электричество, горячую и холодную воду. А где учет, там и экономия. Мы провели работу с населением, чтобы счетчики поставили в каждой квартире. На тарифы мы повлиять не можем, а вот объем потребления населением сократить можем: когда есть счетчик, люди стараются экономнее тратить ресурсы.
— В целом в этом квартале какая экономия средств населения получается?
— За первый год — порядка 9 миллионов рублей, сегодня — 24 миллиона. В повседневной жизни этой экономии не видно, но цифры говорят сами за себя.
— Наверное, вы не ограничились одним энергосберегающим кварталом?
— Сегодня практически на 100 процентов мы перешли на энергосберегающие лампы в подъездах, подвалах и на чердаках. Мало того, мы установили датчики движения и шума, чтобы после забывчивого сантехника свет в подвале не горел.
— А кто должен менять перегоревшие лампочки в подъездах?
— Жилищники. Но светодиодных ламп хватает на 10–15 лет. Лампы-то не перегорают, но есть одно «но» — их воруют, к сожалению...
Камеры видеонаблюдения
«КУДА ПРЕСТУПНИКИ ПОЙДУТ? В ДОМА, ГДЕ НЕТ ВИДЕОКАМЕР»
— Почему нет камер видеонаблюдения, которые в других районах установили еще осенью? (Нагуманова Суфия Ильдусовна)
— Вопрос «Почему в нашем доме не поставили видеокамер?» — это бальзам на сердце! Я столько критики выслушал в свой адрес, когда мы одними из первых в 2014 году начали устанавливать видеокамеры. Мы были вынуждены оборудовать дома видеокамерами, потому что после капитального или текущего ремонта уже через несколько дней все почтовые ящики были поломаны, стены исписаны. Охранника в каждый подъезд не поставишь, население за порядком тоже не следит, и единственный выход — это видеокамеры. На каждый подъезд мы устанавливали по две камеры для полного контроля. Сначала камеры ломали, но мы их восстанавливали. Таким образом оборудовали 38 домов.
Потом появилась программа «Безопасный город», массово начали устанавливать видеокамеры в жилых домах. В трети казанских домов камеры установили, а в нашем районе — в 184 домах. Но камеры устанавливают не в подъездах, а на доме — не меньше трех. Но задача жилищников — сохранить жилой фонд от порчи, ведь все, что испорчено после ремонта, ремонтируется за счет собственников жилья. Это в разы дороже, чем оборудовать подъезды видеокамерами и обслуживать их.
— Во сколько обходятся камеры для жильцов?
— С квартиры — 45 рублей ежемесячно. А ведь в доме до 25 камер! И при этом каждый собственник имеет возможность по интернету следить за своим домом и подъездом в онлайн-режиме. Естественно, решение принимается общим собранием собственников, чтобы за проголосовали не менее 67 процентов. А те, кто был против, начинали писать на меня жалобы — якобы мы наживались за счет жильцов. Но в основном люди понимают пользу от видеокамер: в тех дворах машины не трогают, в подъездах порядок, потому что тех ребят, которые портили имущество, поймали и наказали. Сегодня все магазины оборудованы камерами, а преступности-то с годами меньше не становится. Куда преступники пойдут? В дома, где нет видеокамер. И мошенники ходят по подъездам, бабушек обманывают. К сожалению, не каждый это понимает.
Работу по установке видеокамер по городской программе мы продолжаем, в этом году планируем все дома оснастить. Но это по три камеры на дом. Если же жители хотят установить видеокамеры в подъездах, то мы проводим общее собрание, оформляем решение протоколом. Хоть на каждом этаже можем поставить камеры — технически это возможно.
«ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ — ЭТО НЕ МЕСТО ДЛЯ СТОЯНКИ!»
— Живу вроде бы в городе, а по ощущениям — в деревне: грязь на тротуарах непролазная, а на площадке между домами по Амирхана, 2, 2а ,4а вечерами света нет. Детская площадка разваливается, а ведь еще и двух лет не прошло (по ночам пьяницы собираются, спасибо за уют передают) И стоянок нет! Но в соседнем дворе небольшая стоянка есть — уютная и чистая... Мы вдруг узнали, что она под патронажем «Уютного дома» и платная. На основании чего?! Земли-то свободной нет! (Руслан, Амирхана, 4)
— Амирхана, 4 — это дом под управлением ТСЖ. А что касается двора Амирхана, 2, 2а, 4а, то я с Русланом не согласен. Двор там замечательный! По поводу парковок — эта проблема есть практически везде, во дворах есть и незаконные гаражи, которые занимают много места. Но если в доме есть дружный коллектив, то место найти и оборудовать можно. Конечно, человек, покупая машину, должен заранее думать, где он ее будет ставить. Придомовая территория — это не место для стоянки! Это место общего пользования, и каждый имеет право в равной степени им пользоваться: и дети, и мама с коляской, и пожилые люди.
ул. Амирхана, 2
— Как бороться с автомобилями во дворах?
— Бороться можно только коллективом этого дома — решением общего собрания запретить стоянку во дворе. К сожалению, закон в данном направлении очень слабый.
— А что это за стоянка такая — «уютная и чистая»?
— Во дворе Амирхана, 10 было пустое место. Когда мы ремонтировали этот двор, сделали и парковку на 50–60 машин. Да, мы сделали ее платной, но эти деньги полностью уходят на благоустройство данной территории. Приглашаю всех приехать и посмотреть, в каком состоянии находятся двор и проезды по Амирхана,10.
— Сколько платят за стоянку?
— Цена символическая — по 50 рублей за сутки. Но стоянка охраняемая, дворник ее чистит от снега. Жителям это удобно и выгодно, поскольку на эти средства содержится двор.
«В МАЕ НАЧНЕТСЯ УСТАНОВКА ОБОРУДОВАНИЯ ИТП»
— Почему вы, когда пришли в народ с предложениями по ИТП, не имели на руках ни правовых документов, ни технической и финансовой документации, ни гарантий? И сейчас за нашими спинами вы проворачиваете этот свой план. (Муслин)
— Не секрет, что сети ЦТП изношены, аварии происходят часто. И поставщики услуг посчитали, что восстанавливать сети экономически невыгодно, а дешевле установить в каждом доме ИТП — индивидуальные тепловые пункты. Новые дома уже строятся с ИТП. Затраты на установку ИТП к собственнику не относятся.
— И что делает ИТП?
— ИТП подогревает воду, то есть горячая вода готовится уже в самом доме, а не подается извне.
— Вода будет нагреваться электричеством?
— Нет, не электричеством и не газом, а отоплением, которое заходит в дом. Какие преимущества ИТП? Во-первых, к дому будет подходить не пять, а всего три трубы, будет меньше аварий. Во-вторых, улучшится качество воды — она не будет охлаждаться в сетях, и жителям не придется сливать воду, чтобы получить горячую.
— А как вода нагреется летом, когда нет отопления?
— Вода летом греется тем же теплоносителем, что и зимой, разница лишь в том, что контур системы отопления в каждом доме в межотопительный период находится в закрытом состоянии, поэтому отопление отсутствует. Нагрев воды происходит на отдельном от отопления контуре горячего водоснабжения и расходуется только для приготовления непосредственно горячей воды. Простыми словами, зимой работают оба контура, летом — только один. Друг на друга они не влияют, за отопление никто не начислит.
— За чей счет устанавливают ИТП?
— На установку ИТП выделены бюджетные средства, и эта работа проводится в рамках программы «Модернизация системы горячего водоснабжения Казани». Организационный период уже прошел, в жилых домах начали подготовительные работы, в мае начнется установка оборудования.
— Кто будет устанавливать ИТП?
— Компании, которые победят в тендере. Наша функция — допустить в подвал и контролировать, после установки — принять вместе с контролирующими органами и взять в эксплуатацию. Но почему-то крайними опять называют управляющие компании. Обидно слышать несправедливые обвинения.
— За счет каких средств будет установлен бойлер на проспекте Ямашева, 73 и какова его стоимость? На чьем балансе будет оборудование? (Марат)
— Программа «Модернизация системы ГВС в городе Казани» реализуется за счет бюджетных средств. Ориентировочная стоимость установки ИТП на один жилой дом составляет 900 тысяч рублей. С проектно-сметной документацией вы можете ознакомиться в производственно-техническом отделе ООО «УК «Уютный дом» по адресу Четаева, 17, кабинет 108. Данное оборудование после монтажа и ввода в эксплуатацию будет принято в состав общего имущества жителей.
— «Уютный дом» — крупная управляющая компания с передовыми технологиями. Есть ли надежда в обозримом будущем победить устойчивый запах канализации в подъездах домов Лаврентьева, 12, Адоратского, 12? (Ринат)
— При возникновении запаха канализации подрядная организация мгновенно реагирует на засор. Но хочется отметить, что засор возникает не из-за того, что домовая часть неудовлетворительная, а из-за частых подпоров на наружных сетях, которые находятся на обслуживании МУП «Водоканал». На сегодняшний день общедомовая канализация на Лаврентьева,12 заменена на ПВХ-трубы и находится в удовлетворительном состоянии. Засор происходит также по вине жильцов. Были случаи, когда из системы канализации доставали различные предметы. А дом на Адоратского,12 не находится на обслуживании нашей управляющей компании.
«В первую очередь заменяются лифты, остальные средства идут на строительно-монтажные работы»
БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ ЗАКОН №185-ФЗ НЕ ВКЛЮЧИЛ В КАПРЕМОНТ ДОМОВ
— Кто определяет план капитального ремонта многоквартирных домов на текущий год?
— В свое время управляющие компании заполнили паспорта всех домов, на основе которых минстроем РТ создана база данных. База мониторится, составляется план капремонта на год. Все желающие узнать год капремонта своего дома могут зайти на сайт минстроя, жилищной инспекции или своей управляющей компании. Объем финансирования сохраняется на уровне предыдущих лет, например, в нашем районе это порядка 300 миллионов рублей. В первую очередь заменяются лифты, остальные средства идут на строительно-монтажные работы.
— Помнится, в Казани одно время к ремонту подходили комплексно: если дом капитально ремонтируется, то и придомовую территорию приводят в порядок. Эта норма сохраняется?
— К сожалению, в рамках закона №185-ФЗ в капитальный ремонт не включено благоустройство придомовой территории. Конечно, мы стараемся сделать комплексный ремонт, но не везде это получается.
— Отдельной программы по благоустройству дворов нет? Сегодня вам больше всего поступило вопросов именно по дворам.
— Отдельной программы нет, но, благодаря нашему президенту РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову бюджет республики ежегодно выделяет средства на приведение дворов в порядок, на ремонт межквартальных проездов и других мест общего пользования. В приоритете всегда те места, где есть социальные объекты — школы, детские сады, поликлиники. Оставшиеся средства идут на ремонт нескольких дворов. Нам ежегодно удается отремонтировать 10–15 дворов. Потребность в ремонте сегодня намного больше, чем выделяется средств. Но есть хорошая новость: в России заработала новая программа по благоустройству городской среды, нашей республике тоже выделены средства.
— Когда отремонтируют фасад дома и приведут в порядок двор дома по проспекту Ямашева, 61? Даже к Универсиаде этот дом единственный на весь проспект остался страшным. (Светлана)
— Дом на Ямашева, 61 включен в список для формирования программы ремонта кровель и фасадов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Фасад оштукатурен, покрашен.
«ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ СОДЕРЖИТСЯ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННИКОВ»
— Очень много вопросов по дорожному покрытию во дворах и межквартальных проездах. На плохое состояние асфальта жалуются с проспекта Ямашева, 79, с улиц Восстания, 12а, Четаева, 46 и 58, Адоратского, 44 и 46, проспекта Ямашева, 61.
— С 2006 года мы уменьшили недоремонт жилого фонда вполовину, и сегодня основная часть жалоб идет не на состояние дома, а на благоустройство придомовой территории. Жалобы поступают и в управляющую компанию, и в администрацию района, города. Хорошо, что бюджет республики выделяет какие-то средства на ремонт дворов, но этого мало.
Капитальный ремонт асфальтового покрытия около Четаева, 58 был выполнен в 2010 году, а у Адоратского, 46 со стороны двора — в 2016 году. В 2017 году запланирован капремонт асфальтового покрытия около Ямашева, 79.
А вообще, вся придомовая территория сегодня отмежевана, и это уже общедомовое имущество, которое содержится за счет сособственников. Территорию своего дома можно узнать на публичной кадастровой карте pkk5.rosreestr.ru. Если считаете, что нужен ремонт двора, то общим собранием надо принять такое решение и определить источник финансирования. Сидеть и ждать тоже можно, но тогда уж не надо жаловаться...
— А источник финансирования — это собственные средства жильцов дома? Наверное, потребуются большие деньги...
— Асфальтирование — это, конечно, большие деньги, но ведь и дома бывают большие — целые корабли.
— Почему был исключен двор дома №21а по улице Голубятникова из плана капитального ремонта дворовых территорий на 2017 год? (Юзликеев)
— План ремонта дворов составляет администрация района. Конечно, пожелания управляющей компании учитываются, но наших пожеланий на 200 процентов больше финансовых возможностей...
— По детским площадкам тоже пришло несколько вопросов. Их оборудование входит в ремонт двора?
— По возможности. Но в основном детские площадки оборудуются за счет средств населения, на заемные или заработанные УК средства.
— Сколько в среднем стоит детская площадка?
— Все зависит от масштаба. Мы стараемся делать площадки в больших дворах, чтобы был определенный охват населения. Асфальтовое покрытие стоит порядка 10–15 миллионов рублей, детско-спортивная площадка и зона отдыха — порядка 9–11 миллионов, если делать хорошо.
ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ НАСЕЛЕНИЕ НАДО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
— По сбору мусора тоже пришли вопросы. А это вообще функция управляющей компании?
— Сбор ТБО — жилищные услуги, а по новому законодательству перевозка и захоронение — это коммунальные услуги. Но пока данная норма не введена, мы наняли подрядную организацию для этих целей.
— Время от времени муссируется вопрос о раздельном сборе ТБО. Как считаете, приучить население раздельно собирать разные виды отходов — это реально?
— Это реально и необходимо, уже на начальном этапе это происходит. В некоторых дворах уже есть специальные контейнеры для сбора макулатуры, пластиковых бутылок. Определенные компании таким образом собирают вторсырье, и это тоже хорошо. Но пока население не будет готово к раздельному сбору своих отходов, никакие уговоры и угрозы не помогут.
— А как подготовить население?
— Об этом надо больше говорить, рассказывать, писать. Пока население не увидит своей выгоды, никогда собирать отходы раздельно не станет. А выгода выражается только в денежной форме. Например, те, кто собирает ТБО в разные контейнеры, будут меньше платить за содержание контейнерных площадок и вывоз мусора.
— Самозанятым гражданам государство выделяет около 60 тысяч рублей. На эти деньги на месте контейнерной площадки должен появиться пункт сбора вторсырья. Почему бы не попробовать перейти на концепцию «ноль отходов»? (Михаил Кузнецов)
— По санитарным нормам установка пунктов сбора и сортировки в густо застроенном Ново-Савиновском районе не представляется возможной. Данные пункты сортировки расположены в промышленных зонах.
— У нас во дворе домов Адоратского, 52, 54, 56 жильцы «забивают» место для парковки, ставят кирпичи, старые канализационные трубы, б/у резину камазовскую. Это так некрасиво! Родственники из Ижевска очень удивились такому бардаку в Казани! У них местные жилищники очень строго следят за самовольством! Нельзя ли наших дворников обязать убирать весь этот мусор? (Рамиль)
— К сожалению, вы правы. При проектировании домов в 80-х годах в расчет принималось небольшое количество автомобилей. В настоящее время автопарк вырос в разы, а парковочные места остались в прежнем объеме, организованных автостоянок рядом с жилым домом нет. Поэтому каждый автомобилист, возвращаясь с работы, хотел бы иметь место для парковки и, как говорите, «забивает» его. Работники подрядной организации производят уборку свободного места, оставленного на местах парковки.
— Чем обусловлена необходимость организации мусоро-контейнерных площадок во дворах домов без согласования с жителями, если не соблюдены нормы СанПиН и не происходит своевременного вывоза и уборки территории? (Альберт Фатхутдинов)
— На сегодняшний день в городе имеется два вида сбора ТКО: контейнерные площадки и мусорокамеры. Мобильная контейнерная площадка установлена на муниципальной земле, а не на территории жилого дома согласно плану межевания земельных участков. К сожалению, других подходящих мест для установки контейнерной площадки для вашего дома нет. В перспективе рассматривается проект с заглубленными контейнерами: делается колодец на глубине 6 метров с установкой контейнера объемом 5 кубометров, что исключит захламленность территории, доступ посторонних лиц и придаст эстетический вид.
— Почему нет реакции на неоднократное обращение в ЖЭУ-41 и в УК «Уютный дом» по поводу сбора ТБО и парковки автомобилей непосредственно под окнами жилых квартир подъезда №5 дома №69 по улице Чуйкова? (Фарида Хадиевна)
— Из-за большого количества автомобилей жильцов, припаркованных во дворе жилого дома, у мусоровоза нет возможности собирать ТБО у каждого подъезда. Поэтому была определена точка сбора у арки. На сегодняшний день во дворе домов №67, 69 проводится капитальный ремонт асфальтового покрытия, делаются дополнительные парковочные места для автомобилей. После завершения работ пересмотрим по возможности точку сбора контейнеров. Управляющая компания обслуживает ваш дом с 2006 года: когда он принимался, газона у пятого подъезда не было, асфальтировка была выполнена согласно проекту.
— Обязаны ли уборщицы вашей подрядной организации мыть лифты и очищать стенки лифтов от рекламы, объявлений, надписей маркером, следов клея, грязи и т. д.? (Эмиль)
— Уборку кабин лифтов в домах нашей УК осуществляют районные подрядчики на основании договоров, заключенных между ними и организациями, обслуживающими лифты. При отсутствии таких договоров уборку кабин лифтов обязаны осуществлять предприятия лифтового хозяйства.
— Не планируете ли вы в ближайшем будущем для более оперативного решения вопросов жителей в сфере ЖКХ открыть мобильную группу наподобие WhatsApp? Это позволит миновать посредников в виде грубых диспетчеров, бюрократической «Открытой Казани», карательной ГЖИ, которые создают еще и временные препятствия в решении проблем. (Рустам)
— Считаю, «Открытая Казань» — это очень хорошая система, работающая и доступная для всех. Мы анализировали: заявка от населения доходит до исполнителя буквально за две-три минуты. И контроль за исполнением налажен. А WhatsApp есть далеко не у всех. Но если есть какие-то конкретные предложения, то мы готовы выслушать.
— Марат Абдулхаевич, спасибо за полезный и откровенный разговор!
16+
Нуриев Марат Абдулхаевич родился 14 мая 1966 года в деревне Шемяково Апастовского района ТАССР. Окончил Казанскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «инженер по водоснабжению и водоотведению» (1999).
1983–1984 — тракторист в колхозе им. Крупской, Апастовский район.
1986–1989 — тракторист в апастовском районном объединении «Сельхозхимия».
1989–1990 — слесарь-сантехник в ЖЭУ-8 ПТЖХ Вахитовского района Казани.
1990–1995 — инженер в ЖЭУ-49 ПТЖХ Вахитовского района Казани.
1995–2001 — заместитель управляющего ПО «Казгоржилхоз» ПТЖХ №1 Вахитовского района Казани.
2001–2002 — заместитель директора АНО «Жилсервис» Вахитовского района Казани.
2002 — директор АНО «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.
2002–2006 — директор МУП «Жилсервис» Ново-Савиновского района Казани.
С 2006 года — генеральный директор ООО «Управляющая компания «Уютный дом».
С 2005 года — депутат Казанской городской Думы.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.